Классный час "Наркотики - оружие самоистребления"
классный час (8 класс) по теме
Классный час, посвященный проблеме наркомании.
Антинаркотическая тема особенно актуальна именно для восьмиклассников, так как, по статистике, средний возраст первой наркотической пробы - 14 лет. По форме мероприятие представляет собой час общения с использованием таких методов, как беседа, проблемная ситуация, незаконченное предложение, провокация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narkotiki.docx | 44.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Наркотики – оружие самоистребления
Классный час, посвященный проблеме наркомании.
Распространение наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества. Можно сказать, что наркомания стала элементом негативной подростковой субкультуры - без наркотиков не обходятся современные вечеринки, дискотеки, концерты музыкальных групп. Антинаркотическая тема особенно актуальна именно для восьмиклассников, так как, по статистике, средний возраст первой наркотической пробы - 14 лет. По форме мероприятие представляет собой час общения с использованием таких методов, как беседа, проблемная ситуация, незаконченное предложение, провокация. Информационный блок классного часа готовят дети.
Цели: провести профилактику употребления наркотических веществ среди детей; расширить представления детей о негативном влиянии психотропных веществ на тело и мозг человека; формировать отрицательное отношение к наркотикам; пробуждать в детях чувство собственного достоинства и уважительное отношение к себе; побуждать к саморазвитию, самосовершенствованию; развивать стойкие позитивные интересы; пропагандировать здоровый образ жизни.
Подготовительная работа с детьми:
- распределить роли: врачи (2), юристы (2), психологи (2) - для проведения информационного блока; провокатор (1), ученик (1) - для участия в диалоге.
- выставочный стенд художественной литературы и публицистики по данной тематике;
- буклеты - пропаганда против наркотиков и за здоровый образ жизни.
Оборудование: компьютер, презентация.
Оформление:
Ученые о здоровье:
Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе.
(П. Фосс – немецкий профессор – валеолог)
Здоровое тело – продукт здорового рассудка.
(Б. Шоу)
Главное, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное…, чтобы сохранить свое здоровье, думай о здоровье других.
(Д.С. Лихачев)
У нас не может быть другой национальной идеи кроме народосбережения.
(А. И. Солженицын)
Человек, двигаясь и при этом развиваясь, сам заводит часы своей жизни.
(И. Аршавский)
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам.
(И. Брехман - основатель валеологии.)
Написать на доске незаконченное предложение: «Вокруг столько способов быть счастливым: можно...»
План классного часа.
- Проблемная ситуация «Письма из ниоткуда».
- Интерактивная беседа.
- Информационный блок «Правда и ложь о наркотиках»:
- Наркотики и здоровье.
- Закон против наркотиков.
- Четыре ступеньки в ад.
- Провокация:
- Диалог «Четыре мифа о наркотиках».
- Дискуссионный клуб.
- Незаконченные предложения по теме «Жизнь - это чудо!».
- Подведение итогов (рефлексия).
- Заключительное слово.
Классный руководитель. Бывают такие темы, на которые трудно говорить. Вроде бы все понятно каждому, но вот до сердца как донести, до самой глубокой мысли, не знаешь. Чувствуешь противостояние. Вот и о вредных привычках говорить так же сложно.
Я не буду сегодня вас призывать не принимать наркотики, алкоголь, табак. Просто сегодня вас познакомят с письмами и историями тех, кто уже это сделал, кто падал и падает, кто не видит выхода оттуда. Слушайте и думайте.
Письма зачитывают учащиеся.
Письмо 1.
«Мне 18 лет. Я - наркоманка. А ведь все началось с развлечения, с глупого детского любопытства. И пошло-поехало. Я всегда мечтала быть свободным человеком, а превратилась в рабу заряженного шприца. Ловлю свой призрачный кайф. И это все, что есть у меня. У меня такое чувство, что когда-то я действительно была, а теперь меня нету. В зеркале видны только одни глаза, которые смотрят на мое падение. Мои глаза, которые так хотели смотреть на мир. Наркотики отучили меня радоваться жизни. Так нельзя жить: без надежды, без смысла. Я никогда никою не любила, не успела. Теперь уже и не успею. Я сами себя убила. Я умру в одиночестве смертью наркоманки, бессмысленной смертью».
Письмо 2.
«Вчера проснулся в наркологическом диспансере. Ничего не помню. Здесь я и уже не первый раз. Но как бы меня не лечили, мне каждый раз, выйдя отсюда, хочется уколоться. Моя жизнь кончена. Подружка меня бросила, и родители уже не борются, потому что ничего не могут сделать, а мне проще уколоться, чтобы об этом не думать. Учиться я бросил, работать не хочу, с утра нахожу друзей, с которыми можно найти дозу. Зачем мне эта жизнь, в ней ничего для меня нет. Может умереть, чтобы не мучить себя и других».
Письмо 3.
«Трудно описать весь тот ад, через который я прошел. А вдруг кого-то это напугает и остановит. Я в первый раз выпил в 14 лет. При чем здесь выпивка? А это все звенья одной цепи. Жили мы когда-то в Средней Азии, что уже говорит само за себя: именно там я в первый раз покурил апашу. Мне, как и сотням, тысячам других, было просто интересно: а как это будет, какие ощущения? Наркоман испытывает настоящий кайф только одни раз, первый. Губит, как правило, то, что после первого укола не бывает ломки и мысль о том, что я не такой, у меня не будет привыкания! В любой момент могу бросить. Потом следует другой укол. Но первоначального ощущения уже нет. Чтобы достичь его, дозу надо увеличивать. Говорят, наркоман ради дозы пойдет на преступление. А как же иначе? Ведь ты в этот момент умираешь. У тебя выворачиваются суставы, тело корчится в судорогах. И все же самое страшное даже не дикие физические мучения. А то, что ты превращаешься в зомби, в безвольного раба своего порока. Когда я куда-либо ехал, я всегда запасался наркотиками, потому что круг твоих жизненных интересов сводится к трем вещам: мак - шприц – игла. Деградация полная. Сейчас становится все больше тех, кто оказался в щупальцах этого жуткого спрута - наркомании, в итоге многие из них заболели СПИДом».
Письмо 4.
Лена росла в благополучной семье. Мать - педагог. Отец - писатель. С отцом отношения были прекрасные, с матерью же, обладающей властным характером, она часто ссорилась. Однажды, после особенно бурной сцены, решила уйти из дома. Бродила по улицам без всякого смысла. Девочка симпатичная, конечно, «клеились» мальчишки. Один даже понравился своим участием. «Брось, старушка, жизнь такая паскудная, забыться надо - предложил Виктор. - Пойдем». И она пошла.
Компания была немного странная, но ее здесь поняли. «Уколов не боишься?» - спросил Виктор. «Чего ты!» - удивилась Лена. «Тогда попробуй». Попробовала. Стало легко и хорошо...
Потом было все: жизнь в каких-то подвалах, страшных квартирах, одно непреодолимое желание - уколоться и забыться...
Лена умерла в 22 года от передозировки.
- Интерактивная беседа.
Классный руководитель. Мне кажется, письма очень сильные. Почему я решила познакомить вас с ними? Потому что, по данным статистики, средний возраст первой наркотической пробы - 14 лет. И каждый второй молодой человек от 11 до 24 лет уже пробовал наркотики. Какие впечатления оставили у вас эти письма? Или все сгущают краски и не все так печально?
Выслушиваются ответы детей.
Классный руководитель. Информационный блок классного часа сегодня представляют: врачи (имена, фамилии), юристы (имена, фамилии), психологи (имена, фамилии).
Слово - медицине.
- Наркотики и здоровье.
Врач 1. Что такое наркотики? Это сильнодействующие вещества, вызывающие возбужденное состояние и парализующие центральную нервную систему. Что такое наркомания? Слово «наркомания» произошло от греч. narcos - оцепенение и mania - безумие.
Врач 2. Наркомания - это болезнь, которую характеризует влечение к наркотикам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) с целью добиться одурманивающего состояния или снять боль. Употребление наркотиков ведет к полному истощению организма, значительной потере массы тела и упадку физических сил. Наркоманов можно смело назвать самоубийцами.
Врач 1. Почти все наркоманы колются в группах по 4-8 человек. Часто у них один шприц на всех. Поэтому наркомания почти всегда сопровождается СПИДом, гепатитом, другими заразными болезнями, которые передаются через кровь. За последний год количество ВИЧ- инфицированных увеличилось в 6 (!) раз. 80% из числа вновь заразившихся составляют наркоманы.
Врач 2. Наркоманы часто умирают от передозировки. А те, кто при этом выживает, становятся неполноценными людьми: не могут двигаться, реагировать, мыслить, говорить. Пищу таким вводят через трубки, нередко и дышат они тоже с помощью аппарата. Убить их никто не в праве, а сами они это сделать не могут, и такое существование может длиться годами.
- Закон против наркотиков.
Классный руководитель. А теперь слово представителям закона. Их информация называется «Закон против наркотиков».
Юрист 1. Во многих европейских странах производство, хранение, употребление и продажа наркотиков - это уголовные преступление. А в странах Азии за одно только хранение наркотиков грозит смертная казнь. В нашей стране уголовная ответственность грозит и тем, кто производит, переправляет, сбывает наркотики, и тем, кто их покупает, хранит, подделывает документы для их получения якобы в медицинских целях.
Юрист 2. За хранение наркотиков в крупном размере - 3 года тюремного заключения, в особо крупном размере - до 10 лет. Причем тот, кто добровольно сдал наркотик и открыл его происхождение, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Есть законы, которые касаются принудительного лечения наркоманов. В России создана Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСНК России). Ее задача - выявлять и уничтожать каналы наркотрафика, разоблачать мафиозные группы, которые занимаются контрабандой и незаконной торговлей наркотических и психотропных веществ.
Слайд. «Уголовная ответственность, предусмотренная за хранение, сбыт и употребление наркотиков»
За приобретение и хранение. Лишение свободы на срок до 3 лет | Ст. 228 УК РФ |
Сбыт или попытка сбыта (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы). От 3 до 7 лет с конфискацией имущества | Ст. 228 ч3 УК РФ |
Склонение к употреблению наркотиков. Ограничение свободы до 3 лет, арест до 6 лет, либо лишение свободы от 2 до 5 лет | Ст. 230 УК РФ |
Насильно заставить употребить другого – в результате смерть. Лишение свободы от 3 до 8 лет (6-12лет) | Ст. 230 УК РФ |
За выращивание запрещенных растений, содержащих наркотические вещества. От крупного штрафа до лишения свободы до 8 лет | Ст. 231 УК РФ |
За содержание притона для потребления наркотиков. Лишение свободы до 4 лет | Ст. 232 УК РФ |
За содержание притона организованного группой. Лишение свободы от 3 до 7 лет | Ст. 232 УК РФ |
Классный руководитель. Все это вам информация для размышления…
- Четыре ступеньки в ад.
Классный руководитель. Все наркотики имеют смертельно опасное свойство: они вызывают физическую и психологическую зависимость, подчиняют волю человека, разрушают его тело.
Человек, попавший в зависимость от наркотиков, уже не может критически оценить свое поведение и убеждает близких, что может остановиться в любой момент. Но он уже встал на первую ступеньку, ведущую в ад. И мало кому удается изменить путь.
Дорога в ад будет короткой, всего 4 ступеньки. Даю слово психологам (имена, фамилии).
Психолог 1. Первый шаг: простое любопытство и давление услужливых друзей. Они подначивают, дразнят, говорят, что у тебя слабый характер, что ты еще маленький, что надо испытать удовольствие. Они же и предлагают, конечно, бесплатно, попробовать, говоря, что один раз ничего не решает.
Попробовал - тошнота, рвота, расстройство желудка - так организм борется с ядом, даже когда рассудок молчит. После первого эксперимента иногда еще можно остановиться, хотя многие современные синтетические наркотики вызывают зависимость после одного употребления. Но если наркотик становится постоянным спутником дружеских компаний и дискотек - задумайся: ты катишься в пропасть!
Психолог 2. Второй шаг: предупреждение. Вторая стадия зависимости приходит быстро, когда возникает непреодолимая потребность в отраве. На ее покупку уходят все деньги, которые дают родители. Все мысли направлены только на то, чтобы добыть новую дозу. Жизнь человека изменяется, все, кроме наркотиков, становится безразличным. Еще можно остановиться, попросить о помощи - самому из этой стадии уже не выбраться.
Психолог 1. Третий шаг: дорога в никуда. Это критическая стадия наркотической зависимости. Доза становится ежедневной необходимостью. Все мысли заняты поиском наркотиков. Ради новой дозы человек готов на все: воровство, проституция, разбой, убийство. Человек уже не может ни учиться ни работать. От постоянного наркотического голода наступают галлюцинации, уходит сон. Тяжелые приступы ярости и отчаяния многих толкают к самоубийству. Но если есть хоть какие-то остатки желания остановить этот ужас, нужно срочно обратиться к специалисту-наркологу.
Психолог 2. Четвертый шаг: последний акт трагедии. Для тех, кто кололся, он наступает уже через 6-8 лет. Жизнь наркомана близится к концу. Жуткая боль не прекращается ни днем, ни ночью. Только наркотик поддерживает существование. Чаще всего - это «белая смерть», героин. Рано или поздно наступит смерть от передозировки. Каждый год в России от передозировки наркотиков умирает 70 тыс. молодых людей, которым не исполнилось и 29 лет. Так заканчивается трагедия, которая начиналась внешне так безобидно.
Классный руководитель. А теперь вас ждет провокация. Провокация - это подстрекательство. В роли провокатора - подстрекателя - всегда выступает тот, кто предлагает наркотик. Тот, кому предлагают, может стать жертвой, если поддастся на провокацию и попробует наркотик. Но он может стать и героем, который обыграет провокатора. Широкое распространение наркотиков среди молодежи можно объяснить тем, что многие не знают правды об этом страшном явлении. Поэтому охотно верят мифам, сказкам всяческих провокаторов. Вот мы и решили включить в информационный блок диалог «Четыре мифа о наркотиках». Один из участников - провокатор. Он подбрасывает мифы. Второй его разоблачает. Советую вам внимательно прислушаться к этому диалогу. А вдруг и вас ждет такая же провокация?
- Диалог «Четыре мифа о наркотиках».
Классный руководитель. Миф первый.
Провокатор (протягивает ученику пакетик или таблетку). Попробуй - сейчас все это пробуют.
Ученик. Это неправда: обследования показывают, что, например, в США только каждый пятый употребляет марихуану. А большинство не поддалось этой привычке.
Классный руководитель. Миф второй.
Провокатор. Попробуй - вредных последствий не будет.
Ученик. Это ложь. Зависимость может наступить и после одного- двух приемов, а после некоторых наркотиков даже от одного укола может наступить смерть.
Классный руководитель. Миф третий.
Провокатор. Попробуй - если не понравится, прекратишь прием.
Ученик. Обман. Любой наркотик прежде всего поражает волю. 90% наркоманов, которые вроде бы решили «завязать», опять возвращаются к наркотику. У современной медицины пока нет таких лекарств, которые лечат психическую зависимость.
Классный руководитель. Миф четвертый.
Провокатор. Да это же безвредный наркотик!
Ученик. Неправда. Безвредных наркотиков не существует. Даже такой легкий, как марихуана, приводит к тяжелым последствиям. Человек становится безразличным, неряшливым, теряет цель в жизни. Но самое страшное, что практически все наркоманы, употребляющие самые тяжелые наркотики, начинали именно с легкого наркотика - марихуаны.
Провокатор (поднимает руки). Сдаюсь! 4:0 в твою пользу!
Классный руководитель. В этих диалогах провокатор потерпел поражение, правда о наркотиках победила мифы.
Итак, мы с вами убедились, что в общем-то из любой ситуации можно выйти с достоинством и без риска «подсесть» на наркотик. Нужно только всегда помнить, что за свой выбор ты несешь ответственность сам и отталкиваться от внутреннего убеждения «я - сильная личность!». Условно все варианты разделить на типологию «отказов». Внимание на экран. (Идет показ и комментирование слайдов).
Слайд. Отказ-соглашение
Комментарий. Человек в принципе согласен с предложением, но по разным причинам не дает согласие сразу. Формальный отказ типа: “вы не хотите выпить чаю?” - “Спасибо, но мне не удобно вас затруднять. В другой раз”.
Слайд. Отказ-обещание
Комментарий. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент принять его не может. Этот вариант позволяет избежать конфликтной ситуации. Например: “Пойдем завтра в театр?” - “С удовольствием, но завтра у меня факультатив”.
Слайд. Отказ-альтернатива
Комментарий. Эта форма отказа не затрагивает чувств предлагающего, но позволяет выдвинуть альтернативное предложение. “Пойдем завтра в бассейн?” - “Нет, я не люблю плавать. Давай лучше погуляем в парке”.
Слайд. Отказ-отрицание
Комментарий. Он обычно направлен на само предложение или на предлагающего. Человек дает понять, что не согласиться ни при каких обстоятельствах. Здесь могут быть затронуты личные чувства предлагающего, обидеть его. Однако этот вариант резко снижает вероятность получения нежелательного предложения в дальнейшем. Например: “ Нет, я ни за что не пойду с тобой в ресторан”, “Нет, я не буду курить, т.к. это вульгарно” и т.д.
Слайд. Отказ-конфликт
Комментарий. Крайний вариант отказа – отрицания. Агрессивен по форме, может содержать угрозу. Эффективен в случае грубого негативного внешнего давления.
- Дискуссионный клуб.
Классный руководитель. Установку на отказ от наркотиков необходимо воспитывать в себе не только на уровне поведения, но и на уровне неприятия и противостояния самой идеологии наркотизма.
Мы продолжаем разговор о том, как сказать «нет». А в ситуации, когда нужно твёрдо сказать этот ответ, попадают очень многие. Но сначала поговорим о фактах. Обратите внимание на слайды.
Часто говорят, что…
«Наркотики употребляют сильные и талантливые люди»
«Наркотик делает человека свободным»
«Наркотики бывают “всерьез” и “не всерьез” - от них всегда можно отказаться»
«Наркотики помогают решать жизненные проблемы»
«Наркотики как приключенческий роман – избавляют от прозы жизни»
Классный руководитель. Давайте постараемся разобраться и убедиться в «закономерности» этих идей. Приведите ваши доводы «за» и «против» каждого убеждения. Идет дискуссия. В качестве вывода каждой идее противопоставляется реальный факт (на слайде):
«Наркотик делает человека свободным»
Факт: наркоманы абсолютно свободны от всех радостей жизни.
«Наркотики бывают “всерьез” и “не всерьез” - от них всегда можно отказаться»
Факт: всерьез можно отказаться только один раз-первый. Но для всех он становится последним.
«Наркотики помогают решать жизненные проблемы»
Факт: они всю жизнь превращают в огромные проблемы.
«Наркотики как приключенческий роман – избавляют от прозы жизни»
Факт: избавляют, но только вместе с самой жизнью.
«Наркотики употребляют сильные и талантливые люди»
Факт: все они, даже если и были такими, очень скоро потеряли и силу свою и талант. Убедитесь в этом сами. Вот фотографии тех людей, которых вы все знаете. Но их уже нет среди нас, все умерли от наркотиков. (Идет показ слайдовой презентации с фото известных людей, погибших от употребления наркотиков).
Классный руководитель. Думаю, вы убедились в том, что реальность жизни наркомана далеко не так радужна и безопасна, как многие ее себе представляли.
Еще раз хочется напомнить, что только самоценная сильная личность способна сделать осознанный выбор и знать об ответственности, которую она за свой выбор на себя возлагает.
У наркомана нет будущего, помните об этом всегда! Строя жизнь без наркотиков, вы выбираете жизнь, значит и будущее. Каким будет оно – зависит только от вас самих. Возвращаясь к самому началу нашего с вами разговора, отмечу, что только здоровая (во всех смыслах этого слова), сильная нация способна укреплять свои мировые позиции и пресечь какие бы то ни было попытки со стороны уничтожить ее и свою страну. Мы не хотим вам навязывать свое мнение. Что выбрать – жизнь или смерть – решать каждому из вас.
Классный руководитель. У меня есть незаконченное предложение: «Вокруг столько способов быть счастливым: можно...»
Как бы вы закончили это предложение? Ответы детей.
- Рефлексия.
Классный руководитель. И, наконец, подводя итог нашего сегодняшнего разговора, давайте вместе посмотрим, какой же выбор каждый готов сделать прямо сейчас. У вас у каждого есть звездочка. Пожалуйста, наклейте ее на ватман под тем утверждением, которое является для вас единственно верным.
(На доске записана тема мероприятия, под темой висит ватман. Ребята подходят к ватману и делают свой выбор.)
Подумай, оглянись вокруг, реши –
Что важно в жизни для твоей души…
Мне все равно. Я как все.
Жизнь дается один раз, надо испытать все удовольствия!
Я - личность! Я выбираю жизнь!
- Заключительное слово.
Классный руководитель. Я надеюсь, что наша встреча не только обогатила вас знаниями о пагубной силе наркотика, но и реально заставила задуматься вас о собственном выборе.
Пропустите нашу беседу через свое сердце. Пусть, вы никогда не знаете фразу «Уже поздно».
И напоследок мы хотим вам раздать вот такие буклеты-памятки, чтобы они не дали вам забыть о том, что несет с собой наркотик.
Памятки (для буклета)
«Они рядом с тобой»
Ты видел этих мальчиков и девочек, сидящих на корточках у подъездов с тоскливыми недобрыми глазами. Они носят одежду с длинными рукавами, чтобы не показывать следы от уколов, они часто прячут глаза, чтобы не видели их зрачков. Почти всё своё время они проводят в поисках денег, чтобы купить очередную дозу.
Если поговорить с ними откровенно, они расскажут тебе, что их жизнь- жизнь «зомби», от укола до укола, их жизнь – это кровь, грязь и боль. Некоторые из них могут бравировать своими «улётами», своим знанием жизни, но каждый из них втайне завидует тебе, потому что они - рабы своей болезни, а ты свободен.
«Что ты можешь сделать»
Во-первых, реши для себя, раз и навсегда, будут ли в твоей жизни наркотики.
Во-вторых, научись отказываться от того, что тебе не нужно. Подумай, как ты поступишь, когда тебя станут уговаривать, когда тебе будут говорить, что ты «слабак», когда тебя будут убеждать, что в жизни нужно всё попробовать. Сможешь ли ты твердо отказать даже своим близким друзьям?
В-третьих, если ты чувствуешь, что самому тебе не справиться, подумай, кто бы тебе мог помочь. Есть ли человек, которому ты мог бы доверить свои проблемы? Подумай, мог бы этим человеком стать твой школьный психолог, врач, консультант, «телефон доверия»? И не паникуй. Если ты захочешь, ты обязательно найдёшь выход.
«Чем опасен наркотик»
Действие наркотика похоже на действие алкоголя, однако есть между ними и серьезная разница. Сегодня можно выпить рюмку водки, а завтра забыть о ней и заниматься другими делами.
Наркотик же, особенно внутривенный, не отпускает от себя и не дает времени на размышление. Он очень быстро встраивается в обменные процессы организма и становится необходимым человеку как воздух.
Достаточно принять несколько доз, и человек становится рабом наркотика. Наркотик быстро ставит крест на прежней жизни человека и пускает её по своему сценарию- сценарию болезни, сценарию беды.
«Лёгкие наркотики»
Некоторые наркотики, например гашиш, называют «легкими». Считается, что можно покурить «травку», пока она доставляет удовольствие, и бросить, когда надоест.
Можно. Только не всем это удается. В отличие от «тяжелых» наркотиков, которые за несколько уколов превращают человека в раба, «лёгкие» наркотики действуют медленнее и коварнее. За первой сигаретой будет вторая, за десятой - двадцатая, и скоро наступит момент, когда ты вдруг почувствуешь, что уже не можешь без них обходиться. И это еще полбеды. Самое страшное впереди. Коварство легких наркотиков в том, что они открывают дорогу всем остальным. Спроси наркомана инвалида, крепко сидящего на игле, и он почти наверняка тебе расскажет, что начал с «травки» или таблеток.
Я надеюсь, что наша встреча не только обогатила вас знаниями о пагубной силе наркотика, но и реально заставила задуматься вас о собственном выборе. Всех благодарим! До свидания!
Список литературы
1.Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов на-Дону: Феникс, 2010. – 328 с.
2. Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.
3. Проблемные классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. Я. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 175 с.
4. Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – 2-е издание, М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
5. Ерёменко М. И. Профилактика вредных привычек. – М: Глобус, 2007. – 90 с.
6. Классные часы. 9-11 классы / авт.-сост. А. В. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 288 с.
7. Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения стрельб из пневматического оружия в условиях классной аудитории
Проведение занятий в классной аудитории по стрельбе из пневматической винтовки возможно и может быть успешным при соответствующей подготовке и желании участников этих занятий....
классный час «Наркотики. Оружие самоистребления»
данный классный час проводился в рамках проведения акции "Мы против наркотиков"...
Открытый классный час. Тренинг. Наркотики- оружие самоистребления.
В целях профилактики употребления наркотических веществ и пропаганды ЗОЖ среди подрастающего поколения, Вашему вниманию предлагается разработка открытого классного часа. Мероприятие организовано ...
Презентация классного часа «Оружием знания – против наркомании». Устный журнал.
План классного часа:1) Вступительная беседа «Внимание! Эпидемия наркомании!»2) Устный журнал «Оружием знаний – против наркомании»3) Психологическая самооборона «Не ...
Классный час "Наркотики - оружие самоистребления"
Классный час "Наркотики - оружие самоистребления" позволяет выявить пагубную роль наркотиков в жизни человека. Учащиеся приходят к выводу, что наркотики употреблять нельзя!...
Разработка классного часа «Наркотики. Оружие самоуничтожения». для учащихся 5-9 классов
Влияние наркотиков на подрастающее поколение....
Классный час "Оружие победы"
Описание техники военных лет...