Работа с "трудными" семьями
методическая разработка по теме
Программа работы классного руководителя с семьями находящимися в социально-опасном положении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_semi.docx | 39.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в социально – опасном положении
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.
Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
- отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
- незнание их интересов и потребностей;
- политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
- усиление влияния псевдокультуры;
- неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
- отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
- чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
- сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
- "эпидемия" разводов;
- потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Типы "трудных" семей:
- Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.
- Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
- Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.
- Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
- Семьи, в которых родители предьявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Проблемы родителей;
- Социально-медицинские:
- физические недостатки, патологии самих родителей;
- физические недостатки, патологии ребенка;
- психические растройства одного из родителей;
- психические заболования ребенка;
- алкоголизм, наркомания и т.п. ;
- нарушение санитарно-гигиенических норм питания.
- Социально-педагогические:
- гиперопека ребенка;
- ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;
- расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;
- языковый барьер (двуязычие).
- Социально-психологические:
- недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
- конфликты в семье.
- Социально-экономические:
- низкий материальный уровень семьи;
- плохие жилищные условия;
- низкая предметная обеспеченность.
- Социально-юридические:
- незнание своих прав и обязанностей как родителей;
- юридическая некомпетентность.
Этапы работы с семьей:
- Диагностика проблем семьи.
- Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.
- Содействие в получении социальной помощи.
- Диагностика результатов работы.
Цель программы:
Оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.
Задачи программы:
- повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;
- содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;
- коррекция внутрисемейных отношений.
Принципы применяемые в работе с семьей:
- повышение пристижа здоровой семьи;
- повышение активной жизненной позиции;
- коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
- поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.);
- социальное партнерство всех служб;
- изучение и распространение новых технологий;
- профилактика проблем.
Методы:
- патронаж
- беседа
- диагностика
- консультирование
- занятия
- тренинг
- информационность
- просвещение
Таким образом, в работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- принимать активное участие в жизни семьи;
- всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- уважать право ребенка на собственное мнение;
- уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Прогнозируемый результат:
Смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей | Задачи классного руководителя |
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта |
|
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми |
|
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей |
|
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют |
|
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью.Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими |
|
11. Консультации для детей и родителей | Систематически | Администрация, психолог, врач |
12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений | 1 раз в месяц | Администрация, социальный педагог |
13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей | Систематически | Администрация, психолог, социальный педагог |
14. Единый день отказа от курения | Ноябрь | Классные руководители, зам. директора по ВР |
15. Единый день профилактики правонарушений | Декабрь | Администрация, классные руководители |
16. Городская акция «Шаг в будщее» | Окрябрь - ноябрь | Администрация, классные руководители |
17. Всемирный день здоровья | Апрель | Администрация, классные руководители |
Карта оценки риска семейного неблагополучия школьника
при проведении обследования ЖБУ
№ | Этапы изучения семьи | Симптомы | Индекс |
1 | Первичное наблюдение в условиях школы | -систематические опоздания в школу | 1 3 2 1 |
2 | Оценка санитарно-гигиенических условий воспитания ребенка в семье | -запах в квартире (затхлый / алкоголя/ сырости / сигаретного дыма / мочи / другое) -антисанитарные условия в кухне (грязная посуда / битая посуда / пустые бутылки из-под алког. напитков / пищевые отходы / отсутствие необходимых бытовых предметов: холодильника, кранов, мебели / тараканы) | 3 3 2 3 2 |
3 | Оценка условий воспитания, атмосферы семьи | -отсутствие игрушек, книг | 3 2 3 3 2 |
при проведении обследования ЖБУ
Индекс 1 – необходимо выяснить причины данных симптомов
Индекс 2 – необходимо углубленное изучение ситуации в семье
Индекс 3 – необходимо применение комплекса социально-педагогических мер по профилактике и коррекции семейного неблагополучия
Примерный перечень видов помощи семье, находящейся в социально опасном положении*
Вид помощи | Мероприятия |
Социально-педагогическая | Организация бесплатного питания для детей из семей в СОП (за счет средств фонда Всеобуча, по иным каналам). Дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации. Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу) |
Медицинская помощь | Наркологическая, психотерапевтическая поддержка родителей |
Коррекционная помощь | Организация коррекционной помощи детям на базе дефектологических служб. |
Правовая помощь | Помощь в реализации родительских прав |
Материальная помощь | Предоставление земельного участка (для развития приусадебного хозяйства) |
Психологическая помощь | Организация консультаций психологов учреждений образования, в том числе СПЦ, ДСП, ЦКРОиР, медицинских учреждений |
*без учета реального положения в семье и имеющихся ресурсов
помощи
Показатели неблагополучия семьи
1.Социально-экономические:
- длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;
- длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток;
- расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;
- отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;
- необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;
- задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;
- частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
2.Медико-санитарные:
- антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
- отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
- алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;
- неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
- несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;
- противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.
3.Социально-демографические:
- родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
- устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);
- выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
- родители или один из них посещает деструктивную секту;
- родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
4.Психолого-педагогические:
- полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
- непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
- систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
- насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;
- устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;
- повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи
5.Криминально-аморальные:
- постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
- нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;
- аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);
- проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи;
- наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;
- попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
- оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
- вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.
Учетная карточка обучающегося, находящегося в социально опасном положении
Фамилия_______________________ имя ________________ отчество ______________________
Дата рождения ______________________________
Место фактического проживания ------------------------------------------------------
Место регистрации ---------------------------------------------------------------
Социальный статус семьи:
(полноценная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная,опекунская)
Сведения о родителях:
Мать: фамилия имя отчество ------------------------------------------------------------------------
Место работы ------------------------------------------------------------------------
Отец: фамилия имя отчество -----------------------------------------------------------------------
Место работы -----------------------------------------------------------------------
Опекун (попечитель): фамилия имя отчество --------------------------------------------------------
Место работы -----------------------------------------------------------------------------
В семье также проживают---------------------------------------------------------------------------------
(братья, сестры, бабушка, дедушка и т.д.)
Состоит на учете----------------------------------------------------------------------------
(ПДН ОВД, КДН, причины, дата постановки)
Основания и дата постановки на внутришкольный учет------------------------------------
(причины, по представлению, дата решения Совета профилактики)
Снят с внутришкольного учета---------------------------------------------------------------
(основание, по представлению, дата решения Совета профилактики)
Заместитель директора по воспитательной (учебной) работе _______________
Классный руководитель_________________
«____»________________ 20___ г.
Учетная карточка семьи, находящейся в социально опасном положении
Семья _________________________________, учащегося __ класса.
(Ф.И. )
Дата постановки на внутришкольный учет ______________________________________
Основания постановки на внутришкольный учет _________________________________ ___________________________________________________________________________
Мать ______________________________________________________________________
Место работы _______________________________________________________________
Отец _____________________________________________________________________
Место работы _______________________________________________________________
Брак родителей _________________
Опекун (попечитель) _________________________________________________________
Место работы (на пенсии) _____________________________________________________
Количество детей ____________________________________________________________
(с указанием фамилии, имени, года рождения, где обучается или работает (не работает)
В семье также проживают: ___________________________________________________
___________________________________________________________________________
Семья фактически проживает по адресу: ________________________________________
Место регистрации __________________________________________________________
Социальный статус семьи______________________________________________________
(полноценная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная, опекунская)
Жилищные условия ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Семья имеет:
Общий доход _____________________
Получает детское пособие _________________
Получает пенсию по потере кормильца ______________________
Оказывалась социальная помощь ранее __________________________________________
(когда, кем, в каких размерах)
Краткая характеристика социально-психологической ситуации в семье
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Классный руководитель (социальный педагог)
«_____» ___________________ 200 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Рабочие программы для профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ:ОП.03 Основы строительного черчения. ОП.04.Основы технологии общестроительных работ. ПМ.03 Выполнение каменных работ.
Рабочие программы предназначены для обучения по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ...
ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)
В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...
Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)
Результативность коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР зависит от эффективного взаимодействия специлистов, работающих в группе....
Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг
Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...