классный час "Добро и зло"
классный час (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час по теме «Добро или зло?». 5 б класс.
Цели классного часа:
Формировать у учащихся представление о добре и зле, доброте, милосердии, хороших и плохих поступках.
Задачи:
Раскрыть понятия: доброта, добро и зло, милосердие.
Формировать нравственные категории и оценочные суждения, воспитывать культуру общения. Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, стремление к лучшему, учить совершать благие дела.
Форма классного часа: классный час – размышление.
Методы обучения:
1.Беседа 2.Упражнения3.Работа в группах.
Оборудование:
- название темы классного часа,
-аудиозапись песни «Дорога добра» из к/ф Приключения маленького Мука
Автор текста (слова): Энтин Ю.,
Композитор (музыка):Минков
- толковые словари
-блокноты для записи.
Ход классного часа:
1.Организационный момент. Задачи урока. Постановка проблемы.
Здравствуйте, девочки и мальчики! Сегодня мы проводим необычный классный час. И начнем мы классный час с необычного персонажа детского мультфильма (кота Леопольда), посмотрите на доску. На экране с изображением персонажа мультфильма.
Узнали? Кто же это? Из какого мультфильма этот сказочный персонаж? Ответы детей: Приключения кота Леопольда.
Расскажите, что вы знаете о нем. Какой он?
Ответы детей: добрый, вежливый, аккуратный, он не отвечает злом на зло.
Посмотрите внимательно на кота Леопольда, опишите выражение его лица.
Дети дают описание черт лица, а учитель записывает на доске: глаза, улыбка приветливые, добрые.
А почему он часто улыбается? Какой кот Леопольд?
Он, по-вашему, добрый кот?
Ответы детей: Добрый всегда приветлив, вежлив, он счастлив.
А кто коту Леопольду все время портит жизнь, строит козни, совершает гадкие и злые поступки?
Ответы детей: Это мыши.
Они, по-вашему, злые? Ответы детей.
Так, о чем мы с вами поговорим? Ответы детей: О добре и зле.
Сегодня мы поговорим с вами о добре и о зле.
Тема нашего классного часа так и называется: «Добро или зло?».
2.Психологическая разминка.
Сегодня мы должны сделать вывод, что же нам дороже? Добро или зло?
Но для начала я попрошу вас сесть в круг, взяться за руки.
Проведем такой эксперимент.
Что вы почувствовали?
Ответы детей: Теплоту. Доброту. Тишину. Спокойствие. Хорошее настроение.
Вы правы в этом.
А теперь вспомните случай из жизни, когда вас кто-то обидел. Что вы почувствовали? Ответы детей.
Что же лучше? Делать добро или зло? Ответы детей.
3. Определение понятий «добро» и «зло».
А вы знаете, что называют добром, что злом?
Перейдем к определениям. Что такое «добро» и «зло»?
Сформулируйте определение понятий «добро», «зло».
Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…
«Добро – это…»
«Доброта – это ...»
«Добрый человек – это ... »
«Милосердие – это…»
«Зло –это …»
Одна пара учащихся работает по словарям. (Даль,Ожегов
Ответы детей
Добро- вещественное , все доброе (достаток, добришко)
В духовном значении — благо, что честно и полезно, все, чего требует долг человека, гражданина, семьянина. Народное — хорошо, ладно. (Толковый словарь русского языка Даль Владимир Иванович).
Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро.
К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.
Добро это радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Добро- это по доброй воле, без принуждения, по хорошему.
Добрый человек -это не тот, кто делает добро, а тот, кто не может сделать зла!
Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.
Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.
Способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости личности.
И слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.
Милосердие -это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь, сострадание. Человеколюбие. (Толковый словарь Ожегова Сергея Ивановича)
Милосердие- это сердолюбие, сочувствие. Любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалость, мягкосердность (Толковый словарь Даля В.И.)
Зло- это лихое, худое, худо, лихо (Толковый словарь Даля В.И.)
Зло противостоит добру. Зло – всё то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации.
Зло – это войны и предательство, жадность и зависть, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения.
Зло – это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло – когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать.
Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.
Известный врач и философ Альберт Швейцер определил сущность добра и зла:
«Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни.
Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»
Запомните это.
Теперь вы знаете эти понятия.
4.Притча о добре и зле
Нужно быть искренне добрым. А зачем нужно быть добрым?
Ответы детей: Добрым нужно быть для того, чтобы жить в мире, чтобы не было войн, чтобы радовать друг друга, помогать, сочувствовать, сопереживать, общаться, чтобы общение приносило радость, чтобы не делать плохо другим людям…и чтобы зло не побороло добро в вашей душе.
Вот послушайте притчу о том, как это бывает.
.Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
А что нужно делать, чтобы быть добрым?
Ответы детей.
Ситуация.
- Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).
- Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?
- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?
Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».
- Почему мы дольше помним обиды?
- Нравиться ли нам, когда нас обижают?
- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
- Как быть добрее?
Итог: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.
Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей).
Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)
5.Беседа о вежливых словах.
У. - Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (ответы детей)
У. - Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.)
У. - Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
- Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
ДОБРОГО ПУТИ
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
ЗДРАВСТВУЙТЕ
-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
-Здравствуй!- улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
СПАСИБО
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-
Кому сказали, сколько раз?
ПРОСТИТЕ.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Но если я все же забуду -
Простите, я больше не буду.
ПОЖАЛУЙСТА
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
ДОБРЫЕ СЛОВА
Эти слова всем известны давно,
Видишь – они просты, и не новы.
Но я еще повторю все равно:
-Добрые люди, будьте здоровы!
Игра:
Учитель. - Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... (“Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго ... (“Спасибо!”)
Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)
И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)
6.Самостоятельная работа
Звучит песня Ангелы добра.
На чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей. Получается красивая аппликация.
- Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир!», «Добро победит зло»)
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно)
7. Заключение
Давайте теперь установим правила доброты.
Дети называют правила, а учитель записывает на доске.
Правила доброты.
1. Будь приветлив, вежлив, отзывчив, справедлив.
2. Будь внимателен к людям, помогай им.
- Делай добрые дела.
- Не отвечай злом на зло.
- Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого урока? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников?
- А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.
Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет очень счастлив, красив и привлекателен, потому, что доброта украшает и облагораживает человека.
Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки, с хорошего настроения, с музыки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно. Словом, идите дорогою добра.
В заключение исполняют песню из К/ф «Приключения маленького Мука». Песня Маленького мука.
Анкета: «Согласен – не согласен». (Поднимаем руку вверх, если согласен, не поднимаем, если не согласен).
1. В наших условиях абсолютно добрый человек выжить не сможет.
2. Добро обязательно победит зло.
3. Доброе дело на век.
4. Лихо помнится, а добро никогда не забудется.
5. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
6. « Чем отомстить своему врагу, старайся сделать ему как можно больше добра».
7. - Может кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».
- Давайте проведём тест «Добрый ли вы человек?»
*Слайд 14,15,16.
1) У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить всё, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2) Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами и неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3) Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4) Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5) Часто ли ты используешь злые шутки?
6) Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7) Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8) С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9) Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10) Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11) Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?
12) Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
*Слайд 17.
Результаты теста.
А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...