Я - классный руководитель
материал (5 класс) по теме

Абросимова Татьяна Андреевна

Приоритетные направления моей работы как классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prioritetnye_napravleniya_kr.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Действительно, только процесс обучения в школе или беседы воспитателей не могут подготовить ученика нашей школы к разнообразным жизненным ситуациям. Необходима деятельность по выработке умений принимать решения, правильно вести себя в нестандартных ситуациях и быть ответственным за свой выбор и действия.

Практически для всех воспитанников школ-интернатов характерны проблемы в общении, конфликтность, агрессивность. Чаще всего они живут по сценарию «агрессивный неудачник». Ко всему этому можно прибавить качества, формируемые уже самой обстановкой интерната - конформизм, иждивенчество, несамостоятельность, неумение принимать самостоятельные решения и делать выбор. Процесс социализации таких детей сложен, а их интеграция в общество после выпуска из школы-интерната проблематична и не всегда успешна.

Цель моей педагогической деятельности как классного руководителя является создание условий для формирования нравственно-ценностных ориентиров у подростков средствами туристско-краеведческой деятельности.

Основными принципами организации воспитательной системы в классе являются:

- развитие самоуправления в классном коллективе. Этот принцип предполагает построение педагогического процесса с опорой на интересы и потребности ребят, включение их в совместную работу по целеполаганию, планированию, организации жизни в классном коллективе, передачу им части управленческих и организаторских функций, выработку общего решения с участием всего коллектива, создание органов соуправления в детском коллективе, поддержание отношений, основанных на диалоге, сотрудничестве и уважении друг к другу;

- сочетание разнообразных видов деятельности в педагогическом процессе требует включение в содержание педагогической работы туристского, спортивного, трудового, игрового, экологического и других видов деятельности, которые способствуют включению каждого ребенка в ту или иную деятельность и создают условия для его самораскрытия, самореализации и обогащения социальным опытом;

- укрепление и сохранение классных традиций, способствующих развитию отношений среди учащихся, сплочению коллектива;

- педагогическая поддержка основана на построении таких отношений между взрослыми и детьми, которые направлены на развитие самостоятельности у воспитанника, на оказание ему помощи в выборе и принятии решения, создании условий для его личностного самоопределения;

- порядок и дисциплина при организации жизни требует подчинения всех участников педагогического процесса выработанным правилам жизнедеятельности;

Системообразующим компонентом сложившейся в классе воспитательной системы является формирование ценностных ориентаций у учащихся через систему туристско-спортивной деятельности. Концептуальные идеи этого направления нашли свое отражение в авторской программе «Маугли», которая позволяет подросткам с задержкой психического развития освоить квалификацию «Юный турист-спасатель».  

Модель педагогической работы по формированию ценностных ориентиров, разработана на основе ведущих идей личностно-ориентированного подхода, представляет собой единство:

  • целевого компонента, отражающего цель и задачи воспитания, предусматривающие формирование у воспитанников жизненных целей и идеалов, коррекцию тех трудностей, с которыми сталкиваются воспитанники с учетом принципа опережающего педагогического действия;
  • содержательного компонента, раскрывающего основные направления туристко-спортивной работы (программа «Маугли и проч), способствующие освоению ценностей окружающего мира, природы, труда, культурных ценностей и др.;
  • организационного компонента, включающего комплекс продуктивных методик и технологий, обеспечивающих формирование адекватной самооценки, потребности в самосовершенствовании;
  • аналитико-результативного компонента, включающего систему диагностики ценностных ориентаций с учетом когнитивного, мотивационного, эмоционального и деятельностного критериев.

        Формирование ценных ориентаций становится успешным, когда

  • организуется социально- и личностно-значимая деятельность, основу которой составляют ситуации, когда ребенок имеет возможность делать нравственный выбор и обосновывать его, принимать самостоятельные решения;
  • применяются технологии, активизирующие процессы самосознания и самооценки, формирующие установку личности на коррекцию негативного поведения;
  • обеспечивается открытость образовательного пространства, позволяющая ребенку расширить сферу взаимодействия и освоить образцы нравственного поведения, ценности окружающего мира;
  • создаются условия для жизни и деятельности учащихся, способствующие освоению полоролевого поведения, пониманию идеалов и ценностей жизни;
  • основу взаимоотношений между взрослыми и детьми составляют сотрудничество, взаимное уважение и доверие, при этом педагог занимает профессиональную педагогическую позицию.

Наряду с традиционными формами организации воспитательной работы, применяются:

  • Занятия по командообразованию;
  • Учебно-тренировочные занятия по туризму
  • Участие в профильных лагерях «Юный турист-спасатель»
  • Лыжные марш-броски по историческим местам России

В данный момент я являюсь классным руководителем в 5 классе. Несмотря на то, что они только что начали обучение в среднем звене, у некоторых ребят уже начали формироваться навыки соуправления, наметился актив класса, который берет на себя организаторские и управленческие функции, в классе имеется своя эмблема, девиз, форма.

Данная система работает в течение 14 лет. Результатом работы я считаю следующее:

  • 100% выпускников продолжают обучение или трудоустроено;
  • имеют адекватную жизненную перспективу;
  • навыки, полученные во время участия в походах и профильных лагерях, помогают им социализироваться;
  • они не беспомощны, напротив, готовы сами быть в роли спасателя, социально активны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...