Воспитательная программа "Я-гражданин"
методическая разработка по теме

Воронцова Людмила  Владимировна

Срок реализации -5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_programma_ya-grazhdanin.docx75.65 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная программа

классного коллектива

«Я – гражданин»

Сроки реализации: 5 лет (с 2010-2015гг)

Автор:  Воронцова Людмила Владимировна

Актуальность программы

          Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины. Деятельность школьников должна развертываться в такой воспитательной среде, психологический климат которой отражает нравственные нормы нашего общества. Именно такой средой должен стать коллектив.

Сроки реализации программы

Программа разработана на 5 лет (5- 9 кл.) на период с 2010-2015 г.

Цель программы

Создание условий для формирования активной,  инициативной, разносторонне - развитой личности, обладающей высоким  уровнем образования, интеллектуальными,  гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самосовершенствованию.

Задачи программы

  1. Определить круг реальных учебных возможностей учащихся с учетом их индивидуальных способностей.
  2. Развивать интерес к  учению и познанию  мира на основе технологий личностно-ориентированного обучения и воспитания в системе урочно-внеурочной деятельности.
  3. Воспитывать  в детях: любовь к Родине, своему родному краю,   гражданственность; приобщать к духовным ценностям мира.
  4. Формировать потребность в здоровом образе жизни, постоянных занятиях физической культурой и спортом.
  5. Выработать у школьников ответственное отношение к  физическому труду;  эстетическое  и практическое отношение к окружающей среде.
  6. Развивать стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию; творческие способности и самостоятельность.
  7. Объединить в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.

Данная программа осуществляется по шести направлениям:

  1. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание
  2. Формирование активной жизненной позиции и этическое воспитание
  3. Духовно-нравственное воспитание
  4. Воспитание здорового образа жизни и экологическое воспитание
  5. Трудовое и эстетическое воспитание
  6. Самовоспитание
  7. Досуговая  деятельность.
  8. Сотрудничество с семьей.

Принципы реализации программы

Способы достижения поставленных целей

  • выстраивание индивидуальной образовательной и воспитательной траектории в результате индивидуальных бесед с учащимися;
  • тематические классные часы по представленным направлениям;
  • участие в школьных и районных (окр/обл) мероприятиях, творческих конкурсах, соревнованиях;
  • мониторинг социума, диагностика учебной мотивации и уровня воспитанности;
  • участие в олимпиадах; научно-исследовательской и практической деятельности;
  • занятия в школьных спортивных секциях,  работа в кружках;
  • организация экскурсий и походов;
  • собеседования  с родителями, родительские собрания.

Ожидаемые  результаты реализации программы:

  • устойчивые положительные результаты обучения;
  • повышение учебной мотивации и самоконтроля;
  • качественный «прорыв» в достижениях результативности отдельных учащихся;
  • уважение чужого мнения, повышение толерантности;
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • стремление к здоровому образу жизни;
  • сформированная эмоциональная устойчивость;
  • призовые места в школьных и других мероприятиях.

Формы контроля над реализацией программы

  1. Повышение уровня обученности учащихся, рейтинг успешности.
  2. Участие детей в школьных, районных выставках, конкурсах, научно–практической конференции, интеллектуальных играх, в различных конкурсах.
  3. Вовлеченность в систему дополнительного образования.
  4. Уровень удовлетворенности родителей.

Концептуальное содержание направлений

 воспитательной программы

I. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание

Цель: воспитать чувство гражданской ответственности, любовь к родному краю, селу; повысить уровень правовых знаний.

Задачи: 

  • Способствовать формированию правовой культуры детей, профилактика правонарушений.
  • Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности.

II. Формирование активной жизненной позиции и этическое воспитание

Цель: создать условия для формирования активной, инициативной, разносторонне-развитой личности, обладающей высоким уровнем культуры

Задачи: 

  • Способствовать повышению интеллектуального уровня, расширению кругозора детей.
  • Вовлечь учащихся в коллективные дела
  • Привить этические взгляды на жизнь.

III. Духовно-нравственное воспитание

Цель: повысить нравственное отношение к окружающей действительности, развить толерантность, гуманность  к друг другу

Задачи: 

  • формировать потребности  в высоких культурных и духовных ценностях;
  • изучение истории родного села, Родины, духовно-нравственное наследие.

IV. Воспитание здорового образа жизни и экологическое воспитание

Цель: повысить культуру здорового образа жизни, ответственного отношения к окружающей природе

Задачи: 

  •  формировать  потребность в здоровом образе жизни; профилактика вредных привычек, применение здоровьесберегающих технологий;
  • Формировать  эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде.

V. Трудовое и эстетическое воспитание

Цель: выработать стремление к труду, повысить работоспособность учащихся

Задача: развитие потребности в творческом и физическом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни.

VI.  Самовоспитание

Цель: создать условия для самостоятельной работы учащихся

Задача: развить стремление  к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, самоконтролю.

VII. Досуговая  деятельность

Цель: повысить сплоченность коллектива, креативные качества детей

Задачи: 

  • Способствовать развитию творческих способностей детей
  • Вовлекать во внеклассные мероприятия, конкурсы мастерства детей с ОВЗ.

VIII. Сотрудничество с семьей.

Цель: сформировать систему взаимодействия с родителями

Задачи: 

  • Объединить  в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей для решения единой цели: воспитание и образование детей, поддерживать авторитет родителей в глазах детей
  • Привлечь родителей в участие воспитательных мероприятий.

Работа с социумом

  1. Администрация школы, села.
  2. Колыванский СДК
  3. Центр «Семья» м.р. Красноармейский
  4. Семейный православный центр с. Каменный Брод
  5. Взаимодействие с инспектором  по пропаганде ОВД ГИБДД  Красноармейского района
  6. Взаимодействие с инспектором  ПДН Думиной  Н.В.
  7. Взаимодействие с ОВОП, ЦРБ (организация мониторинга здоровья учащихся школы, работа по профилактике различных заболеваний, проведение медосмотра, просветительская работа по вопросам здоровья).
  8. Проведение профориентационной работы (ОВОП, учреждения и организации села)
  9. Отдел по делам молодёжи.

Содержание воспитательной программы

Основные направления

Методы, формы и приемы воспитательной работы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1.Гражданско-патриотическое и правовое  воспитание

Уроки мира                        Час общения  «Как научиться любить свою Родину и быть ее патриотом»    

9 мая – День памяти

 Конкурс сочинений, «Что я знаю о войне»

Классный час о выборе актива класса  «Мы выбираем, нас выбирают»

Классный час «Государственные символы России»      День защитника Отечества. Рыцарский турнир.

Час общения «Мои права и обязанности» (Всемирный день прав ребенка – 20 ноября) 

Литературный вечер «Год Отечественной истории»

Кл.час «Культура мира - детям планеты»

Экскурсия в школ.музей Боевой и Трудовой Славы

 Уроки мужества «Наши земляки в горячих точках»,              «Встреча с ветераном» Акция «Письмо солдату»     Конкурс сочинений, «Что я знаю о войне»

Беседа-диалог  о правах и обязанностях «На пороге 14-летия»  

 Кл.час ко дню Конституции «Я -гражданин»                                            

Единый урок «День народного единства».

История района и его достопримечательности – экскурсии, встречи со знаменитыми земляками

Знакомство с кодексами РФ

Беседа об антитерроризме «Твоя безопасность в твоих руках»                  Конкурс «Гражданин» проект «Символы России»

Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних «Профилактика правонарушений»

2. Формирование активной жизненной позиции и этическое воспитание

 Организация самоуправления, выборы ответственных, деление на сектора, организация дежурства по школе и классу, выбор объединений доп.образования,  участие в соревнованиях, конкурсах мастерства,

КТД «Город весёлых волшебников»

Кл.час «Учусь понимать людей и оценивать себя»

Подготовка и участие в классных и общешкольных делах              Участие в концерте ко дню Учителя

  Акция «Береги школьное имущество»

Кл. час «Учение с увлечением»

Интеллект-конкурс «Умники и умницы»

 Участие в недели Добра

Интеллектуальный марафон «Мозговой штурм»          

  Классный час: «Человек и его манеры»

Круглый стол «Могу научить»

Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях

Диалог «Привычки – хорошие и плохие».

Подготовка презентаций, рефератов, докладов.

3. Духовно-нравственное  воспитание

Диагностика воспитанности учащихся.

Беседа «Что такое дружба и настоящий друг?»

Уроки нравственности и морали

День добрых дел, посвященный Дню пожилого человека,

Поздр. учителей-ветеранов

Беседа на тему «Что такое толерантность?

«Благородство – великое дело» «Благотворительность»

Кл.час- диалог «День славянской письменности и культуры».

Акции «Помоги другу», «Нет плохим словам», «Самый культурный»

День вежливости, день хороших манер 

Нравственная игра-практикум «Подари другому радость».

Участие в акциях «Подари добро ближнему», «Забота о малышах», «Забота о ветеранах», участие  в операции «Кормушка»

Кл. час «Мораль. Нормы морали»

Проект «Правила поведения в разных ситуациях»

Конверт дружеских вопросов

Религия с позиции нравственности.

Круглый стол «Религия с позиции нравственности»

Конверт дружеских вопросов

Сюжетно-ролевая игра «Разговор на бумаге», классный час-презентация «Путь к счастью»

4. Воспитание здорового образа жизни и экологическое воспитание

Выбор кружков, секций спортивного направления.

Осенний кросс «Золотая осень»

Уроки здоровья «Мой иммунитет», «Урок гигиены- моя внешность» День здоровья- спортивный праздник  Инструктаж по ТБ, по ПДД                  фотовыставка «Как чудесен этот мир , посмотри», Месячник экологии «Как не любить нам эту Землю»

 Клас. часы по профилактике курения, употребления  алкоголя и наркотиков.  Гигиена девушки .                 Поход в лес, путешествие по селу, встречи на катке, игры на свежем воздухе       Кл. час «Мы- здоровая нация»

Экологический марафон «Сохраним лес».

Анкетирование «Мои физические данные»

Встречи с инспектором ГИБДД, педиатром

Классный час: «В здоровом теле здоровый дух», «Что мне полезно, а что вредно»

Беседа-диалог «О правилах личной гигиены»

Экологический субботник.

Участие в Дне здоровья «Зарница»

«Здоровье и вредные привычки».Защита плаката «Брось сигарету!»

Конкурсы рисунков, плакатов, твор. работ по тему экологии

Беседа-диалог «Гигиена мальчика. Аккуратность и опрятность» , «Значение физкультуры и спорта»

«Приведи в порядок свою планету» - урок –дискуссия.

Инструктаж по ТБ, по ПДД                  

Беседа «Женщина – будущая мать».

Твоя фигура. Как нужно правильно питаться?

Презентации «Опасные пристрастия»

« Если ты попала в беду. Телефон доверия»

«Венерические заболевания. СПИД»

Экологический форум «Сохраним биосферу»

5. Трудовое и эстетическое воспитание

Организация дежурства учащихся в кабинете, по школе  и в столовой.

Распределение трудовых зон по уборке школьной территории.

Операция "Мойдодыр", «Уют в классе»

Классный час «Такие разные и нужные профессии»

Оказание помощи ветеранам – субботники

Работа над классным уголком

Участие по благоустройству
пришкольной территории

Генеральная уборка кабинета, дежурство по школе

Выпуск поздравительных стенгазет

Конкурс плакатов «Моя зеленая планета» ко Дню Земли

Акция «Чисто там, где не сорят»,                    «Сохраним р.Чапаевку»- сбор бытового мусора

Беседа «Мой дом - моя крепость»

Акция «Чистое село»,

Благоустройство территории села,  

Литературная гостиная «О красоте поговорим»

6.Самовоспитание

Клас.часы «Мои интересы», «Мои способности и недостатки», «Мой режим дня»

Приемы «Письмо самому себе» - самооценка моих успехов и недостатков

Упражнение «Мой портрет»                     Работа по плану утверждённому на собрании актива класса

Методики «Самооценка», тест «Моя самостоятельность», «Кто я?    Участие в классных и общешкольных делах. Упражнения «Интерпретация», «Резюмэ», «Зеркало»

Психологический тренинг, комната психолога,    Профориентационные беседы, диалоги , диспуты,                      тесты- опросники «Выбор профессии» , «Мои предпочтения в работе»  Составление портфолио, «Автобиография»

7. Досуговая деятельность

Кл. час «О нашем досуге» (выбор кружков и секций)

Классные огоньки

КТД «Волшебный стул», «Мой класс - моя семья»

Экскурсии в цирк, зоопарк

Классные огоньки «Именинники лета» и т. п.

 Праздник Урожая

Новогодние утренники

Экскурсии в музеи: краеведческий, зоологический, ракетостроения

Конкурс «Дочки-матери»

Классный огонек.   Интеллектуальная игра «Эрудит»   Экскурсии  в «Древний мир» с. Каменный Брод,  конд. объединение «У Палыча»

Подготовка и участие в классных и общешкольных делах

Внеклассное мероприятие «Осенний балл», «Новогодний карнавал»

Организация турпоходов

Подготовка и участие в классных и общешкольных делах

Познавательные поездки по культурно-историческим местам  России

8. Сотрудничество с семьей

Родительское собрание «Новый учебный год  – новый этап в жизни»  Проект «Моя родословная», КТД «Мир интересов моей семьи», игра- путешествие по семейным архивам

День Матери. Участие в праздничном концерте

Анкетирование родителей по удовлетворенности работой школы

Лекция для родителей «Режим подростка», «Особенности подросткового возраста». Анкетирование родителей по удовлетворенности работой школы

Консультации «Как избежать  проблем? Знаете ли вы друзей?        Индивид. беседы  Анкетирование родителей по организации здорового питания.

Советы психолога «Как побороть стресс?»  Родительская конференция «Как помочь детям  сдать экзамены»


Деятельность по реализации  программы

Подготовительный этап

1.Изучение документации (личное дело,  журнал класса)  

2. Беседа с родителями, посещение на дому учащихся.

3. Наблюдение за детьми  на уроках, во время перемен  и  прогулок

4. Проведение анкетирования «Определение уровня воспитанности»

Цель анкетирования: исследовать уровень воспитанности учащихся и выявить преобладающие аспекты воспитания, сформировать основные направления воспитательной программы.

Проводится анкетирование 2 раза в учебном году, в начале I полугодия и в конце II полугодия, что позволяет оценить эффективность воспитательной системы в классе, а также создает необходимость корректирования воспитательных мероприятий в классе, выбора приоритетного направления воспитательной работы  исходя из данных диагностирования.

Результаты анкетирования

Преобладающие аспекты воспитанности

5 класс

I п/г

2010-11 гг.

5 класс

II п/г

2010-11

6класс

I п/г

2011-12

6 класс

II п/г

2011-12

7 класс

I п/г

2012-13

гуманный

68%

78%

66%

84%

85%

коммуникативный

65%

80%

80%

82%

82%

духовный

77%

65%

62%

70%

70%

толерантный

75%

68%

78%

70%

71%

креативный

82%

82%

85%

87%

85%

трудовой

71%

71%

78%

80%

84%

Средний показатель

73%

74%

74,8%

78,8%

79,5%

По итогам исследования класса  видно, что на начало 2010-11 учебного года в 5 классе хорошо развит  креативный уровень, дети творчески развиты, а низко – коммуникативный уровень воспитанности.

 Вследствие этого при работе в 5 классе основной целью воспитательной программы являлось:  продолжить формирование единого коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей учеников, организацию совместной деятельности; вовлечение в коллективные  дела, создание благоприятных условий для успешной адаптации в основной школе  и индивидуальное развитие каждого учащегося.

В конце II полугодия 2010-11 учебного года было проведено второе анкетирование, которое показало средний уровень воспитанности повысился  до 74%, коммуникативный уровень воспитанности повысился на 15%, это означает, что поставленная  в начале года  воспитательная  цель достигнута. Исходя из полученных результатов видно, что духовный уровень воспитанности детей требует особого внимания.

Поэтому в 6 классе  для решения этого вопроса была поставлена основная  цель воспитательной работы:  воспитание гуманности, доброжелательности  и духовно-нравственных качеств личности ребенка.

Анализ воспитательной работы за прошедший 2011-2012 учебный год  показал эффективность воспитательных мероприятий, направленных на гуманизацию личности ребенка,  данный уровень воспитанности повысился на 18%. Духовный уровень воспитанности повысился на 8%.  Средний уровень воспитанности по сравнению с прошлым годом повысился на 4,8%.

Данная положительная динамика позволяет сделать вывод о том, что благодаря совместному взаимодействию и многогранным отношениям  обеспечивается всестороннее развитие личности будущего гражданина.

В начале текущего года было проведено первичное анкетирование в 7 классе и поставлена следующая цель воспитания: повысить духовный и толерантный уровень воспитанности через воспитательные мероприятия, связанные с развитием гражданско-патриотических качеств учащихся.

Итог проведения анкетирования: определены основные цели воспитания детей и направления воспитательной программы.

Основные направления совместной деятельности

при реализации воспитательной программы «Я- Гражданин»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»

Я не претендую на новизну  приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...

программа "Гражданин"

ПРОГРАММА Культурно образовательного центра « ГРАЖДАНИН» (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ)...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....