Классный час в 5 классе: "Осторожно! Огонь!"
классный час (5 класс) по теме
Цель: познакомить учащихся с основными причинами пожаров, правилами пожарной безопасности.
Примечание: Презентация поделена на 2 части в связи с большим форматом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_pozharnaya_bezopasnost.docx | 35.45 КБ |
ostorozhnoogon_chast_1.pptx | 2.02 МБ |
ostorozhnoogon_-_chast_2.pptx | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по противопожарной безопасности
в 5-6 классах
Г.И.Бердник
Тема занятия: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА
Оcнащение: 2 учащихся – старшеклассника, один из которых в роли работника МЧС, а другой в роли пожарного; элементы костюмов сказочных героев Буратино, Мальвины и Артемона компьютер, презентация к уроку, содержащая сюжетные картинки с опасностью пожаров; плакаты и рисунки с примерами нарушения правил пожарной безопасности; таблицы, плакаты и рисунки «Опасность игры с огнем», «Новогодняя елка», «Первичные средства пожаротушения», «Пожар в лесу» и др.
Цел ь: познакомить учащихся с основными причинами пожаров, правилами пожарной безопасности.
Ход занятия
I. Рассказ о причинах возникновения пожаров.
Учитель. В жизни человека огонь играет исключительную роль. Обогрев наших домов, приготовление пищи, развитие науки и техники — все связано с огнем.
Долгие годы потребовались человечеству для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им.
Но как и вода, необходимая для жизни человека, приносящая огромные бедствия в период обильных паводков, так и огонь, создающий при помощи людей огромную пользу, при небрежном к нему отношении может превратиться в безжалостного врага, уничтожающего города и села, фабрики и заводы, уносящего человеческие жизни.
Все вы, ребята, видели, как по городу проносятся красные машины с тревожными сиренами. Пожар! Из-за чего же он происходит?
Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности, а примерно каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей и подростков. Вы сейчас слушаете и думаете, что лично к вам это не относится, вы лично со спичками не играете. И тем не менее количество пожаров растет.
II .Выступление «пожарного» : Почему же происходят пожары?
Вот лишь несколько типичных случаев:
- Пожар возник от неосторожности обращения со свечой шес-
тилетнего мальчика. В прихожей квартиры находилось много макулатуры. Из-за ожога горячим воском мальчик выронил свечу, бу
мага загорелась. Малыш испугался и убежал. Пожар быстро распро-
странился по квартире и отрезал путь к спасению. Мальчик погиб. - Десятилетний Андрей шел к маме на работу и увидел бочку с
какой-то жидкостью на дне. Он бросил туда горящую спичку. Про-
изошел взрыв. Мальчик получил сильные ожоги. - Десятилетняя Наташа зажигала у елки бенгальские огни. Иск-
ры попали на вату, произошел пожар. Сгорела часть комнаты. К
счастью, дома были взрослые.
Не понимая опасности подобных игр с огнем, вы, ребята, разжигаете костры вблизи строений, поджигаете мусор в баках, старую траву, тополиный пух, пускаете горящие «самолетики» и можете стать виновниками пожаров.
Но кроме того, бывают случаи, когда дети, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают дежурному ложные сведения о пожаре. Но может быть в это время нужна настоящая помощь пожарных подразделений в другом месте?! А ребячья шалость может привести к тяжелейшим последствиям, наказанию ваших родителей и вас самих.
Пожар - это страшное зрелище. Особенно страшными бывают пожары в детских садах, школах. Стоит лишь вспомнить трагедию, которая произошла в якутском поселке, в позапрошлом году, когда во время пожара в школе погибло 22 ребенка.
IП. «Пожарный» проводит инструктирование по правилам пожарной безопасности.
Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности:
Памятка по правилам пожарной безопасности.
(вручается каждому учащемуся)
1.Не играйте сами и следите, чтобы со спичками не играли маленькие дети. Спички должны храниться в местах, недоступных
для малышей.
2.Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны.
- Не оставляйте электронагревательные приборы без присмот-
ра. Запрещайте малышам самостоятельно включать телевизор. Ухо-
дя из дома, отключите электроприборы от сети. - Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая
бочка из-под него или другой легковоспламеняющейся жидкости
(например, краски), а зажженная спичка может привести к тяжё-
лым ожогам и травмам. - Не разжигайте печь или костер с помощью легковоспламе-
няющихся жидкостей (бензина, солярки). - Не оставляйте незатушенных костров - это может привести к
пожару. - Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать
тополиный пух и сухую траву, огонь не только убивает насекомых,
которые живут в ней, но и приводит к пожару.
Помните об этих правилах, соблюдайте их сами и разъясняйте другим. «План эвакуации», показывает его и проводит учащихся по пути эвакуации в случае пожара в школе.
IV. «Работник МЧС» проводит дидактическую игру «Пожар».
Описание. Для этой игры можно попросить детей сыграть роли любимых сказочных героев, например Буратино, Артемона, Мальвину и др. Задачи героев распределяются в соответствии с их характеристиками. Беспечный шалунишка Буратино становится виновником загораний. Он не соблюдает правил пожарной безопасности и не желает о них слышать. Смелый, но осторожный Артемон предупреждает Буратино о последствиях игры со спичками. Добрая и умная Мальвина помогает Буратино в сложной ситуации, объясняет, что соблюдение правил пожарной безопасности необходимо всем.
Сюжет.
Буратино мастерит из фольги и спичек ракету, затем показывает Артемону, как она полетит. Артемон предупреждает Буратино о том, что такая игра ведет к пожарам и травмам, но Буратино прогоняет его, продолжая игру и изображая запуск ракеты.
В этот момент учитель изображает взрыв, ударяя по какому-нибудь предмету.
Буратино кричит: «Пожар!» - начинает метаться по комнате. Огонь перекинулся на шторы, диван и т. д. Учитель обращает внимание на поведение Буратино во время пожара (действия его необдуманные, неосторожные, он в замешательстве, в панике). Пометавшись, Буратино в панике залезает под диван (стул).
Вбегают Мальвина и Артемон. Мальвина звонит по телефону «01», а Артемон отыскивает Буратино и вытаскивает на свежий воздух. Мальвина оказывает Буратино первую доврачебную помощь.
Учитель задает вопросы:
- Какие правила нарушил Буратино? (Не позвонил «01», играл
со спичками, прятался.) - Почему он так поступил? (Ответы учащихся.)
V. Изучение инструкции-памятки «Огонь и человек».
«Пожарный»: Повторим правила пожарной безопасности. Возник пожар. Что нужно делать?
Учащиеся. Звонить по телефону «01».
«Пожарный»: Комната сильно задымлена. Что нужно делать?
Учащиеся. Ползти к выходу.
«Пожарный»: На тебе горит одежда. Что нужно делать?
Учащиеся. Упасть, кататься, пытаясь потушить одежду, или накрыть плотной тканью горящую часть одежды.
«Пожарный»: Со всеми ли ответами вы согласны? Правильно ли поступали дети, давая такие ответы? Назовите последовательность действий при возникновении пожара.
VI.Блиц-опрос «Сделать правильный выбор».
(высказывания учащихся по вопросам)
Вопросы учащимся:
- Были ли вы свидетелями пожара?
- Какова была причина пожара?
Где у вас дома хранятся спички?
Разрешают ли вам взрослые самостоятельно включать электроприборы? Если да, то как вы контролируете, уходя из дома, отключены ли они?
VII. «Работник МЧС» проводит Игру - вопросное лото
«Пожар, дым, пар и кипяток».
Описание. На столе разложены карточки (с верхней стороны -красного цвета, с нижней - вопросы-задания лото). У учащихся могут находиться карточки - сюжетные картинки, рисунки, соответствующие вопросам, но игра может проводиться и без комплекта этих карточек, только по вопросам.
Вызванный учащийся выбирает любую карточку лото, читает вопрос, отвечает на него, анализирует карточку-ситуацию. Другие дети комментирует его ответ, соглашаются или опровергают мнения и варианты ответов одноклассников.
Вопросы-задания к карточному лото:
- Что может быть причиной ожога?
- Чем опасен дым?
- Что такое ожог?
- Чем опасны пар и кипяток?
- Что делать, если ты взялся рукой за горячую ручку сковороды, чайника или кастрюли?
- Что ты можешь сделать, если на столе загорелась бумага?
- Как защитить место ожога от грязи?
- Что ты можешь сделать, если видишь, что в школе пожар?
- Чем лучше всего смазать место ожога?
- Что ты можешь сделать, если проходя мимо дома, ты уви
дел в окне дым, огонь? - Что делать, если кто-то обжегся паром?
- Что ты будешь делать, если загорелась елка?
- Что делать, если видишь огонь и дым в комнате?
- Что делать, если кто-то облился кипятком?
- Можно ли жечь мусор, листья на территории школьного
двора или возле дома?
Памятка «Огонь и человек» размещается в классном уголке в конце занятия учителем.
При пожаре опасен не только огонь, но и дым. От дыма нельзя спрятаться! Он забирается во все, даже самые крошечные щели.
ПОМНИ: при пожаре главное - защита от дыма! Если это невозможно, быстро уходи на улицу, закрыв за собой двери.
Чтобы защититься от дыма - дыши через мокрую тряпку! Выбираться из дыма лучше на четвереньках или ползком - внизу меньше дыма.
Если в квартире много дыма, то можно заблудиться и у себя дома! Если ты не можешь выйти из дома на улицу, плотно закрой дверь комнаты, где пожар, и заткни щели от дыма. После этого выходи на балкон или открой окно - зови на помощь.
VIII. Итог занятия. Группа детей исполняют частушки по теме .
1.Если кто-то гладил брюки
И не выключил утюг –
Он немедля остаётся
И без дома, и без брюк.
2.Если кто-то, не подумав,
У бензина закурил,
Он, конечно же, большую
Неприятность сотворил.
3.На автомобиле скором
Вместе с бравым брандмайором,
чуть доспехами звеня,
Мы выходим из огня.
4.Не курите на работе,
Прячьте спички от детей,
И тогда не попадете
В список грустных новостей.
5.Ведь пожар неуправляем,
Очень много силы в нём,
Мы вас просто умоляем –
Осторожнее с огнём.
6.На каникулах всегда
“Телек” включен у меня
И компьютер, и плита –
К одной розетке провода.
7.День рождения у Светы –
Свечи зажигаются.
Бросили их без присмотра
Искры разлетаются.
8.На природе у костра
Так была уха вкусна.
Уходить с поляны будем,
Огонь тушить мы не забудем.
9.После всякого пожара
Зрелище ужасное!
Дотла сгоревшие дома –
Пепелище страшное.
10.О пожаре пели мы,
Вместе
|
Чтоб спасти вас от беды.
Призываем всех: “Друзья,
С пламенем играть нельзя! “
Учитель: Учащиеся готовят домашние задания по группам :
1-ая находит информацию о пожарах и их последствиях в средствах печати, в произведениях художественной литературы;
2-ая группа придумывает начало и конец рассказа о пожаре.
... Костер начал разгораться все сильнее и сильнее. Искры взлетали высоко. Вот уже загорелась сухая трава вокруг костра, а ведь рядом был лес! Но мальчишки не растерялись. Они стали забрасывать костер ... (песком). Постепенно огонь уменьшился и угас.
Список литературы :
1.Ресурсы Интернета.
2.О.В.Павлова и др. Пожарная безопасность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007.
3.Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Е.Н.Литвинов и др. – М.: Издательство АСТ, 1997.
Приложение : Презентация к данному занятию , выполненная с помощью программы Power Point.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неосторожное обращение со свечой
Мусор в баках, старая трава, тополиный пух
Пожар в детском учреждении
Правила пожарной безопасности
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бочка с бензином и без него может стать причиной травм и ожогов !
Не оставляйте незатушенных костров - это может привести к пожару
Средства пожаротушения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа для старшеклассников по ППБ "Огонь. Друг или враг?"
Классный час "Огонь. Друг или враг? " разработан с использованием активных методов обучения. Цель классного часа: создание условий для формирования активной гражданской позиции,формирования умения а...
Классный час по теме: "Спички не тронь, в спичках - огонь!"
Предлагаемый классный час можно провести в начальной школе. Учащиеся познакомятся с правилами поведения во время пожара, а при проведении теста учитель определит знания детей по пожа...
Методический материал для использования в работе классного руководителя Осторожно! Огонь!
классный час в 5 классе по профилактике пожарной безопасности...
конспект урока по ОБЖ 5 класс "Осторожно, гололед"
В данной разработке представлены конспект урока, презентация и медотическая основа для проведения урока....
Внеклассное мероприятие по ОБЖ в 5 классе "Осторожно, огонь"
Данное мероприятие можно использовать как на уроках ОБЖ (после изучения тем "Пожары в жилище"), так и на внеклассных мероприятиях в 4-5 классах. В разработке использованы стихи, загадки, песни, ...
Классный час в 5 классе "Осторожно! Коронавирус Covid - 19!"
Цель:1. формирования и развития знаний о коронавирусе и мерах профилактики2. познакомить путями заражения, с симптоматикой заболевания и про...
Классный час в 8 классе "Осторожно, мошенники!"
Классный час в 8 классе по финансовой грамотности...