«День народного единства».
методическая разработка (6 класс) по теме

Высочина Елена Дмитриевна

внеклассное мероприятие .Задачи:

·           Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в РФ

·           Показать современную идею Дня народного единства

·           Воспитывать уважение к русским национальным героям

·            Развивать  у учащихся  патриотические чувства, чувства единения многонациональной страны 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Слава Родины нашей отважным сынам»

Цель: Познакомить  учащихся с историей Дня народного единства

Задачи:

  • Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в РФ
  • Показать современную идею Дня народного единства
  • Воспитывать уважение к русским национальным героям
  • Развивать  у учащихся  патриотические чувства, чувства единения многонациональной страны

Оформление: тема мероприятия, государственная символика РФ, изображение памятника Минину и Пожарскому,  эпиграфы  

1 эпиграф.

Пусть ведают потомки православных

Земли родной народную судьбу,

Своих мужей великих поминают

За их геройство, славу, доброту.

2 эпиграф.

Единство – возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью!

Но мы попробуем спаять его любовью.

А там увидим, что прочней. (Тютчев Ф.)

Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint, музыкальные фонограммы.

Ведущий:

«Добрый день, уважаемые ученики, педагоги, гости, все, кто сегодня находится в этом зале! Мы рады приветствовать вас накануне государственного праздника Дня народного единства!

Ведущий:
 «4 ноября в нашей стране отмечается День народного единства. Он установлен в память о событиях 4 ноября 1612г. , когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польско-литовских интервентов, что положило начало выходу страны из кризиса Смутного времени.»

Ведущий:
4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)».

Ведущий:

Таким образом, можно сказать, что «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1912 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».

 Ведущий: Итак, обо всем по порядку.

Ученик: Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

И стрелами звеневшие бои

Лишь прерывали труд ее всегдашний.

Недаром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне.

        

В руках, веселых только от труда,

По добродушью иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу

Ведущий:
15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г.), названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет

Учащийся. Смутное время – это междинастический период, когда в борьбе за власть сменилось 6 правителей, вспыхнула Гражданская война народных масс за «доброго царя», возникла польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения, изгнавшие захватчиков. Смутой называли тяжелейшие бедствия, постигшие страну в первые два  десятилетия 17 века.  

Ведущий В 1584 г. умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева в 1581 г., младшему сыну Дмитрию было всего два года. На престол вступил средний сын Грозного - Федор Иванович (1584-1598). Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов.     Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия Рюриковичей.  Земский собор избирает новым царем Бориса Годунова

Ведущий  Царствование Бориса Годунова было успешным до 1601 г. В 1601–1603 гг. Россию ездили на санях. Последовал голод, усиленный отсутствием запасов в разоренной поразил неурожай. По свидетельству современников, в этом году в небе была замечена необычайной яркости комета, в небе стояли три солнца. В течение лета 10 недель не прекращались дожди, а в августе 1601 ударили морозы. Холода стояли такие, что по Чёрному морю в Константинополь стране.

Всё население оценило этот природный катаклизм, как наказание Божье за "незаконного" царя. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных.

2 ученик. «Опять горит , пылает , стонет Русь

                   Теперь под игом польских банд.

                    Все обгорело, вся Москва до каменной стены-

                    Дома, деревья и трава обуглены, черны

Ведущий В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов, навербовав две тысячи наемников и используя недовольство казаков, предпринял поход на Москву. Со стороны Речи Посполитой это была скрытая интервенция против России. 20 июня 1605 г.  13 апреля 1605 года скоропостижно умер Борис Годунов (по слухам, был отравлен). Царем был провозглашен его 16-летний сын Федор.  Он стал вторым царем Смутного времени. По требованию самозванца Федор  был убит дворянами.

Лжедмитрий был провозглашен царем.

 учащийся:

«К несчастью, самозванец,
Откуда ни возьмись,
Такой задал нам танец,
Что умер царь Борис.
И, на Бориса место
Взобравшись, сей нахал
От радости с невестой
Ногами заболтал.
Хоть был он парень бравый
И даже не дурак,
Но под его державой
Стал бунтовать поляк.
А то нам не по сердцу;
И вот однажды в ночь
Мы задали им перцу
И всех прогнали прочь».
 

Учитель. В мае 1606 г. Возник заговор против Лжедмитрия, при попытке скрыться от заговорщиков он был убит. На Земском соборе царем избран  боярский царь Василий Шуйский. В народе опять возникли слухи, что Дмитрий спасся и скрывается в Польше. Авторитет Шуйского падает, в результате заговора во главе с Захаром Ляпуновым  был свергнут с престола. 

Летом 1607 года поляки направили в Россию очередного самозванца – Лжедмитрия II, происхождение которого неизвестно. Тушинский лагерь стал центром альтернативного государства с отдельными правительством, церковной иерархией, органами административного государственного управления — приказами.
К новому «царю»пришли большие польско-литовские войска, а Шуйский обратился за военной помощью к шведскому королю Карлу IX. Польша, находясь в состоянии войны со Швецией, начинает открытую интервенцию против России.
 (После свержения Шуйского власть переходит к семи московским боярам (семибоярщина). В 1610 - Василий Шуйский насильно пострижен  в монахи. Бояре пригласили на царство польского королевича  Владислава и в сентябре тайно впустили польские отряды в Москву.

На борьбу с захватчиками поднимается русский народ. (Слайд 14)

Независимость и территориальная целостность  страны оказались под угрозой.

Учащийся. На севере шведы  начали интервенцию, в Москве - поляки. Первое ополчение против интервентов возглавил Ляпунов, но был убит. Ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки – Смоленск. Польский король объявил, что Россия войдет в Речь Посполитую, а он сам станет русским царем. (Слайд 15)

Учащийся. 1 октября 1611 года на базарной площади Нижнего Новгорода по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое  ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Помощником его стал «выборный от всей земли человек» - Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев. (Слайды 16-18)

Ученик (Минин) «Волжане! Православный люд! Повсюду русских ляхи бьют!

                Ужели враг непобедим? Ужели землю отдадим?»

Ученик (Пожарский) «Нет! За собой народ ведя, пойдем мы жизни не      щадя»!

2 ученик. «Поволжье Минин призывал, он ополченье собирал…

                      И эту рать в туманной мгле по нераспаханной земле

                      Где колос уж давно не цвел

                      К Москве, к столице он повел.

3 ученик.   «И бежал Ходкевич с ляхами

                      Напрямик бежал в Литву

                      Ни оружием, ни страхами

                      Одолеть не смог Москву.»

Патриарх  Гермоген не любил временное правительство, и предложил Михаилу Романову войти на царский престол. Гермоген хотел выбрать русского царя, а получилось иначе. Польские интервенты предложили на престол Владислава Сегезмундовича, патриарх согласился, но только, если Владислав станет православным и выведет польские войска. Царь не сделал не того, не другого. Тогда, Гермоген стал писать воззвания. Московский люд взбунтовался, а поляки подожгли город, и отсиделись в Кремле. Тогда, патриарх был арестован, все равно писал воззвания, расходившимся по городам и весям. Смутное время. Когда, русские ополченцы подошли к Москве, Патриарх Гермоген умер от голода.

Учитель. После освобождения Кремля,  кн. Пожарский установил икону в церкви Введения Богородицы, а летом 1613 года сообщил о чудотворениях иконы царю Михаилу и его матери. В торжественные дни венчания на царство нового русского государя Михаила Федоровича Романова (22 февраля 1613 г.) оба великих мужа — Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин — были вознаграждены за свой подвиг во славу Отчизны: первый был пожалован в боярство, второй — в думные дворяне (отчество — Минин — теперь стало фамилией).

В 1613 году на Земском соборе был избран  новый царь. Им стал Михаил Федорович Романов. В 1613 г. Земский собор избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова. В память столь чудесного заступничества царь повелел дважды в год (8 июля и 22 октября) праздновать и устраивать крестный ход с иконой Казанской Богоматери. В 1632 году на средства Дмитрия Пожарского для иконы был построен отдельный каменный собор на Красной площади. В память столь чудесного заступничества царь повелел дважды в год (8 июля и 22 октября) праздновать и устраивать крестный ход с иконой Казанской Богоматери. В 1632 году на средства Дмитрия Пожарского для иконы был построен отдельный каменный собор на Красной площади.

Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х годах и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского

Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х годах и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. (Слайд 26)

Учитель.Так два праздника на Руси слились в один. А сегодня в России празднование этих событий восстановлено.

День 4 ноября – День народного единства, День Славы русского оружия и День возрождения Российской государственности (Слайд 27)

В 1818году на Красной площади был установлен памятник Минину и Пожарскому.  Автор – Мартос Иван Петрович (1750-1835), скульптор, профессор Санкт-Петербургской Академии художеств. (Слайд 28)

(Выступление учащегося «История памятника»)

Первоначально памятник планировалось установить в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешало новое нашествие, на этот раз армии Наполеона. Наконец, в 1818 году на деньги, собранные по народной подписке в Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник работы скульптора И.Мартоса был установлен перед главным входом в Верхние торговые ряды.
Памятник мещанину  Кузьме Минину и  князю Дмитрию Пожарскому создан по проекту художника  И. П. Мартоса  и отлит из бронзы литейным мастером Академии Художеств В. П. Екимовым,  открыт 20 февраля 1818.
(Слайд 29-30)

Учитель.  Памятник Минину и Пожарскому был первым  памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.

Ополчение Минина и Пожарского –  яркий пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил  народ. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.

Подобное неоднократно будет повторяться в русской истории. Простые русские люди, понявшие, что стране угрожает смертельный враг, самоотверженно встают на её защиту.

Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов, заведшего врагов в глухой лес, в болото. По преданию, таким образом, он спас жившего тогда в Костроме выбранного на царство Михаила Фёдоровича Романова. (Слайд 31)

Ведущий: «Праздник призван напомнить нам о том, что мы россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям, вероисповеданиям – мы единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим. День народного единства  проникнут идеями национального согласия, сплочения общества, укрепления российской государственности . Единство нам нужно для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, когда мы будем едины, мы сможем вывести нашу Родину на новый,  еще более высокий  уровень развития.»

ученик. Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи.
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга пить не нужно.
Наша матушка-Россия
Как и прежде станет сильной.
Праздник – день патриотизма,
Славься, гордая Отчизна!

Ведущий: Один в поле не воин –
С детства нам говорят,
И вместе должны народы
Несчастьям противостоять.
Ведь радостно так живется
И столь бесконечен мир,
Когда под огромным солнцем
Ты знаешь, что не один.
Пусть спорится доброе дело,
Соединяя сердца,
Пусть дружба объединяет
И страны, и города,
И вместе смеются дети,
И радость бежит вперед,
И к людям большой планеты
Успех и любовь придет!

Современная идея  Дня народного единства состоит в том, чтобы объединить людей ради развития своей страны. Россия сильна не только экономическими успехами и авторитетом в мире, но, прежде всего, благодаря народному единству и, конечно, благодаря огромному интеллектуальному и творческому потенциалу людей — талантливых, квалифицированных и искренне желающих принести пользу своему народу

Ученики (по очереди): «Я, ты, он, она,

Вместе: «Вместе дружная семья».

По очереди: «Большеглазых, озорных, черных, рыжих и льняных

Вместе: «Дружных и веселых, в городах и селах»!

 

Песня «Родина моя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 ноября - День народного единства

Презентация создана с целью познакомить первоклассников с историей и значением Дня народного единства....

День народного единства

Материал для проведения классного часа с использованием ИКТ...

День воинской славы России. День народного единства.

Методическая разработка классного часа патриотического направления для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся с историей праздника;  подчеркнуть значимость событий 1612...

Сценарий внеклассного мероприятия «День воинской славы России — День народного единства».

Внеклассное мероприятие посвященное периоду Смутного времени и освобождению Москвы...

Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "

Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....

Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "

Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....

Классный час "ДЕНЬ СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ. ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА"

ЦЕЛЬ: 1. Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.            2. Патриотическое воспитание школьников....