Презентация "Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия семьи и школы"
презентация к уроку по теме

Савенкова Светлана Вячеславовна

Материал содержит основные принципы работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия семьи и школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия семьи и школы Классный руководитель 7Г класса МБОУ СОШ№15 г. Мичуринска Савенкова С.В.

Слайд 2

«Главную обязанность учителей мы должны видеть не в упреках в адрес родителей и наставлениях, как им повлиять на ребенка, а в стремлении гуманизировать взаимоотношения родителей с детьми ”. Амонашвили Ш.А. Семья играет важную роль в воспитании детей. В школе должен быть налажен тесный контакт с социальным окружением ребенка, в том числе и прежде всего с родительской общественностью. Именно общение классного руководителя с родителями через разнообразные формы деятельности помогает им не только изучить своих детей, их интересы и привычки, но и осознать важность взаимодействия со школой.

Слайд 3

« Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Взаимодействие школы с семьей – это не замена домашнего воспитания общественным или наоборот, а их взаимодополняемость в созидании личности ребенка. Это взаимодействие, сотрудничество должно проявляться во всех видах деятельности.

Слайд 4

Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека ... Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет классный руководитель. Поэтому главной задачей классного руководителя является установление взаимоотношений с семьей.

Слайд 5

Объединенность усилий школы и семьи и есть основа моей деятельности, которая заключается в принципе содеянности : ДЕЯНИЕ – это и поступок, и действие, и оформленное дело, и свершенное нечто, изменившее ситуацию. СУБЪЕКТАМИ воплощения данного принципа в реальность повседневности являются педагоги и родители. Но полноправным субъектом может стать и сам ребенок. Принцип содеянности осуществляется благодаря конкретному реальному делу, которое планируется двумя партнерами. Здесь учитель, родитель и ребенок выступают в роли равных субъектов деятельности, и тогда для ребенка две противостоящие сферы жизни (школа и семья) вдруг сливаются в нечто единое под названием “ общество”, “человечество”, “родина”, “страна”, и дети восходят на ступень выше в понимании сущности жизни как таковой.

Слайд 6

Мой ученик – это не только школьник, а, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями… Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы – это вопросы жизни. Воспитать гражданина, целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, – это мой долг как учителя-воспитателя. Решать эту задачу помогает мне хорошо продуманная система работы не только с ребятами во внеурочное время, но и с родителями.

Слайд 7

Анализируя опыт воспитательной работы и текущее состояние дел в этой области в настоящее время, пришла к выводу, что успешно осуществлять работу в данном направлении можно только при условии активного взаимодействия и сотрудничества с семьями своих учеников. Цель: объединение усилий класса и семей учащихся для оптимизации процесса воспитания и создание условий для реальных совместных практических действий, содействующих счастливому развитию ребенка, для успешной социализации и самореализации детей.

Слайд 8

Задачи: создать оптимальные условия для конструктивного взаимодействия с родителями учащихся; организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций; организовать совместное проведение досуга детей и родителей через мероприятия интеллектуального, спортивного и пр. характера; через формирование социально-бытовых, хозяйственно- экономических, правовых, общетрудовых и пр. компетенций подготовить учащихся к самостоятельной жизни; сформировать у учащихся устойчивую гражданско-патриотическую позицию через привитие чувства дома, любви и ответственности не только по отношению к собственной семье, но и по отношению к школе как ко второму дому, к своему родному городу, своей малой родине и т.д., и к учителям, как к людям, заботящихся о них и несущих за них ответственность во время пребывания в стенах школы.

Слайд 9

Реализация задач: 1. Диагностика семьи по направлениям: образ жизни, особенности семейного воспитания и место ребенка в системе внутрисемейных отношений (анкетирование); готовность родителей к конструктивному диалогу и сотрудничеству с классом и классным руководителем (аналитическая беседа); Полученный результат: составлены характеристики каждой семьи с целью выстраивания оптимальных путей взаимодействия семьи и класса.

Слайд 10

Реализация задач: 2. Взаимодействие с родителями учащихся по направлениям: организация психолого-педагогического просвещения семей по разделам:

Слайд 11

организация совместной деятельности с родителями в сфере проведения детского досуга, в сфере трудового воспитания и т.д. – т.е. включение семьи в воспитательный процесс; оказание психологической помощи и поддержки родителям и детям в трудной жизненной ситуации, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций. Полученный результат: уже к концу 5 класса все родители осознанно признали важность приоритета родительского воспитания и активно включились в учебно-воспитательный процесс ; создан и постоянно поддерживается благоприятный психологический климат в системе взаимоотношений семья – школа, учитель – родитель, родитель- учащийся ; рост эмоционального благополучия и снижение негативного эмоционального состояния учащихся; уровень воспитанности школьников в процессе воспитательной деятельности значительно вырос.

Слайд 12

Справка о результатах диагностики эмоционального состояния учащихся 6Г класса

Слайд 13

II полугодие 2011-2012 уч. г. 5 Г класс II полугодие 2012-2013 уч. г. 6 Г класс Количество учащихся , обнаруживающих активную позицию, высокий уровень работоспособности, готовность проявлять волевые усилия, эмоциональное благополучие, душевный комфорт 58% 65% Количество учащихся , обнаруживающих эмоциональную стабильность, в то же время пассивность, нейтральность позиции, социальную отгороженность 30,8% 28,4% Количество учащихся , обнаруживающих тревожность, дискомфорт, низкий уровень работоспособности 11,2% 6,6%

Слайд 14

Отчетливо прослеживается рост эмоционального благополучия и снижение негативного эмоционального состояния. Коррекционная работа классного руководителя , школьного психолога, родителей способствует созданию условий социально-психологического комфорта и защищенности школьников.

Слайд 15

Результаты диагностирования уровня воспитанности учащихся 6Г класса Всего было обследовано 29 учащихся. В результате сравнения полученных данных за 2012-2013 уч. год видно, что уровень воспитанности школьников в процессе воспитательной деятельности во II полугодии значительно вырос. Если в I полугодии детей с высоким уровнем воспитанности было 12%, то во II полугодии их количество увеличилось до 22%; с хорошим уровнем было 33%, стало 44%, со средним было 34%, стало 22%; с низким было 21%, стало 12%.

Слайд 16

Действия по реализации задач. Основные направления в работе с родителями. Повышение психолого-педагогических знаний

Слайд 17

Вовлечение в учебно-воспитательный процесс - совместные творческие дела: «Новогодний калейдоскоп» (2012-2013 уч.г .), «Учитель! Перед именем твоим…» (2011-2012 уч.г .) и т. п.; -совместная досуговая деятельность: организация экскурсии в Тамбов (2013-2014 уч.г .), организация праздника, посвященного Дню матери (2013-2014 уч.г .) и т.п.; - родительские собрания : «Семейная традиция» (2011-2012 уч.г .), «Трудности переходного возраста» (2013-2014 уч.г .) и др.

Слайд 18

Активизация и коррекция семейного воспитания

Слайд 19

Обобщение и распространение опыта семейного воспитания:

Слайд 20

Участие родителей в управленческой деятельности Родительский комитет: Пасечник Г.Н., Яценко Н.В., Бусыгина С.Г.

Слайд 21

Реализация с овместной деятельности. Организационный алгоритм совместного с родителями творческого дела. Первый шаг – обсудить замысел с детьми и получить общее согласие детей на осуществление задуманного дела. Второй шаг – приготовить и переслать через детей приглашения родителям принять участие в мероприятии. Третий шаг – получив положительный отклик, сообщить о программе деятельности с просьбой активного индивидуального участия. Четвертый шаг – определить вместе с детьми роль, место, объем участия каждого, в том числе и родителей, а также субъекта задуманного дела. Пятый шаг – уделить персональное внимание каждому из родителей, выразить благодарность за отклик и участие.

Слайд 22

Можно отметить, что в данном алгоритме ведущую роль играет учитель, он как бы вовлекает родителей в общее с детьми дело. Такой алгоритм правомерен на первых порах взаимодействия учителя с родителями. Однако же по происшествии некоторого времени и обретения соответственного опыта, что и наблюдалось мною в работе с 5 по 11 классы, позиция родителей и педагога меняется кардинальным образом. И уже родители выступают активными организаторами мероприятий. А затем и сами дети по мере их взросления.

Слайд 23

Большое внимание уделяю психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса. Ведь умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах. Родительские собрания проходят в нестандартной форме

Слайд 24

На родительских собраниях мы обсуждаем задачи учебно-воспитательного процесса в классе, определяем планы сотрудничества родителей и школы, решаем проблемы классного коллектива, подводим итоги работы за год. Такие встречи помогают во многом разобраться, создать атмосферу доверия, установить психологический контакт. Беседы с родителями провожу и после родительских собраний, планирую их по мере необходимости. Разговор о каждом ребенке ведется индивидуально.

Слайд 25

За довольно большой период работы с одним классом хорошо узнаешь не только учеников, но и их родителей. Поэтому вся наша совместная деятельность строится как деятельность одной слаженной и дружной большой семьи.

Слайд 26

Мероприятия, проведенные совместно с родителями 5 класс: праздник “Посвящение в пятиклассники”; конкурс букетов и цветочных композиций; классный час “Семейное хобби”; мини-спектакль “Новогодние традиции”; конкурсная программа “Мамы и дочки”.

Слайд 27

6 класс: осенний поход “Насладимся осенью”; выездные классные часы “В гостях у коллекционеров”; праздник “В гостях у сказки”; родительское собрание “Семейные праздники”, “Только раз в году” (совместное празднование дней рождений).

Слайд 28

7 класс: классный час “Здоровые дети – в здоровой семье”; новогодний концерт “Гороскоп”; п оход в кинотеатр ; родительское собрание “Трудности переходного возраста”.

Слайд 29

Позитивные результаты моей деятельности как классного руководителя исходят из определенных составляющи х: школа (классный руководитель) информирует семью о планах работы, семья оценивает влияние данной работы на детей; школа (классный руководитель) раскрывает сложные проблемы, семья определяет меру содействия решению их; школа (класс) приглашает принять участие, семья откликается на приглашение, участвует; школа (классный руководитель) сообщает о необходимости помощи, семья предлагает помощь, выдвигает предложения; школа (класс) организует общее дело, семья участвует в общих делах.

Слайд 30

Реализация поставленных задач отражена в проведенных мероприятиях, из которых видно, что моя задача как классного руководителя сделать семью помощником и другом как для самого ребенка, так и для класса и классного руководителя, осуществима. Только вместе с родителями общими усилиями можно добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой, умел любить и быть любимым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"

Педсовет "Роль классного родительского собрания во  взаимодействии семьи и школы"...

Статья «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида».

Доклад  «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида» на городском семинаре классных руководителей ....

Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»

Презентация  к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ "СОЮЗ СЕМЬИ И ШКОЛЫ", 2021 г.

Система дополнительного образования – одна из составляющих сферы образования, которая играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, так как способна создавать творческий союз де...

Выступление на МО классных руководителей 26.12.2022 на тему: «Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия обучающихся и родителей»

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Взаимодействие ш...