Необходимость взаимодействия кадетского корпуса с общественными организациями для патриотического воспитания юношества
статья (11 класс) по теме

В статье рассмотрен опыт организации сотрудничества воспитателя кадетского корпуса с общественными организациями в целях патриотического воспитания молодёжи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo_s_obshchestvennymi_organizatsiyami.doc74.42 КБ

Предварительный просмотр:

Потёмкин Алексей Владимирович

Необходимость взаимодействия кадетского корпуса с общественными организациями для патриотического воспитания юношества

Кадетские корпуса в России, военные учебные заведения интернатного типа, на протяжении своей более, чем трёхсотлетней истории, воспитывали патриотов. С момента создания приоритетной задачей для них являлось воспитание юношества для служения Отечеству. Современные кадетские корпуса также особенное внимание уделяют патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Именно становление патриотической культуры молодёжи ведет к достижению стабильности в обществе и упрочению правового государства. Можно утверждать, что в системе военного образования создана школа патриотического воспитания. Богатый педагогический опыт кадетских корпусов в деле подготовки юношей к государственной службе обобщен учёными и достаточно описан в научной педагогической, психологической, исторической литературе.

Интерес к истории и современной педагогической практике кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ актуален сегодня в связи со сменой педагогических парадигм, проблемами нравственного становления воспитанников в условиях дисгармонии отношений с социальной средой, а также формирования национального и исторического сознания.

Исторический опыт кадетских корпусов Российской империи учит расставлять приоритеты воспитательной деятельности. Первостепенное внимание уделялось развитию любви к Родине, желания честно и добросовестно служить ей. Патриоты, готовые жертвовать своей жизнью воспитывались под девизом «За Веру, Царя и Отечество». В обязанности кадета, утвержденные в конце XIX в., входили положения о том, что «кадет есть будущий слуга Отечества и защитник его от врагов внешних и внутренних; ему надлежит быть благочестивым, беспредельно преданным Отечеству, быть правдивым во всем, беспрекословно повиноваться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить все тяготы, которые подчас бывают неизбежны». Вся жизнь российского кадетского корпуса была подчинена пробуждению в воспитанниках любви к Родине и формированию общества, способствующего  приумножению её славы.

В современной России воссоздана и существует система довузовского военного образования. Кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища ставят своей главной задачей подготовку юношей к государственной, преимущественно военной, службе.

Сегодня воспитание патриота Отечества невозможно без использования взаимодействия с социально-культурным пространством города и общественными организациями, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание молодого поколения. Открытое образовательное пространство отражает  общезначимые ценности, способствует становлению интересов, склонностей, ценностных ориентиров подростка. Поэтому, на наш взгляд, взаимодействие с различными общественными и социально-культурными организациями важно для патриотического воспитания кадет.

В педагогической литературе выделяют следующие направления патриотического воспитания: духовно-нравственное; историко-краеведческое; гражданско-патриотическое; социально-патриотическое; военно-патриотическое; героико-патриотическое. В соответствии с этими направлениями мы выстроили  систему мероприятий по патриотическому воспитанию.

Мы познакомили кадет с воспитанниками военно-патриотического клуба «Отчий край», которым руководит казачий полковник Жилин В.М. Военно-патриотический клуб выступает под знаменами Всевеликого войска Донского. Совместно с клубом организовали участие в игру пейнтбол, дайвинг, провели практические стрельбы, военно-полевой сбор, конный праздник (джигитовку).

Игра в спортивный пейнтбол помогает развиться тактическому и стратегическому мышлению, отличному глазомеру, быстрой реакции. Если в спортивный пейнтбол играют дети, то это развивает в них твёрдый мужской характер, волю к победе и чувство товарищества. Хотя спортивный пейнтбол представляет собой серьёзное состязание, это всё же игра и относится к нему следует, как к развлечению, с необходимым чувством юмора. Тогда атмосфера на игровой площадке сохранится доброжелательной, и можно приобрести много новых друзей и единомышленников. Игры в пейнтбол организованы на площадках лагеря «Искра» в районе поселка Лемболово, и поселка Новый Свет Гатчинского района Ленинградской области. Инструктаж по требованиям безопасности, проверка экипировки и оружия (маркеров) проводится инструктором – профессионалом пейнтбола.

Дайвинг — плавание под водой с аппаратами, обеспечивающими автономный запас воздуха (или иной газовой смеси) для дыхания под водой от нескольких минут до 12 и более часов, в зависимости от глубины, типа дыхательного аппарата и потребления ныряльщиком газовой смеси, организовано совместно с Интернациональной Дайвинг Ассоциацией «Русское бюро» и бассейном Военного Института Физической Культуры и Спорта. Занятия включали в себя гимнастику и дыхательные практики, которые придают бодрость и позитивный настрой, а также развивающие гибкость, спокойствие и «большие» легкие. Итогом тренировок и практических погружений стал экзамен на получение сертификата для разрешения самостоятельно работать под водой в открытых водоемах.

Военный отдел по взаимодействию с казачеством Санкт-Петербургской Епархии и Ленинградский областной общественный фонд содействия национальному единению и согласию «Миротворец» организовали соревнования IV слета военно-патриотических клубов России имени Святого Благоверного князя Александра Невского на территории спортивной базы СКА. Команды соревновались в физической, строевой, медицинской подготовке, военной топографии, военной истории, страйкболу, преодолении переправы, метанию гранат, сборке автомата, приемах рукопашного боя, стрельбе из пневматического оружия. Итогом стала игра «Спецназ».

В качестве досуга в выходные дни кадетам предложены занятия в казачьей станице «Багмут» по конному спорту: поподготовке лошадей к работе, движению на лошади (средний аллюр), движению на лошади шагом, кормлению лошадей. Особенное место занимает джигитовка – демонстрация приемов казачьего воинского искусства в конном строю, т.к.. в выполнении таких упражнений требуется не только физическая выносливость и ловкость, но и внутренняя сосредоточенность и сила воли. Традиционно организуется веселый «Казачий Котёл» – один из видов развлечений казаков, название которого произошло оттого, что групповые действия участников на площадке, ограниченной кругом, напоминают варящуюся кашу в котле. «Котел» служил для обучения самому сложному из видов рукопашного боя – группового, как содержащего в себе непредсказуемые экстремальные ситуации. Участники «Котла» в игровой форме учатся сплоченности, уважительному отношению к другим и реально оценивать ежесекундно меняющуюся ситуацию. Участие в «Казачьем Котле» не имеет ограничений по возрасту и полу. Все чувствуют себя полноправными участниками - и взрослые, и дети.

Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, привело к кризису общественного сознания, выразившему в крайне неблагоприятной общественной атмосфере: усилении криминогенности общества, росте преступности (в том числе детской), насилия, открытой пропаганде распущенности нравов. Сложная ситуация сложилась в подростковой и молодежной сфере. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса отчуждения. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, а культура и образование отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций. Поэтому, немаловажным является организация классных часов на различные духовные темы: "Добро и зло", «Масленица и Великий пост» и др. Занятия проводятся настоятелем церкви во имя Святителя Николая Чудотворца.

Никто не станет оспаривать значение героического примера для патриотического воспитания юношей. С этой целью, на наш взгляд, полезно проводить встречи героями России. Так, у нас сложились тёплые отношения с героем РФ гвардии подполковником Полковниковым Д.А. В ходе встречи Дмитрий Александрович рассказал свою биографию, о своей службе в Вооруженных Силах РФ, о совершенном им подвиге, который был для него обыденным исполнением своих обязанностей, беззаветного служения своему Отечеству.

Все поставленные задачи по военно-патриотическому воспитанию воспитателю кадетского корпуса в одиночку не выполнить эффективно и в полном объеме. Важно и необходимо использовать все возможности, весь потенциал воспитательных средств, а может даже и сил, для формирования патриотического сознания наших кадет, подлинного чувства любви к своей Родине, сознательного позитивного проявления этого чувства в делах и поступках, тем самым, взаимодействуя с военно-патриотическими клубами России, помогать им в воспитательном процессе их воспитанников. Поэтому следует понятие «воспитание» рассматривать именно как вос-ПИТАНИЕ, то есть наполнение, питание внутреннего мира Души воспитанника лучшим, устремлением к Высокому, развитием его Сердца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация военно-патриотического воспитания в приграничном районе

Некоторые итоги воспитательной работы в классе по программе "Равнение на героев"...

Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни.

Дорогие коллеги! Представляю к вашему вниманию статью о военно-патриотическом воспитании в условиях ельской школы....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья для участия в педагогических чтениях в 2015 году на тему Взаимодействие школы и семьи в реализации гражданско-патриотического воспитания обучающихся в рамках работы секции №4 "Система допо...

«Взаимодействие семьи и школы – основа для гражданско-патриотического воспитания школьника».

Материалы для классного руководителя по вопросу гражданско-патриотического воспитания школьника....

Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни на примере военно-патриотического клуба «Мужество».

ВПК «Мужество» создана с целью воспитания патриотизма, любви к Родине, формирования качеств, навыков и умений, необходимых для ее защиты, как воинской, трудовой, так и действиях в экстрема...

«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...

Взаимодействие системы дополнительного образования и общественных организаций в патриотическом воспитании детей в Республике Адыгея.

Позитивный опыт взаимодействия системы дополнительного образования  и общественных организаций в патриотическом воспитании детей в Республике Адыгея и  дальнейшие перспективы развития сотруд...