Классный час
классный час (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час.
Тема «Доброта, отзывчивость, милосердие - это Россия»
Оформление: Символика России, рисунки учащихся, выставка книг о России, на доске запись темы, высказывания о России.
Начало: Звучит музыка: песня о России («С чего начинается Родина...»)
Слово учителя. Ребята, сегодня у нас пойдет разговор о самом ценном, дорогом в нашей жизни; о том, что сопровождает нас: с первой минуты рождения до последнего вздоха.
Два самых дорогих образа всегда живут в наших сердцах и согревают их. Они нас растят, заботятся, воспитывают, оберегают, приходят на помощь...
Вопрос. Как вы думаете, о ком и о чем идет речь?
Ответ. О маме, о Родине.
Учитель. Действительно, мама и Родина едины, у них много общего. Не случайно мы говорим Родина - мать. На уроках мы осуждали эту тему, и вы писали сочинения о маме, о Родине.
Вопрос. Что для каждого из нас значит мама? Что вспоминаем с этим именем? Зачитайте те слова, которыми вы охарактеризовали свою маму.
Чтение отрывков из сочинений о маме.
Учитель. Как видите, мамы очень разные, многоликие, но все обладают одними и теми же качествами: любовью, добротой, отзывчивостью.
Вопрос. Можно ли сказать о Родине, что она тоже многолика.
Ответы. Да...
Учитель. Действительно, многолик и неогляден образ Родины, много слов сказано о ней. Послушайте и задумайтесь над ними.
Чтение стихотворения о Родине.
С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного, молочного,
Из детских безоблачных грез.
А может быть, с первых подснежников,
Хрупких, холодных, упрямых.
А может быть, с самого нежного
Кроткого слова «мама».
С чего начинается Родина?
С ясного синего неба,
С дорог, что еще не пройдены,
Иль с города, где ты не был.
Вопрос. А какой у вас возникает образ при слове Родина, какой вы ее представляете?
Ответы учащихся и чтение отрывков из сочинений.
Учитель. Велика и удивительна наша Родина. И как у каждой страны у нее есть отличительные государственные знаки - символика. Назовите, какие символы есть у нашей Родины.
Ответ. Герб, флаг, гимн.
Учитель. Но есть и другие отличительные особенности нашей страны, которые складывались веками и показывают душу русских людей, их величие — это качества России: доброта, отзывчивость, милосердие. Послушайте отрывок их сочинения старшеклассников.
Чтение отрывка учащимся.
«Родная Земля — это не только ромашки, березы, золотые волны пшеницы. В этих словах заключено все самое передовое, самое драгоценное, все, что вошло в плоть и кровь русского человека. Это люди, живущие рядом с тобой. Есть то, что они ненавидят, - и научили ненавидеть тебя. Есть то, что они любят, - и научили тебя любить справедливое, светлое. Любить Отчизну - это любить свой народ, его традиции и идеалы».
Учитель. Не случайно нашу страну с давних лет называли святой. Святая Русь боролась за свою свободу в древние времена, помогала в тяжелые минуты другим народам, не жалела своей жизни ради мира на земле и при этом сохраняла доброту, отзывчивость, милосердие. История во все времена доказывала это яркими примерами, особенно в трудное для страны и мира время.
Обратимся в наш небольшой информационный центр.
Чтение примеров.
1. 1812 год. В ночь на 24 июня полумиллионная армия Наполеона вторглась в Россию. Как один встал русский народ для отражения неприятельского нашествия. Пребывание Наполеона в Москве, разбой и мародерство его войск вскоре привели к разложению «великой армии», а пожар в Москве, охвативший огромную территорию, сделал невыносимым положение французов.
Отступая, армия Наполеона таяла на глазах у императора от холода, голода и болезней, от сокрушительных ударов армии Кутузова и партизанских отрядов. Предводитель захватчиков позорно бежал, бросив своих солдат. Менее 30 тысяч французов добрели до западных рубежей России к концу 1812 года. Простые французские солдаты обращались за помощью к своим врагам.
Велик наш русский народ — вот он уже видит не врага, а людей, нуждающихся в помощи, и делит- с ними последний кусок хлеба; сам лишенный крова, согревает их у своих костров. И понимают французы, что такой народ не одолеть злу, так как доброта и милосердие его выше ненависти.
Учитель. 22 июня 1941 года. Снова беда. «Родина — мать зовет!» - звучит призыв к народу.
Большой ценой была завоевана победа. Таких примеров мужества и отваги не видел мир. Но больше всего удивляло умение оставаться человеком в эти страшные годы, и такие примеры поражают наше воображение.
Ученик. 2. Блокадный Ленинград.
400 тысяч жителей остались в городе в окружении врага. Голод и холод уносил жизни каждый день. Вспоминают ленинградцы: «Помню, привезли ребят - близнецов. Вот родители прислали им маленькую передачу: три печеньица и три конфеты. Мальчик себе и ей дал по печенью, потом поделили пополам, остаются крошки, он дает крошки сестричке. А сестричка бросает ему такую фразу: «Серёженька, мужчинам тяжелее переносить войну, эти крошки съешь ты». Им было по три года... Они едва говорили...»
Учитель. Как призыв к нынешнему и будущему поколению звучат
слова-обращения И. Бехера:
Но быть человеком - не так это просто.
Но быть человеком - геройство в наш век!
О, встать бы и крикнуть с трибуны, помоста:
Храни человечность свою, человек!
Беда сплачивает людей и заставляет задуматься о своем высоком назначении. Назовите примеры нашего времени, где проявились доброта, отзывчивость, милосердие.
Примеры. (Ответы учащихся)
Учитель. Всегда ли нужны экстремальные ситуации, чтобы проявились лучшие качества?
Ответы. Нет. Каждый день.
Учитель. Вспомним, что такое доброта, отзывчивость, милосердие.
Ответы учащихся.
Учитель. Кто заставляет людей поступать так или иначе?
Ответ. Они выбирают сами...
Учитель. А кто нуждается в нашей помощи, сочувствии?
Ответы. Родные, близкие, друзья...
Учитель. Почему же мы не помним об этом каждый день? Почему не протягиваем руку помощи ближнему, боясь, что нарушим свой покой? Почему мы закрылись в своих квартирах, спрятав свои души, как улитки в своей раковине? И как крик души, просьба о помощи звучит вопрос Ани из письма в нашу газету: Кого же это касается?
Ситуация. «У нас большая семья: мама, папа и 4 детей. Папа пьет, деньги домой не приносит. Мама целый день на работе. Домашними делами занимаюсь я одна. Одежды модной у нас нет, новой, дорогой мебели — тоже. Но не в этом дело.
Горько, что ребята обходят меня стороной. Во дворе со мной никто не водится, чураются... Кто меня понимает, так это Олег из соседнего подъезда - у него такая же история.
Подруг у меня нет ни одной.
С кем же мне дружить? Ведь в классе то же самое: донимают, дразнят. Я уже теряю веру в людей, в теплые чувства, дружбу. Неужели моя судьба так никого и не касается. Один раз я подумала: может уехать куда-нибудь. Но уйти из дома - значит предать маму.»
Учитель. Обсуждение (вопросы).
Беседа по вопросам.
- Какие хорошие качества у Ани мы видим из ее письма?
- Правильно ли ребята относятся к Ане? Почему?
- Как характеризует ребят со двора и класса их поведение?
- Кто может помочь Ане? Что бы вы ей посоветовали?
- Были ли у вас или ваших знакомых такие ситуации? Как удалось наладить отношения? Помог ли кто-нибудь?
Учитель. Конечно, без таких ребят может вам и легче, но ведь надо помнить о назначении человека и суметь прийти на помощь, как это сделали эти ребята. Послушайте и задумайтесь.
Ситуация
«Во дворе между двумя домами на небольшой спортивной площадке играли в футбол 2 сборные команды
В самый разгар игры, когда мяч вот-вот должен был влететь в ворота одной из команд, послышался резкий крик женщины, зовущий на помощь. Никого из старших в это время во дворе не было.
Ребята на одно мгновение приостановились, оглянулись вокруг и, не увидев никого, продолжали гонять мяч, но крик не прекращался.
Вдруг капитан команды, которая явно проигрывала, скомандовал:
- Хватит, бросайте игру, где-то с женщиной случилась беда, надо бежать всем на крик и помочь ей.
Но в этот момент из команды, которая забивала один гол за другим, послышались возражения:
- Боитесь проиграть, трусите, нашли выход, чтобы сбежать с поля!
А «невезучая» команда уже в это время бежала к подъезду дома откуда уже доносился не крик , а стон.
- Трусы! Хитрецы!- кричали им вслед их партнеры по футболу».
Беседа по вопросам.
Вопросы для обсуждения
- Как вы оцениваете поведение обеих команд?
- Можно ли назвать членов команды, которая проиграла, «трусами»?
- Чем вызвано их решение бежать на помощь?
- Кто заслуживает названия «черствые и бездушные»?
- Как должен реагировать каждый, услышав крик, зовущий на помощь?
- Случались ли у вас такие ситуации? Как бы вы поступили на их месте?
Учитель. Как наказ звучат следующие строки.
Ученик читает
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряться
Все земные труды.
Может вырастил деревце
На земле Кулунды?
Может строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Плавок мирным теплом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому.
Учитель. Исходя их всего сказанного, подумайте, какие самые главные качества России?
Ответы. Доброта, отзывчивость, милосердие...
Учитель. Я хочу закончить наш разговор словами из стихотворения Расула Гамзатова:
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...