Урок толерантности или учимся сочувствовать
классный час (8 класс) по теме
Цель: дать понятие толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.
Задача: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
Актуальность проблемы: сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
План
- Вводная беседа
- Основная часть. Определение понятий «толерантность», «толерантный человек» Анализ высказываний и ситуаций.
- Игры.
- Итоги.
- Домашнее задание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок толерантности или учимся сочувствовать | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Урок толерантности или учимся сочувствовать»
Цель: дать понятие толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.
Задача: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
Актуальность проблемы: сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).
План
- Вводная беседа
- Основная часть. Определение понятий «толерантность», «толерантный человек» Анализ высказываний и ситуаций.
- Игры.
- Итоги.
- Домашнее задание
Ход урока
Вводная беседа (выявление опыта у детей)
Представьте себе, что ваш друг или подруга получили плохую оценку и очень расстроились.
Уч-ль: Как вы поступите в такой ситуации?
Уч-ся: Будем успокаивать.
Уч-ль: Другими словами вы будете сочувствовать своему другу. А почему?
Уч-ся: Друзья, Вспомните, пожалуйста, ситуации из своей жизни, в которых бы вы сочувствовали бы
кому-либо.
Уч-ся: пытаются вспомнить и привести примеры.
Уч-ль: Молодцы, ребята! Тема нашего урока «Урок толерантности или учимся сочувствовать». Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать, значит – сопереживать, стремиться помочь.
Основная часть
- Введение понятия толерантности
Уч-ль: У слова «сочувствие» есть очень близкое по значению слово - «толерантность». Понятие «толерантность» более широкое. Оно означает «способность, умение терпеть, мириться с чужими мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
Итак, сочувствие=толерантность.
А как вы понимаете «умение терпеть, мириться с чужими мнением»?
Уч-ся: Выслушивать других людей.
Уч-ль: Правильно. Другими словами, это значит, уметь слушать других людей, понимать и признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.
В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero — «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero — «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это — наша «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость.
Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Давайте рассмотрим ещё одну очень простую ситуацию. «Два друга поссорились разговаривая о своих домашних животных. Одному нравятся кошки, а другому собаки. После ссоры они друг с другом не разговаривают». Из-за чего?
Уч-ся: не поняли друг друга, не захотели принять мнение собеседника.
Уч-ль: Кто по вашему мнению прав?
Уч-ся: Никто.
Уч-ль: Как бы вы поступили на их месте?
Уч-ся: Принять мнение друг друга и понять, что у всех людей разные вкусы.
Уч-ль: Ребята все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Никто не хуже и не лучше, он просто другой - уникальная индивидуальность. Поэтому, мы должны ценить и любить друг друга такими, какие они есть, то есть быть толерантным по отношению друг к другу.
Итак толерантность подразумевает, что мы должны принимать людей такими, какие они есть, дружить и общаться с ними на основе взаимопонимания, сочувствия и согласия.
Какими качествами должен обладать толерантный человек?
Толерантный человек способен понять и простить людей, он с уважением относится к чужим привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей.
А скажите в чём может проявляться толерантность в учебное время по отношению со сверстниками. (учителями)? Какие школьные предметы по вашему мнению наиболее ярко учат быть толерантными? Почему?
Посмотрите на определение толерантности:
- Готовность мириться с чужим мнением;
- Уважение человеческого достоинства;
- Принятие другого таким какой он есть;
- Способность поставить себя на место другого;
- Уважение права быть другим;
- Терпимость к чужим мнениям, поведению;
- Отказ от причинения вреда и насилия.
Давайте обсудим их. Какими нам предлагают быть эти правила?
Посмотрите , пожалуйста на доску и выберите те черты, которые по вашему мнению подходят толерантному человеку:
- терпение
- чувство юмора
- расположенность к другим
- доверие
- умение владеть собой
- доброжелательность умение не осуждать других
- умение слущать
- любознательность способность к сопереживанию
Должны ли мы развивать в себе эти качества?
Предложите свои черты толерантного человека.
Л.Н. Толстой говорил: «Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание.» Как вы понимаете данное высказывание?
Игры
Я думаю, что вы немного устали и предлагаю немного поиграть.
1. Игра называется «Это здорово!»
Цель: повышать самооценку получать поддержку у одноклассников
Давайте назовем, что каждый из вас любит или умеет делать. Например, «Я умею танцевать!» А все остальные должны поднять вверх большие пальцы обеих рук и сказать: «Это здорово!» Затем другой.
2. Игра называется «Вспомнить всё!»
Цель: проверить усвоение и понимание изложенного материала.
Давайте назовем одну черту, которая есть у толерантного человека и передадим слово следующему.
Итоги
Я надеюсь, наше занятие для вас было интересным и полезным, и вы будете стараться воспитывать в себе все те качества, которые сейчас перечислили, то есть будете толерантными к окружающим вас людям и событиям.
Домашнее задание
Ещё я хочу вам предложить творческое задание, которое нужно выполнить дома. Напишите небольшое сочинение на тему «Если мы будем толерантными, то …» и нарисуйте иллюстрацию к вашей работе. Таким образом мы сможем посмотреть кто из вас как понял, что же такое «толерантность», «толерантный человек». Ваши работы мы обсудим за круглым столом на следующем классном часе.
16 ноября стал Международным днем толерантности.
Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким -
И хрупкий мир мы сможем сохранить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Час общения: «Урок толерантности или учимся сочувствовать»
Час общения: «Урок толерантности или учимся сочувствовать»Цель: Изучить понятие толерантности;Способствовать развитию сочувствия, сопереживания у обучающихся....
Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»
Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной ...
Толерантность или учимся сочувствовать
Внеклассное мероприятие по теме "Толерантность или учимся сочувствовать". Разработано для районного конкурса "Сердце отдаю детям"....
Классный час "Урок толерантности, или учимся сочувствовать" в 8 классе
Даётся понятие "толерантность" Мероприятие воспитывает у детей терпимое отношение друг к другу и окружающим. На уроке используются такие формы работы как беседа, игра, диалог, упражнения ...
урок толерантности или учимся сотрудничать
познакомить детей с термином "толерантность". в игровой форме, разбирая ситуации формировать у детей уважительное отношение к другим людям, признавать различия и индивидуальности каждого...
Конспект занятий с использованием Современных образовательных технологий "Урок толерантности или учимся сочувствовать"
Размышление над понятием толерантности - терпения...
Урок толерантности или учимся сочувствовать.
Цель: дать понятие толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.Задача: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимо...