Классный час "Государственные символы России"
классный час (6, 7 класс) на тему
Методическая разработка классного часа "Государственные символы России" для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_simvolika_rossii.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Символика России»
Цели: ознакомление с символами нашего государства – гербом, гимном РФ;
- развитие познавательного интереса к истории своей страны;
- воспитание чувства патриотизма, гордости и любви к Родине;
- уважения к ее символике.
Оснащение: портреты Петра Великого, Ивана III, Алексея Михайловича.
Плакаты с государственными символами России, диски с записью гимнов России, листы формата А 4, фломастеры, цветные карандаши.
Класс: 5
Ход мероприятия:
- Вступительное слово учителя: Наша сегодняшняя встреча посвящена символике России и ее истории. К государственным символам любой страны относятся прежде всего герб, гимн, флаг государства. Они есть и у нашей страны. Они нужны нам как воплощение патриотизма ее граждан, как ее музыкальный и зрительный образ. Отношение к государственным символам – это отношение к самому государству.
Вспомните, какие науки изучают символы государства? Ребята отвечают, что это геральдика и сфрагистика.
Мы проведем с вами небольшую историческую экскурсию, а помогут нам в этом ученики нашего класса (учитель заранее готовит 4 учеников, раздает им соответствующие материалы, проверяет готовность).
1 ученик: В законе нашей страны написано, что герб России представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный красный щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Показывая изображение, просит ребят назвать, какие еще детали они видят на этом изображении? Ответы: орел, увенчанный двумя малыми и одной большой короной; скипетр, держава, всадник, поражающий дракона. Но этот герб не всегда был таким.
2 ученик: Единого и постоянного герба, передаваемого по наследству в Древней Руси не было. Двуглавый орел – древнейший символ, возникший на Древнем Востоке. Крестовые походы способствовали его распространению по Европе. Мы рассмотрим, как выглядел герб нашей страны в разные времена.
На первых гербах князей были распространены эмблемы всадника, поражающего копьем дракона, и двуглавого орла с распростертыми крыльями. Такие изображения встречаются у древних народов. Двуглавая птица была известна и в Европе. Например, на печатях и монетах болгарских царей. Двуглавый орел в гербе нашей страны появился в период княжения Ивана III, который заимствовал его у Византии.
3 ученик: Постепенно Русь превратилась из малоизвестного государства в мощное, завоевавшее мировой авторитет. Герб тоже менялся с течением времени. В XVII в. герб стал называться государственным.
При Алексее Михайловиче на гербе появились три короны, держава и скипетр, на груди появился герб Москвы, символизирующий ее столичный статус, на крыльях стали появляться гербы царств и княжеств, входящих в состав России.
В 1917 г. орел перестал быть гербом России и появляется новый (показывается плакат с изображением) на гербе СССР были изображены серп и молот, обрамленные колосьями.
6 декабря 1993 г. гербом России снова стал двуглавый орел, увенчанный двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, а в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Учитель предлагает ребятам выполнить творческое задание разработать проект герба школы и представить его, учитывая при этом правила и значения. На выполнение задания дается 10 – 15 минут. После этого представители от каждой группы рассказывают о своих проектах классу.
Правила составления гербов
Основа герба – щит. Треугольный - нормандский (или старофранцузский); овальный – итальянский; квадратный с округлением внизу – испанский; четырехугольный с заострением внизу – французский.
Применяется ограниченное число цветов: алый, пурпурный, голубой, зеленый, черный, оранжевый. Каждый цвет имеет свою символику. Золото означает богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; серебро – невинность, белизну; голубой – величие, красоту, ясность; красный – храбрость, мужество, неустрашимость; зеленый – надежду, изобилие, свободу; черный – скромность, образованность, печаль.
Животные и птицы на гербе означают: лев – символ силы, мужества и великодушия; медведь – сила и мощь, собака – символ верности и преданности; бабочка – символ ветрености, непостоянства; волк – символ злости и жадности. Дуб – символ крепости и силы; оливковое дерево – мира; береза – символ постоянства; кедр – надежности; пальма – долговечности.
- Учитель акцентирует внимание ребят на другом символе государства – гимн. Предлагает вспомнить, что означает это слово и какова была история его развития. В современном понимании это хвалебная песнь или торжественное музыкальное произведение без слов. Гимны исполняли еще в Древнем Египте и Двуречье в честь богов. В христианстве гимны стали составной частью богослужений. До Петра гимнов не было, а при нем празднование побед сопровождалось пением виватных кантов.
Учитель предлагает прослушать марш гвардейского Преображенского полка, ставшим главным маршем российской армии. На доске написана хронология гимнов России.
1813 г. – гимн «Боже, храни короля».
1815 г. – поэт В.Жуковский написал стихотворение, начинавшееся словами:
Боже, царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли.
С 1816 г. по велению императора Александра I эта песнь стала российским гимном.
1833 г. – композитор А.Львов сочинил новую музыку для российского гимна. Слова сочинил В.Жуковский, озаглавившего «Боже, царя храни». Этот гимн просуществовал до 1917 г. (звучит запись гимна).
1918 г. по 1944 г. – официальным гимном становится Интернационал. Его музыка была написана еще в XIX веке во Франции Пьером Дегейтером (звучит музыка).
1944 – 1990-е гг. новый гимн написали Л.Александров, С.Михалков Г.Эль-Регистан (звучит гимн СССР).
- – «Патриотическая песня» М.Глинки, но текст к гимну не был утвержден.
2000 г. – музыка остался прежней, а слова к гимну снова написал С.Михалков (звучит гимн РФ).
- Закрепление. Учитель проводит мини-викторину.
- Каково происхождение слова гимн?
- Какое произведение стало первым гимном России? Когда это произошло и кто его автор?
- Что изображено на гербе РФ?
- Из какой страны пришел в Московскую Русь двуглавый орел и почему?
- Как выглядел герб СССР?
- Кто является автором слов и музыки современного гимна?
- Герб какого города украшает государственный герб России? Как он выглядит?
- В каких случаях исполняется гимн страны?
- Подведение итогов. Учитель отмечает лучшие ответы ребят, лучшие проекты творческих заданий могут быть вывешены на специальном стенде в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Символы России"
На классном часе мы коснулись символики вообще и подробнее остановились на гербе как символе государства....
классный час " Символы России" + презентация
классный час " Символы России" преднозначен для учащихся 6 классов, где рассказывается о истории возникновения символики до настоящего времени....
Классный час "Символы России"
Классный час "Символы России"...
КЛАССНЫЙ ЧАС «СИМВОЛЫ РОССИИ» ( 6 класс)
Цель: формировать чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам.Оформление: герб Российской Федерации, гербы других стран, флаг России....
Разработка классного часа «Символы России», 01.09.2013г.
Разработка классного часа предназначена для учащихся 5 класса. Урок содержит информацию о государственной символике, расширяет представление о Конституции РФ. Весь ход урока направлен на самостоятельн...
презентация к классному часу "Символы России"
презентация к классному часу "Символы России"...
Классный час "Символы России. Гербы"
С целью воспитания у детей чувства патриотизма и любви к Родине, формирования гражданского самосознания в 5 специализированном кадетском классе был проведен классный час по теме "Символы Рос...