Светишь мне, Россия, только ты.
классный час (7 класс) по теме

Федорова Ольга Леонидовна

    Кто не принадлежит своему отечеству,

тот   не принадлежит и человечеству.

                                                                                                                                                                                                                                                                   В.Г. Белинский

Как наши ученики понимают выражение "малая родина"? Как относятся  к ней и к Родине - России? Как связаны любовь к России и толерантность, уважение к людям другой национальности, культуры? Разговор на классном часе 1 сентября начинается с рассказов о летнем отдыхе и переходит на серьёзную, важную тему - патриотизм и гражданская позиция  гражданина многонационального государства. Обращение к произведениям русских писателей, поэтов, публицистов помогает  ученикам глубже вникнуть в столь сложные понятия, разобраться в своих мыслях и чувствах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час к Дню Знаний

Учитель Фёдорова Ольга Леонидовна

Светишь мне, Россия, только ты.

Кто не принадлежит своему отечеству,

тот   не принадлежит и человечеству.

                                                                                                                   В.Г. Белинский

Цель: формирование патриотических чувств,  гражданской позиции учащихся.

Задачи:

  1. углубить понятия «родина», «малая родина», «терпимость»;
  2. познакомить с художественно-публицистической литературой о России;
  3. организовать дискуссию при обсуждении понятий «Родина», терпимость («толерантность»);

         Оборудование:

 книги В. Солоухина «Камешки на ладони»; В. Пескова               «Просеки», пословиц и др., фотовыставка «Лето и мы», запись песни «С чего начинается Родина», «В горнице моей светло».

Ход урока

1.Приветствие.

2.Лето – время путешествий, открытий. Расскажите, где вы побывали, что узнали и увидели нового, интересного.

3.Некоторые ребята побывали за границей в экзотических местах.

- Где лучше – в России или там?

Действительно, в южных странах очень богатая, красивая природа, хорошо налаженный быт, комфортные условия.

     - Почему при открытых границах наши люди не спешат покинуть Россию? (Потому что это их родина).

4.  - Как вы понимаете  значение слова «РОДИНА»?

        Родина - 1.Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь, возникновения чего-нибудь (словарь С.И. Ожегова).      

         

5.  О любви к родине наших предков мы узнаем из пословиц и     поговорок. Чтение пословиц ребятами:

- Родной край – сердцу рай.

- Нет в мире краше Родины нашей.

- Человек без Родины, что соловей без песни.

- Одна у человека мать, одна у него и родина.

- У народа один дом – Родина.

- Нет сына без отчизны.

- Родина – всем матерям мать.

- Родина – мать, чужбина – мачеха.

- Береги Родину, как зеницу ока.

- Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.

- Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.

- Родная земля и в горсти мила.

- Всякому мила своя сторона.

- В своём доме и стены помогают.

- Дома и стены помогают.

- За морем теплее, а у нас светлее.

- И пылинка родной земли – золото.

        О родине слагались песни и стихи.

(Прослушивание записи песни «С чего начинается Родина»).

        - Как вы поняли название и основную мысль этой песни?

        (Каждый человек начинает осознавать свою любовь в детстве, и связана эта любовь с самыми простыми, но дорогими для ребенка  вещами: с картинкой в букваре, с колыбельной песни матери…)

        - С чего начинается ваша родина?

        6. Недавно я познакомилась с необычной книгой В. Солоухина «Камешки на ладони». Это мысли, суждения писателя на тему «Искусство и жизнь». Читая книгу, я вдруг наткнулась на следующее размышление Солоухина по поводу услышанной нами песни:

 В популярной, любимой многими песне "С чего начинается Родина" перечисляются разные факты и вещи, с которых Родина якобы могла бы начаться: футбольный мяч, пенье птички, школьный двор и что-то еще другое. Но существует большая разница между родными местами и той Родиной, которую мы пишем всегда с заглавной буквы… Ни с какого футбольного мяча и скворца Родина начинаться не может.

         - Согласны ли вы с писателем? (Мнения учеников).

        - Я не могу согласиться. Родина – это и берёзка, и огромные просторы лесов. Но сначала все же березка или что-то иное, связанное с детством. Только взрослея, мы начинаем понимать, что значение слова шире наших представлений о родине как о родном крае. И, любя родину-державу, мы представляем её в виде дорогих сердцу мест.

        Далее писатель говорит:

- Любовь к родным местам действительно возникает по мере накопления личных жизненных впечатлений.

7.  Но вот человек побывал в разных краях, увидел красоту других мест и полюбил чужую землю больше, чем родную. Может быть такое?

Дискуссия с рассказами ребят о путешествии за границу.

Посмотрим, что думает об этом Солоухин:

 - Поэт Алексей Смольников рассказывает о себе и о том городке, где он родился: "...Я никогда не чувствовал волнения, подъезжая к этому городку, меня увезли оттуда двухлетним... Моими стали другие берега - обские и иртышские".

Можно не чувствовать волнения, подъезжая к городку, из которого увезли  двухлетним, но будешь волноваться, подплывая с чужбины к никогда не виденным  берегам Балтийского либо Охотского моря.

-  Испытывали ли волнение ребята, возвращаясь из-за границы в Россию или просто издалека домой?

Но люблю тебя, родина кроткая!

                        А за что – разгадать не могу.

                        Весела твоя радость короткая

                С громкой песней весной на лугу –

так выразил своё отношение к России Сергей Есенин, объехавший многие страны и посвятивший свое творчество родине, а именно селу Константиново. Наверное, точно такое же чувство было у вас, когда возвращались домой с дачи после долгого отсутствия.

8. Предлагаю вам посмотреть на нашу родину,  которую открыл журналист Василий  Песков.

Показ фотографий ребят.

Показ слайдов по книге В. Пескова «Отечество» (автор совсем недавно ушёл от нас).

Прослушивание песни на стихи замечательного поэта Н. Рубцова «В горнице моей светло…».

9. –  Кто из вас родился в Химках?

Химки – родной город для большинства наших учеников.

-  Какое событие готовится отметить город через несколько дней?

Мы будем праздновать День города.

- Какой подарок наш класс сделает своему городу? Глава города предложил всем школам выпустить газеты, посвященные Химкам. И, конечно, нужно подумать, как отметить вклад горожан в развитие Химок.

                         

10. Так сложилось исторически, что Россия  и наш город  стали родными для людей разных национальностей.

-  Что вы знаете о национальном составе России? Как складываются отношения  между разными народами в настоящее время?

Отношения между народами всегда были непростыми. Но не национальные различия были главной причиной вражды. Во многих деревнях, посёлках и городах соседствовали самые разные национальности: русские,  украинцы, грузины, абхазцы, татары, осетинцы, башкиры и многие другие. Приведём такой пример – это наша  школа № 18.

Анализ национального состава школы № 18 (презентация).

Вывод: важно, каков человек по характеру, а не по национальности.

 Важно уважать людей другой культуры. Такое отношение называется толерантностью.

- Можно ли научиться уважению к представителям других национальностей? Как?

Нужно лучше узнать их обычаи, традиции, образ  жизни, т. е. культуру.

- Как это сделать?

Изучать историю, читать литературу, путешествовать.

- Каждый ли человек способен проявлять толерантность? Кому может быть свойственно это качество? (Людям высокой культуры).

Солоухин:  

           -Чтобы любить и защищать родную культуру, достаточно, может быть, родиться в своей стране, среди своего народа и, так сказать, впитать национальные чувства с молоком матери. Чтобы любить и защищать культуру другого народа, нужно обладать самому высокой и широкой культурой. Чтобы защищать и сохранять свою культуру, достаточно быть русским, грузином, немцем, итальянцем, испанцем...

Чтобы сохранять культуру другого народа, надобно быть не меньше, чем человеком.

        11. -  Что вы понимаете под словом «культура»?

        Культура – это и язык, и обычаи, и верования, и традиции народа.

        - Почему же нужно сохранять язык другого народа, если он живёт на территории России? Может, лучше, если бы все говорили на русском языке и принимали веру и обычаи русских.

        Рассуждения учеников.

        Не случайно Солоухин назвал человеком того, кто способен терпимо относится к людям иной культуры. Нетерпимость порождает вражду и ненависть, толерантность – мир и дружбу.

        - Приведите примеры толерантности из вашей жизни. (Отношения между родителями, родственниками, друзья, интерес к другим странам и народам и т. п.).

         Любовь к своему народу, языку, родному дому не исключает доброго отношения к другим народам, напротив – см. эпиграф.

        - Как вы понимаете слова Белинского? (Любить себя могут все, любить только себя – это эгоизм. Полюбить других  людей способен только душевно щедрый человек.

«Любовь же к Родине и само чувство Родины возникает и сотворяется по мере проникновения в ту культуру, в сокровищницу понятий и чувств, преданий и сказок, песен и языка, поэм и архитектуры, легенд и старины, городов и подвигов, которые Родина сотворила за все предшествовавшие века своего существования, своей истории» (В. Солоухин). Вот почему так важно для вас знать историю и культуру. Тогда вас можно будет назвать настоящими гражданами своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для внеклассной работы старших школьников "В каждом человеке солнце, только дай ему светить"солнечная методика воспитания

Мастерская о ценности индивидуальности человека.Для педагогов и школьников.Творческий потенциал данной мастерской вдохновляет и удивляет. В каждой новой аудитории рождаются новые резонансы, прои...

«В каждом есть солнце, только дайте ему светить!»

В преддверии нового 2012- 2013 учебного года августовская конференция работников образования  прошла по теме «Задачи педагогических коллективов  по развитию  си...

«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!»

Конспект занятия элективного курса «Психология общения» с элементами арт - терапии...

Лекция-концерт "В каждом ребенке свет, только дайте ему светить"

Основная цель:- Создание организационно-педагогических условий для творческой самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения музыкально-одаренных детей....