Тема родительского собрания «Взаимоотношения детей и родителей»
материал (8 класс) по теме

Мокроусова Елена Николаевна

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000002170 StartFragment:0000000501 EndFragment:0000002154

Развитие современного общества ставит воспитательно-образовательный процесс школы на путь преобразования и нового понимания целей и задач обучения и воспитания. В последнее время остро стоит вопрос о здоровьесбережении всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей. Влияние стрессогенных факторов заставляют человека постоянно пребывать в состоянии стресса, напряжения, агрессии, что не может не сказываться на соматическом и психическом здоровье. Для того, чтобы найти гармонию с окружающим миром, необходимы знания, помогающие решать возникающие проблемы и, соответственно, сохраняющие здоровье личности. В связи с этим нами разработана программа эдоровьесберегающего сопровождения родителей, которая предоставляет необходимые знания, дающие возможность при минимальных затратах получать максимальные результаты в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_2.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающее сопровождение родителей

10.09.2013      

Родительское собрание 8-Б классе,

Кл. руководитель  Мокроусова Елена Николаевна

    Развитие современного общества ставит воспитательно-образовательный процесс школы на путь преобразования и нового понимания целей и задач обучения и воспитания. В последнее время остро стоит вопрос о здоровьесбережении всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей. Влияние стрессогенных факторов заставляют человека постоянно пребывать в состоянии стресса, напряжения, агрессии, что не может не сказываться на соматическом и психическом здоровье. Для того, чтобы найти гармонию с окружающим миром, необходимы знания, помогающие решать возникающие проблемы и, соответственно, сохраняющие здоровье личности. В связи с этим нами разработана программа эдоровьесберегающего сопровождения родителей, которая предоставляет необходимые знания, дающие возможность при минимальных затратах получать максимальные результаты в воспитании детей.

                         Тема родительского собрания

                    «Взаимоотношения детей и родителей»

 Цели:

знакомство родителей друг с другом и классным руководителем;

сплочение родительского коллектива;

ознакомление с особенностями подросткового возраста и особенностями развития своих детей

оптимизация детско – родительских отношений.

  ПЛАН родительского собрания.

1. Ознакомить с темой родительского собрания и почему была выбрана именно эта тема.

 Какие вопросы будут обсуждаться на собрании.

2. Упражнение «Снежинка»

3.  Теоретическая часть.

4.  Тест «Родительские отношения»

5. Полезная информация, памятка для родителей (для каждого).

 

                     

                                 Ход родительского собрания

1     Слово учителя по итогам прошедшего учебного года и нового.

     Тема нашего родительского собрания не случайна так как      наши дети выросли, повзрослели появились проблемы как у них, так и нас в процесе их воспитания. Я предлагаю вам начать наше собрание с небольшого упражнения.  

2    Упражнение «Снежинка»

 Сейчас мы с вами  выполним интересное упражнение. Главное условие: закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. сложите лист пополам.

2. оторвите правый верхний уголок

3. опять сложите лист пополам

4. снова оторвите правый верхний уголок

Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же как у вас. Вывод – дети все разные. Различны их способности, возможности и личные качества.

3. Беседа об особенностях подросткового возраста.

 Индивидуально-психологические особенности подростков данного класса.

В подростковом возрасте дети напоминают тех самых иностранных гостей, в роли которых вы сейчас побывали. И чтобы наладить теплые взаимоотношения с ними, необходимо приложить усилия, окружить их заботой и вниманием.

Подростковый период является периодом изменений, преобразований в жизни ребенка. Во время подростничества изменяется все: тело, характер, мышление, идеалы, нормы, ценности и т.д. Изменения охватывают четыре сферы развития: тело, мышление, социальную жизнь, самосознание.

Изменение телесных форм и его внутреннего строения влечет за собой необходимость перестройки сознания подростка, ему важно принять свой новый облик.

Одним из новообразований этого периода можно назвать чувство взрослости. Это означает, что во время самого этого периода, у подростка нет чуткого ощущения "кто он?". Ему еще предстоит в этом разобраться. Он уже чувствует себя "не ребенком", но еще и не взрослым. И этот фактор является одним из тех, что заставляют подростка вступать в конфликты со взрослыми, так как он (подросток) стремится попробовать быть взрослым. Именно попробовать сам, ему недостаточно того, что он видит вокруг себя.

Социальная сфера. Подростку необходимо занять определенное место в своей референтной группе. Влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, где молодой человек приобретает новые формы поведения и получает, соответственно, определенный статус. Именно в этот период взрослые, в частности родители, обижаются на своих детей, думая, что те совсем отходят от них, ощущая себя безразличными для своих детей. Это не совсем верно. Подростку важен взрослый, ему важно его признание, понимание, поддержка, однако взрослеющему человеку важно еще понять, по каким нормам живут люди во взрослом мире. Поэтому некоторые начинают курить, особенно, если в семье есть курящий родитель, некоторые пробуют алкогольные напитки, "пропадают" где-то допоздна. Они тем самым воспроизводят модель поведения взрослого человека (может, кто-то из членов семьи ведет себя подобным образом, может, эта модель поведения увидена подростком где-то из окружения, взята из фильма…). Но своим поведением подросток изучает и вашу реакцию. Ему важно знать, как вы поведете себя в той или иной ситуации, чтобы сделать для себя вывод – хочет он быть похожим на вас или нет. Это и есть путь становления индивидуальности.

И тут родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: "Не выставляйся, будь таким, как все". А ребенок не хочет, да и не может быть таким, как все. Он стремится к индивидуальности, и все вокруг в таком же состоянии. Каким же ему быть? Это первый повод для разногласий между подростками и родителями.

Во-вторых, в этот период ребенком особенно остро воспринимаются словесно передаваемые негативные предписания взрослых. Эти предписания имеют разрушительное содержание. Они подобны проклятиям, которые околдовывают подростка, особенно, если он очень восприимчив. Среди словесно передаваемых предписаний можно выделить заклятия, проклятия, негативные пророчества, стопперы.

Заклятия – негативные определения типа: "Ты – грязнуля!", "Болван!", "Тупица!", "Ты ужасный ребенок!" и т.д.

Проклятия — пожелание ущерба, имеющие характер прямого приказания: "Чтоб ты провалился!", "Нам было бы намного лучше без тебя!", "Почему ты не можешь быть человеком!".

Негативные пророчества – ребенку сообщают, что его ждет в будущем: "Из тебя ничего толкового не выйдет!", "Тюрьма по тебе плачет!", "Ты никогда ничего не достигнешь!", "Ты никогда не станешь настоящим мужчиной!", "Будешь бомжом!".

Стопперы (от слова стоп) – сообщения, в том или ином виде указывающие, чего нельзя делать: "Не умничай!", "Не сердись!", "Не думай о…", "Не трогай, у тебя все равно ничего не получится! Дай, лучше я!".

Соотнесите эти фразы с теми, которые вы проговариваете своему ребенку. Неужели вы хотите, чтобы все, что вы говорите негативного, сбылось? А ведь не случайно в руссом языке есть поговорка "Слово, да не мимо идет"! Возможно, вы знаете и такие строки:

"Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести!"

Будьте осторожны со словами, проговариваемыми своим детям. Они могут сбыться!


4  Тест родительского отношения

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент для обследования людей, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними (Райгородский, 1999).

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они оцениваются при помощи опросника. 61 утверждение опросника охватывает пять шкал, выражающих собой разные аспекты родительского отношения:

  1. Принятие—отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
  2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
  3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию.
  4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
  5. Отношение к неудачам ребенка. Эта шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Текст опросника

Испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями с помощью ответов «да» или «нет».

1.        Я всегда сочувствую своему ребенку.

  1. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
  2. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  3. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  1. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
  2. Я уважаю своего ребенка.

7.        Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

  1. Мой ребенок часто мне неприятен.
  2. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  3. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
  4.  По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
  5.  Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13.        Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14.        Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15.        Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16.        Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17.        Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

  1. При всем старании трудно научить моего ребенка хорошим манерам.
  2. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
  3. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  1. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
  2. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
  3. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  4.         Когда в компании говорят о детях, мне становится
    стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как
    другие дети.

25.        Я жалею своего ребенка.

  1. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
  2. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
  3. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
  4. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
  5. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг, того, что лично мне не удалось в жизни.
  6. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
  7. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
  8. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
  1. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  2. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
  3. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
  4. Я всегда считаюсь с ребенком.
  5. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
  6. Основная причина капризов моего ребенка — это эгоизм, лень и упрямство.
  7. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
  8. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
  9. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  10. Я разделяю увлечения моего ребенка.
  11. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
  12. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
  13. Мой ребенок часто меня раздражает.
  14. Воспитание ребенка — это сплошная нервотрепка.
  15. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  16. Я не доверяю своему ребенку.
  17. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
  18. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
  19. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  20. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54.        Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

  1. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  2. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57.        Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

  1. Я восхищаюсь своим ребенком.
  2. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  1. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  2. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

Ниже указаны номера суждений для каждой шкалы.

Принятие—отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14 15 16 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты. Оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале принятие—отвержение — от 24 до 33 — говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы по шкале симбиоз — 6—7 баллов — позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Низкие баллы по этой шкале — 1—2 балла — признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале контроль — 6—7 баллов — показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале — 1—2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка 7—8 баллов — признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1—2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Я хотела бы в конце нашего собрания раздать всем памятки может быть они помогут в воспитании подростков.

Памятка родителям

Что  делать  родителям, чтобы  сохранить  любовь  и  уважение  своих  подросших  детей?

1.  Не  следует  видеть  в  самостоятельности  ребенка  угрозу  его  лишиться.

2.  Помните,  что  ребенку  нужна  не  столько  самостоятельность,  сколько  право  на  нее.

3.  Чтобы  ребенок  выполнил  то,  что  вам  нужно,  постарайтесь  сделать  так,  чтобы  он  сам  этого  захотел.

4.  Не  злоупотребляйте  опекой  и  контролем,  не  перегружайте  его.

5.  Не  создавайте  в  семье  революционную  ситуацию,  а  если  создали,  то  приложите  все  усилия,  чтобы  разрешить  ее  мирным  путем.

За  что  и  против  чего  ведет  борьбу  ребенок  в  переходном  возрасте:

1.  За  то,  чтобы  перестать  быть  ребенком.

2.  За  прекращение  посягательств  на  его  физическое  начало,  неприкосновенность.

3.  За  утверждение  среди  сверстников.

4.  Против  замечаний,  обсуждений,  особенно  ироничных,  по  поводу  его  физической  взрослости.

Советы  родителям:

1.  Помочь  ребенку  найти  компромисс   души  и  тела

2.  все  замечания  делать  доброжелательным  спокойным  тоном,  не  использовать  ярлыков

3.  подробно  познакомить  подростка  с  устройством  и  функционированием  организма,  подобрать  соответствующую  литературу  по  этому  вопросу

4.  необходимо  помнить,  что  пока  развивается  тело  ребенка,  болит  и  ждет  помощи  его  душа

Что  делать  родителям, чтобы  сохранить  любовь  и  уважение  своих  подросших  детей?

1.  Не  следует  видеть  в  самостоятельности  ребенка  угрозу  его  лишиться.

2.  Помните,  что  ребенку  нужна  не  столько  самостоятельность,  сколько  право  на  нее.

3.  Чтобы  ребенок  выполнил  то,  что  вам  нужно,  постарайтесь  сделать  так,  чтобы  он  сам  этого  захотел.

4.  Не  злоупотребляйте  опекой  и  контролем,  не  перегружайте  его.

5.  Не  создавайте  в  семье  революционную  ситуацию,  а  если  создали,  то  приложите  все  усилия,  чтобы  разрешить  ее  мирным  путем.

За  что  и  против  чего  ведет  борьбу  ребенок  в  переходном  возрасте:

1.  За  то,  чтобы  перестать  быть  ребенком.

2.  За  прекращение  посягательств  на  его  физическое  начало,  неприкосновенность.

3.  За  утверждение  среди  сверстников.

4.  Против  замечаний,  обсуждений,  особенно  ироничных,  по  поводу  его  физической  взрослости.

Советы  родителям:

1.  Помочь  ребенку  найти  компромисс   души  и  тела

2.  все  замечания  делать  доброжелательным  спокойным  тоном,  не  использовать  ярлыков

3.  подробно  познакомить  подростка  с  устройством  и  функционированием  организма,  подобрать  соответствующую  литературу  по  этому  вопросу

4.  необходимо  помнить,  что  пока  развивается  тело  ребенка,  болит  и  ждет  помощи  его  душа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Взаимоотношения родителей и детей"

Одно из главных условий  взаимопонимания между родителями и детьми  - возможность ребенка чувствовать поддержку своих родителей и знать, что они его принимают вне зависимости от того, ...

Родительское собрание. "Взаимоотношения в семье".

Цель родительского собрания - показать родителям роль семейных взаимоотношений в развитии личности ребенка, обратить их внимание на неиспользованные возможности его познавательных сил и способностей; ...

Родительское собрание «Взаимоотношения подростков с родителями»

Методический материал по ведению родительского собрания...

Родительское собрание «Взаимоотношение детей и родителей»

Обсуждение вопроса "Какие мы родители?", как важно вовремя понять ребенка, его чувства, мысли и поступки....

Родительское собрание: «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ»

Цели:1. показать родителям роль семейных взаимоотношений в развитии личности ребенка, обратить их внимание на неиспользованные возможности его познавательных сил и способностей;2. проанализировать све...

Родительское собрание "Взаимоотношения в семье"

Взаимоотношения в семье, особенно с подростками не всегда складываются благополучно. Мною был разработан подробно ход родительского собрания "Взаимоотношения в семье", который я и предлагаю для озноко...

Родительское собрание "Взаимоотношения с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению в среднем звене"

Цель родительского собрания: ознакомление  родителей с психологическими особенностями периода адаптации учащихся при переходе к обучению в среднем звене.Задачи:  1.Проанализировать психологи...