Духовно-нравственное воспитание
материал по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 п.Добринка
Доклад на тему:
Формирование активной гражданской позиции у школьников
Выполнила классный руководитель
8 класса филиала с.Павловка
Ларина Г.М.
Сегодня целью воспитательной работы должно являться формирование гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделён всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества. Соответственно основной задачей воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.
На сегодняшний день не найдено единого подхода к определению понятия «гражданская позиция»; вопрос о содержании процесса ее формирования находится в стадии разработки; недостаточно рассмотрены вопросы, связанные с определением способов и средств формирования гражданской позиции школьников. Но гражданская позиция, как междисциплинарное понятие, в современной науке можно рассматривать на философском, социологическом, психологическом, педагогическом уровнях. Выделены составляющие гражданской позиции ученика, которыми могут являться следующие качества личности:
патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье)
гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране)
активная жизненная позиция
нравственность
творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение)
Гражданская позиция формируется в рамках общей позиции и по мере развития личности занимает все более значимое, ведущее место в ее структуре. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений индивида с определенной действительностью.
Выражением гражданской позиции личности являются ее отношения к обществу, деятельности, людям, самой себе. Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности. Через нее человек познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я. В соответствии с тем, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы индивида, в каких формах и насколько социально ценно и личностно значимо он реализует себя, можно говорить об успешности и социальной значимости проявления гражданской позиции личности. «Научиться жить — значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней».
В структуре гражданской позиции личности выделяются три компонента:
- познавательный, - мотивационно-ориентировочный, - поведенческий.
Так, познавательный компонент включает в себя формирование базисных ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение человека к социальной действительности. Они определяют смысл жизни человека, что для него особенно важно, значимо. добросовестно, честно и так далее.
Поведенческий компонент гражданской позиции характеризуется реальным поведением человека, его умением соблюдать важнейшие правила, выполнять основные социально-нравственные обязанности. Необходимость в социальном утверждении и признании своей личности ощущает каждый человек, что приводит его к поискам путей и средств для самоутверждения. Формы его могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, асоциальными и антисоциальными. В процессе самореализации проявляется и проверяется гражданская позиция личности, способность индивида сохранять и реализовать ее в различных условиях, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям.
Гражданское становление подрастающего человека определяется всем укладом его жизни и деятельности, созданием реально-социальных связей с окружающей средой, поэтом так велика роль школы в формировании гражданской позиции ученика.
Формирование гражданской позиции начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем. Поэтому содержание педагогического процесса формирования гражданской позиции личности включает в себя овладение школьниками социально ценным жизненным опытом. Процесс передачи социального опыта ориентируется на естественные интересы молодых людей, а содержание облекается в особые формы, предусматривающие эмоциональную насыщенность самого процесса освоения жизненного опыта, и обращается к высокому смыслу человеческой жизни.
. Однако сформировать гражданскую позицию без организации воспитательной работы не представляется возможным. Необходимость формирования гражданской позиции, а, следовательно, и социальной активности, личности, предполагают формирование гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы, ответственности за собственный выбор и деятельность. Это требует от гражданина наличия таких специфических морально-нравственных качеств как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность. Воспитывая субъекта - личность, в различных ее аспектах, необходимо помнить, что он будет жить и действовать в определенном государстве и обществе, что человек, в разнообразных проявлениях своей жизнедеятельности должен быть гражданином. Следовательно, процесс формирования гражданской позиции является не обособленной категорией воспитательного процесса, а есть его неотъемлемая часть и основа. Таким образом, целью системы воспитания, формирующей гражданскую позицию, является необходимость формирования личностных качеств гражданина, ориентированных на общепринятые нормы и нравственные ценности и включающих высокие общечеловеческие и профессиональные свойства, широкие коммуникативные и адаптационные возможности.
Все направления воспитательной деятельности школы, реализуемые в целостной воспитательной системе, способствуют формированию гражданской позиции школьника.
Одним из таких направлений формирования гражданской позиции учащихся является воспитание чувства принадлежности к школе, ее традициям, истории современности. патриотическое отношение к своей школе формируется у детей на протяжении всего обучения: это и участие в районных олимпиадах, конкурсах, где необходимо защищать честь своей школы, это и подготовка таких общешкольных мероприятий как «1 сентября», «Последний звонок», В школе существует и работает орган ученического самоуправления, в котором принимают участие и ученики моего класса.
Профориентационная работа является составной частью программы социальной адаптации. Это направление реализуется не только классным руководителем, но и учителем Фатеевой Е.М.
В школе проводится творческие конкурсы, праздники, в которых учащиеся активно принимают участие под руководством классного руководителя. Здесь наиболее полно раскрывается творческий потенциал детей Все эти мероприятия направлены воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетический вкус; формировать понимание значимости культуры и искусства в жизни каждого гражданина.
Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы,. Поздравление ветеранов труда Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов. Проведение конкурсов военно-патриотической песни,
Воспитательная работа по формированию гражданской позиции у школьников приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:
- понятия основных социальных ролей - дочери, сына
- преемственность поколений, семейные традиции
- любовь к Родине, гордость
- гражданский долг
- активность жизненной позиции
соблюдение правил и норм поведения
- верность долгу
- профессиональное самоопределение и польза обществу
- призвание и успех в жизни
- роль коллектива
-уважение других людей
- сопереживание и участие
- лидерская позиция и др.
Формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой учебно-воспитательной системы, в которой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания подчинены единой цели: воспитания Человека Культуры и гражданина своей страны.
Литература:
1)И. Л. Гуляева.
«Гражданином быть обязан…»: формирование гражданской позиции личности
И. Л. Гуляева. «Гражданином быть обязан…»: формирование гражданской 2)Мясищев В. Н. Структура личности и отношений человека к действительности // Доклад на совещании по вопросам психологии личности. — М., 1956. — С. 18–21; Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. — М., 1983.
3)Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и трудовой деятельности. — М., 1980. — С. 32.
4)Газман О. С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). — М., 1992. — С. 19. ская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Гл. ред. Г. В. Судаков. Сост. С. А. Тихомиров. — Вологда: Книжное наследие, 2007. — С. 683-686.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 п,Добринка Липецкой области
Методическое объединение классных руководителей
Историческое наследие
как основа формирования духовно-нравственной культуры учащихся
(Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.)
Подготовила: Классный руководитель 7 класса
филиала МБОУ СОШ №2
п.Добринка в с.Павловка
Ларина Г.М.
П.Добринка 2013 год
Все годы работы в школе я, как и большинство учителей, являюсь классным руководителем. Начинается работа с учащимися 5 класса и продолжается на протяжении всего времени обучения детей в школе.
Сегодня мы обсуждаем, на мой взгляд, если не самую, то очень сложную проблему школы, семьи, всего российского общества и государства.
Начало XXI века ознаменовалось активным поиском нашего общества духовно-нравственных ориентиров.
При планировании воспитательной работы с классом ориентируюсь на приоритетные задачи в этой сфере, заявленные в Концепции модернизации российского образования до 2010 г. и модели образования – 2020, . Сегодня обществу требуется человек с чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания, стремящийся к саморазвитию, самореализации. Необходима подготовка образованных, креативных, нравственных людей, способных самостоятельно принимать решения, ориентированных на сотрудничество с другими для достижения совместного результата, отличающихся динамизмом, толерантностью, конструктивностью, патриотов, обладающих развитым чувством ответственности за свое будущее благополучие и судьбу страны.
Под духовно-нравственным воспитанием понимаю процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств(совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), формированию нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявление самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, доброй воли).
В соответствии с этими целями ставлю следующие задачи духовно-нравственного воспитания, которые являются основными направлениями работы, основой для отбора содержания, выбора методов и форм работы: выработка ценностного отношения к духовному, формированию историческому, культурному наследию русского и других народов России; формирование нравственной культуры учащихся в соответствии с принципами православной этики, эстетической, правовой, экологической культуры; развитие понимания ценности человеческой личности; воспитание уважения к предкам, историческому прошлому страны как основы патриотизма и гражданственности, любви к Родине, семье, соотечественникам, согражданам; развитие интереса к краеведческому культурному наследию; выработка навыков добросовестного отношения к труду, любви к труду, учить детей работать самостоятельно, всю посильную работу доверять школьникам, ведь права народная мудрость: Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его сегодня, Если ты сына научил ловить рыбу, ты накормил его навсегда.
Формирование социальных компетенций, в том числе умения учащихся интегрироваться в историческое пространство национальной и региональной культуры края, принимать компетентное участие в диалоге с представителями иных культур . В условиях отсутствия государственной системы воспитания - всё это создаёт для меня определенную систему работы.
Воспитание – процесс сложный и длительный. Даже систематическая работа быстрого успеха не сулит. Тем более, что налицо серьёзные проблемы духовно-нравственного состояния подрастающего поколения, 55% молодых людей готовы переступить через моральные нормы. Сохраняется критически высокий уровень употребления детьми алкоголя (более 40% школьников и 80% молодёжи) и табакокурения (по данным моего опроса 4 подростков моего класса курят систематически , а в 81% случаев не встречали отказа при покупке сигарет), Среди наркоманов в стране более 80% - дети и молодёжь; растёт число социальных сирот, наблюдается кризис семьи, 29% детей рождается в незарегистртрованных браках, растёт заболеваемость детей, преобладает потребительская идеология в подростковой среде и ориентация на западные ценности, сохраняется высокий уровень детской преступности, насилие в детской среде и популярность экстремизма. Можно согласиться с мнением О.Н.Смолина о том, что разрушена не только советская система ценностей, но и российской цивилизации в целом.
Опыт работы показывает, что наряду со школой важнейшими институтами духовно-нравственного становления школьника должны быть: семья, СМИ, культура и религия.
Особо хочется сказать о семье. Хорошая семья – спасение от бездуховности, безнравственности, безделия и вырождения. Ошибки неблагополучных семей приходится терпеливо исправлять школе, иногда исправить их уже невозможно. Первые уроки духовного воспитания дети получают в семье, от того, как строятся отношения в семье, каковы традиции воспитания, какие ценности и интересы находятся на первом месте, зависит, какими вырастут дети. Только в союзе и сотрудничестве с семьёй можно достичь положительных результатов в сложном деле духовно-нравственного воспитания.
Чтобы воспитать человека во всех отношениях. Необходимо знать его во всех отношениях. Поэтому большое внимание уделяю подбору диагностических методик, с помощью которых изучаю отношение учащихся, родителей к нравственным понятиям, состояние ребёнка. Уклад жизни семьи, её духовные ценности семьи и другое. Это позволяет эффективнее планировать работу, корректировать поведение, влиять на взаимоотношения детей. Использую методы диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловая игра, тренинг нравственного самосовершенствования, интерактивная игра, материалы детского творчества, соцопрос. Некоторые задания учащиеся выполняют каждый год, результаты сравниваем, делаем выводы, в какую сторону произошла переоценка ценностей. Полученную информацию использую для рефлексии. Занимаемся самооценкой. По итогам 1 четверти попросила каждого ученика выставить себе оценку за знания, поведение, прилежание, посещение; затем попросить родителей, своего одноклассника и меня сделать то же самое, сравнить и сделать выводы. Учащиеся учатся адекватной самооценке, но не все дети объективно выполняют работу.
Диагностика показывает, что некоторые дети не понимают такие нравственные категории, как долг, гражданственность, самоотверженность. Диагностика показывает, что школьники понимают необходимость следовать нравственным нормам, но их реальное поведение не всегда им соответствует. Наблюдается расхождение между словами и поступками.
В моей практике классного руководства имеют место регулярные нравственные классные часы. Это не время назиданий и чтения нотаций, а совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования, извлечения нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни. Провели кл.час «Вверх по лестнице жизни». Ребята представили жизнь в виде лестницы, по которой они будут идти в будущее, где каждая ступенька – это то, к чему стремишься. Дети оценили, что может помешать или осложнить подъём, кто будет идти рядом. После этого провели беседу «Мои нравственные ценности». Дети с удовольствием размышляют, спорят, им нравится самим открывать для себя жизненные истины, совместно искать ответы на свои вопросы.
Любовь к Родине начинается с любви к матери, к своей семье, родному дому, улице, посёлку, школе – малой Родине. Воспитание гражданина патриота начинается в семье.Нужно побудить школьника к познанию истории своего народа и самого себя через историю своей семьи, историю Родины через историю своего края, воспитание уважения к родному краю, национальной культуре, духовному наследию своих предков, осознанию своих корней. В этом могут помочь такие классные часы, как: «Моя родословная», «Народная энциклопедия», «Берём под свою защиту», «Летопись родных мест», «Я тобою горжусь». ( из опыта работы)
Думаю, что точкой опоры для духовно-нравственного воспитания должно стать положительное отношение детей к своей стране и вера в её будущее. Разнообразие российского опыта, богатство возможностей, высокий уровень интеллектуального капитала, богатство многовековой истории и культуры дают нам основания для формирования сегодня позитивного образа России в современном глобальном мире.
Надеюсь, мои семиклассники к выпуску из школы изменят своё отношение к российской армии, на вопрос:
Хотят ли они служить? Ответят положительно, а не отрицательно, как сейчас. В нынешних условиях очень важно вселять оптимизм в души учеников. В воспитательном плане обязательно отражаю Дни воинской славы России. На примерах героической борьбы, подвигов воспитываю уважение к своей стране, веру в её могущество. Гражданственность, долг. Готовность служения людям и Отечеству. Нахожу и отмечаю у детей качества, свойственные великим русским людям. Пусть не у всех, но у кого-то это оставит нравственный след в душе, желание быть похожими на них, больше узнать о них.
Тогда на смену нынешней придёт новая концептуальная линия воспитания детей: русским не нужно становиться великим народом, они и так им являются.
Литература:
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М. 2004 г Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М. 2001г.
Сергеева В.А. Классный руководитель в совр. школе. М. 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"
Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...