Классный час в 5 классе: "Осторожно! Огонь!"
классный час (5 класс) по теме

Бердник Галина Ивановна

 

Цель: познакомить учащихся с основными причинами пожа­ров, правилами пожарной безопасности. 

Примечание: Презентация поделена на 2 части в связи с большим форматом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по противопожарной безопасности

в 5-6 классах

Г.И.Бердник

Тема занятия: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА

Оcнащение:  2 учащихся – старшеклассника, один из которых в роли работника МЧС, а другой в роли пожарного; элементы костюмов сказочных героев Буратино, Мальвины и Артемона компьютер, презентация к уроку, содержащая сюжетные картинки с опасностью пожаров; плакаты и рисунки с примерами нарушения правил пожарной безопасности;  таблицы, плакаты и рисунки «Опасность игры с огнем», «Новогодняя елка», «Первичные средства пожаротушения», «Пожар в лесу» и др.

Цел ь: познакомить учащихся с основными причинами пожаров, правилами пожарной безопасности.

Ход занятия

    I. Рассказ о причинах  возникновения  пожаров.

Учитель. В жизни человека огонь играет исключительную роль. Обогрев наших домов, приготовление пищи, развитие науки и техники все связано с огнем.

Долгие годы потребовались человечеству для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им.

Но как и вода, необходимая для жизни человека, приносящая огромные бедствия в период обильных паводков, так и огонь, создающий при помощи людей огромную пользу, при небрежном к нему отношении может превратиться в безжалостного врага, уничтожающего города и села, фабрики и заводы, уносящего человеческие жизни.

Все вы, ребята, видели, как по городу проносятся красные машины с тревожными сиренами. Пожар! Из-за чего же он происходит?

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности, а примерно каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей и подростков. Вы сейчас слушаете и думаете, что лично к вам это не относится, вы лично со спичками не играете. И тем не менее количество пожаров растет.

II .Выступление «пожарного» : Почему  же происходят пожары?

 Вот лишь несколько типичных случаев:

  1. Пожар возник от неосторожности обращения со свечой шес-
    тилетнего мальчика. В прихожей квартиры находилось много макулатуры. Из-за ожога горячим воском мальчик выронил свечу, бу
    мага загорелась. Малыш испугался и убежал. Пожар быстро распро-
    странился по квартире и отрезал
    путь к спасению. Мальчик погиб.
  2. Десятилетний Андрей шел к маме на работу и увидел бочку с
    какой-то жидкостью на дне. Он бросил туда горящую спичку. Про-
    изошел взрыв. Мальчик получил сильные
    ожоги.
  3. Десятилетняя Наташа зажигала у елки бенгальские огни. Иск-
    ры попали на вату, произошел пожар. Сгорела часть комнаты. К
    счастью, дома были взрослые.

Не понимая опасности подобных игр с огнем, вы, ребята, разжигаете костры вблизи строений, поджигаете мусор в баках, старую траву, тополиный пух, пускаете горящие «самолетики» и можете стать виновниками пожаров.

Но кроме того, бывают случаи, когда дети, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают дежурному ложные сведения о пожаре. Но может быть в это время нужна настоящая помощь пожарных подразделений в другом месте?! А ребячья шалость может привести к тяжелейшим последствиям, наказанию ваших родителей и вас самих.

Пожар - это страшное зрелище. Особенно страшными бывают пожары в детских садах, школах. Стоит лишь вспомнить   трагедию, которая произошла в якутском поселке, в позапрошлом  году, когда во время пожара в школе погибло 22 ребенка.

IП. «Пожарный» проводит  инструктирование по правилам пожарной безопасности.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности: 

Памятка по правилам пожарной безопасности.

(вручается  каждому учащемуся)

     1.Не играйте сами и следите, чтобы со спичками не играли маленькие дети. Спички должны храниться в местах, недоступных
для малышей.

2.Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны.

  1. Не оставляйте электронагревательные приборы без присмот-
    ра.
     Запрещайте малышам самостоятельно включать телевизор. Ухо-
    дя из дома, отключите электроприборы от сети.
  2. Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая
    бочка из-под него или другой легковоспламеняющейся жидкости
    (например, краски), а зажженная спичка может привести к тяжё-
    лым ожогам и травмам.
  3. Не разжигайте печь или костер с помощью легковоспламе-
    няющихся жидкостей (бензина, солярки).
  4. Не оставляйте незатушенных костров - это может привести к
    пожару.
  5. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать
    тополиный пух и сухую траву, огонь не только убивает насекомых,
    которые живут в ней, но и приводит
    к пожару.

Помните об этих правилах, соблюдайте их сами и разъясняйте другим. «План эвакуации», показывает его и проводит учащихся по пути эвакуации в случае пожара в школе.

IV. «Работник МЧС» проводит дидактическую игру «Пожар».

Описание. Для этой игры можно попросить детей сыграть роли любимых сказочных героев, например Буратино,  Артемона,  Мальвину и др. Задачи героев распределяются в соответствии с их характеристиками. Беспечный шалунишка Буратино становится виновником загораний. Он не соблюдает правил пожарной безопасности и не желает о них слышать. Смелый, но осторожный Артемон предупреждает Буратино о последствиях игры со спичками. Добрая и умная Мальвина помогает Буратино в сложной ситуации, объясняет, что соблюдение правил пожарной безопасности необходимо всем.

Сюжет.

Буратино мастерит из фольги и спичек ракету, затем показывает Артемону, как она полетит.  Артемон  предупреждает Буратино о том, что такая игра ведет к пожарам и травмам, но Буратино прогоняет его, продолжая игру и изображая запуск ракеты.

В этот момент учитель изображает взрыв, ударяя по какому-нибудь предмету.

Буратино кричит: «Пожар!» - начинает метаться по комнате. Огонь перекинулся на шторы, диван и т. д. Учитель обращает внимание на поведение Буратино во время пожара (действия его необдуманные, неосторожные, он в замешательстве, в панике). Пометавшись, Буратино в панике залезает под диван (стул).

Вбегают Мальвина и Артемон. Мальвина звонит по телефону «01», а Артемон отыскивает Буратино и вытаскивает на свежий воздух. Мальвина оказывает Буратино первую доврачебную помощь.

Учитель задает вопросы:

  1. Какие правила нарушил Буратино? (Не позвонил «01», играл
    со
    спичками, прятался.)
  2. Почему он так поступил? (Ответы учащихся.)

V. Изучение инструкции-памятки «Огонь и человек».

«Пожарный»: Повторим правила пожарной безопасности. Возник пожар. Что нужно делать?

Учащиеся. Звонить по телефону «01».

 «Пожарный»: Комната сильно задымлена. Что нужно делать?

Учащиеся. Ползти к выходу.

 «Пожарный»:  На тебе горит одежда. Что нужно делать?

Учащиеся. Упасть, кататься, пытаясь потушить одежду, или накрыть плотной тканью горящую часть одежды.

 «Пожарный»:  Со всеми ли ответами вы согласны? Правильно ли поступали дети, давая такие ответы? Назовите последовательность действий при возникновении пожара.

VI.Блиц-опрос «Сделать правильный выбор».

(высказывания учащихся по вопросам)

Вопросы учащимся:

  1. Были ли вы свидетелями пожара?
  2. Какова была причина пожара?

Где у вас дома хранятся спички? 

Разрешают ли вам взрослые самостоятельно включать электроприборы? Если да, то как вы контролируете, уходя из дома, отключены ли они? 

  VII. «Работник МЧС»  проводит  Игру - вопросное лото

 «Пожар, дым, пар и кипяток».

Описание. На столе разложены карточки (с верхней стороны -красного цвета, с нижней - вопросы-задания лото). У учащихся могут находиться карточки - сюжетные картинки, рисунки, соответствующие вопросам, но игра может проводиться и без комплекта этих карточек, только по вопросам.

Вызванный учащийся выбирает любую карточку лото, читает вопрос, отвечает на него, анализирует карточку-ситуацию. Другие дети комментирует его ответ, соглашаются или опровергают мнения и варианты ответов одноклассников.

Вопросы-задания к карточному лото:

  1. Что может быть причиной ожога?
  2. Чем опасен дым?
  3. Что такое ожог?
  4. Чем опасны пар и кипяток?
  5. Что делать, если ты взялся рукой за горячую ручку сковороды, чайника или кастрюли?
  6. Что ты можешь сделать, если на столе загорелась бумага?
  7. Как защитить место ожога от грязи?
  8. Что ты можешь сделать, если видишь, что в школе пожар?
  9. Чем лучше всего смазать место ожога?

  1. Что ты можешь сделать, если проходя мимо дома, ты уви
    дел в
    окне дым, огонь?
  2. Что делать, если кто-то обжегся паром?
  3. Что ты будешь делать, если загорелась елка?
  4. Что делать, если видишь огонь и дым в комнате?
  5. Что делать, если кто-то облился кипятком?
  6. Можно ли жечь мусор, листья на территории школьного
    двора или возле дома?

Памятка «Огонь и человек» размещается в классном уголке в конце занятия учителем.

При пожаре опасен не только огонь, но и дым. От дыма нельзя спрятаться! Он забирается во все, даже самые крошечные щели.

ПОМНИ: при пожаре главное - защита от дыма! Если это невозможно, быстро уходи на улицу, закрыв за собой двери.

Чтобы защититься от дыма - дыши через мокрую тряпку! Выбираться из дыма лучше на четвереньках или ползком - внизу меньше дыма.

Если в квартире много дыма, то можно заблудиться и у себя дома! Если ты не можешь выйти из дома на улицу, плотно закрой дверь комнаты, где пожар, и заткни щели от дыма. После этого выходи на балкон или открой окно - зови на помощь.

VIII. Итог занятия. Группа детей исполняют частушки по теме . 

1.Если кто-то гладил брюки

И не выключил утюг –

Он немедля остаётся

И без дома, и без брюк.

2.Если кто-то, не подумав,

У бензина закурил,

Он, конечно же, большую

Неприятность сотворил.

3.На автомобиле скором

Вместе с бравым брандмайором,

 чуть доспехами звеня,

Мы выходим из огня.

4.Не курите на работе,

Прячьте спички от детей,

И тогда не попадете

В список грустных новостей.

5.Ведь пожар неуправляем,

Очень много силы в нём,

Мы вас просто умоляем –

Осторожнее с огнём.  

      6.На каникулах всегда

“Телек” включен у меня

И компьютер, и плита –

К одной розетке провода.

 

7.День рождения у Светы –

Свечи зажигаются.

Бросили их без присмотра

Искры разлетаются.

 

     8.На природе у костра

Так была уха вкусна.

Уходить с поляны будем,

Огонь тушить мы не забудем.

 

   9.После всякого пожара

Зрелище ужасное!

Дотла  сгоревшие дома –

Пепелище страшное.

 

  10.О пожаре пели мы,

Вместе

 

Чтоб спасти вас от беды.

 

Призываем всех: “Друзья,

С пламенем играть нельзя! “

 

Учитель: Учащиеся готовят домашние задания по группам :

1-ая находит информацию о пожарах и их последствиях в средствах печати, в произведениях художественной литературы;

2-ая группа придумывает начало и конец рассказа о пожаре.

... Костер начал разгораться все сильнее и сильнее. Искры взлетали высоко. Вот уже загорелась сухая трава вокруг костра, а ведь рядом был лес! Но мальчишки не растерялись. Они стали забрасывать костер ... (песком). Постепенно огонь уменьшился и угас. 

Список   литературы : 

1.Ресурсы Интернета.

2.О.В.Павлова и др. Пожарная безопасность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007.

3.Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Е.Н.Литвинов и др. – М.: Издательство АСТ, 1997.

Приложение :  Презентация  к данному занятию , выполненная с помощью программы Power Point.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к методической разработке занятия по противопожарной безопасности по теме «Причины возникновения пожара» Автор: Бердник Галина Ивановна, учитель английского языка МОУ СОШ №7

Слайд 2

Неосторожное обращение со свечой

Слайд 3

Мусор в баках, старая трава, тополиный пух

Слайд 4

Пожар в детском учреждении

Слайд 5

Правила пожарной безопасности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра. Уходя из дома, отключите электроприборы от сети.

Слайд 2

Бочка с бензином и без него может стать причиной травм и ожогов !

Слайд 3

Не оставляйте незатушенных костров - это может привести к пожару

Слайд 4

Средства пожаротушения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа для старшеклассников по ППБ "Огонь. Друг или враг?"

Классный час "Огонь. Друг или враг? " разработан с использованием активных методов обучения.  Цель классного часа: создание условий для формирования активной гражданской позиции,формирования умения а...

Классный час по теме: "Спички не тронь, в спичках - огонь!"

Предлагаемый классный час можно провести в начальной школе. Учащиеся  познакомятся с правилами поведения во время пожара, а при проведении теста учитель  определит знания  детей по пожа...

Методический материал для использования в работе классного руководителя Осторожно! Огонь!

классный час в 5 классе по профилактике пожарной безопасности...

конспект урока по ОБЖ 5 класс "Осторожно, гололед"

В данной разработке представлены конспект урока, презентация и медотическая основа для проведения урока....

Внеклассное мероприятие по ОБЖ в 5 классе "Осторожно, огонь"

Данное мероприятие можно использовать как на уроках ОБЖ (после изучения тем "Пожары в жилище"), так и на внеклассных мероприятиях в 4-5 классах. В разработке использованы стихи,  загадки, песни, ...

Классный час в 5 классе "Осторожно! Коронавирус Covid - 19!"

Цель:1.     формирования и развития знаний о коронавирусе  и  мерах профилактики2.     познакомить путями заражения, с симптоматикой заболевания и про...

Классный час в 8 классе "Осторожно, мошенники!"

Классный час в 8 классе по финансовой грамотности...