урок "Проблемы развития современной России"
методическая разработка по истории по теме

Маркелова Ирина Степановна

Урок посвящен эпохе правления Б.Н.Ельцина и В.В.Путина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_problemy_razvitiya_sovremennoy_rossii.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Муромский техникум радиоэлектронного приборостроения»

КОНСПЕКТ

 УРОКА- практикума

 по истории России на 2 курсе по теме

«Проблемы развития современной России».

Подготовила:

Маркелова Ирина Степановна

преподаватель истории

г.Муром,

2012г.

Тема урока: «Проблемы развития современной России».

ФИО: Маркелова Ирина Степановна

Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Муромский техникум радиоэлектронного приборостроения»

Должность: преподаватель истории

        

Предмет: история

2 курс

Тема и номер урока в теме: «Проблемы развития современной России»,

№ 22

   Список литературы: учебник История России Данилова А.А., Косулина; учебник  История России  1945-2008 гг. Уткин А.И., Филиппов А.В.  11 кл.

8.Методы обучения: иллюстративно-словестный, практический, работа с компьютерной моделью.

9.Пояснительная записка:

Данный урок занимает важное место в ряду уроков по современной истории. Рассматриваются две эпохи-эпоха правления Б.Н. Ельцина и эпоха В.В. Путина. Идет сравнение двух эпох, удачи и разочарования при проведении реформ. 10.Цель урока:

10.Цели:  

усвоение студентами знаний по современной истории России,  раскрытие своего видения современности, знакомство с персоналиями эпохи в ходе практической работы.

11.Задачи урока:

Воспитательные–

           

   - воспитание стремления к самообразованию, к саморазвитию, активной

     гражданской позиции;

Развивающие –

 - развитие в ходе совместного взаимодействия коллективные умения и навыки работы, поиск решения;

 - развивать умение формулировать и отстаивать свою позицию;

Обучающие –

-способствовать усвоению знаний о современной России, переменах предшествующих ей;

 - применение имеющиеся знаний к конкретным ситуациям.

12. Приобретаемые навыки студентами: умение самостоятельно  анализировать, обобщать и систематизировать знания, умение объяснять новые понятия.

13. Тип урока:практикум.

14. Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые, практические.

15.Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, оборудованный АРМ учителя и каждого ученика с выходом в интернет и проектор.

16. Технические условия: урок проводится в компьютерном классе.

            17.Оборудование:

учебник История России Данилова А.А., Косулина; учебник  История России  1945-2008 гг. Уткин А.И., Филиппов А.В.  11 кл.

Россия в 90-е годы 20 - нач. 21 века Волобуев О.В.

рабочие листы с заданиями

18.Электронно образовательные ресурсы:

(ЭОР№ 1) http://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%EB%FC%F6%E8%ED,_%C1%EE%F0%E8%F1_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7

(ЭОР№2)

http://xreferat.ru/34/373-1-politicheskiiy-portret-v-v-putina.html

ЭОР№3)

http://www.intelros.ru/2007/02/05/poslanie_prezidenta_rosii_borisa_elcina_federalnomu_sobraniju_rf_porjadok_vo_vlasti__porjadok_v_strane_1997_god.html

(ЭОР№ 4)

http://forum.gorod.nu/topic/13350-kratkaja-ocenka-politiki-putina/

(ЭОР №5)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E5%F1%F2%F3%EF%ED%EE%F1%F2%FC_%E2_%D0%EE%F1%F1%E8%E8

(ЭОР№6)

http://festival.1september.ru/articles/585914/

(ЭОР№7)

http://rudocs.exdat.com/docs/index-2612.html

(ЭОР№8) в помощь

.

http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2289

http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=808

 (ЭОР№9)

http://www.ilinskiy.ru/publications/stat/molrazv.php

http://sbiblio.com/biblio/archive/lisovskiy_cennosti/

(ЭОР№10)

http://aeterna.qip.ru/test/runjs/18941/

Ход урока:

План:

        1.Определение целей……………………………………………………………………    3 мин.

        2.Работа в группах. Первые президенты РФ: Ельцин Б.Н., Путин В.В……………… 20 мин.

        3. Работа в группах.  Проблемы развития современной России…………………… .. 20 мин.

        4. « Мозговой штурм» по одной из проблем. …………………………………………. 20 мин.

        5. Индивидуальная работа. Роль образования в развитии   современной молодёжи...14 мин.

        6. Рефлексия. Лист самоконтроля в модульной системе………………………………  10мин.

        7. Домашнее задание……………………………………………………………………… 3 мин.

  Этапы урока:

1.Определение целей урока, место урока в системе блока, знакомство с планом работы.

2.Деление на группы. Работа по 1-2 вопросу плана по рабочим листам №1. Каждая группа работает над своим подвопросом в течении 5 минут. Затем группа  представляет свои тезисы ответа.

1гр.студентов. Автобиография президентов, сравнительная характеристика  деятельности 2-х президентов.

(ЭОР№ 1) http://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%EB%FC%F6%E8%ED,_%C1%EE%F0%E8%F1_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7

(ЭОР№2)

http://xreferat.ru/34/373-1-politicheskiiy-portret-v-v-putina.html

Б.Н.Ельцин.Родился в селе Бутка Уральской области (ныне в Талицком районе Свердловской области) в семье раскулаченных крестьян. Так пишет сам Ельцин в мемуарах. Но это оспаривает село Басмановское, которое может быть местом рождения Ельцин. Как пишет биограф первого президента Борис Минаев, Ельцины действительно жили в селе Басманово, которое находится недалеко от села Бутка, «но „роддом“, то есть деревенская больница, находился именно в Бутке», где и был рождён Борис Ельцин[3].

Позже Ельцин вспоминал:

«…Семья Ельциных, как написано в характеристике, которую прислал чекистам в Казань наш сельсовет, арендовала землю в количестве пяти гектаров. „До революции хозяйство отца его было кулацкое, имел водяную мельницу и ветряную, имел молотильную машину, имел постоянных батраков, посева имел до 12 га, имел жатку-самовязку, имел лошадей до пяти штук, коров до четырёх штук…“ Имел, имел, имел… Тем и был виноват — много работал, много брал на себя. А советская власть любила скромных, незаметных, невысовывающихся. Сильных, умных, ярких людей она не любила и не щадила. В тридцатом году семью „выселили“. Деда лишили гражданских прав. Обложили индивидуальным сельхозналогом. Словом, приставили штык к горлу, как умели это делать. И дед „ушёл в бега“…»

Отец Бориса Ельцина — Николай Ельцин, строитель, репрессирован. Отбывал наказание на строительстве Волго-Донского канала, после освобождения в 1937 году работал мастером на стройке химкомбината в Березниках, и через несколько лет стал начальником строительного подразделения при завод.

Мать Б. Ельцина — Клавдия Старыгина из крестьян, портниха.

Детство Ельцин провёл в городе Березники Пермской области, там же окончил школу (совр. школа № 1 имени А. С. Пушкина). Согласно биографии Ельцина и данным СМИ, успевал в учёбе, был старостой класса, однако имел нарекания по поведению, был драчлив.[6] Однако в статье Ю. Борисёнка и В. Эрлихмана утверждается, что Ельцин «не блистал хорошими оценками».После окончания седьмого класса Ельцин выступил против классной руководительницы, которая била детей и заставляла их работать у себя дома. За это был исключен из школы с «волчьим билетом», но, обратившись в горком партии, сумел добиться возможности продолжить учёбу в другой школе[4][5].

На левой руке у Ельцина не хватало нескольких пальцев (в книге Ельцина «Исповедь» указано, что двух[4], в книге Александра Коржакова «Борис Ельцин: от рассвета до заката», что трёх[8]), по версии Ельцина он потерял их во время взрыва гранаты, которую пытался вскрытьЭту версию ставил под сомнение Сергей Кара-Мурза[9]. Из-за отсутствия пальцев не служил в армии.

В 1950 году поступил в Уральский политехнический институт им. С. М. Кирова на строительный факультет, в 1955 году окончил его с квалификацией «инженер-строитель». Тема дипломной работы: «Телевизионная башня». В студенческие годы серьёзно занимался волейболом, выступал за сборную команду города, стал мастером спорта.

Профессиональная и партийная деятельность

В 1955 году направлен по распределению в трест «Уралтяжтрубстрой», где за год освоил несколько строительных специальностей, затем работал на строительстве разных объектов мастером, начальником участка. В 1957 году становится прорабом строительного управления треста.В 1961 году вступил в КПСС. В 1963 году назначен главным инженером Свердловского домостроительного комбината. С 1966 года — директор Свердловского ДСК.

В 1963 на XXIV конференции партийной организации Кировского района города Свердловска единогласно избран делегатом на городскую конференцию КПСС. На XXV районной конференции избран членом Кировского райкома КПСС и делегатом на Свердловскую областную конференцию КПСС……

Владимир Владимирович Путин. Родился 7 октября 1952 года в городе Ленинграде. Отец - Владимир Спиридонович Путин, ветеран Великой Отечественной войны, участвовал в обороне Ленинграда, инвалид войны. Мать - Мария Ивановна Путина, родом из Тверской области, всю блокаду пережила в Ленинграде.

В 1975 году В.В. Путин закончил юридический факультет Ленинградского государственного университета и по распределению был направлен на работу в органы государственной безопасности. В 1985 - 1990 годах находился в служебной командировке в ГДР. 20 августа 1991 года подал рапорт об увольнении из органов государственной безопасности.

С 1990 года - помощник ректора ЛГУ по международным вопросам, затем - советник председателя Ленсовета.

С 12 июня 1991 года - председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. Курировал вопросы привлечения инвестиций в экономику города, открытие совместных предприятий, сотрудничество с иностранными партнерами.

В 1994 - 96 годах - первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга - председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. Возглавлял городскую комиссию по оперативным вопросам. Курировал правоохранительные органы, взаимодействие с Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, Управление по связям с общественностью.В августе 1996 года был переведен в Москву на должность заместителя управляющего делами Президента РФ.С марта 1997 года - заместитель руководителя администрации Президента РФ - начальник Главного контрольного управления.С мая 1998 года - первый заместитель руководителя администрации Президента РФ (по работе с территориями).В июле 1998 года назначен директором Федеральной Службы безопасности, в марте 1999 года - секретарем Совета Безопасности РФ.С августа 1999 года - Председатель Правительства РФ.С 31 декабря 1999 года - Исполняющий обязанности Президента РФ.26 марта 2000 года избран Президентом Российской Федерации.7 мая 2000 года вступил в должность Президента РФ.Кандидат экономических наук.Свободно владеет немецким языком, может объясняться на английском.С 11 лет занимается самбо и дзюдо. Неоднократный чемпион Санкт-Петербурга по самбо. В 1973 году стал мастером спорта по самбо, в 1975 году - по дзюдо.Супруга - Людмила Александровна Путина.В семье Путиных двое детей - дочери Мария (1985 г.р.) и Катерина (1986 г.р.)…….

2 гр студентов. Анализ документов: Послания Президента Федеральному собранию.

Послание Президента Федеральному собранию (1997)

Послание Президента Федеральному собранию (1996)

Послание Президента Федеральному собранию. «Порядок во власти - порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» (Стенограмма)
автор Борис Николаевич Ельцин

Послание Президента Федеральному собранию (1998) →

Опубл.: 6.03.1997. Источник:

(ЭОР№3)

http://www.intelros.ru/2007/02/05/poslanie_prezidenta_rosii_borisa_elcina_federalnomu_sobraniju_rf_porjadok_vo_vlasti__porjadok_v_strane_1997_god.html

 В 1997 год Россия вошла с тяжелым грузом проблем. Более половины граждан страны страдают от задержек выплаты зарплат и пенсий; удавка неплатежей парализует экономику; государственный аппарат разъедает коррупция; власть слабо обеспечивает выполнение законов и указов. И это только небольшая часть нерешенных задач.До президентских выборов большинство не хотело движения вспять, после выборов — негодует, не видя перемен к лучшему. Нельзя спокойно относиться к тому, что большая часть жителей России недовольна сегодняшним днем и боится завтрашнего.Исчерпаны все ресурсы людского терпения. У нас нет времени для топтания на месте и политических маневров. Тяжелая экономическая ситуация, бедственное положение в социальной сфере требуют совместных энергичных действий.В Послании говорится о самом главном — о наведении порядка во власти. Без этого невозможны движение вперед, решение самых насущных проблем. Свой долг как Президента Российской Федерации вижу в том, чтобы не только определить этим Посланием основные направления нашей работы, но и обеспечить выполнение поставленных задач.Как бы ни было тяжело сейчас, я верю в Россию и наш народ. Не сомневаюсь — мы справимся с сегодняшними проблемами. У России есть для этого все возможности.В соответствии с полномочиями, определенными пунктом «е» статьи 84 Конституции Российской Федерации, обращаюсь к членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания, ко всем гражданам России с ежегодным Посланием о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации.1. Приоритет — правовой порядокУчитывая масштаб и сложность стоящих перед страной проблем, жизненно важно сосредоточиться на приоритетных задачах. Усилия должны быть направлены и на решение сегодняшних проблем, и на достижение стратегических целей.Мы создали основные институты рыночной экономики, укротили рост цен, стабилизировали национальную валюту, замедлили спад производства. Началось приспособление к условиям рынка и низкой инфляции. Стало яснее, где мы забежали вперед, а в чем отстали, когда можно перенимать мировой опыт, а в каких случаях — искать свои пути.Но надо признать: длительная политическая схватка затормозила нормальный ход экономических реформ. Более того, усугубились многие дефекты недостроенного экономического механизма, обострились социальные проблемы. Кризис неплатежей приобрел черты хронического. Продолжается снижение инвестиционной активности и, следовательно, откладывается начало экономического роста. Регулярно воспроизводятся бюджетный кризис и кризис пенсионной системы. В первую очередь за это ответственно государство. Оно берет на себя обязательства, которые не в состоянии реализовать полностью, и не обеспечивает выполнения необходимых регулирующих функций. В этом вина и законодательной, и исполнительной ветвей власти……….

3 гр.студентов.

Деятельность президента Путина В.В. в оценке современников.

(ЭОР№ 4)

http://forum.gorod.nu/topic/13350-kratkaja-ocenka-politiki-putina/

КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ ПОЛИТИКУ ВЛАДИМИРА ПУТИНА В СЛЕДУЮЩИХ ОБЛАСТЯХ?

Все страны

Россия

Отношения России с другими странами

положительно

45

85

отрицательно

40

7

Качество жизни в России/

повышение уровня жизни россиян

положительно

39

70

отрицательно

44

21

Международная безопасность/

обеспечение безопасности жизни

положительно

38

64

отрицательно

47

21

Надежность России как

поставщика энергоресурсов

положительно

37

-

отрицательно

41

-

Демократия и соблюдение

прав человека в России

положительно

26

62

отрицательно

После представления тезисов обобщить ответы.

Задание: Выделите проблемы, которые существовали и существуют сегодня.

3.Применение полученных знаний. Работа по 3 вопросу плана

4.  Организация «мозгового штурма», например, по вопросу:

- «Как снизить уровень преступности?»   10 минут не более.

(ЭОР №5)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E5%F1%F2%F3%EF%ED%EE%F1%F2%FC_%E2_%D0%EE%F1%F1%E8%E8

 Колебания преступности в 1990-х годах происходили в пределах гораздо более высокого её уровня, чем до 1991 года.

Начальный период экономических реформ в России (19911993 годы) сопровождался весьма значительным возрастанием показателей зарегистрированной преступности. В преступную деятельность вовлекалась всё большая доля населения. Количественные изменения преступности сопровождались качественными, увеличивалась общественная опасность и организованность преступности.

В 19941997 годах удалось несколько снизить показатели зарегистрированной преступность (в основном за счёт уличной и бытовой её части), однако достаточно большое число преступлений оставались скрытыми от учёта. Возрастало число проявлений таких особо опасных преступных проявлений, как организованная преступность, коррупция, терроризм. Указывается, что криминальная активность населения за 5 лет реформ возросла вдвое

С принятием нового УК РФ зарегистрированная преступность несколько сократилась, однако это было вызвано скорее декриминализацией отдельных деяний и необходимостью адаптировать правоприменительную практику к новым нормам закона. В результате кривая преступности вскоре вновь пошла вверх

Капиталистическим формам хозяйствования, рыночным отношениям и в других странах мира соответствуют более высокие показатели преступности, чем в странах с плановой экономикой и преобладанием государственной собственности, однако в России негативные изменения криминальной ситуации носили избыточный характер даже для общества рыночной экономики……………………………………………………..

- «Как повысить качество образования?» не более 10 мин.  

(ЭОР№6)

http://festival.1september.ru/articles/585914/

(ЭОР№7)

http://rudocs.exdat.com/docs/index-2612.html

В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний.

Вопросом качества занимаются многие. В Европе создана комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции, в России состоялось 6 симпозиумов по квалиметрии человека и образования. Однако приходится признать, что, несмотря на это, концепция качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях.

Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.

Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.

В качестве условий достижения "нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования" определены:

введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана;

оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;

обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;

использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;

введение профильного обучения в старшей школе;

усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;

развитие дистанционного образования;

государственная поддержка школ для одаренных детей;

создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;

создание государственной системы оценки качества образования и др.

Так что же такое "Хорошее качество образования"?.......................................................................

- каждый пишет свое предложение на листе;

-предложения обсуждаются, объединяются сходные;

- ранжируются в порядке приоритета;

- делаем выводы, отвечаем на вопрос

-«Почему воспитанию и образованию отводится такая значимая роль?»

(ЭОР№8) в помощь

.

http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2289

http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=808

5.Индивидуальная работа по 4 вопросу плана. Анализируется подборка документов по теме

«Роль образования в развитии современной молодёжи».

(ЭОР№9)

http://www.ilinskiy.ru/publications/stat/molrazv.php

http://sbiblio.com/biblio/archive/lisovskiy_cennosti/

Представляется несколько позиций, сделать вывод по заданию.

Подведение итогов урока.

6 .Рефлексия. Лист самоконтроля на уроке.

Студентам предлагается заполнить таблицу на рабочем листе  по уроку,

Оценки выставляются всем студентам за работу на уроке с учётом устных и письменных ответов.

7.Домашнее задание:

Подготовить доклады по теме- «Проблемы современной молодежи».

                                                       -«Политический портрет президента Д.А.Медведева»

Выполнить тест: « Современная история»

-работать с ЭОР ссылка

http://aeterna.qip.ru/test/runjs/18941/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интеллектуальной on-line игры для выпускников основной школы «Развитие гражданского общества в современной России».

Интеллектуальная игра  разработана для учащихся 9 класса, проводится с помощью ВКСУрок является вторым и заключительным в теме.Цель данной игры - применение на практике теоретических знаний...

Развитие патриотизма и гражданственности детей и молодежи как основа формирования гражданского общества в современной России

Статья из сборника материалов XI Международной научно-практической конференции "Социально-нравственное становление личности в культурно-образовательной среде Отчего края" в рамках межрегионального фес...

История России 6 класс Древние люди и их стоянки на территории современной России

Технологическая карта урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России", так же сопроводительная презентация к уроку.  Данный материал разработан по учебнику Истории Ро...

Перспективы развития образования в современной России

Целью образования является развитие талантов детей и взрослых для их собственного блага и на благо общества в целом. Образование в том виде, в каком оно предстает перед нами сейчас, - это синтетическо...

Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы.

Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы....

Презентация на тему: «Институт тьюторства в образовании современной России:становление и развитие»

Презентация показывает исследование, особенности реализации тьюторской деятельности в системе образования....

Исследовательская работаТема: «Экологический экстремизм, как современная угроза развитию экономики России»

quot;Нам важно ускорить рост промышленности и обеспечить темпы социально-экономического развития, но при этом нельзя допускать чрезмерной нагрузки на окружающую среду. Нужно искать "золотую сере...