Современные воспитательные технологии.
статья на тему
Материалы для подготовки к педсовету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_vospitatelnye_tehnologii.doc | 49 КБ |
sovremennye_innovacionnye_tehnologii_v_shkolnom_obrazovanii.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные воспитательные технологии
«Мало обладать выдающимися качествами, необходимо уметь ими пользоваться»
Ларошфуко
1. Технология
Определенная последовательность процедур для достижения тех или иных целей
1.1. Педагогическая технология
научно-педагогическое обоснование характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия с ним;
научно-педагогическое обоснование системы профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить тонкое прикосновение к личности ребенка, входящего в культуру.
1.2. Педагогическая технология
Психологическая цепочка: Деятельность - действие – операции Педагогическая цепочка: педагогическая методика - педагогическая технология – педагогические техники и приемы
Направлена на решение конкретных педагогических задач и состоит из системы педагогических приемов и техник.
Методика – система технологий, задающих движение к широким педагогическим целям и относящихся к фрагментам педагогической действительности.
1.3. Воспитательная технология
Процесс, проектируемый учителем и состоящий из трех этапов:
Диагностика;
Организация общения;
Организация взаимодействия
1.3.1.Диагностика
Устанавливаются личностные и индивидуальные особенности учащихся
1.3.2. Организация общения
Создание ситуаций необходимости принятия собственных решений учениками по проведению каких-либо мероприятий (коллективное планирование);
Развитие ученического коллектива;
Создание творческой атмосферы для самореализации личности каждого учащегося.
1.3.3. Организация взаимодействия
Создание ситуаций взаимодействия ученик-учитель, ученик-ученик;
Стимулирование творческой инициативы и самостоятельности.
2. Воспитательные технологии
Коллективное творческое дело;
Тренинг общения;
Шоу-технологии;
Групповая проблемная работа;
Родительское собрание;
Классный час;
Диалог «педагог-воспитанник»;
«Информационное зеркало»;
«Я - высказывание»
2.1 Коллективное творческое дело
Результат – позитивная активность школьников не только зрительская, но и деятельностная
Типы КТД: традиционное и личностно-ориентированное
Автор И.П.Иванов выделяет 6 этапов:
Коллективное целеполагание;
Коллективное планирование;
Коллективная подготовка;
Проведение дела;
Коллективный анализ;
Решение о последействии.
Формы КТД
Урок;
Классный час;
Родительское собрание;
Традиционные праздники;
Ключевые дела школы;
Акции;
Субботники …
2.2. Тренинг общения
Цель - создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения.
Состоит их 3 блоков: разминка, упражнения, итоговая рефлексия.
Условия: форма - круг, позиция ведущего «на равных».
Правила: участия, «здесь и теперь», обратной связи.
2.3. ШОУ-технологии
Особенности: деление участников на выступающих и зрителей, соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.
Результаты:
для зала – опыт эмоционального реагирования в культурных формах,
для активных участников – опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности .
2.4. ШОУ-технологии
Временная структура: подготовка – реализация – анализ итогов.
Основные предметы проектирования:
Задания «сцене»;
Работа с залом;
Способ оценивания;
Сценарий для ведущего;
Оформление сцены и зала.
2.5. Групповая проблемная работа
Это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – противоречие между новой задачей и имеющимися знаниями и способами действий.
Выполняет три задачи:
Познавательную;
Организационную;
Аксиологическую.
2.6. Диалог «педагог-воспитанник»
Результат – установление доверительного контакта со школьником.
Временная последовательность:
Стадия накопления согласий;
Стадия поиска интересов;
Стадия приятия особенных качеств;
Стадия выяснения «опасных» качеств;
Стадия совместного анализа;
Стадия выбора действий.
2.7. Информационное зеркало
Результат: опыт активного отношения к публичной графической информации.
Основные звенья:
Включение памяти и восприятия;
Удержание – понимание информации;
Возникновение отношения к информации – действие в отношении к информации
2.8. «Я – высказывание»
Когда я ....(действие другого)….,я чувствую …., я хочу (считаю, понимаю, предлагаю и т.п.)….
3. Родительское собрание
Коллективное планирование;
Коллективное целеполагание;
Подготовка: анкетирование, опрос, анализ; оформление кабинета; подготовка раздаточного материала; поздравления …
Проведение собрания;
Принятие решения (с ответственными за исполнением)
Предварительный просмотр:
Современные инновационные технологии в школьном образовании
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.
Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику. Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ.
• Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
• Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.
• Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.
• Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.
• Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.
• Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.
Современные инновационные технологии в образовании В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии. 1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что: а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений “учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям “ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы; в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя. |
2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями. |
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.
Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
4. Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы
Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.
Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
современные воспитательные технологии
в данном докладе описываются содержание и применение современных воспитательных технологий...
Современные воспитательные технологии.
Материалы для подготовки к педсовету....
Современные воспитательные технологии.
Презентация для проведения методического обединения для классных руководителей....
Современные воспитательные технологии
Цель: показать современные воспитательные технологии....
Современные воспитательные технологии.
1. Теоретические основы воспитательной технологии.2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий. Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом орг...
«Современные воспитательные технологии, их применение в работе воспитателя» Педагогический совет №4 от 26.03.2019 г. «Эффективные технологии воспитательной деятельности, как средство реализации ФГОС ООО»
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте дост...
«Современные воспитательные технологии саморазвития личности в современной школе»
В последнее время в социальной сфере резко усилились политические, экономические, экологические процессы, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает чел...