Самоанализ работы классного руководителя.
материал по теме
Шаблон для написания самоанализа работы классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_raboty_klassnogo_rukovoditelya_za_god.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ работы классного руководителя за год.
Самоанализ воспитательной работы
за 20___ - 20___ учебный год
классного руководителя _____ класса
Ф. И. О. ____________________________________________________
В классе _________ человек, из них _____ мальчиков, ________ девочек.
Занимаются в кружке или секциях _______ (в школе ____, вне школы _____)
- Уровень сплоченности коллектива:
- работают отдельные учащиеся класса, выполняют отдельные поручения;
- работает актив класса;
- каждый ученик класса включен в общие дела класса.
- Анализ работы органов самоуправления класса:
- учитель возглавляет работу сам, раздает задания, поручения;
- дети по заданию учителя собираются сами и вырабатывают план действий;
- класс в состоянии сам создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение.
- Участие класса в общешкольных делах:
Дело, вызвавшее наибольший интерес у детей | Сколько детей имели поручения |
- За прошедший учебный год заслуживают поощрения:
Фамилия, имя ребенка | За что заслужил поощрение |
- Работа с «трудными» детьми.
Фамилия, имя ребенка | Причина беспокойства | Удалось ли вовлечь в работу | Какие поручения давались | Какие дела для него были наиболее интересны |
- Работа с родителями:
- за прошедший учебный год проведено (количество):
- родительских собраний ___________________
- заседаний родительского комитета _____________
- посещено квартир учащихся (количество) _____________
- кто из родителей не был ни разу на собрании ____________
- какие вопросы в воспитательной работе класса интересовали родителей ____________
- какие совместные дела были проведены родителями _____________
- В течение года класс посетил (количество):
Музеи ____________, лес ___________, выставки __________, кинотеатры ___________, библиотеки ___________, театры ___________, центры здоровья __________, учебные заведения _____________.
8. Итог работы:
Цели и задачи, поставленные на учебный год | Методы, способы их реализации | Итог (цель достигнута, нет, на какой стадии достижения) |
АНАЛИЗ РАБОТЫ С КЛАССОМ ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД
В начале учебного года передо мною стояла главная задача – создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе, развития уважительных отношений к другим и к себе.
Способы решения: через включения детей в развивающие и обучающие кружки, игровые конкурсные программы, праздники, ролевые игры, соревнования, поисковые операции, разведки интересных дел.
Что получилось, что не получилось и почему.
Получилось:
1.Общешкольные и внешкольные дела:
- День знаний.
- День учителя.
- Участие в новогоднем спектакле.
- Участие в конкурсе стихов, посвящённых Дню защитника Отечества, конкурсе «Мистер школы».
- Праздник, посвящённый Международному женскому дню, конкурс «Мисс школы».
- Организация и проведение игры «Птичий КВН».
- Организация и проведение школьной игры «Экологическая тропа».
- Организация и проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы.
- Участие в городском конкурсе «Весенняя кругосветка».
- Участие в школьных и районных соревнованиях по футболу, хоккею, баскетболу.
2. Дела класса:
- Поисковая работа «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи».
- Однодневный поход в парк «Покровское-Стрешнево».
- Классные вечера.
- Классный час с участием психолога «Как управлять собой. Методы самовоспитания»
Не получилось:
- Совместное мероприятие с участием учащихся и их родителей, посвящённое окончанию учебного года.
- Многодневный поход на истоки реки Волги (Тверская область). Почему:
- Занятость родителей.
- Отъезд большинства детей в летние лагеря, к родственникам. Общая оценка деятельности класса.
Активно участвовали в жизни класса и школы больше половины ребят. Никто не оставался в стороне от жизни класса. Надеюсь, следующий год будет таким же плодотворным и увлекательным.
Что касается успеваемости, то учебный год закончился со следующими результатами: из 28 учащихся - 8 закончили учебный год на «4» и «5», 1-е «тройкой». В плане учёбы есть откровенно слабые и, к сожалению, ленивые дети. Учёба таким детям даётся трудно. В течение года я следила за учебным процессом в классе, а именно: посещала уроки (история, физика, математика, физкультура), общалась с преподавателями по поводу их успеваемости, организовывала встречи с их родителями, вела индивидуальную работу, поддерживала постоянную связь с родителями.
Учителей, работающих с классом, в целом удовлетворяет уровень знаний учеников. Однако на педагогических советах они выражали озабоченность их от-{ ношением к домашней подготовке (чтение книг по литературе) и неспособностью к длительной работе, требующей сосредоточения на уроке.
В связи с этим задачами, связанными с организацией учебной деятельности в этом году, будут:
- поддержание интереса к учёбе и значимости высокого уровня знаний;
- помощь ученикам в достижении высокого уровня организованности, развития мышления, внимания, памяти, трудолюбия;
- работа по выявлению индивидуальных способностей для выбора будущей профессии.
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ
Характеристика класса.
В классе обучается ____ человек, из которых ___ девушек и ___ юношей.
Возраст учащихся: 19 ___ г. р. - ___ чел.;
19 __г. р.-__ чел.;
19 __ г. р.- __ чел.
Состав семей учащихся: многодетные семьи - __ чел.;
неполные семьи - __ чел.;
дети под опекой - нет.
Жилищные условия: все учащиеся проживают с родителями в отдельных квартирах, имеют своё рабочее место.
Состояние здоровья учащихся: на домашнем обучении - ___чел.;
хронические заболевания - ___ чел.;
нарушения зрения - ___ чел.
Внешкольная деятельность: занятия в танцевальной студии - ___ чел.;
занятия в спортивной секции - ___ чел.
На «4»-«5» окончили ____ человек, на «5»-«4»-«3» - ___ человек, на «4»-«3» -___ человек, на «3»
Анализ воспитательной работы.
Учитывая психологические особенности возраста моих учащихся, была поставлена цель: создать условия для успешного самоопределения, духовного и физического саморазвития, самосовершенствования, самореализации учащихся.
8 класс - класс, собранный из выпускников двух девятых классов: Ребята общались между собой, но не дружили, никаких совместных мероприятий не проводилось. Поэтому первой задачей в работе стало изучение индивидуальных особенностей учащихся, их умственного, нравственного, физического развития, особенностей поведения и эмоционально-волевой сферы. В реализации этой задачи возникали некоторые трудности, которые были связаны с тем, что учащимся пришлось организовывать своё общение и деятельность с новым для них классным руководителем, которого они до этого времени не знали. Потребовалось время для привыкания. Но этот факт сыграл и положительную роль, так как взаимодействие с учащимися было организовано без учёта их «прошлых заслуг» (для некоторых учащихся это оказалось достаточно значимым моментом). Этап знакомства и привыкания прошёл достаточно быстро - за первую неделю обучения.
Вторая задача - создание условий для сплочения коллектива. Для её решения необходимо было изучить систему межличностных и межгрупповых отношений в классе, создать благоприятную психологическую атмосферу, что позволило бы снизить уровень тревожности и сформировать адекватную самооценку учащихся. В основном решение этой задачи удалось. Ребята оказались очень общительные, доброжелательные, очень быстро приняли в свой коллектив нового ученика, пришедшего в 10-й класс из другой школы. Для более глубокого знакомства с учащимися было проведено:
- социометрическое исследование, в результате которого выявились связи
между ребятами; - определение типов темперамента, что позволило выбрать первоначальные
стратегии взаимодействия с ними;
- изучение их интересов и внешкольной деятельности.
Достаточно быстро сформировался актив класса, состоящий из четырёх девушек и четырёх юношей, выделились два лидера (юноша и девушка), которые очень хорошо взаимодействуют друг с другом и классным коллективом. Интересно, что лидерскими задатками обладают многие учащиеся класса, которые предпочитают их, открыто не проявлять, а находиться как бы в резервной группе: при определённых обстоятельствах, в отдельных мероприятиях они становятся настоящими лидерами. В результате к концу первой четверти мы достигли того, что ребята из двух девятых классов объединились в единый десятый класс, общение между учащимися стало более свободным, образовались новые межличностные и межгрупповые взаимодействия. Значительную помощь в сплочении класса оказали экскурсионные поездки, в которых создавались неформальные ситуации общения, а также проведение совместных творческих мероприятий (подготовка концертного номера ко Дню учителя, оформление зала к праздникам и т.п.).
Но, к сожалению, шесть человек в классе не смогли определиться со своим положением в структуре класса, занять свою нишу. Причина такой ситуации кроется в индивидуальных особенностях учащихся:
- 2 человека являются интровертами (закрытыми для активного общения людьми), которых не всегда удавалось привлечь к совместным мероприятиям;
- 2 человека очень эмоциональны, что часто проявлялось в неадекватной
реакции (крик, кидание тетрадей и пр.), что порождало разные конфликтные ситуации, которые не всегда можно было решить конструктивно; - ещё двое учащихся обладают очень завышенной самооценкой, что не позволяет им адекватно реагировать на замечания одноклассников и учите
лей. Это также порождало трудности во взаимоотношениях с ними как у
учеников, так и у учителей. Поэтому работа по изучению индивидуальных особенностей учащихся и созданию благоприятной психологической
обстановки, а также индивидуальная работа с учащимися будет продолжена в этом учебном году.
Третья задача - профилактика и предупреждение отклонений в поведении, неуспеваемости, ликвидация пробелов в знаниях. Класс обладает средним интеллектуальным потенциалом, у многих были трудности по итогам первого полугодия Они были связаны с пропусками уроков как по объективным причинам (болезнь, участие в соревнованиях, в общешкольных мероприятиях), так и по неуважительным причинам (прогулы, леность, невыполнение домашних заданий, неготовность (к уроку). Решению этой задачи способствовали такие формы и приёмы работы, как:
- ежедневный контроль посещения учебных занятий учащимися;
- индивидуальный контроль учебной деятельности слабых и нерадивых
учеников; - индивидуальная работа с учителями-предметниками;
- контроль посещения учащимися дополнительных и индивидуальных занятий по предметам;
- работа с родителями всех учеников класса.
В связи с особенностями учащихся работа в этом направлении будет продолжена и в следующем учебном году.
Четвёртая задача - повышение культурного уровня учащихся, воспитание гражданственности. Более эффективному решению поставленной задачи способствовали экскурсионные поездки, встречи со служащими Российской Армии, со студентами РУДН. Особенно удачными мероприятиями оказались поездка в Санкт-Петербург, в Кантемировскую дивизию и встреча со студентами Университета дружбы народов. Ребята с интересом слушали рассказы студентов стран Африки об их культуре, национальных традициях, обычаях. Очень увлекательной для учащихся оказалась возможность попробовать поиграть на национальных музыкальных инструментах и изучить элементы национального танца. Эта встреча вызвала огромное количество положительных эмоций.
Наиболее эффективной формой работы (лично для меня) являются индивидуальные беседы с ребятами по различным вопросам, начиная со школьных дел и заканчивая их личными проблемами. В процессе такого общения личность ученика раскрывается с разных сторон, открываются его индивидуальные особенности, его внутренний мир. Именно индивидуальные беседы с учащимися позволили мне узнать многих учеников и решить многие проблемы конструктивно. Наблюдая за учащимися, можно отметить некоторые изменения, которые произошли с ними этот учебный год:
Начало года | Конец года |
Ребята помогают окружающим и товарищам по поручению классного руководителя или учителей, принимают участие в общественных мероприятиях, но неохотно; часто грубы друг с другом или игнорируют друг друга | Помогают окружающим и товарищам чаще по собственной инициативе, участвуют в общественных мероприятиях более охотно, активнее откликаются на просьбы о помощи, но иногда бывают, грубы друг с другом, хотя игнорирования уже нет |
Участие в познавательной деятельности происходит под контролем, учатся не в полную силу | Большинство учащихся проявляют повышенный интерес к учёбе, что выразилось в участии в школьных предметных неделях, хотя контроль за учебной деятельностью некоторых учащихся сохраняется |
Трудовая деятельность чаще осуществляется под частичным контролем со стороны учителей | Трудовая деятельность осуществляется в большей степени самостоятельно |
Самооценка не всегда адекватна, часто обижаются на замечания и критику | Более объективное оценивание себя, адекватная реакция на замечания и критику |
Коллективная деятельность направлена на выполнение конкретных задач и поручений | Коллективная деятельность направлена на достижение общешкольных задач |
Самоуправление в классе осуществляется часто по инструкции | Самоуправление в классе осуществляется практически самостоятельно (для решения некоторых вопросов ребята советуются с классным руководителем или учителями) |
Проанализировав успехи и недостатки в работе в 20 __ - 20 __учебном году можно сформулировать цель и задачи работы на 20 ___ - 20 __ учебный год.
Цель работы: создать условия для успешного личностного и профессионального самоопределения учащихся.
Задачи:
- Продолжить изучение индивидуальных особенностей учащихся и
по формированию единого сплочённого коллектива. - Психологическая подготовка учащихся к окончанию школы и поступлению в другие учебные заведения. Для реализации данной задачи потребуются
- беседы с родителями и учащимися об особенностях основных познавательных функций (памяти, мышления, внимания), о механизмах их работы;
- беседы с участием медработника школы о проблемах переутомления ; .перегрузки учащихся, мерах профилактики.
3. Поддержание интереса к учёбе и значимости высокого уровня знаний путём индивидуальных бесед с учащимися, с родителями, бесед с акцентом на важность образования для успешного личностного и профессионального самоопределения и т.п.
АНАЛИЗ ФОРМ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Наиболее удачными формами работы были:
- Классные часы. Эта форма эффективна только в том случае, если классный час проводиться в форме совместного обсуждения поставленной проблемы или происшедшей ситуации всем классом, когда каждый желающий может высказать своё мнение по данному вопросу, поделиться информацией. Тема классного часа заявляется заранее, поэтому у каждого есть возможность подготовиться.
- Экскурсии. Результат виден только при условии, если дети являлись непосредственными участниками процесса, а не пассивными слушателями. Поэтому я стараюсь продумывать экскурсионные мероприятия с этой позиции.
- Посещение театра. Спектакль воспринимается хорошо, если посещению
театра предшествует беседа о постановке. Кроме того, на просмотр спектакля чаще всего собирается группа не больше 15-20 человек (50-65%). - Поездки в другие города. Есть группа детей, которая очень любит путешествия и является основным звеном в поездках в другие города (около 10 человек). Кроме них в группу обычно добавляются и новые члены.
- Участие в мероприятиях школьного музея. Дети в большинстве случаев с удовольствием и интересом принимают участие в организации и проведении встреч с ветеранами ВОВ, которые проходят в школе.
- Трудовые дела. С пятого класса родители предложили пойти по «лёгкому», с их точки зрения, пути - избавить их детей от необходимости уборки закрепленного кабинета, наняв уборщицу. Я сразу не согласилась с ними, так как считаю трудовое воспитание одним из ключевых моментов в процессе воспитания вообще.
Проблема дежурства (своевременность и качество) очень долго была одна из самых главных в классе, так как я «боролась» в одиночку, не находя существенной поддержки со стороны достаточно большого числа родителей (около половины класса). Правда, в итоге я все-таки склонила родителей на свою сторону. Перепробовала много методов, но для моих детей ключевым моментом в решении данной проблемы оказалась «тетрадь дежурств», в которой они записывают все мероприятия трудового направления, в которых принимают участие. Тетрадь лежит на моем рабочем сток, и дети, отдежурив, вносят туда соответствующие записи. Этим, кстати, развивается и самостоятельность учащихся. Кроме того, я добилась от своих учеников уважения к чужому труду и соблюдения норм культуры поведения. - Индивидуальные беседы. Учащиеся моего класса достаточно хорошо идут на индивидуальный контакт. Причем инициативу проявляю не только я, но и сами дети. Они подчас делятся со мной сокровенными вещами, рассказывают мне о своих интересах и проблемах со сверстниками, учителями и родителями, просят дать совет в той или иной ситуации, а иногда и просто выслушать. Общение происходит не только в устной форме в стенах школы, но и посредством Интернета (через программу IСQ), а также через мобильную связь (SMS).
- Выходы на природу, «огоньки». После проведения таких мероприятий я чувствую, что взаимопонимание с детьми улучшается. Ребята ценят такие мероприятия, которые помогают сплотить коллектив класса в процессе общения в не формальной обстановке. Я чувствую, как дети после таких мероприятий становятся доверительнее и всегда стараются сделать что-то приятное мне «в ответ».
- Работа с родителями.
- Родительские собрания. Самая удачная и результативная форма беседы с родителями, особенно когда на родительские собрания приходит школьный психолог (для решения каких-либо ситуаций либо консультирования родителей).
- Дни открытых дверей для родителей (день консультаций). В большинстве случаев это удачный вариант, когда на такую индивидуальную беседу приходят не только родители, но и дети.
- Работа с родительским комитетом класса. Члены родительского комитета активно помогают в проведении родительских собраний, классных часов, в школьных и внешкольных мероприятиях.
Неудачными формами работы являются:
- Все классные часы, которые проходят в форме монолога (моего или кого-нибудь из учащихся класса).
- Все экскурсии в музеи, если нужно долго молча слушать экскурсовода.
- Посещение митингов, проводимых Управой, так как нужно фактически пассивно наблюдать за происходящим.
- Некоторые общешкольные мероприятия, так как в них принимает участие только «творческая» часть коллектива класса
РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ
АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
- Какие задачи были выдвинуты для работы с учащимися класса? На основании каких данных?
- Что было сделано для их выполнения? Какие формы, методы, содержании были наиболее эффективными? Как это повлияло на решение каждой задачи?
- Что и как повлияло на детей в отдельности, на коллектив учеников и родителей в целом? Какие изменения произошли в развитии личности учащихся,
ученическом и родительском коллективах? - Как привлекался коллектив родителей для решения задач? Разнообразие форм работы, используемых методов, выполнение плана проведения тематических собраний, посещение собраний родителями, участие родителей в классных и лицейских мероприятиях, совместные мероприятия родителей и детей.
- Насколько целесообразной была проводимая работа. Как это повлияло результаты воспитательной работы: уровень воспитанности учащихся, улучшение отношений между учителями и учащимися, дисциплину, успеваемость и т.д.
- Чем это подтверждается? (результаты анкетирования, тестирования и других используемых и использованных методов).
- Какие резервы можно было использовать, но они не использовались в силу каких-либо причин.
- Какова роль органов ученического самоуправления в решении задач и развитии коллектива?
- Какова активность детей в кружках и секциях дополнительного образования? Как проявилось это в жизни ученического коллектива?
- Что проводилось для реализации воспитательной программы лицея «Я - гражданин».
- Какая работа проводилась с детьми группы риска?
- Пути совершенствования воспитательной работы в классном коллективе.
- Какие новые задачи выдвигает классный руководитель для решения возникших проблем?
САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Часть 1. Обдумайте каждый вопрос и ответьте на него как можно точнее:
- Считаете ли Вы, что в вашем классе достигнуто взаимопонимание между учащимися?
- Говорит ли большинство учащихся с Вами «по душам», советуются ли полным вопросам?
- Знаете ли Вы внешкольные интересы всех своих воспитанников?
- Есть ли у Вас общее с учащимися увлечение, не связанное со школьными делами?
- Устраивают ли Вам учащиеся «праздник души», стремятся ли порадовать?
- Обращаются ли к Вам учащиеся с просьбой помочь разрешить конфликт- ситуацию с учителями, родителями, взрослыми?
- Часто ли учителя-предметники советуются с Вами по вопросам воспитания учащихся Вашего класса? А Вы сами советуетесь с ними?
- Обращаются ли к Вам родители за помощью и советом по вопросам воспитания детей в семье?
- Решаете ли Вы все воспитательные задачи в классе силами самих ребят?
10. Часто ли Вы испытываете моральное удовлетворение, получаете ли удовольствие от общения с учениками своего класса?
Если на большинство вопросов получен утвердительный ответ, можно считапъ, что Вы занимаете правильную педагогическую позицию.
Если утвердительный ответ получен на половину вопросов, то Вашу воспитательную работу можно оценить как удовлетворительную.
Если большинство ответов отрицательные, то Ваши усилия, направленные воспитание учащихся, явно недостаточны.
Часть 2. Степень эффективности реализации управленческих функций:
Управленческие функции | Реально | Желательно |
1 . Концептуально-целевая | ||
2. Планирования | ||
3. Организационная | ||
4. Стимулирования учащихся | ||
5. Оценочно-диагностическая | ||
6. Коррекционная | ||
7. Прогностическая |
Часть 3. Частота использования в Вашей деятельности форм и методов работы (оцените):
Формы и методы работы классного руководителя | Реально | Желательно |
1. Беседы | ||
2. Встречи с интересными людьми | ||
3. Вечера отдыха | ||
4. Экскурсии | ||
5. Путешествия, выход на природу | ||
6. Коллективные творческие дела | ||
7. Дискуссии | ||
8. Классные часы | ||
9. Работа по интересам | ||
10. Игры | ||
1 1 . Встречи с родителями | ||
12. Что еще? |
Часть 4. Степень эффективности работы по следующим направлениям воспитания (оцените):
Направления воспитания | Реально | \ Желательно бы | При условии |
1. Нравственное | |||
2. Умственное | |||
3. Физическое | |||
4. Эстетическое | |||
5. Половое | |||
6. Трудовое | |||
7. Экологическое | |||
8. Антиалкогольное, антинаркотическое, антиникотиновое | |||
9. Патриотическое | |||
10. Правовое | |||
1 1 . Экономическое | |||
12. Культура поведения | |||
13. Дисциплина | |||
14. Что еще? |
Часть 5. Проблемы
Сформируйте 2-3 проблемы, которые особенно сложны, но актуальны для современного классного руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
самоанализ работы классного руководителя за 2010-2011 уч.год
В 2010 – 2011 учебном году я приняла 5 класс, как классный руководитель. В классе 19 учащихся, 9 мальчиков и 10 девочек. Мой класс, принятый мною в 2010-2011 учебном году можно назвать сложным, ...
Самоанализ работы классного руководителя 5а класса Кравцовой С
Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя является воспитательная деятельность. Воспитание личности ребёнка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока и дома. Цели и...
самоанализ работы классного руководителя 6 класса школы VIII вида
самоанализ воспитатекльной работы за 2013-2014 учебный год...
Самоанализ работы классного руководителя за 2013 – 2014 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеПарабельская средняя общеобразовательная школаимени Николая Андреевича Образцова Самоанализ работы классного руководителя за...
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...