Классный час "Поспешай делать добро"
классный час (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Поспешай делать добро
Цель : способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного и ошибочного представления о доброте и добрых делах.
Форма проведения: этическая беседа.
Ход мероприятий
(Занятие начинается с двух маленьких экспериментов)
Эксперимент 1
Классный руководитель. Ребята, в течение одной минуты запишите на листочке любые слова.
А теперь подчеркните те, которые имеют отношение к нравственности.
Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения. (Словарь С.Ожегова)
(По окончанию работы желающие могут прочитать свой выбор слов.)
-Какой вывод мы можем сделать?
-Да, наша жизнь и наши мысли обязательно соприкасаются с нравственными проблемами. Как вы думаете, почему?
Эксперимент 2
Теперь я предлагаю написать 10 любых прилагательных. Подчеркните те прилагательные, которые имеют отношение к нравственности.
(По окончании работы желающие так же могут прочитать свой набор слов)
-Ребята, какой вывод вы можете сделать из результатов эксперимента?
Верно, в запасе человеческой мысли значимое место занимают проблемы морали : нравственные оценки, отношения людей, в чем вы сейчас убедились.
А как это воплощается в опыте поведения? Необходимость в своих действиях нести добро окружающим точно выражает русская народная пословица: «Поспешай делать добро». Можете ли вы эту пословицу применить к своему поведению? Давайте обратимся к вашему опыту.
Выберите наиболее свойственный вам вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях.
(Выбор варианта ребята делают письменно, чтобы педагог мог проанализировать направленность их решения)
Ситуация 1
Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом.
-Какой вариант поведения выберете вы?
а) предложу посмотреть передачу вместе с братом;
б) сначала посмотрю передачу, потом пойду погулять с братом;
в) выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить;
г) пойду погуляю с братом;
д) придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять.
-Прокомментируйте свой выбор.
Ситуация 2.
Классный руководитель объясняет ребятам, что на елку в цирк (или какое-то местное учреждение) удалось достать всего 18 билетов, и говорит : «Вас в классе…(большее количество) человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому».
-Как вы поступите?
а) предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно;
б) предложу решить голосованием:
в) предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой;
г) подниму руку, что не пойду;
д) предложу распределить по группам, а группа выберет достойных.
-Объясните выбранный вариант.
Ситуация 3
Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли.
-Как вы посоветуете учителю поступить при распределении ролей?
а) главные роли дать тем, кто же проявил свои способности;
б) главные роли дать желающим;
в) главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал;
г) желающим тянуть жребий;
д) пусть решат сами участники спектакля.
А теперь, ребята, попробуйте распределить выбранные вами решения по следующим колонкам : для себя, для других, для коллектива, для семьи. Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью : «Поспешай делать добро»?
-Давайте проанализируем ,какой вариант поступка в каждой ситуации говорит о доброте в отношениях к другому. Что же можно посчитать добрым?
- Всегда ли справедливое решение соответствует доброму?
-А что же такое справедливость?
(Предположение детей)
Это стремление соответствовать истине в решениях и поступках, быть беспристрастным. А можно ли быть беспристрастным, стремясь к добру? Следовательно , доброта, добро, требует от человека проявления чувств.
Вспомните слова А.С. Пушкина : «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал».
-А вот еще одни стихи, они принадлежат перу иранского поэта А.Фирдоуси :
Давай вершить добро, пока есть силы.
Не то потом и ты, и я в преддверии могилы
Лишь зло пожнем.
Посеем семена добра,
Покуда сеять можем,
Пока земля, что столь щедра,
Для нас не станет ложем.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро - творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится…
-Вы обратили внимание на то, что рядом с добром соседствует зло. Как вы думаете, почему?
Добро всегда противодействует злу, борется с ним. Известный врач и философ Альберт Швейцер очень интересно определил сущность добра и зла: «Добро-то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».
-Значит, основное назначение человека - творить добро. Вы согласны с этим?
Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З - земля, Л - люди, М - мыслите, буква Д обозначалась словом Добро.
Азбука как бы призывала: Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."
Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела». Цели: 1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...
Классный час "Спешите делать добрые дела!"
Классный час для учащихся 5-6 классов разработан в соавторстве с Папко П. и Шутовой Е.В....
Классный час "Спешите делать добрые дела"
Особое место в учебно-воспитательном процессе занимает классный час, на котором формируются морально-нравственные качества личности, гражданская позици...
классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"
данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....
презентация к классному часу "Делать добро спешите"
Презентация ставит своей целью помочь учащимся поразмышлять о важнейших нравственных ценностях: добре, уважении, о сложности нравственного выбора.При подготовке презентации были использованы материалы...
Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»
Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»...
Технологическая карта классного часа «Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»
Технологическая карта классного часа«Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»Тип - Обзорный.(Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в го...