Урок культуры поведения в 3-ем классе "Страна вежливых слов"
классный час по теме

Глызина Лилия Сергеевна

Классный час о культуре поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kultury_povedeniya_v_3_klasse.doc52 КБ
Файл urok_kultury_v_3-em_klasse.pptx2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Урок культуры поведения в 3А классе

Тема: «Страна вежливых слов»



Цели:

         Образовательная – сформировать навыки использования вежливых слов в повседневной жизни, пополнение активного словаря;
         Коррекционно–развивающая - активизация познавательной деятельности (произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, речи); развивать коммуникативные умения.
          Воспитательная - воспитывать положительные личностные качества, формировать дружеские межличностные взаимоотношения

         Ход урока:

            1. Организационный момент. Позитивный настрой.


           2. Актуализация темы

          Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями, сёстрами, с соседями; в школе - со многими учителями, школьными товарищами, поварами, библиотекарем и т.д.; в магазине с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками.

          Трудно сосчитать, сколько людей за день увидишь; с одним только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь,  третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. А это значит, что человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в транспорте и т.д.

          Каждый бывает в роле старшего и младшего, требующего и исполняющего, оценивающего. И  все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставит в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимательности, грубости, злого слова. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляться и в поступках, и в словах, а также в тоне разговора с ними.

          Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех - для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых. Для всех. Их надо выполнять всегда.

          Кто знает, какие же это правила?


         
На мультимедийной доске изображение дерева. Учитель подсказывает ситуацию. Дети должны найти соответствующую речевую формулу, прочитать и прикрепить свой листик к дереву. Учитель:
Утром мы говорим друг другу... (Доброе утро!).
Встретив друга, знакомого, мы говорим... (Добрый день, Здравствуйте).
Прощаясь с хозяйкой, мы говорим.. (Спасибо за хлеб-соль).
Встав из-за стола, мы говорим.. .(Спасибо).
Опоздав на урок, мы говорим... (Извините!).
Провожая гостя на вокзале, мы говорим... (Счастливого пути!).
Познакомившись с кем-либо, говорим... (Очень рад знакомству).
Попросив передать тебе книгу, ты прибавишь... (Пожалуйста).
Когда ты хочешь попросить о чем-либо, ты прибавишь... (Будьте добры! Будьте любезны!).
           Учитель:
У нас выросло дерево вежливости и добра.
А почему наше дерево так называется? (вежливые слова учат добру).
И это правда. Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.
          Выяснить с детьми, с помощью каких слов люди здороваются. Перечислить: 
-Здравствуй! Привет!
-Добрый день, Ира! Ты сегодня очень хорошо выглядишь!
-Здравствуй, Коля !

Выяснить у детей, какое из приветствий им больше нравится и почему.
(Дети называют приветствие, с употреблением имени и с комплиментом).
Человеку всегда приятно, если его называют по имени и сделают ему комплимент. Выяснить с детьми, что комплименты - это любезные приятные слова, лестный отзыв.
         

3.Игра «Комплимент». 

Дети говорят друг другу комплименты.
Какой на ваш взгляд комплимент был самым лучшим?

       
  4.Чтение сказки о вежливости.
«Давным-давно, в очень далекой стране был город. Это был очень грустный город, потому что там не светило солнце, не цвели сады, не распускались цветы. Люди там были печальные и усталые, а дети плакали, потому что их мамы не говорили нежных и ласковых слов. И жизнь всем была не в радость. Но вот однажды в город на воздушном шаре прилетел мудрый волшебник. Он был очень вежлив. Проходя по улицам города, он говорил всем волшебные слова: «Спасибо», «Пожалуйста», «Будьте добры». И от его слов люди стали улыбаться. Как только люди стали вежливыми, они сразу заметили, как засветило солнце, расцвели сады, распустились цветы».

5.Аналитическая беседа с классом: 

-Что такое вежливость?
-Почему необходимо быть вежливым?
-Как быть вежливым?

6.Чтение правил: 


Быть вежливым - значит уметь вести себя и иметь хорошее манеры, быть предупредительным и внимательным, обращаться с людьми так, чтобы они чувствовали - о них заботятся, их ценят и уважают.
Настоящая вежливость заключается в том, чтобы быть вежливым всегда и со всеми - с друзьями и в семье, а не только на людях.

7.Игра «Волшебные слова» (учитель называет любую просьбу, а ученик должен высказать ее в вежливой форме). 

1)Попроси карандаш у соседа по парте.
2)Попроси у мамы разрешения пойти гулять.
3)Обратитесь вежливо к незнакомому человеку, спроси у него, который час.
4)Обратитесь ласково к маме, спроси у нее, не устала ли она, предложи ей помочь по хозяйству.
5)Ты обращаешься к маме, попроси у нее разрешения поиграть во дворе.
Учитель: Какие вежливые слова вам понадобились? 

           8.Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.

Ситуация 1:  «Ты наступил на ногу одному из пассажиров».
Твои действия:
-Сделаешь вид, что не заметил этого.
-Скажешь, нечего стоять в проходе.
-Вежливо извинишься.

Ситуация 2:  «Ты нечаянно порвал книжку, которую тебе дал друг».
Твои действия:
-Вернуть книгу, сделать вид, что ничего не случилось.
-Заклеить и вернуть молча.
-Заклеить книгу и извиниться.

Ситуация 3:  «В гостях тебе предложили попробовать блюдо, которое ты не любишь».
Твои действия:
-Ответить, что ты это блюдо терпеть не можешь.
-Попробовать и обязательно поблагодарить хозяйку.

Ситуация 4:  В классе должен пройти какой-то праздник, на который были  приглашены гости. И вот кто-то из участников не выучил своих слов. Но зато, когда раздавали слова, он громче всех кричал, чтобы ему дали слова, и обещал, что он  их обязательно выучит. Мало того он даже и не пришёл. Может быть, его слова главные на этом празднике. От этого может и праздник  не  получиться, как надо или совсем сорваться. И от этого у всех испортится  настроение, и у ребят, и у гостей. А ведь ребята много готовились и из-за какого-то не воспитанного человека все их труды идут насмарку.

-А скажите, ребята, случались ли в вашей жизни такие не воспитанные ребята?

Ситуация 5:  «Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: « Анна Петровна…»

Чтобы вы посоветовали девочке?

Ситуация 6: «Миша пришёл домой к Пете, чтобы вместе делать домашнее задание. Работали очень добросовестно, серьёзно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и  сказала: « Петя, помоги мне отнести сумки на кухню». Петя сказал: « Мама, мы ведь серьёзным делом заняты - уроками».

Выскажите своё мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?

Ситуация 6: «Большая перемена. Ты выбежал в вестибюль немного размяться и развеяться. Но так увлекся, что сбил с ног малыша – первоклашку. Твои  действия?»

- пронесёшься мимо.

- поднимешь малыша, извинишься.

- постараешься не допустить подобной ситуации.

            9.Коррекционное упражнение.

1) Послушай и назови вежливые слова. 

Добрые слова не лень
Повторить мне трижды в день.
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед, всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю, всех домой спешащих к чаю.

2)
Объясните, о чем идет речь? (много слов, не имеющих значения, эти слова засоряют речь).

Вы... это самое ... того
Когда вы говорите,
То, звонит, это... как его...
Ну, в общем, не тяните
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.

           10. Итог. 
Мы совершили путешествие в страну вежливых слов.
-Какой была страна до посещения волшебника?
-Какой должна быть страна вежливых слов?
-Что надо делать, чтобы попасть в эту страну?

Дети читают стихотворение С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы»
                                Ежели вы вежливы,

                                И  к совести не глухи,

                                Вы место без протеста

                                Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

                                И ежели вы вежливы,

                                То, сидя на уроке,

                                Не будете с товарищем

                                Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И  помощь ей предложите

Без просьбы- то есть сами.

                                И ежели вы вежливы,

                                То в разговоре с тётей,

                                И с дедушкой, и с бабушкой

                                Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание

Часы на ожиданье!

                                И ежели вы вежливы,

                                Тому, кто послабее,

                                Вы будете защитником,

                                Пред  сильным  не робея.

Знал одного ребёнка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребёнку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик

Он их благодарил,

«Спасибо»,- говорил.

                                Нет, ежели вы вежливы,

                                То вы благодарите,

                                Но мячика у мальчика

                                Без спросу не берите!

            11.Минутка рефлексии (обращение к ученикам)
-Если вам понравился урок, покажите зеленую карточку.
-Если вам не понравилось, покажите красную карточку.

            12.Организованное окончание урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Страна вежливых слов

Слайд 3

Комплименты - это любезные приятные слова, лестный отзыв.

Слайд 4

Игра «Волшебные слова»

Слайд 5

Давным-давно, в очень далекой стране был город. Это был очень грустный город, потому что там не светило солнце, не цвели сады, не распускались цветы.

Слайд 6

Люди там были печальные и усталые, а дети плакали, потому что их мамы не говорили нежных и ласковых слов. И жизнь всем была не в радость.

Слайд 7

Но вот однажды в город на воздушном шаре прилетел мудрый волшебник .

Слайд 8

Он был очень вежлив. Проходя по улицам города, он говорил всем волшебные слова: «Спасибо», «Пожалуйста», «Будьте добры». И от его слов люди стали улыбаться .

Слайд 9

Как только люди стали вежливыми, они сразу заметили, как засветило солнце, расцвели сады, распустились цветы.

Слайд 11

Правила: Быть вежливым - значит уметь вести себя и иметь хорошее манеры, быть предупредительным и внимательным, обращаться с людьми так, чтобы они чувствовали - о них заботятся, их ценят и уважают. Настоящая вежливость заключается в том, чтобы быть вежливым всегда и со всеми - с друзьями и в семье, а не только на людях.

Слайд 12

«Ты наступил на ногу одному из пассажиров автобуса». Твои действия: -Сделаешь вид, что не заметил этого -Скажешь, нечего стоять в проходе -Вежливо извинишься

Слайд 13

«Ты нечаянно порвал книжку, которую тебе дал друг». Твои действия: -Вернуть книгу, сделать вид, что ничего не случилось. -Заклеить и вернуть молча -Заклеить книгу и извиниться.

Слайд 14

«В гостях тебе предложили попробовать блюдо, которое ты не любишь». Твои действия: -Ответить, что ты это блюдо терпеть не можешь -Попробовать и обязательно поблагодарить хозяйку.

Слайд 15

В классе должен пройти какой-то праздник, на который были приглашены гости. И вот кто-то из участников не выучил своих слов. Но зато, когда раздавали слова, он громче всех кричал, чтобы ему дали слова, и обещал, что он их обязательно выучит. Мало того он даже и не пришёл. Может быть, его слова главные на этом празднике. От этого может и праздник не получиться, как надо или совсем сорваться. И от этого у всех испортится настроение, и у ребят, и у гостей. А ведь ребята много готовились и из-за какого-то не воспитанного человека все их труды идут насмарку.

Слайд 16

«Лене надо было обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: « Анна Петровна…»

Слайд 17

«Миша пришёл домой к Пете, чтобы вместе делать домашнее задание. Работали очень добросовестно, серьёзно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести сумки на кухню». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьёзным делом заняты - уроками».

Слайд 18

«Большая перемена. Ты выбежал в вестибюль немного размяться и развеяться. Но так увлекся, что сбил с ног малыша – первоклашку. Твои действия?» пронесёшься мимо поднимешь малыша, извинишься постараешься больше не допустить подобной ситуации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок культуры поведения на тему: «Правила поведения за столом и в столовой».

Задача:научить правильно, пользоваться за столом ножом, вилкой и ложкой.Цель урока:познакомить учащихся 5 класса с правилами культурного поведения за столом, сервировкой стола....

Азбука вежливых слов.

Задачи: расширять и закреплять знание детьми вежливых слов; приобщать их к нравственным нормам взаимоотношений....

Вежливые слова на английском языке". (3 класс)

учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста,знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов,воспитывать в детях чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к...

Сценарий праздника "Хорошие друзья-вежливые слова"

Данное мероприятие преследует следующие цели:   а) воспитывать у учащихся нравственные качества: уважительное отношение к людям, доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыде...

Вежливое слово должен знать каждый

Презентация для проведения занятия о вежливых словах в начальной школе. Класс можно разделить на 3 команды....

Тема урока: «Вежливые слова».

Тема моего урока по развитию речи была «Вежливые слова». Развитие коммуникативных функций речи включали, введение в речь детей доступных этикетных выражений и жестов- заменителей(«Спасибо»  «Пожа...

Открытый урок «Правила вежливости. Слова нужные и важные»

Открытый урок к празднику "День вежливости"...