Классный час на тему "Толерантность"
классный час (9 класс) по теме
Рассматривается понятие толерантности, содержит психологический тренинг и советы психолога, о том как стать толерантным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_tolerantnost.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Толерантность»
(разработан совместно с Ольховатовой О.В. – мамой Ольховатовой Александры)
Цель:
Нравственное воспитание учащихся.
Задачи:
- сформировать у учащихся понятие толерантности;
- рассмотреть принципы толерантного поведения;
- формирование толерантного поведения по отношению друг к другу.
Оборудование
- кроссворд (в бумажном или электронном варианте)
- схема (в бумажном или электронном варианте)
- изображение Земли и силуэты голубей, вырезанные из бумаги
- весёлая мягкая игрушка
Ход мероприятия
Классный руководитель: Сегодняшний классный час мне хотелось бы начать старинной легендой
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал: - Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти
к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:
- Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней,
подобно звездам, сияют глаза его...
Затем мудрец обратился к чернокожему:
- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий
белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его - цвета солнца...
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:
- Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!
Как вы считаете, о чём сегодня пойдёт речь?
Версии учащихся
Об отношении к людям.
О равенстве и братстве народов.
Классный руководитель: Все вы правы. Всё о чем вы сказали, вмещает в себя понятие толерантности.
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово "толерантность". По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу "Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма". Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России? (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос).
Сегодня мы более детально рассмотрим это понятие и попытаемся разобраться, нужно ли нам с вами быть толерантными.
Слово "толерантность" происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть).
При этом перевод и трактовка слова "толерантность" в разных культурах неоднозначны.
- В английском языке понятие "толерантность" имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение.
- Во французском языке "толерантность" - "уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов".
- В китайском языке "быть толерантным" - "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других".
- В арабском языке "толерантность" определяется, как "снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим".
- В русском языке "толерантность" означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам".
Т | О | Л | Е | Р | А | Н | Т | Н | О | С | Т | Ь |
Е | Б | Ю | Д | А | Л | Е | А | Р | Т | О | Р | |
Р | Щ | Б | И | В | Ь | З | К | А | В | П | У | |
П | Н | О | Н | Е | Т | Л | Т | В | Е | Е | Д | |
Е | О | В | С | Н | Р | О | С | Т | Р | |||
Н | С | Ь | Т | С | У | Б | Т | С | Е | |||
И | Т | В | Т | И | Л | В | Т | Ж | ||||
Е | Ь | О | В | З | И | Е | В | И | ||||
О | М | В | Н | Е | В | |||||||
О | Н | Н | А | |||||||||
С | О | Н | Н | |||||||||
Т | С | О | И | |||||||||
Ь | Т | С | Е | |||||||||
Ь | Т | |||||||||||
Ь |
Как мы видим, толерантность - это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов.
Обсуждение с учащимися каждой составляющей толерантности (что значит терпение, по отношению к кому нужно быть терпимыми, приведите примеры из жизни, когда вы были терпимы к кому-либо, и когда отсутствие терпения обижало кого-либо и т. д.)
В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости.
Говоря, о толерантности при обсуждении мы в основном рассмотрели толерантность, по отношению друг к другу и к людям старшего возраста, к людям другой национальности.
Но толерантность более широкое понятие. И это можно увидеть на схеме.
Как же научиться быть толерантными?
Обратимся к мнению психологов
(выступление Ольховатовой О.В.-психолога по образованию)
Не стремиться подчинить себе другого, т.е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.
Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.
Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.
Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь, потом фиксировать внимание на противоположном.
Чувство юмора. Способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.
Психологический тренинг (Проводит Ольховатова О.В.)
Игра 1 «Присоединение»
Вы все такие разные, но в тоже время так похожи друг на друга. Что вас всех объединяет? (Все люди примерно одного возраста. Все учимся в одном классе)
Найдите в человеке черты, способные вас объединить:
…… встань, потому что у тебя волосы такого же цвета как и у меня
……. встань, потому что ты так же хорошо учишься как и я
……. встань, потому что ты так же как и я любишь играть в футбол
и т. д.
В результате встаёт весь класс
Игра 2 «Комплимент»
Каждому человеку приятно слышать добрые слова в свой адрес, комплименты делают общение более тёплым, располагают собеседников друг к другу. А умеете ли вы делать комплименты? Давайте попробуем.
Символ комплимента – любая весёлая мягкая игрушка. Передавая её кому-либо, говорим ему комплимент
В результате каждому учащемуся говорится по комплименту.
Классный руководитель:
(учащимся раздаются силуэты голубей, вырезанные из бумаги)
Завершая нашу встречу, давайте подведём итоги. Мы все с вами разные, но живём на одной планете Земля. И для того чтобы наша жизнь была лучше, счастливее, безопаснее нужно быть терпимее, принимать людей такими, какими, какие они есть, не смотря на все наши различия. И тогда мы будем жить в мире. Символом мира является голубь. Давайте создадим с вами эмблему толерантности. Назовите и напишите на бумажных голубках качества толерантной личности.
(Голубки крепятся к модели земли)
Я думаю, что мы ещё вернёмся к вопросу о толерантности в процессе нашей дальнейшей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...