Верю в своих учеников
статья (10 класс) по теме

Малинина Марина Владимировна

Обобщение опыта работы классного руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я верю в своих учеников…

Уже более 20 лет я работаю  с детьми. Это были годы поисков, раздумий, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь.

Я – архитектор, архитектор классного коллектива, а значит, я должна найти точки соприкосновения со всеми детьми, поддержать каждого ребенка, в полной мере раскрыть его как личность.  Но  для этого необходимо организовать сотрудничество, сотворчество ребят. Как деликатнее это сделать?

 «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» - говорил  Сент-Экзюпери. Именно общение выступает важнейшим фактором формирования личности человека, средством воспитания. И сегодня мне хочется поделиться лишь небольшой частью опыта работы с классным коллективом.

Со своими нынешними детьми я работаю уже пятый год. Сегодня они – десятиклассники.  А взяла я их в шестом классе. Несмотря на то, что в целом класс был довольно сильным,  единого, дружного коллектива я не увидела.  Существовали разрозненные группы детей, мало контактирующие друг с другом. Трое мальчиков были из числа  «трудных» -  плохо учились, постоянно нарушали дисциплину и прогуливали уроки.

Я понимала, чтобы начать работать с детьми, нужно изучить их. Изучение учащихся дает возможность прогнозировать развитие школьника, создавать для его развития наиболее благоприятные условия. Ведь классный руководитель должен быть еще и психологом. 

Именно поэтому я начала изучать своих воспитанников со знакомства с их родителями:  каков состав семьи, ее материальная обеспеченность, семейные традиции, отношения в семье, условия для учебы и т. д.

Наблюдая за учащимися на уроках и на внеклассных мероприятиях, я постепенно выявляла особенности их познавательной деятельности, отношение к учебе, их интересы и способности, волевые качества.  Помогло и диагностическое исследование детей и родителей. Свои наблюдения по каждому ребенку  я записывала в специальный дневник. Мне это здорово пригодилось. Когда была собрана достаточно полная информация о каждом ученике, началась работа по формированию личности  и сплочению классного коллектива.

Прежде всего, необходимо было определить основные задачи на данном этапе:

  1. Сплочение классного коллектива.
  2. Создание условий для развития детского самоуправления.
  3. Формирование и раскрытие индивидуальности личности ребёнка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива, строить с одноклассниками отношения доверия.
  4. Развитие творческого потенциала личности через личностно-ориентированное обучение и воспитание.
  5. Вовлечение родителей в процесс воспитания и формирования классного коллектива.

Я начала с родителей. На первом же родительском собрании мы постарались выяснить причину такой разрозненности детей в коллективе и наметить пути устранения этой проблемы. Как сделать так, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы  работы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать?  Не хватало правильной организации взаимоотношений между  учащимися. Нужно было занять досуг мальчишек и девчонок, вовлечь их в коллективную деятельность.  Ведь если они  будут вкладывать в подготовку коллективных дел свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый почувствует себя нужным, частью единого целого. Необходимо было создать особую атмосферу общения, позволявшую каждому ребенку  высказаться, раскрыть себя. Поэтому наш первый совместный  праздник назывался «Давайте познакомимся!». Он прошел весело и  шумно, а я получила возможность лучше узнать детей и родителей в непривычной для них обстановке. В течение года состоялось еще несколько таких совместных мероприятий, поездок в театры,  на экскурсии.  

Благодаря такому тесному общению, постепенно выявились лидеры, сформировался актив класса. Мы начали развивать в коллективе самоуправление.

 Планируя вместе с ребятами нашу дальнейшую работу, я следила за тем, чтобы каждому ребенку отводилась своя посильная роль. 

К концу второго  года уже были видны результаты. У ребят появилось желание все делать вместе, сообща. Даже наши «трудные» мальчишки постепенно втягивались в общую атмосферу единения, подтянулись в учебе, перестали пропускать уроки. Этому способствовал и тесный контакт с их родителями:  практически еженедельно  я  встречалась или созванивалась с ними,  сообщая прежде всего об успехах их детей, а затем уже о неудачах. Родителям ведь тоже крайне важно внушить веру в своего ребенка, в его лучшие качества, которые нужно обязательно развивать.  Безусловно, важным фактором развития личности учащихся является стимулирующая оценка их деятельности. Я стараюсь обязательно отмечать все, даже малейшие, успехи ребенка на его трудном пути к самосовершенствованию.

«Верю в своих учеников!» - таково мое педагогическое кредо.  

Вот уже второй год с коллективом 10А класса  мы работаем по программе «Я – личность!».

По мере взросления ребят менялись и воспитательные задачи. Главная задача предыдущего этапа:  осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в данный период,  -  была решена. Сформирован актив класса, ученическая структура самоуправления. И уже  поставлены новые задачи:

  • развивать ученическое самоуправление;
  • создать ситуацию защищенности для каждого ученика, эмоционального и психологического комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности,  формирования навыков самовоспитания обучающихся;
  • развивать познавательные интересы учащихся, активацию мотивов учения;
  • развивать творческие, интеллектуальные способности;
  • создавать условия для повышения уровня воспитанности учащихся;
  • развивать патриотические чувства, гражданственность, духовные и нравственные ценности;
  • формировать  здоровый образ  жизни.

Работа ведется по пяти направлениям :  «Интеллект», «Общение», «Здоровье», «Досуг», «Семья».

В рамках направления «Интеллект» учащиеся защищают честь класса в школьных, районных и региональных этапах предметных олимпиад,  в республиканских  конкурсах. Большинство учеников вовлечены в проектную деятельность.  В активе класса -  ежегодные победы в  районных и региональных олимпиадах, всероссийских конкурсах. В прошлом учебном году двое моих учеников стали победителями муниципальных олимпиад.

За курс основной школы две ученицы  получили аттестаты с золотым тиснением, 14  ребят окончили девятый класс без троек. 

Сегодня наш класс занимает активную жизненную позицию, мы регулярно участвуем во всех общешкольных и многих районных мероприятиях. Новогодние праздники, Неделя детской книги, конкурсные программы к 8 Марта,  праздничные  программы  ко Дню учителя, к юбилею школы – это далеко не полный перечень общешкольных дел,  в которых задействованы мои ученики.  

Участвуя в них, ребята учатся общению в коллективе,  лучше узнают друг друга, раскрывают свои творческие и организаторские способности.

Так как я сама человек увлеченный и мое хобби – туризм, то и детей я привлекаю к путешествиям, походам, экскурсиям. Множество  замечательных русских городов раскрыло нам свою славную историю.  Их музеи, театры и выставки оставили неизгладимые впечатления в душах моих ребят. Но  родной город Чехов с его историческими достопримечательностями всегда был и будет их малой Родиной. Ребята самостоятельно составляют летопись Лопасненского края, участвуют в краеведческих районных и областных конференциях и даже стали лауреатами районных и областных  Чеховских чтений для школьников Москвы и Подмосковья «Чехов и его мир».  

А. П. Чехов писал: «Если бы каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша». Помня эти слова,  я стараюсь привить детям любовь к родному краю, своей малой Родине.  Ежегодно участвуя в акциях  «Чистый обелиск», «Школьный двор»,  «Чистый город», мы продолжаем учиться общению.

Постоянно общаясь с малышами начальных классов и подшефного детского сада, мои воспитанники активно ведут  шефскую работу в составе агитбригады «ЮИД», работают с младшими школьниками на транспортной площадке.  Ежегодное участие в акции  «Дети – детям» стало для нас традицией.

Ребята продолжают свое развитие  и в  учреждениях дополнительного образования.  За свои музыкальные и спортивные успехи две ученицы класса были удостоены стипендий  Губернатора Московской области.

Традицией нашего класса стало участие в акции  «Георгиевская ленточка», ежегодные встречи с участниками Вов и тружениками тыла, участниками боевых действий в Афганистане и других горячих точках. Общаясь с ветеранами, ребята не только знакомятся из первых уст с событиями тех дней, но и сами готовят для гостей целую программу: читают стихи, выступают с театрализованными постановками, исполняют песни военных лет. Такие мероприятия воспитывают чувство патриотизма, благодарность героям и участникам войн, не позволяют забывать славную историю нашей Родины.

Коллектив вложил свою лепту и в спортивную славу школы и района: футбол, лыжи, легкая атлетика, волейбол,  шахматы.  А где же еще столь ярко проявляются  межличностные  отношения, как не в спорте!  Половина девочек класса  - члены школьной сборной команды по волейболу, которая в течение трех последних лет занимает первое место в Чеховском районе.  Две из них награждены грамотами и дипломами как лучшие игроки и победители по пляжному волейболу в Московской области.  Мальчишки тоже не оплошали - завоевали почетное  I место в школьном конкурсе «А ну- ка,парни!». Есть среди нас и профессиональные спортсмены, отстаивающие честь города и района в региональных, общеросссийских и международных соревнованиях по гандболу, художественной гимнастике и водном поло.

Я с гордостью могу сказать, что среди моих ребят нет ни одного заядлого курильщика,  и абсолютно уверена, что никто из детей не принимает наркотики.     А уровень воспитанности детей за последние три года повысился на 12 %.  Это результат  кропотливой  работы по профилактике зависимости употребления психоактивных веществ и пропаганде здорового образа жизни, а также работы с родителями.

Родители нашего класса  - мои самые надежные и активные помощники во всех делах.  Не секрет, что в условиях сегодняшней непростой обстановки у многих родителей все  меньше времени остается для общения со своими детьми. Но наши родители сопричастны ко всем процессам, происходящим в общественной жизни класса:  оказывают помощь  в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников, конкурсов,  участвуют в подготовке родительских собраний, в беседах за «круглым столом», а если нужно, то могут и спеть, и станцевать.  В течение этих пяти лет между нами сложились добрые, доверительные отношения, которые позволяют работать рука об руку.

 Как показывает мониторинг, который проводится постоянно, практически у всех учащихся фиксируется устойчивое изменения к лучшему в структуре личности: стремление к активной жизненной позиции, осознанное участие в общественной работе, соблюдение норм нравственности не только в школе, но и в повседневной жизни.

Множество  наград и грамот стало результатом нашей совместной работы.   По данным  диагностики, возрос уровень самоуправления в классе,  самостоятельность учеников:  дети сами планируют КТД, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, несут ответственность за свою успеваемость и поведение, серьезно относятся к обязанностям, объективно анализируют свою работу.  Особенно важно, что в классе есть ребята с высокой  степенью нравственной ориентации,  именно они составляют актив класса и пытаются влиять на общественное мнение в коллективе.

Однако никакими тестами нельзя измерить то чувство сплоченности, уникальности и исключительности нашего класса, которое родилось у ребят и у меня за эти проведенные вместе годы. Впереди еще большая работа. Но главное уже сделано – в нашем коллективе каждый ребенок – личность, здесь каждый чувствует себя комфортно и уютно. Это счастье, когда понимают меня мои ученики с полуслова… Счастье видеть, как откликаются их сердца на мою вдохновенную речь. Счастье видеть, что я для них что-то значу, что меня любят и уважают. Ведь если учитель заряжает своим умением общаться, уважительным отношением к людям, своей любовью, успешностью, творчеством – к этому будут стремиться и его ученики.  

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

не забывайте хвалить своих учеников!

100 способов выразить свою похвалу на английском языке...

Знаете ли Вы своих учеников?

Психологический опросник для педагогов....

ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников

Данная работа знакомит с применением ИКТ на уроках и внеурочной деятельности, использовании новых информационно-коммуникативных  технологий, позволяющих усилить мотивацию учения, учитывать ...

Эссе "Чему учитель может научиться у своих учеников"

Размышления о вечерней школе в исправительной колонии строгого режима, о ее буднях и праздниках....

Проживи одну свою и тысячу жизней своих учеников – и ты проживёшь вечность…

Направления модернизации российского образования и деятельности школы, над реализацией которых работает педагог, участие в реализации методической темы школы «Методическое обеспечение подготовки учите...

Сочинение - эссе "Чему я могу научиться у своих учеников?"

Работа была представлена на конкурс сочинений эссе в рамках педагогического фестиваля " Век живи - век учись"...

Верьте в своих детей и не ставьте завышенных требований!

Несколько советов психологов для родителей подростков....