Воспитательная программа "Я-гражданин"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Воспитательная программа
классного коллектива
«Я – гражданин»
Сроки реализации: 5 лет (с 2010-2015гг)
Автор: Воронцова Людмила Владимировна
Актуальность программы
Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины. Деятельность школьников должна развертываться в такой воспитательной среде, психологический климат которой отражает нравственные нормы нашего общества. Именно такой средой должен стать коллектив.
Сроки реализации программы
Программа разработана на 5 лет (5- 9 кл.) на период с 2010-2015 г.
Цель программы
Создание условий для формирования активной, инициативной, разносторонне - развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самосовершенствованию.
Задачи программы
- Определить круг реальных учебных возможностей учащихся с учетом их индивидуальных способностей.
- Развивать интерес к учению и познанию мира на основе технологий личностно-ориентированного обучения и воспитания в системе урочно-внеурочной деятельности.
- Воспитывать в детях: любовь к Родине, своему родному краю, гражданственность; приобщать к духовным ценностям мира.
- Формировать потребность в здоровом образе жизни, постоянных занятиях физической культурой и спортом.
- Выработать у школьников ответственное отношение к физическому труду; эстетическое и практическое отношение к окружающей среде.
- Развивать стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию; творческие способности и самостоятельность.
- Объединить в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.
Данная программа осуществляется по шести направлениям:
- Гражданско-патриотическое и правовое воспитание
- Формирование активной жизненной позиции и этическое воспитание
- Духовно-нравственное воспитание
- Воспитание здорового образа жизни и экологическое воспитание
- Трудовое и эстетическое воспитание
- Самовоспитание
- Досуговая деятельность.
- Сотрудничество с семьей.
Принципы реализации программы
Способы достижения поставленных целей
- выстраивание индивидуальной образовательной и воспитательной траектории в результате индивидуальных бесед с учащимися;
- тематические классные часы по представленным направлениям;
- участие в школьных и районных (окр/обл) мероприятиях, творческих конкурсах, соревнованиях;
- мониторинг социума, диагностика учебной мотивации и уровня воспитанности;
- участие в олимпиадах; научно-исследовательской и практической деятельности;
- занятия в школьных спортивных секциях, работа в кружках;
- организация экскурсий и походов;
- собеседования с родителями, родительские собрания.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- устойчивые положительные результаты обучения;
- повышение учебной мотивации и самоконтроля;
- качественный «прорыв» в достижениях результативности отдельных учащихся;
- уважение чужого мнения, повышение толерантности;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- стремление к здоровому образу жизни;
- сформированная эмоциональная устойчивость;
- призовые места в школьных и других мероприятиях.
Формы контроля над реализацией программы
- Повышение уровня обученности учащихся, рейтинг успешности.
- Участие детей в школьных, районных выставках, конкурсах, научно–практической конференции, интеллектуальных играх, в различных конкурсах.
- Вовлеченность в систему дополнительного образования.
- Уровень удовлетворенности родителей.
Концептуальное содержание направлений
воспитательной программы
I. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание
Цель: воспитать чувство гражданской ответственности, любовь к родному краю, селу; повысить уровень правовых знаний.
Задачи:
- Способствовать формированию правовой культуры детей, профилактика правонарушений.
- Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности.
II. Формирование активной жизненной позиции и этическое воспитание
Цель: создать условия для формирования активной, инициативной, разносторонне-развитой личности, обладающей высоким уровнем культуры
Задачи:
- Способствовать повышению интеллектуального уровня, расширению кругозора детей.
- Вовлечь учащихся в коллективные дела
- Привить этические взгляды на жизнь.
III. Духовно-нравственное воспитание
Цель: повысить нравственное отношение к окружающей действительности, развить толерантность, гуманность к друг другу
Задачи:
- формировать потребности в высоких культурных и духовных ценностях;
- изучение истории родного села, Родины, духовно-нравственное наследие.
IV. Воспитание здорового образа жизни и экологическое воспитание
Цель: повысить культуру здорового образа жизни, ответственного отношения к окружающей природе
Задачи:
- формировать потребность в здоровом образе жизни; профилактика вредных привычек, применение здоровьесберегающих технологий;
- Формировать эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде.
V. Трудовое и эстетическое воспитание
Цель: выработать стремление к труду, повысить работоспособность учащихся
Задача: развитие потребности в творческом и физическом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни.
VI. Самовоспитание
Цель: создать условия для самостоятельной работы учащихся
Задача: развить стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, самоконтролю.
VII. Досуговая деятельность
Цель: повысить сплоченность коллектива, креативные качества детей
Задачи:
- Способствовать развитию творческих способностей детей
- Вовлекать во внеклассные мероприятия, конкурсы мастерства детей с ОВЗ.
VIII. Сотрудничество с семьей.
Цель: сформировать систему взаимодействия с родителями
Задачи:
- Объединить в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей для решения единой цели: воспитание и образование детей, поддерживать авторитет родителей в глазах детей
- Привлечь родителей в участие воспитательных мероприятий.
Работа с социумом
- Администрация школы, села.
- Колыванский СДК
- Центр «Семья» м.р. Красноармейский
- Семейный православный центр с. Каменный Брод
- Взаимодействие с инспектором по пропаганде ОВД ГИБДД Красноармейского района
- Взаимодействие с инспектором ПДН Думиной Н.В.
- Взаимодействие с ОВОП, ЦРБ (организация мониторинга здоровья учащихся школы, работа по профилактике различных заболеваний, проведение медосмотра, просветительская работа по вопросам здоровья).
- Проведение профориентационной работы (ОВОП, учреждения и организации села)
- Отдел по делам молодёжи.
Содержание воспитательной программы
Основные направления | Методы, формы и приемы воспитательной работы | ||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |
1.Гражданско-патриотическое и правовое воспитание | Уроки мира Час общения «Как научиться любить свою Родину и быть ее патриотом» 9 мая – День памяти Конкурс сочинений, «Что я знаю о войне» Классный час о выборе актива класса «Мы выбираем, нас выбирают» | Классный час «Государственные символы России» День защитника Отечества. Рыцарский турнир. Час общения «Мои права и обязанности» (Всемирный день прав ребенка – 20 ноября) | Литературный вечер «Год Отечественной истории» Кл.час «Культура мира - детям планеты» Экскурсия в школ.музей Боевой и Трудовой Славы Уроки мужества «Наши земляки в горячих точках», «Встреча с ветераном» Акция «Письмо солдату» Конкурс сочинений, «Что я знаю о войне» Беседа-диалог о правах и обязанностях «На пороге 14-летия» Кл.час ко дню Конституции «Я -гражданин» | Единый урок «День народного единства». История района и его достопримечательности – экскурсии, встречи со знаменитыми земляками Знакомство с кодексами РФ | Беседа об антитерроризме «Твоя безопасность в твоих руках» Конкурс «Гражданин» проект «Символы России» Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних «Профилактика правонарушений» |
2. Формирование активной жизненной позиции и этическое воспитание | Организация самоуправления, выборы ответственных, деление на сектора, организация дежурства по школе и классу, выбор объединений доп.образования, участие в соревнованиях, конкурсах мастерства, КТД «Город весёлых волшебников» Кл.час «Учусь понимать людей и оценивать себя» | Подготовка и участие в классных и общешкольных делах Участие в концерте ко дню Учителя Акция «Береги школьное имущество» | Кл. час «Учение с увлечением» Интеллект-конкурс «Умники и умницы» Участие в недели Добра | Интеллектуальный марафон «Мозговой штурм» Классный час: «Человек и его манеры» Круглый стол «Могу научить» | Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях Диалог «Привычки – хорошие и плохие». Подготовка презентаций, рефератов, докладов. |
3. Духовно-нравственное воспитание | Диагностика воспитанности учащихся. Беседа «Что такое дружба и настоящий друг?» Уроки нравственности и морали | День добрых дел, посвященный Дню пожилого человека, Поздр. учителей-ветеранов Беседа на тему «Что такое толерантность? «Благородство – великое дело» «Благотворительность» Кл.час- диалог «День славянской письменности и культуры». Акции «Помоги другу», «Нет плохим словам», «Самый культурный» День вежливости, день хороших манер Нравственная игра-практикум «Подари другому радость». | Участие в акциях «Подари добро ближнему», «Забота о малышах», «Забота о ветеранах», участие в операции «Кормушка» Кл. час «Мораль. Нормы морали» | Проект «Правила поведения в разных ситуациях» Конверт дружеских вопросов Религия с позиции нравственности. | Круглый стол «Религия с позиции нравственности» Конверт дружеских вопросов Сюжетно-ролевая игра «Разговор на бумаге», классный час-презентация «Путь к счастью» |
4. Воспитание здорового образа жизни и экологическое воспитание | Выбор кружков, секций спортивного направления. Осенний кросс «Золотая осень» Уроки здоровья «Мой иммунитет», «Урок гигиены- моя внешность» День здоровья- спортивный праздник Инструктаж по ТБ, по ПДД фотовыставка «Как чудесен этот мир , посмотри», Месячник экологии «Как не любить нам эту Землю» | Клас. часы по профилактике курения, употребления алкоголя и наркотиков. Гигиена девушки . Поход в лес, путешествие по селу, встречи на катке, игры на свежем воздухе Кл. час «Мы- здоровая нация» Экологический марафон «Сохраним лес». | Анкетирование «Мои физические данные» Встречи с инспектором ГИБДД, педиатром Классный час: «В здоровом теле здоровый дух», «Что мне полезно, а что вредно» Беседа-диалог «О правилах личной гигиены» Экологический субботник. Участие в Дне здоровья «Зарница» «Здоровье и вредные привычки».Защита плаката «Брось сигарету!» Конкурсы рисунков, плакатов, твор. работ по тему экологии | Беседа-диалог «Гигиена мальчика. Аккуратность и опрятность» , «Значение физкультуры и спорта» «Приведи в порядок свою планету» - урок –дискуссия. Инструктаж по ТБ, по ПДД | Беседа «Женщина – будущая мать». Твоя фигура. Как нужно правильно питаться? Презентации «Опасные пристрастия» « Если ты попала в беду. Телефон доверия» «Венерические заболевания. СПИД» Экологический форум «Сохраним биосферу» |
5. Трудовое и эстетическое воспитание | Организация дежурства учащихся в кабинете, по школе и в столовой. Распределение трудовых зон по уборке школьной территории. Операция "Мойдодыр", «Уют в классе» | Классный час «Такие разные и нужные профессии» Оказание помощи ветеранам – субботники Работа над классным уголком | Участие по благоустройству Генеральная уборка кабинета, дежурство по школе Выпуск поздравительных стенгазет Конкурс плакатов «Моя зеленая планета» ко Дню Земли | Акция «Чисто там, где не сорят», «Сохраним р.Чапаевку»- сбор бытового мусора Беседа «Мой дом - моя крепость» | Акция «Чистое село», Благоустройство территории села, Литературная гостиная «О красоте поговорим» |
6.Самовоспитание | Клас.часы «Мои интересы», «Мои способности и недостатки», «Мой режим дня» | Приемы «Письмо самому себе» - самооценка моих успехов и недостатков | Упражнение «Мой портрет» Работа по плану утверждённому на собрании актива класса | Методики «Самооценка», тест «Моя самостоятельность», «Кто я? Участие в классных и общешкольных делах. Упражнения «Интерпретация», «Резюмэ», «Зеркало» | Психологический тренинг, комната психолога, Профориентационные беседы, диалоги , диспуты, тесты- опросники «Выбор профессии» , «Мои предпочтения в работе» Составление портфолио, «Автобиография» |
7. Досуговая деятельность | Кл. час «О нашем досуге» (выбор кружков и секций) Классные огоньки КТД «Волшебный стул», «Мой класс - моя семья» Экскурсии в цирк, зоопарк | Классные огоньки «Именинники лета» и т. п. Праздник Урожая Новогодние утренники Экскурсии в музеи: краеведческий, зоологический, ракетостроения | Конкурс «Дочки-матери» Классный огонек. Интеллектуальная игра «Эрудит» Экскурсии в «Древний мир» с. Каменный Брод, конд. объединение «У Палыча» | Подготовка и участие в классных и общешкольных делах Внеклассное мероприятие «Осенний балл», «Новогодний карнавал» Организация турпоходов | Подготовка и участие в классных и общешкольных делах Познавательные поездки по культурно-историческим местам России |
8. Сотрудничество с семьей | Родительское собрание «Новый учебный год – новый этап в жизни» Проект «Моя родословная», КТД «Мир интересов моей семьи», игра- путешествие по семейным архивам | День Матери. Участие в праздничном концерте Анкетирование родителей по удовлетворенности работой школы | Лекция для родителей «Режим подростка», «Особенности подросткового возраста». Анкетирование родителей по удовлетворенности работой школы | Консультации «Как избежать проблем? Знаете ли вы друзей? Индивид. беседы Анкетирование родителей по организации здорового питания. | Советы психолога «Как побороть стресс?» Родительская конференция «Как помочь детям сдать экзамены» |
Деятельность по реализации программы
Подготовительный этап
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».
Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...
Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»
Я не претендую на новизну приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...
программа "Гражданин"
ПРОГРАММА Культурно образовательного центра « ГРАЖДАНИН» (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ)...
Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика,...
Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)
1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....
Доклад на заседании МО заместителей директоров по воспитательной работе Ельниковского муниципального района "Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность пионерской организации"
Доклад "Реализация различных направлений воспитательной работы с учащимися через деятельность пионерской организации"...