История куклы ( классный час в 5 классе)
классный час (5 класс) по теме
Классный час, рассказывающий об истории возникновения куклы, её месте в жизни человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_kukla.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
(для учащихся 5 классов)
«Мир куклы»
Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения
русской куклы.
Задачи:
1.Обучающие:
* способствовать приобщению учащихся к истокам народного творчества;
* развивать творческие способности и художественный вкус детей.
2.Воспитательные:
* обеспечить эмоциональное благополучие учащихся;
* помочь формированию у детей таких черт характера как доброта, взаимопомощь, сопереживание
3. Развивающие:
* развивать у учащихся творческое воображение;
* развивать навык дискуссии;
* увлечь, заинтриговать, заинтересовать учащихся историей возникновения русской куклы.
Форма проведения: коллективная.
Оформление и реквизит:
- куклы: соломенная, закрутка, пеленашка, оберег;
- современные куклы;
- куклы, сшитые детьми;
- корзина плетенная;
- скатерти, рушники, вышивки;
- люлька для куклы-оберега.
- магнитофон.
Сцену (класс) необходимо оформить ярко, красочно (использовать скатерти, вышивки и т.д.). Дети заранее приносят из дома кукол. Куклы должны быть расположены по группам: старинные, современные, сшитые самими детьми.
Представление ведет ведущий (учитель)
Дети ведут рассказ от имени кукол.
Роли распределяются заранее по усмотрению и желанию детей.
До начала мероприятия в зале звучат аудиозаписи веселых, детских песен.
Как птицы из всего строят гнезда,
Так дети из всего мастерят себе куклу…
В.Гюго
Ход классного часа
Учитель. Кукла появляется в жизни каждой девочки чуть ли не с самого ее рождения. Вырастая в окружении кукол, дети практически ничего не знают о истории возникновения этой игрушки. А ведь кукла- часть культуры народа, она возникла очень давно вместе с человеческим обществом.
Представленный классный час даст возможность нам узнать историю возникновения русской куклы, проявить интерес к созданию этой игрушки своими руками, ведь такая кукла, как и прежде передает ощущение радости труда и красоты, она помогает ему понять не только окружающую его действительность, но и свой внутренний мир.
Открываем двери нашей мастерской «Мир куклы или кукольная история»
Ученик:
Кукла
Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
- Разве это грузовик?
Три пустых катушки.
Смастерил я ей коня,
Пусть берёт, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
- Это просто палка!
Я свернул два лоскута.
- Ах,- сказала Катя, -
Ах, какая красота:
Кукла в пёстром платье!
Игрушки – приятное воспоминание о раннем детстве. Давайте сегодня погрузимся в мир детства, поговорим о наших любимых игрушках - о куклах. Посмотрите сколько их у нас!
Кто-то из вас спросит: « А что о них говорить? Куклы они и есть куклы».
Тогда ответьте на простой вопрос: « А что же такое кукла?» Если ответить на этот вопрос очень просто, то кукла- это детская игрушка в виде фигурки человека.
Когда кукол нет – плохо!
Куклу можно назвать самой лучшей и преданной подружкой. Такая подруга никогда тебя не осудит и не откроет твою самую сокровенную тайну. А еще куклу можно обнять, поделиться с ней своими радостями или печалями. Вот уже и легче стало. Наверное, потому все любимые куклы потрепанные, что очень часто их берут в руки.
Знаете, когда я была маленькой мне всегда казалось, что когда наступает ночь и все люди засыпают, игрушки оживают и живут своей кукольной жизнью. А вам когда-нибудь приходила в голову такая мысль?
А давайте проверим, может это действительно так?
Звучит музыка « Спокойной ночи малыши»
Куклы начинают диалог между собой:
Н.к.- новая кукла.
С.к.- старинная кукла.
Новая кукла (далее н.к.)- Наконец-то все угомонились.
Н. к -Ой, а что это за старая корзина?
Н.к – Я видела, как хозяйка сегодня днем принесла эту корзину с чердака
Старинная кукла ( далее с.к) - Апчхи-апчхи.
Как здесь красиво! Где это мы?
. Н.к Вы кто?
С.к - Мы куклы.
Н.К.-Ха.ха.ха.. Какие вы смешные. Разве такие куклы бывают?
Вот мы куклы! Посмотрите, какие мы новые, нарядные и красивые.
А вы откуда такие взялись, что-то мы вас раньше здесь не видели?
С.к. – Конечно не видели. Знаете сколько лет мы пролежали на чердаке в этой корзине? Вас еще и на свете не было, когда появились мы. Между прочим, мы ваши бабушки и вы должны нас уважать.
Н.к. – Какие это наши бабушки? Иж что придумали.
С.к. – Ничего мы не придумали, нами играли бабушки ваших хозяек.
Н.к.- Вот насмешили. Да разве бабушки играют в куклы?
С.к. – Какие же вы глупенькие! Когда-то давным-давно бабушки тоже были маленькими девочками и играли в куклы.
Н.к. – Ну и играли бы снами.
С.к. – Но ведь сначала появились мы. Придется рассказать вам как появились мы-первые куклы. И так, слушайте кукольную историю.
1.ученик. В древнем мире кукла была изображением бога, «дублером» человека в ритуале жертвоприношения, потом- оберегом. И даже когда она стала просто игрушкой, долго еще сохранялось в обычных простых людях трепетное, бережное и уважительное отношение к ней. В крестьянских семьях игру в куклы не считали простой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать. Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью - накликает беду. В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. Пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка или старшие сестры. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. А когда малышке исполнялось пять лет, она уже должна была делать кукол сама. Это было нетрудно. Крестьянские куклы были очень простыми, делались, в основном, из тряпок с помощью традиционных приемов.
2 ученик В каждой местности были свои способы изготовления кукол. Самых простых кукол делали в Полтавской. Киевской и Черкасской областях. Брали кусок белой ткани. Клали посередине комок ваты и перетягивали суровой ниткой - головка куклы готова. Осталось надеть на нее платочек. А к концам скрутки привязать яркие лоскуточки. Вот и вся кукла. Называли такую куклу- закрутка.
Были еще куклы пеленашки- делали их так , сворачивали валик из ткани. Сверху клали вату и накидывали прямоугольный платочек. Оставалось перетянуть нитками верх валика( получалась головка) и два конца платочка(получались руки). Часто к голове прилаживали кудельную косу.
3 ученик « Не трудное дело, да не каждому дается», говорят в народе. Во-первых, для того чтобы куколка вышла крепенькой и ладной. Нужна была определенная сноровка. А во-вторых, главное искусство состояло в умении нарядить куклу. Тут шли в ход разнообразные цветные лоскутики. Вышивка, ленты. Бусинки и, конечно, искусство и фантазия маленькой портнихи.
А знаете ли вы, что в куклы играли и девочки-малышки, и девушки-подростки. И девушки «на выданье». Они брали своих кукол на посиделки, в гости, в поле. По красоте самодельной куклы судили о вкусе и умениях ее хозяйки. Бывало, что девушка брала с собой корзину с куклами, выходя замуж, и играла ими в свободную от работы и других забот минутку. Пока у нее самой не появлялась дочка. Тогда куклы переходили девочке по наследству.
4 ученик Игры в куклы были долгие, обстоятельные. Одна из самых любимых- «в свадьбу». В этой игре участвовало множество кукол: невеста, жених, родители. Подруги, друзья. Сваты, гости. Это был целый спектакль, изображающий полный свадебный ритуал. Зрителями зачастую были и взрослые. Интересно, что кукол-мужчин не шили- их изображали просто палочки или скатанная ткань. Куклы «мужского пола» появились в России только в 19 веке.
5 ученик Русские крестьяне очень тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Вместе с пеленками ему готовили куклу. Делали без иголки и без ножниц- нельзя было ни порезать, ни уколоть. Ведь в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. Игрушку сворачивали из цветных тряпок и клали в пустую пока колыбельку: обжить. Обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним. Приговаривая: «Сонница-бессоница, не играй с моим дитятком. А играй с этой куколкой». Так кукла по-прежнему оставалась игрушкой не для ребенка, а для бессонницы, болезни и прочих напастей. Она как бы отвлекала на себя злые силы. Оберегала своих хозяев. Так ее и назвали- берегиня, или оберег. Тряпичную оберегиню дарили не только малышу. Такую куколку, сделанную своими руками, мать дарила дочке перед свадьбой, благословляя ее на замужество. Потом куколки в красных платьицах украшали свадебное печенье. А невесте дарили кукол, чтобы побольше родилось детишек. Куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Ее брали в руки. Три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».
Больная кукла
У бедной куколки грипп:
В правом плечике скрип,
Расклеились букли, -
Что дать моей кукле?
Ромашки
Из маминой чашки?
Не пьет...
Все обратно течет.
Собачьей серы
В ложке мадеры?
Опять выливается.
Прямо сердце мое разрывается!
Всыплю сквозь дырку в висок
Сухой порошок:
Хинин -
Аспирин -
Антикуклин...
И заткну ей ваткой.
А вдруг у нее лихорадка?
Где наш термометр?
Заперт в буфете.
Поставлю барометр...
Зажмурь реснички.
"Жил-был дед и корова"...
Спи, грипповая птичка!
Завтра будешь здорова.
6 ученик Делали кукол не только из тряпок, а еще и из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Однако все славянские куклы были похожи в одном: у них не было лица. Считалось, что, если кукла будет уж очень походить на человека, в нее может вселиться злой дух. О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых они выступали волшебными помощницами, охраняли, спасали, давали своим хозяевам мудрые советы. Их любили, берегли, передавали по наследству. Ими любовались, брали в руки., носили с собой и наконец стали ими играть. К началу 19 века русская кукла окончательно стала куклой, т.е игрушкой для ребенка. Давно ушел в прошлое суеверный запрет на кукольное лицо.
7 ученик А знаете ли вы, что первые кукольные наряды шли еще тогда, когда кукла не была куклой? То есть, для куклы-оберега. У бедняжки не было ни лица, ни фигуры, поэтому платье являлось основной деталью ее внешности и единственным украшением. Шили кукольные платье не просто так, а со смыслом. В одежде должен был обязательно присутствовать красный цвет- любимый цвет славян. Считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Платье делали целиком из кумача или пускали красную ленту по подолу, поясу, вороту и рукавам. Узор, которым украшали наряд, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил какое-нибудь магическое значение. И узор должен был оберегать человека. Слово узор и имело значение «призор», «надзор», - то есть присмотр. Поэтому на кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки. Девочки и девушки, обшивая своих куколок, вкладывали в работу все свое умение и фантазию. Ведь по кукольному наряду судили о вкусах и способностях ее хозяйки.
Так на свет появились мы - первые русские куклы.
8 ученик Прошло много лет, появились синтетические материалы, и решилось множество проблем, которые раньше казались непреодолимыми. Появились глазастые куклы с детскими мордашками и милыми именами. Их было очень много, но были они все, какими- то одинаковыми. Все вокруг менялось и только они сидели на магазинных полках и хлопали круглыми глазами. А в магазины тем временем хлынули игрушечные иностранцы: новые, яркие, необычные. Самой яркой и прекрасной была кукла-девушка с точеной фигуркой и роскошными совсем настоящими волосами. Красавицу звали Барби.
9 ученик Скоро заграничные куклы вытеснили русскую куклу из больших магазинов. Надо было срочно её спасать . Кукольные художники и конструкторы Института игрушки стали создавать новые модели кукол, они разработали кукол-девушек типа Барби. Появилась куклы, Вероника и Кристина, у них, как и Барби есть юноша-друг, собственный дом с мебелью и разные аксессуары. Родилась прекрасная блондинка Елена, одна за другой стали рождаться русские куколки с подвижными руками и ногами: Василиса Прекрасная и Иван Царевич, Настенька в русском сарафане, Принц и Принцесса. Теперь в любом магазине игрушек каждая девочка может выбрать себе куклу-дочку. Посмотрите сколько нас много и какие мы все разные: Даша, Иришка, Аленка, Вика, всех и не перечислить
(Звучит песня « Кукла»)
Я за стеклом, я на витрине.
Смотрю в окно в дождливый час,
И день, и ночь от той картины
Не отвожу стеклянных глаз.
Все проходят мимо, а одна девчушка
Говорит: «Какая грустная игрушка!
Папа подари, папа, подари.
Папа, подари мне куклу».
Всю ночь снаружи дождик капал,
Играли ветры на трубе.
Приснилось мне, что папа с дочкой
Решили взять меня к себе.
А на утро было чудо - так и вышло:
Вновь приходит папа с дочкою-малышкой.
«Папа, подари, папа подари,
Папа, подари мне куклу».
Так значит, я счастливой буду,
И наяву сбылись мечты.
Как хорошо, когда кому-то
Под этим небом нужен ты.
И смеется за окном девчонка звонко.
Есть теперь простая радость у ребенка:
Папа подарил, папа подарил,
Папа подарил мне куклу.
Учитель. Первые русские частные коллекции возникли в начале ХХв. Одна из них, собранная Николаем Бартрамом и его женой Евдокией Лосевой, стала основой Музея игрушки, открытого в 1918 г. на Пречистенке в Москве. Большая часть музейного фонда была сформирована за счет игрушек, конфискованных у врагов народа. Долгие годы эта коллекция была единственной в СССР.
В Москве самые известные галереи «Роза Азора» Елены Языковой и Любови Шакс, где можно купить раритеты начала XX в.; «Кукольный дом» Ольги Арцимович, собравший под крышей антикварные и театральные куклы; и галерея «Вахтановъ», которая специализируется на современных художественных куклах, а попутно открывает русские таланты. Один из них - Дмитрий ПЖ - кукольник, получивший приз на Международной кукольной выставке в Париже за куклу "Чао, Пьеро".
-Хотите, я открою вам один секрет? Я тоже люблю играть в куклы, поэтому с большим удовольствием мастерю их вместе с вами. А вы заметили, что сшитые куклы все разные? Как вы думаете почему? Правильно потому, что каждая девочка-мастерица создает свой образ, у кого-то кукла получается веселая, озорная, у кого-то хулиганистая, задиристая, у кого-то грустная, задумчивая, а у кого-то лукавая и хитрющая. Мы ведь тоже все разные.
Главное, чтобы не было кукол злых. А для этого мастерить куклу нужно с добром и лаской, тогда она будет радовать и тебя и всех окружающих.
И уж если нам с вами довелось стать свидетелями ночной кукольной жизни, давайте верить в то, что куклы, как и мы все слышат и чувствуют, поэтому не обижайте и не бросайте их никогда.
А знаете ли вы, что кукла может совершить настоящее чудо. Послушайте отрывок из повести В.Г.Короленко « Дети подземелья»
Участница:
« У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными волосами, подарок покойной матери… Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло, все мои ожидания… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами… Девочка улыбнулась, прижала к себе куклу и успокоилась»
Учитель: Помните, что отношение к людям у вас, детей, складывается через игры. Девочка любящая свою куклу, а для нее она дочка, никогда в последствии не бросит своего ребенка.
Мир меняется, но девочки играли, играют и всегда будут играть в куклы.
Участница:
На сцене я жизнью живу настоящей,
Мне светит в лицо оживляющий луч,
А там, за кулисами, маленький ящик
В который меня запирают на ключ.
По ниточке, по ниточке
Ходить я не желаю.
Отныне я, отныне я,
Отныне я живая.
По ниточке, по ниточке
Ходить я не желаю.
Отныне я, отныне я живая.
К рукам моим тянутся тонкие нити,
Как будто без них я на сцене споткнусь.
Эй, там, наверху, вы меня отпустите,
Без нитей невидимых я обойдусь.
По ниточке, по ниточке
Ходить я не желаю.
Отныне я, отныне я,
Отныне я живая.
По ниточке, по ниточке
Ходить я не желаю.
Отныне я, отныне я живая.
Но песни последней последняя нота,
Уже прозвучала и стихнет сейчас,
И снова за ниточку дёргает кто-то,
Меня уводя за кулисы от вас.
По ниточке, по ниточке
Ходить я не желаю.
Отныне я, отныне я,
Отныне я живая.
По ниточке, по ниточке
Ходить я не желаю.
Отныне я, отныне я живая.
Матрёшка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрёшке
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрёшенька-детёныш,
А там ещё! Откуда
А там опять… Найдёныш.
Умыты ручки, ножки
У каждой у матрёшки
Поглажены сапожки…
Поют матрёшки в хоре,
Живут, не зная горя:
И дружно и счастливо,
И весело на диво.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская матрёшка.
Мы матрёшки, мы подружки,
Утром рано мы встаём,
Вшестером поём частушки
И танцуем вшестером.
Никогда мы не скучаем:
Шесть платочков есть у нас,
Чашек шесть у нас для чая
И салфеток тоже шесть.
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
Девочка.
Матрёшки – знаменитая русская игрушка, которая родилась уже более ста лет назад. Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Но кукла эта была японцем – сердитым на вид узкоглазым стариком. Малютин переодел куклу в русский костюм, в яркий платочек, пёстрый передничек. Нарисовал ей круглые голубые глазки, яблоками положил на щёки румянец, свесил из-под алого платочка толстую косу. И назвали эту красавицу – матрёшкой.
Девочка.
У всех матрёшечников свой секрет, своя “особинка”. В селе Полх-Майдане сегодня рождаются самые знаменитые матрёшки. Может оттого, что они самые яркие, весёлые. Основные цвета в росписи – фиолетовый, алый, жёлтый, голубой. Узоры – цветы да ягоды: шиповник, колокольчики, ромашка, клубника. Художники делят матрёшек на группы, по месту их изготовления. Вот, например, семёновская, кировская, загорская, карельская матрёшки. Мы постарались нарисовать разных матрёшек в нашей книжке и вот, что у нас получилось. (Показ).
ПЕСНИ ПРО КУКОЛ
А. Макаревич
Лица стерты краски тусклы
То ли люди, то ли куклы
Взгляд похож на взгляд
А тень на тень
Я устал и отдыхаю
В балаган вас приглашаю
Где куклы так похожи на людей
Арлекино и пираты,
Циркачи и акробаты,
И злодей чей вид внушает страх
Волк и заяц, тигры в клетке –
Все они марионетки
В ловких и натруженных руках
Кукол дергают за нитки,
На лице у них улыбки
И играет клоун на трубе
И в процессе представленья
Создается впечатленье,
Что куклы пляшут сами по себе
Ах до чего порой обидно
Что хозяина не видно
Вверх и в темноту уходит нить
А куклы так ему послушны
И мы верим простодушно
В то что куклы могут говорить
Но вот хозяин гасит свечи.
Кончен бал и кончен вечер
Засияет вечер в облаках.
Кукол снимут с ниток длинных.
И засыпав нафталином
В виде тряпок сложат в сундуках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"История Олимпийских игр в истории страны". Классный час
История Олимпийских игр, Россия в Олимпийских играх....
Маленький народец. История куклы.
Это собранный материал по истории куклы, который можно использовать на уроках по ИЗО...
Методическая разработка по ДПИ " Перчаточная кукла" для 2-го класса
Изготовление перчаточной куклы (в данном случае куклы Волк)- процесс многоэтапный : два основных ( голова, перчатка) и несколько промежуточных....
презентация "Кукла-мотанка (оберег)" мастер-класс
мастер-класс изготовления куклы-мотанки (оберега)...
Сувенирные куклы Ларисы Стрельниковой. Мастер-класс по изготовлению.
Мастер класс по изготовлению сувенирной куклы.Кукла! Какая древняя игрушка! А сколько у неё назначений! Я решила связать сувенирную куклу крючком. Основной узор – столбики без накида, воздушные петли,...
Класснай час. 5 класс. "История лицея. Школа будущего глазами пятиклассника"
Сценарий классного часа...
История куклы
кукла- фигура в виде человека или животного, и нет ни одного народа, не имеющего своей истории обрядовызх кукол....