Современные воспитательные технологии.
статья по теме
В помощь кл. руководителю к аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_vospitatelnye_tekhnologii.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные воспитательные технологии
Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.
Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Внедрение технологического подхода в практику школьного образования обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению с технологией воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения в меньшей степени зависит от субъективных факторов (например: законы физики, состав вещества или правописание безударных гласных в корне слова не зависят от воли и отношения к ним ученика). Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат отношения между воспитателем и учащимися и они требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог. Поэтому в педагогической литературе можно встретить мнения против тезиса о те6хнологизации воспитания – утверждение о несовместимости такого тонкого личностного, творческого процесса, как воспитание, с техникой, стандартом, автоматизацией с одной стороны. И с другой стороны стремление ученых, педагогов снабдить учителя – воспитателя скажем так, «орудиями труда» и рекомендациями по их использованию. Педагогика еще пока не в силах разрешить данное противоречие. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство, но рано или поздно оно уступает место «коллективному» мастерству, концентрированным выражением которого является технология, сокращающая путь к цели, экономит время и затраты.
Исходя из этого, а также из общей характеристики педагогических технологий можно дать следующее определение:
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
- Диагностирование
- Целеполагание
- Проектирование
- Конструирование
- Организационно – деятельностный компонент
- Контрольно – управленческий компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются:
- Научно обоснованные социализированные требования
- Передача социального опыта
- Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
- Социализированная оценка ученика
- Организация творческого дела
- Создание ситуации успеха
Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.
Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:
- Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
- Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
- Содержательная (предметная) деятельность
- Завершение
- Проекция на будущее
Рассмотрим отдельные педагогические технологии.
Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:
- Переход от педагогики требований к педагогике отношений
- Гуманно – личностный подход к ребёнку
- Единство обучения и воспитания
Концептуальный положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
- превращение школы Знания в школу Воспитания;
- постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих
- ценностей;
- развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
- возрождение национальных культурных традиций;
- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
- постановка трудной цели;
Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили.
Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:
- способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке
- благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
- развитие и становление познавательных сил ребенка;
- идеал воспитания – самовоспитание;
Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.
Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Концептуальные идеи, принципы:
- идея включения детей в улучшение окружающего мира;
- идея соучастия детей в воспитательном процессе;
- коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
- комплексный подход к воспитанию;
- личностный подход, одобрение социального роста детей;
Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Идеи и принципы:
- в воспитании нет главного и второстепенного;
- воспитание – это прежде всего человековедение;
- эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
- принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;
- культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;
- приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки поможет в решении данных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
современные воспитательные технологии
в данном докладе описываются содержание и применение современных воспитательных технологий...
Современные воспитательные технологии.
Материалы для подготовки к педсовету....
Современные воспитательные технологии.
Материалы для подготовки к педсовету....
Современные воспитательные технологии.
Презентация для проведения методического обединения для классных руководителей....
Современные воспитательные технологии
Цель: показать современные воспитательные технологии....
Современные воспитательные технологии.
1. Теоретические основы воспитательной технологии.2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий. Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом орг...
«Современные воспитательные технологии, их применение в работе воспитателя» Педагогический совет №4 от 26.03.2019 г. «Эффективные технологии воспитательной деятельности, как средство реализации ФГОС ООО»
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте дост...