Экстримизм в современной России.
классный час (10 класс) по теме

Классный час с элементами интерактивной беседы.

Цель:  Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать

 

Задачи:

1)  формировать негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме;

2)  формировать уважение и признание к себе и к людям, к их культуре;

3)  развивать способность к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4)  развивать способность к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их   принадлежности и мировоззрения;

5)  формировать умения определять границы толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksterizm.rar15.15 КБ

Предварительный просмотр:

11 класс

Классный час с элементами

интерактивной беседы

«Экстремизм в современной России»

Ход классного часа.

     I. Организационный момент.

Выпускник школы? Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадет после окончания школы. Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

Что такое толерантность?

Толерантность –  термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности, толерантность заключается в осознании и предоставлении другим их права жить в соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям их самобытной культуры. Толерантность означает принятие, правильное понимание и уважение других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Что такое экстремизм? Как эти понятия между собой связаны?

Экстремизм - приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме».

Виды экстремизма:

По направленности:

– экономический (установление одной формы собственности; устранение  

   конкуренции и др.);

– политический (в отношении властных структур, государственного строя)

– националистический (отвергает интересы и права других наций)

– религиозный (нетерпимость к другим конфессиям);

– экологический (против природоохранной  политики; за полную ликвидацию

   промышленности)

– духовный (изоляционизм, отрицание достижений других культур).

По масштабности действий:

– внутригосударственный (репрессии против  собственного народа)

– межгосударственный (использование средств, выходящих за рамки

   международного права; утверждение своих норм и принципов в мировом

   масштабе).

По отношению к властным структурам:

– государственный (осуществляемые властными структурами репрессии);

– оппозиционный государству (антирежимные группировки; теракты).

В зависимости от идеи революционаризма:

– правый (фашизм, расизм);

– левый (анархизм, большевизм).

  1. Актуализация знаний.

Актуальность темы обусловливается вызовами экстремизма, которые в начале XXI в. представляют не только угрозу национальной безопасности и целостности России, но и общемировую проблему. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определено, что Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма и экстремизма наряду с другими преступными посягательствами. При этом одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности выступает экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.

Возникновение политического, религиозного, национального и иных видов экстремизма как значимого явления – это тревожный сигнал для всего общества. В течение двух десятилетий после распада Союза ССР Российская Федерация в силу многочисленных факторов объективного и субъективного порядка превратилась в узел переплетения острейших проблем.

При этом динамика преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, является негативной. Так, если в 2003 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 157 преступлений экстремистской направленности, а в 2004 г. – 130, то последующие годы показывают неуклонный рост числа регистрируемых преступлений: в 2005 г. – 152, в 2006 г. – 263, в 2007 г. – 356, в 2008 г. – 460, в 2009 г. – 548, в 2010 г. – 597 преступлений. В 2011 г. зарегистрировано 280 экстремистских преступлений.

Статистические данные не отражают объективную картину распространения экстремистских проявлений в стране, поскольку преступления, совершаемые по мотивам политической, идеологической, национальной, расовой, религиозной, социальной ненависти и вражды, характеризуются достаточно высокой степенью латентности. С одной стороны, сотрудники правоохранительных органов не хотят регистрировать совершаемые преступления в качестве экстремистских, тем самым, ухудшая показатели собственной работы, а с другой, потерпевшие от таких преступлений тоже не обращаются с соответствующими заявлениями в правоохранительные органы, запуганы и боятся совершения более тяжких преступлений против себя.

Состояние, уровень, динамика политического экстремизма молодежи в России широко обсуждаются средствами массовой информации и в специальной литературе. На актуальность молодежного экстремизма в последнее время указывает достаточно большое количество публикаций в периодической печати, так как в настоящий момент эта проблема приобрела особую актуальность в связи с тем, что экстремизм в молодежной среде стал в нашей стране массовым явлением.

Понятие “экстремизм” определено и упоминается в нормативных правовых актах, в числе которых: Конституция Российской Федерации. Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления.

Акты насилия  относятся к категории экстремистских, если:

а) они   не   только  используются  в  качестве  прямого  способа  достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;

б)  они направлены на то, чтобы  причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.

Экстремистская деятельность (экстремизм) – это:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Экстремальное поведение – это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий, как для себя, так и депривированных (социальное сиротство, низкий уровень жизни, группы риска и т.д.) социальных групп.

Профилактика экстремизма – это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т.д.).

Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.

Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

Данные социологических исследований показывают, что современная молодежь подвергает свое здоровье большим рискам, чем их сверстники десятилетие назад.

Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. Молодежи свойственна психология максимализма,  что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и экстремизма. Причин возникновения этого явления именно в молодежной среде может быть множество, это:

  • снижение уровня жизни значительной части населения,
  • изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций,
  • ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательных возможностей,
  • усиление агрессии среди подростков, недостаточная эффективность системы воспитательного воздействия на лиц, не приспособленных к общественной среде, и отсутствие действенной социальной профилактики и проявлений экстремизма,
  • отсутствие конкретных методов и средств профилактики и реабилитации подростков, совершивших ранее преступные деяния.

Основными источниками молодежного экстремизма в России являются социально-политические факторы:

  • неадекватное восприятие педагогических воздействий,
  • криминализация массовой культуры,
  • социокультурный дефицит,
  • преобладание досуговых ориентаций над социально полезными,
  • кризис школьного и семейного воспитания,
  • конфликты в семье и в отношениях со сверстниками,
  • деформация системы ценностей,
  • криминальная среда общения,
  • отсутствие жизненных планов.

Молодежный экстремизм обычно начинается с выражения пренебрежения к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, концессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а, следовательно, и поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию “интолерантности” - явлению, противоположному по своему содержанию толерантности. Осознание актуальности толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над собой.

Предлагаю всем сосредоточиться на следующих вопросах:

  • Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?
  • Из-за чего вы огорчались?
  • Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудную минуту?
  • Что такое терпение?
  • Что такое толерантность?
  • В чем их схожесть?
  • Как вы понимаете выражение “толерантность в общении”?
  • Все ли терпимо?
  • Где границы терпимости?

Итак, мы видим, что термин “толерантность” объемен и многогранен. Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся стабильными и свободными, признающих толерантность как существенную составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства. Перед тем как повсеместно распространять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности.

Игра - “Дополни”. “Быть толерантным - это значит...” (все ответы записываются на доске)

Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.

Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.

Эмпатия (греч.  — “в” + греч.  — “страсть”, “страдание”) — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Работа по группам. Необходимо продумать, изобразить и объяснить эмблему толерантности (работают 3-4 группы) и защиты своей эмблемы.

Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

  1. Поведение итогов:

Бывают разные ситуации – но надо оставаться человеком. Доброта спасет мир.

Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого молодого человека. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием.

Учитесь путем тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психологический взгляд стороннего наблюдателя.

Становясь старше, все больше внимания обращайте на появление и преодоление своих возрастных и профессиональных стереотипов. Изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности.

Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.

Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.

Не страдайте оттого, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир - единственный.

Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют когнитивные и творческие процессы, больше общайтесь с разными людьми.

Будьте реалистами, не ждите легкости в процессе позитивного самоизменения, а главное, не ожидайте изменения окружающих людей, но при обнаружении изменений искренне порадуйтесь.

Если вы заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативному поступку (не “ты плохой”, а “ты плохо поступил”).

Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости - извиняться.

Делайте выбор самостоятельно, помня, что никто не может нам навязать толерантные отношения, и если вы считаете, их малоэффективными и психологически не готовы их принять, это ваше право.

Развивайте наблюдательность, воображение, учитесь понимать эмоциональное состояние другого, верно истолковывать его поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демографическая ситуация в современной России

презентация к уроку по обществознанию в 11 классе по соответсвующей теме (профильный уровень)...

Демографическая ситуация в современной России

презентация к уроку по обществознанию в 11 классе по соответсвующей теме (профильный уровень)...

Правосудие в современной России

Из истории правосудия в России; основные принципы правосудия РФ; судебная система современной России; словарь урока...

Свобода слова в современной России

Данная работа освещает тему, которая на сегодняшний день представляется действительно наиболее актуальной, болезненной и еще нерешенной проблемой нашего государства. Я говорю о таком важном и, как гар...

урок "Проблемы развития современной России"

Урок посвящен эпохе правления Б.Н.Ельцина и В.В.Путина....

«Избирательное право в современной России»

Цели урока:  учащиеся должны уметь объяснить главную цель выборов,...

История России 6 класс Древние люди и их стоянки на территории современной России

Технологическая карта урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России", так же сопроводительная презентация к уроку.  Данный материал разработан по учебнику Истории Ро...