Социализация выпускников школы
статья по теме

Ситникова Ольга Анатольевна

Социализация  -это очень важный аспект в дальнейшей жизни выпускника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_vypusknikov.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация выпускников

Сегодня  чаще оказывается социальная помощь и поддержка ученикам, а социальное сопровождение, предупреждение, социальное воспитание развито пока слабо.

Все мы знаем, что изменилась социально-экономическая обстановка в стране, меняется модель поведения, видоизменяются нормы и ценности. Вопрос социализации выпускника, подготовки его к другой жизни, стал наиболее актуален. А для того, чтобы выпускник легко адаптировался, нужно уже в школе закладывать ему определенные правила поведения, давать ему определенные навыки, закалять и готовить его.

После окончания  школы, заканчивается и школьная опека, теперь ребенок сам отвечает за свои поступки и действия. Наблюдается высокая потребность в самопознании, нетерпение к чужому мнению, неумение вести дискуссию. И хорошо, когда по-прежнему рядом с ним  идут его родители.

Проблема выбора ВУЗа, поступления и не поступления (если он не поступает, то это шок, он не знает, что делать дальше, где себя реализовать), плюс на горизонте светит армия, на которую он никак не настроен.

Многие выпускники начинают после школы работать, появляются свои деньги, очень часто они не знают достойного применения им. Эти проблемы становятся значимыми вдвойне для детей «группы риска», им наиболее трудно выстоять в экстремальной ситуации, не сломаться.  Много проблем и у свежеиспеченных студентов из-за  слабого социального воспитания. Кто осознанно выбрал профессию, учатся с интересом и мотивацией те, кто случайно, - сталкиваются с массой проблем, поэтому они отчисляются или бросают сами. Не у всех есть навык работы с книгой, выделение главного, слабая саморегуляция, самоорганизация. Стремление  выбирать простую работу, без исследования.  Они часто не ставят жизненных целей, живут одним днем – все это болезни современности.

      Чтобы бывшие выпускники, не сталкивались с этим, мы уже в школе можем им помочь, можем не только учить, но и социально воспитывать.     Педколлектив школы, чтобы реально отвечать на актуальные запросы времени, должен сместить свое внимание с тех ценностей, моделей поведения и способов жизнедеятельности, которые были присущи времени нашего развития и отвечать запросом совершенно иной социально - экономической ситуации и трезво взглянуть на следующие факторы:
1. В какой мир предстоит выйти из школы выпускнику.
2. Какие способы взаимодействия в современном социальном мире наиболее эффективны.
3. Ориентация на какие социально-культурные ценности максимально обеспечат успешность освоения выпускником взрослого мира.

Молодежь сегодня развитее, рано взрослеет, у нее появляется раньше «информационное голодание» на нужные, социальные темы (тема брака и семьи, полового воспитания, взаимоотношения с противоположным полом, самоопределение в жизни, вопросы морали и ценностей и т.д.).

Педагоги и должны заполнить пустоты в его голове иначе это сделает социальная среда, компания, СМИ, а подросток не всегда может отбросить негатив и оставить позитив, у него еще не сформирован стержень, как у взрослого. Старые принципы и технологии, форма преподавания,  изжили себя. Сегодня нужно менять подход. Педагогу необходимо быть современным, коммуникабельным, творческим, знать и уметь пользоваться современными технологиями и техникой. Подростки уделяют внимание не только материалу на уроке, но и стилю ведения, общения, сленгу, даже внешнему виду  учителя. Очень часто учитель и ученик говорят на разных языках. Ученик должен уважать педагога не только как старшего и не только как учителя, но и как личность учителя.

 Процесс социализации (создание благоприятных условий) личности возможен через профилактическую работу и  сотрудничество со всеми участниками  образовательного процесса, строя его на принципах эффективности и рациональности (легче предупредить болезнь, чем лечить ее). Но здесь остается вопрос о том, как найти необходимую, эффективную методику работы с подростком.  Старший школьный возраст, период, когда подросток  пытается самоутвердиться, ответить на вопрос кто Я? Зачем Я?  Заслуживает особого внимания. Именно в этом возрасте его мысли и мозг готовы к восприятию социальных и жизненных познаний.

Процесс социализации личности происходит под воздействием различных источников влияния: - школы, семьи, культурно-досуговых и просветительских  учреждений, различных социальных групп. Вживание, вживление, встраивание личности в общество, в социальную среду будет успешным при условии взаимодействия школы и социума. Школа и социо-культурная среда будут определять адаптацию (т.е. приспособление конкретной соц. среде или ситуации) .

Особое влияние на ребенка оказывает его семья. Детям не хватает общения с родителями. Они не всегда могут рассказать свою проблему, довериться им, родители, занимаясь работой, перестали понимать и знать своего ребенка. У современных детей часто бывает более высокий уровень образования, чем у родителей. Они много проводят времени вне семьи, со сверстниками, часто это не всегда в положительные компании. Родители мало знают своего ребенка, его друзей, его миропонимание, мировосприятие, мало говорят  на необходимые и важные для него  темы. Сегодня нет четкой приемлемой технологии в работе с родителями, а традиционная  система работы мало эффективна.

Администрация школы, социальный педагог, классный руководитель и учителя- предметники должны  в своей работе следовать след. направлениям, которые направлены на формирование личности:

  • личностно – эстетическое;
  • интеллектуальное развитие школьников;
  • профориентация школьников.
  • формирование активной гражданской позиции
  • оказание учащимся социальной, психологической и педагогической помощи в личностном самоопределении
  • создавать условия для проявления и становления творческих возможностей учащихся

Все эти направления ориентированы на формирование личности: социально-значимой, свободной, общественно-активной, осознающая свою гражданскую ответственность, готовой к самоопределению в жизни.

Конечно, класс. руководитель играет в реализации этих направлений немаловажную роль, являясь специалистом, барометром ситуации и погоды в  классе, педагогом-сопровождающим и ребенка и учителя-предметника,  координатором действий между учителем- учеником- родителем.

Вместе мы можем помочь выпускнику пройти процесс социализации. Наша совместная задача, скоординировав свою работу, ослабить опасные для школьников тенденции развития, укрепить ценности, необходимые для позитивного развития личности, создать все условия для успешного вливания его во взрослую жизнь. Объединив также  усилия, школы и родителей, мы сможем увидеть сильную личность, достойного гражданина, который преодолевает трудности, умеет подняться, если упал, у которого есть свой стержень, свое Я.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смоленков Д.Ю. - Роль религиозных организаций в процессе социализации выпускников школ (курсовая работа) 14.04.2013

Предлагаю вашему вниманию курсовую работу, написанную мной полгода назад, во время обучения на втором курсе факультета психологии, отделения социальной педагогики и психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина.Нек...

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ГС(К)ОУ ОШ

Статья посвящена организации профориентационной работы на уроках биологии и химии в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с нарушениями слуха города Кемерово....

Социализация выпускников школы, как одно из направлений деятельности социального педагога.

Одна из задач социального педагога в образовательном учреждении – содействие в социализации обучающегося, продуктивному личностному росту при решении жизненных проблем и его взаимодействия с окружающи...

Социализация выпускников общеобразовательных школ

Социализация выпускников общеобразовательных школ...

Профессиональное самоопределение учащихся как один из путей успешной социализации выпускника общеобразовательной школы (в современных условиях с учетом требований ФГОС)

Сегодня необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентиров...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

Проблемы в общении обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, трудности выпускников в выборе профессии, в самореализации. Создание условий учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) ш...

Проект по социализации и адаптации учащихся и выпускников школы-интерната « Мы вместе!»

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Чувашской Республики для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининская специальная (коррекционная...