Классный час в 9 классе «Мы выбираем профессию. Журналист – быть или не быть?»
классный час (9 класс) по теме
В рамках предпрофильной подготовки обучающихся 9–х классов можно использовать процесс интеграции основного и дополнительного образования. Такая деятельность расширяет границы общего развития старшеклассника, развивает качества личности, необходимые для различных профессий. В таком варианте субъектом интеграции является сам ученик, который принимает участие в формулировании целей своей образовательной деятельности.
Вашему вниманию предлагается один из вариантов классного часа по предпрофильной подготовке в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_ramkah_predprofilnoy_podgotovki_obuchayushchihsya_9.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
В рамках предпрофильной подготовки обучающихся 9–х классов можно использовать процесс интеграции основного и дополнительного образования. Такая деятельность расширяет границы общего развития старшеклассника, развивает качества личности, необходимые для различных профессий. В таком варианте субъектом интеграции является сам ученик, который принимает участие в формулировании целей своей образовательной деятельности. Учебная ситуация в данном случае базируется на трех технологических принципах:
1. Представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно ориентированных задач.
2. Усвоение содержания образования посредством диалога, обеспечивающего рефлексию, самореализацию ученика.
3. Технология имитационных игр.
Вашему вниманию предлагается один из вариантов классного часа по предпрофильной подготовке в 9 классе.
Тема: «Мы выбираем профессию. Журналист – быть или не быть ?»
Количество учащихся: 15-20 учащихся 15-16 лет
Цель: 1. Стимулирование самопознания и профессионального самоопределения обучающихся; привлечение внимания обучающихся к изучению определенной профессии.
Задачи: 1. Познакомить обучающихся с понятием особенностями профессии «журналист».
2. Содействовать формированию представлений о необходимости изучения литературы для дальнейшего использования полученных знаний в профессиональной деятельности.
3. Развитие коммуникативной компетенции.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся включены в творческую деятельность;
- Формируется положительное отношение к школьному предмету «литература»;
- Учащиеся имеют представление о том, как компетенции, полученные на уроках литературы, помогут им в дальнейшей жизни и выборе профессии.
- Учащиеся знакомы с характером профессии «журналист»;
Ход мероприятия:
1. - Мотиватор (обсуждение цитаты).
- Дорогие друзья, прежде чем мы перейдем к основной теме нашей беседы, давайте обратимся к отрывку из стихотворения Э. Асадова «Творите свои биографии» и подумаем, какую мысль хочет донести до читателя автор? Какой смысл вкладывает в название стихотворения?
- Болтать способен всякий человек,
И жить бездумно каждый может тоже.
А время мчит, свой убыстряя бег,
И спрашивает:- Кто ты в жизни, кто же?!
Уж коль расти, то с юности расти,
Ведь не годами, а делами зреешь.
И все, что не успел до тридцати,
Потом, всего скорее – не успеешь!
( Э. Асадов)
- Ответы учеников…
2. - Итак, ребята, сегодня мы с вами снова будем говорить о выборе профессии. Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется. Мир профессий обширен и многообразен, однако ученик, да и взрослый человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для нашего выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому, прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться с большинством из возможных профессий.
- И сегодня мы с Вами поговорим о профессии про которую английский писатель Джон Голсуорси говорил: «Будьте абсолютно точны и вы останетесь единственным в своей профессии?»
- Как Вы думаете, какая это профессия?
- Варианты учеников…
Если учащиеся затрудняются, стоит их направить: - Данная профессия очень близка специфики образования в гуманитарной школе.
- Правильный ответ: Журналист.
- Как вы думаете почему журналист должен быть прежде всего точным?
- Ответы учеников…
- Какими еще качествами и знаниями он должен обладать?
Совместная работа по определению качеств, необходимых журналисту.
- Действительно, коммуникативные навыки, широкий кругозор, умение логично рассуждать, знание интересных фактов, грамотная речь – благодаря этим качествам можно добиться успеха практически в любой профессии, но особенно в профессии журналиста.
А умным, эрудированным и интересным собеседником может стать каждый, кто много читает, интересуется историей, литературой, культурой своей страны и мира.
- Скажите, какой школьный предмет помогает вам овладевать этими знаниями?
- Литература.
- Скажите, а что самое важное при подготовке к уроку литературы?
Ответы учеников…
- Правильно – чтение книг. Согласитесь, многие из нас ленятся читать, обращаются к краткому содержанию, отрывочному чтению, при котором теряется основная идея художественного произведения, его языковые особенности.
О любви к чтению говорил известный русский литературовед и публицист Д.С. Лихачев в своем сборнике «Письма о добром и прекрасном». Давайте обратимся двадцать второму письму, которое называется «Любите читать». При прочтении заполните, пожалуйста, таблицу (текст письма и таблица у каждого ученика). Приложение№1.
Записать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест или непонимание | Что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, воспоминания она вызвала |
- Учитель читает текст письма, ученики заполняют таблицу.
- Давайте проанализируем ваши таблицы. Какие мысли произвели на вас наибольшее впечатление? Скажите, какие проблемы видит Лихачев в современном обществе? К чему он призывает читателей?
- Ответы учеников…
- Вывод: Лихачев подчеркивает, что чтение – это способ интеллектуального развития, так как литература дает нам глубочайший опыт жизни, делает человека интеллигентным. Но проблема современного общества отсутствие интереса к чтению, склонность к диагональному чтению, которое не дает нам целостного представления о произведении искусства. Следовательно, читать необходимо внимательно.
- Но не только чтением мы занимаемся на уроках литературы. Давайте подумаем, какие еще знания мы можем приобрести на этих уроках:
1. Анализ лирического и прозаического произведения. Анализ литературного произведения помогает нам не только развить свое логическое мышление, но и учит рассуждать грамотно, правильно, понимать, что хотел донеси до нас автор и как ему это удалось.
2. Чтение наизусть. Развивает память, умение выступать перед публикой, умение бегло, правильно, четко и выразительно читать любые виды текста– эти способности необходимы практически каждому современному человеку.
3. Пересказ. Развивает умение живо, красочно, эмоционально передать содержание интересной книги, фильма, спортивного соревнования, интересного случая из жизни.
- Кроме того, литература формирует эстетический вкус и способствует развитию творческих способностей.
- Как вы думаете, только ли журналисты должны обладать данными знаниями и умениями ил есть еще профессии, требующие таких же навыков?
- Ответы учеников…
- Но сегодня мы с Вами подробнее поговорим о профессии журналиста. Итак, кого же называют журналистом?
Журнали́ст — человек, занимающийся журналистикой в качестве своего основного рода занятий, способствующий информационному наполнению СМИ путём сбора, осмысления и изложения для аудитории информации о значимых фактах, событиях, людях, явлениях.
В зависимости от используемых технологий и оборудования журналистику подразделяют на следующие виды:
- газетно-журнальная журналистика
- тележурналистика
- радиожурналистика
- интернет-журналистика
- фотожурналистика
Карьера журналиста:
Главный редактор
Заместитель главного редактора
Редактор отдела
Корреспондент
Внештатный корреспондент
Требования:
Любознательность, активность, широкий кругозор;
Грамотная и логически выстроенная речь;
Аналитическое и критическое мышление: умение анализировать информацию;
Умение искать информацию, самостоятельно ставить и решать задачи;
Наблюдательность, внимание;
Творческое и нестандартное мышление;
Коммуникативные навыки;
Навыки написания связанных текстов.
Противопоказания:
Неграмотность;
Отсутствие логического мышления;
Наличие неврологических заболеваний, дефектов речи, мешающих публичной работе (телевидение, радио, кинематограф).
Где работать:
СМИ (телевидение, радиовещание, Интернет),
издательский бизнес,
правительственные организации (международная журналистика),
театры, киностудии.
Зарплата
Внештатные журналисты зарабатывают исключительно на гонорарах, размер которых зависит от типа издания и количества публикаций.
В среднем, стоимость одной полосы колеблется от 800 до 1500 рублей. Зарплата штатных журналистов складывается из оклада и гонораров, и может равняться 12000-25000 рублей.
Плюсы профессии
Общение и знакомства с интересными людьми
Возможность путешествовать
Углубление и доскональное изучение определенных тем
Материальное поощрение за качественные и интересные публикации
Помогает самодисциплинироваться
Минусы профессии
Часто ненормированный рабочий график
Невысокое по сравнению с другими профессиями материальное вознаграждение
Сложности карьерного роста
Постоянные стрессы
Журналистика считается одной из самых опасных профессий (например, из-за возможности командировок в горячие точки)
- Обратите внимание на плюсы и минусы этой профессии и подумайте, подходят ли они Вашему представлению о будущей профессии? Что Вас устраивает, а что нет?
Попробуем проверить, обладаете ли Вы двумя наиболее важными психологическими качествами, необходимыми для работы журналистом: коммуникабельность и стрессоустойчивость.
Проведем небольшой тренинг.
- Упражнение «Два дела»
Описание упражнения. Доброволец – водящий садится на стул, в упражнении одновременно с ним участвуют еще три человека. Один из них садится напротив водящего и начинает совершать какие – либо движения, постоянно меняя их. Тот выполняет роль «живого зеркала», повторяя все увиденное. Два других участника в это же время садятся по бокам от него и начинают в быстром темпе поочередно задавать ему какие – либо вопросы. Тот должен, не прекращая копирования движений, отвечать на вопросы, по возможности логично и по смыслу. Упражнение продолжается 1-2 минуты, потом на роль водящего приглашается следующий доброволец.
Психологический смысл упражнения. Тренировка умения распределять внимание между несколькими действиями, уверенно вести себя и не теряться в ситуациях информационной перегрузки, когда разнородная информация, требующая немедленной реакции, поступает сразу из нескольких источников. Полезно рассказать участникам, что создание такой перегрузки – один из излюбленных приемов манипуляторов, стремящихся «задурить голову» человеку, лишить его возможности принять самостоятельное и осмысленное решение.
Обсуждение. Что вызвало затруднения при выполнении этого упражнения, а что помогло распределить внимание и успешно справиться сразу с несколькими делами?
2. Описание упражнения. Разбившись по парам, в течение 1 минуты смотрите в глаза своему собеседнику.
Обсуждение. Какие чувства вы испытывали. Как это встречается в жизни, со знакомыми людьми и с незнакомыми?
- Упражнение «Три слова».
Описание упражнения. Разбейтесь на четверки. Два участника произносят по одному слову, пришедшему им в голову. Третий должен быстро произнести еще одно слово, которое было бы связано по смыслу со сказанными двумя предыдущими участниками. А четвертый придумывает предложение, которое должно включать все три слова.
Психологический смысл упражнения : Тренировка умения быстро ориентироваться в поступающей информации. Развитие речевой гибкости.
- Не всем легко дались эти упражнения, следовательно, есть повод задуматься, какие качества необходимо в себе воспитывать.
- Теперь давайте подумаем, где можно получить образование журналиста?
МГУ ми. Ломоносова | ННГУ им. Лобачевского | |
Экзамены | Русский язык, литература, иностранный язык. + Творческое задание | Русский язык, литература, иностранный язык. |
Время обучения | 5 лет | 5 лет |
Стоимость | Дневное — 270 500 рублей | Очная – 75000 Заочная - 41000 |
Проходной балл | 338-279 | 234 |
- Обратите свое внимание, что профессия журналиста востребована, проходной балл и стоимость обучения достаточно высокие. Требования к компетентности журналистов также высоки. И базируется данное образование, прежде всего, на знании литературы. Не случайно данный экзамен при поступлении является профилирующим. Но я думаю, что все это не преграда, для людей, которые действительно хотят быть журналистами.
- Сейчас мы посмотрим презентацию ученицы нашего класса, которая выбирает между двумя профессиями журналист или психолог. К какому итогу она подошла на сегодняшний день?
- Презентация
- Давайте подведем итог нашей беседе:
- Если ты ...
Любишь читать;
легко вступаешь в контакт с людьми и добиваешься от них необходимых откровений;
умеешь доступно и логично излагать свои мысли на бумаге;
обладаешь повышенной стрессоустойчивостью;
дисциплинированный ,любознательный и во всем стараешься доходить до сути;
готов к перемещениям, поездкам и часто - работе в экстремальных условиях;
то из тебя может получится НАСТОЯЩИЙ ЖУРНАЛИСТ!
- И, возможно, что через несколько лет кто-то из Вас сможет сказать о себе также, как говорил Э. Асадов:
Живу для людей и пишу для людей.
Все время куда-то спешу и еду,
Ведь каждая встреча – это победа
В душах людских и судьбе моей.
Приложение№1.
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».
Письмо двадцать второе
ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!
Каждый человек обязан (я подчеркиваю — обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.
Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития — чтение.
Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время — величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.
Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.
Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.
Опасность чтения — это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.
«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.
Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?
Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится — вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно — читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках — то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы — все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.
«Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.
Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все — она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.
Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует — как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, — свое время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Выбираем профессию" для 9-11 классов
Классный час содержит разные формы работы с выпускниками по выбору профессии( соцопрос, тренинги, методику Пряжникова, игры,анкетирования и т. п.)...
Урок в 11 "А" классе "Мы выбираем профессию" учитель Лагузина В.В.
Цели и задачи урока. Защита проекта "Мы выбираем профессию". 1. Определить свои жизненные планы.2. Выявить способности и интересы, профессиональное самоопределение.3. Самостоятельно выбрать учебн...
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ. "Я выбираю профессию"
Чтобы выбрать профессию, которая подходит надо изучить прежде всего самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым — свои интересы и склонности, особенности мышления, памят...
Классный часв 9 классе на тему "Темперамент и моя будущая профессия".
Конспект классного часа для учащихся 9 класса....
Элективный курс в 9 классе "Я выбираю профессию"
Программа элективного курса «Я выбираю профессию» направлена на повышение у учащихся 9-х классов уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать осознанный профессиональный в...
Программа элективного курса по предпрофильной подготовке обучающихся 8 -х классов «Я выбираю профессию».
Программа элективного курса по предпрофильной подготовке обучающихся 8 -х классов «Я выбираю профессию»....
Классный час на тему: «Мы выбираем профессию. Журналист – быть или не быть ?»
Классный час на тему: «Мы выбираем профессию. Журналист – быть или не быть ?»...