Дорогою добра
классный час (8 класс) на тему

Миронова Светлана Николаевна

Материал для проведения классного часа в 8 классе "Дорогою добра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_8_klasse_dorogoyu_dobra.docx55.43 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для 8 класса по теме: "Дорогою добра"

Цели:

-разделить в представлении учащихся понятия "добро", "зло", "терпимость"; убедить в необходимости добра и недопустимости зла;

-формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

-учить задумываться о своем месте в жизни;

-формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности;

-развивать умение сопереживать другим людям. Лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

 Материалы и оборудование:

  • Наглядность
  • (название темы на доске, цель, эпиграф, основные понятия)
  • Листы с заданиями для каждой группы;
  • Символ добра (рисунок солнца)

Ход часа общения.

Класс делится на 5 групп  по 5-6 человек. За хорошую и дружную работу группы получают солнышко.

Учитель: Здравствуйте, Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, здоровья и мира. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем: "Добро. Зло. Терпимость". Послушайте, пожалуйста, стихотворение. Как вы его понимаете?

Добро и зло творить всегда 
Во власти всех людей 
Но зло творится без труда, 
Добро творить трудней. 

Рождает зверя зверь, 
Рождает птица птицу. 
От доброго – добро, 
От злого – зло родится. 
Добро, сколь не было б оно мало 
Гораздо лучше, чем большое зло.

Итак, сегодня наш разговор пойдет о добре и зле. Добро и зло - важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на ее обсуждение?

В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Учитель предлагает учащимся прослушать притчу и высказать свое мнение.

Чтение ученицей притчи, ответы на вопросы.

«Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить его. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?» «На то я и змея», — отвечает она. Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать».

Вопросы:

  1. Почему охотник решил помочь змее?
  2.  Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
  3.  Значит, не надо делать добра?
  4.  Жить по пословице «Не делай добра — не получишь зла»?

Ответы учащихся:

  • Зло всегда возвращается!
  • Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы к тебе относились.
  • Береженого  бог бережет.
  • Человек на то он и человек, чтобы делать добро.
  • Добрых людей на земле гораздо больше, чем злых, и ваше добро люди смогут оценить!
  • За добро добром платят!

А теперь давайте посмотрим ролик.

Чем эти два случая отличаются друг от друга. Чем они похожи?

Учитель

Дается задание каждой группе подобрать определение к слову "добро", "зло", "добрый человек", "злой человек", «терпение».

1.Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

2.Добрый – делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества.

3.Несущий благо, добро, благополучие.

4.Терпение - способность терпеть, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе

5.Добро - все положительное, хорошее: ласковое, доброе дело; поступок , приносящий пользу. Помнить добро.

6.Зло - все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, гнев, досада.

7.Добрый человек - человек, обладающим мягким характером, расположенным к людям, сострадательный, сердечный.

8.Злой человек - человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.

Учитель

Добро многогранно.

Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях (каждой группе  - своя ситуация)

•        Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка. Какими будут твои действия?

•        В своем дворе  ты встречаешь бездомное домашнее животное. Твои действия?

•        Ты проходишь мимо скамейки и видишь лежащего человека? Как ты поступишь?

  • В ваш класс пришел новый ученик и тут же стал объектом насмешек со стороны твоих одноклассников.

Твои действия?

        

•        Ты выходишь из школы и становишься свидетелем драки, в которой трое мальчишек бьют одного. Как ты поступишь?

Учитель

Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит ты сам в первую очередь должен к ним относится хорошо.

- Какие качества мы должны в себе воспитать, чтобы к нам хорошо относились? (игра «Цепочка»: группы по очереди называют качества, выигрывает та группа, которая назвала качество последней)

Все  качества, которые вы перечислили, украшают любого человека. Ибо доброта творит чудеса. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Поэтому, самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки. Все в мире взаимосвязано. Все мы зависим друг от друга. Мы участники цепной реакции добра и зла. Добро и добрые дела противостоят злу и жестокости мира, поэтому никак нельзя забывать о тех, кто вершит добро на своем жизненном пути. Настоящая доброта, в чем она проявляется? Может бать, в необыкновенной любви к людям? И такие люди, бескорыстно помогающие нуждающимся, были всегда.

Ученик:

Не стой в стороне равнодушным,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.

- Как вы думаете, а с чего можете начать вы свой путь добрых поступков, благородных решений?
(Ожидаемые ответы учащихся: помощь родителям, играть с младшими, сходить за хлебом, за лекарством, …)

Учитель.

Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о доброте.

Так давайте попробуем их на место поставить и сложить их правильно (разрезанные пословицы выдаются группам).

Добро помни, а

 

Зло забывай

Что посеешь, то и

 

Пожнёшь

За добро

 

Добром плати

Худо тому, кто

 

Добра не делает никому

Доброе слово лечит

 

А злое калечит

Доброе слово

 

Половина счастье

Доброго чтут

 

А злого не жалуют

Жизнь дана

На добрые дела

Не одежда красит человека

А добрые дела

Получив добро - помни

Сделав - забудь

Учитель

Послушайте библейское сказание о братьях « Каин и Авель» и ответьте на вопросы.

Чтение и обсуждение библейского сказания о Каине и Авеле.

Одним из учеников:

Каин и Авель

У Адама и Евы было два сына. Старшего звали Каин, а младшего — Авель. Каин пахал землю, но землю не любил. И звезд не любил, и птиц не любил, и не любил деревьев. Каин всем завидовал и всех ненавидел, потому что он был злой и жестокий.

Когда птицы пролетали над землей, Каин бросал в них камни: завидовал птицам, что они умеют летать. Когда звезды зажигались на небе, Каин в звезды кидал камни, потому что звезды умели светить. Когда в полдень деревья бросали на землю тень, Каин обламывал ветви — они тени чужой завидовал! Злой человек был Каин, очень злой.

Брат Каина — Авель — был веселый и добрый. Он пас овец. С утра до вечера бродил со своим стадом по широким лугам, играл на свирели, пел песни. Птицы, деревья и звезды полюбили Авеля. А Каина стали бояться.

Однажды холодною ночью вздумали братья разжечь костры. Долго Каин разжигал свой костер. Но не слушался огонь злых Каиновых рук. Не горел. А под добрыми руками Авеля костер вспыхнул сразу.

Затрещали ветки, будто только и ждали легких пальцев Авеля. Заискрилось пламя. Весело стало кругом, тепло. Запел Авель песню про огонь, и про звезды, и про то, как хорошо жить. Позавидовал Каин Авелю, что костер у него разгорелся. Поднял с земли камень и убил брата своего.

Оглянулся Каин. Кругом — никого. «Никто не видел, как я убил Авеля, никто и не узнает», — подумал Каин. И убежал в лес. Крадется Каин по лесу, вдруг слышит — деревья зашептали: «Каин, где брат твой Авель? » Бросился Каин от деревьев в степь, а над ним звезды встали, да как зазвенят с неба: «Каин, где брат твой Авель?» Заметался Каин: куда уйти от звезд? К земле пригнулся, ползет, как паук, глазами косит, а тут светло стало. Проснулись птицы. Со всех сторон галдят: «Каин, где брат твой Авель?»

И почудилось Каину — это весь мир кричит ему вслед: «Где брат твой Авель?»

— Разве я сторож брату своему? — дерзко ответил Каин. Понял Каин, что хоть никого и не было, когда он убил Авеля, да были звезды, деревья, птицы...

И возненавидели люди Каина за то, что он запятнал землю кровью. И прокляли его. И имя его.

С тех пор прошло много-много веков. Много звезд угасло. Люди рождались, жили и умирали. Менялись обычаи. Забывались сказки. Но до сих пор про злого, завистливого человека говорят: Каин. Или еще: окаянный.

Вопросы

        1.Что побуждало Каина предавать своего брата?

2.Что такое зло?

Зло — все то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации.

Зло — это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения. Зло — это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло — когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда чиновник вымогает взятку, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

Ученик.

Л.Н. Толстой:

Других не зли, и сам не злись!

В гостях мы в этом мире – бренном

А если, что не так – смирись!

Будь поумнее, улыбнись.

 Холодной думай головой

  Ведь в жизни всё закономерно –

 Зло, излучённое тобой

  К тебе вернётся непременно!

Учитель.

И в заключение нашего урока я  хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу. “Эта история произошла давным - давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?” Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

- Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, совершит чудо.

В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.

Итог урока.

Группам выдаются лучики, на которых они должны написать синонимы слова ДОБРО и приклеить к символу добра. Получилось СОЛНЦЕ.

Что же  такое добро? Это все хорошее, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,…. Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни.

Учитель: Спасибо за общение.

Мини-концерт: учащиеся рассказывают стихи и в завершении урока поют песню  «Дорога добра»

Ученик 1

Как бы жизнь не летела,  

Дней своих не жалей,      

Делай добрее дело,    

Ради счастья людей.    

Чтобы сердце горело,    

А не тлело во мгле,    

Делай доброе дело -      

Тем живем на Земле.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Ученик 2

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Ученик 3

Спешите делать добро.

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги

Тропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

Ученик 4

Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник. Как счастье, как чудо

Идет доброта по земле.

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ДОБРО

ЗЛО

ДОБРЫЙ   ЧЕЛОВЕК

ЗЛОЙ   ЧЕЛОВЕК

ТЕРПЕНИЕ

В своем дворе  ты встречаешь бездомное домашнее животное.

Твои действия?

Ты проходишь мимо скамейки и видишь лежащего человека?

Как ты поступишь?

В ваш класс пришел новый ученик и тут же стал объектом насмешек со стороны твоих одноклассников.

Твои действия?

Ты выходишь из школы и становишься свидетелем драки, в которой трое мальчишек бьют одного. Как ты поступишь?

Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка.

 Какими будут твои действия?

Добро помни, а

Зло забывай

Что посеешь, то и

Пожнёшь

За добро

Добром плати

Худо тому, кто

Добра не делает никому

Доброе слово лечит

А злое калечит

Доброе слово

Половина счастье

Доброго чтут

А злого не жалуют

Жизнь дана

На добрые дела

Не одежда красит человека

А добрые дела

Получив добро - помни

Сделав - забудь

ПРИТЧА об охотнике.

«Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить его. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?» «На то я и змея», — отвечает она. Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать».

Ученик:

Не стой в стороне равнодушным,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.

Ученик.

Л.Н. Толстой:

Других не зли, и сам не злись!

В гостях мы в этом мире бренном

А если, что не так – смирись!

Будь поумнее, улыбнись.

 Холодной думай головой

  Ведь в жизни всё закономерно –

 Зло, излучённое тобой

  К тебе вернётся непременно!

Каин и Авель

У Адама и Евы было два сына. Старшего звали Каин, а младшего — Авель. Каин пахал землю, но землю не любил. И звезд не любил, и птиц не любил, и не любил деревьев. Каин всем завидовал и всех ненавидел, потому что он был злой и жестокий.

Когда птицы пролетали над землей, Каин бросал в них камни: завидовал птицам, что они умеют летать. Когда звезды зажигались на небе, Каин в звезды кидал камни, потому что звезды умели светить. Когда в полдень деревья бросали на землю тень, Каин обламывал ветви — они тени чужой завидовал! Злой человек был Каин, очень злой.

Брат Каина — Авель — был веселый и добрый. Он пас овец. С утра до вечера бродил со своим стадом по широким лугам, играл на свирели, пел песни. Птицы, деревья и звезды полюбили Авеля. А Каина стали бояться.

Однажды холодною ночью вздумали братья разжечь костры. Долго Каин разжигал свой костер. Но не слушался огонь злых Каиновых рук. Не горел. А под добрыми руками Авеля костер вспыхнул сразу.

Затрещали ветки, будто только и ждали легких пальцев Авеля. Заискрилось пламя. Весело стало кругом, тепло. Запел Авель песню про огонь, и про звезды, и про то, как хорошо жить. Позавидовал Каин Авелю, что костер у него разгорелся. Поднял с земли камень и убил брата своего.

Оглянулся Каин. Кругом — никого. «Никто не видел, как я убил Авеля, никто и не узнает», — подумал Каин. И убежал в лес. Крадется Каин по лесу, вдруг слышит — деревья зашептали: «Каин, где брат твой Авель? » Бросился Каин от деревьев в степь, а над ним звезды встали, да как зазвенят с неба: «Каин, где брат твой Авель?» Заметался Каин: куда уйти от звезд? К земле пригнулся, ползет, как паук, глазами косит, а тут светло стало. Проснулись птицы. Со всех сторон галдят: «Каин, где брат твой Авель?»

И почудилось Каину — это весь мир кричит ему вслед: «Где брат твой Авель?»

— Разве я сторож брату своему? — дерзко ответил Каин. Понял Каин, что хоть никого и не было, когда он убил Авеля, да были звезды, деревья, птицы...

И возненавидели люди Каина за то, что он запятнал землю кровью. И прокляли его. И имя его.

С тех пор прошло много-много веков. Много звезд угасло. Люди рождались, жили и умирали. Менялись обычаи. Забывались сказки. Но до сих пор про злого, завистливого человека говорят: Каин. Или еще: окаянный.

Ученик 1

Как бы жизнь не летела,  

Дней своих не жалей,      

Делай добрее дело,    

Ради счастья людей.    

Чтобы сердце горело,    

А не тлело во мгле,    

Делай доброе дело -      

Тем живем на Земле.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Ученик 2

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Ученик 3

Спешите делать добро.

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги

Тропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

Ученик 4

Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник. Как счастье, как чудо

Идет доброта по земле.

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле.

Добро помни, а

Зло забывай

Что посеешь, то и

Пожнёшь

За добро

Добром плати

Худо тому, кто

Добра не делает никому

Доброе слово лечит

А злое калечит

Доброе слово

Половина счастье

Доброго чтут

А злого не жалуют

Жизнь дана

На добрые дела

Не одежда красит человека

А добрые дела

Получив добро - помни

Сделав - забудь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта " Дорогою добра, к истокам веры"

Тема очень актуальна в наши дни. Предлагаю к обсуждению этот проект. Надеюсь, что он обязательно поможет кому- то в его работе....

Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"

Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отно...

Семейная академия " Дорогою добра", посвященная Дню Семьи

Сценарий  семейного  праздника " Дорогою  добра"   посвящен  Дню  семьи.  В  нем  подобраны  песни,  стихотворения, посвященные  семье....

проект дорога добра

В настоящее время дети-инвалиды в нашем обществе являются наиболее уязвимой группой населения с позиций социальных прав и свобод: они не подлежат обучению в обычных школах, чем лишаются необходимого и...

проект дорога добра

В настоящее время дети-инвалиды в нашем обществе являются наиболее уязвимой группой населения с позиций социальных прав и свобод: они не подлежат обучению в обычных школах, чем лишаются необходимого и...

ДОРОГОЮ ДОБРА. СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ

ТЕМА «ДОРОГОЮ ДОБРА. СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ» Цели: Образовательные: познакомить с понятием о социальной рекламе, видами социальной рекламы, научить составлять слоганы для соц...

Социальный проект "Диалог поколений" направление "Дорогою добра"

В настоящее время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми, не понимание и не "принимание" взглядов и интересов между ними. Возникает необходимостью в духо...