СЛАГАЕМЫЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (материал из интернета)
статья по теме
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и практики осуществления воспитательных функций успешно работающими педагогами позволяет выявить характерные черты, из которых может складываться образ (модель) эффективной деятельности классного руководителя. К таким чертам целесообразно отнести следующее:
1) стратегическую устремленность и долгосрочную перспективу планирования процесса воспитания;
2) направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей;
3) системность осуществления воспитательного взаимодействия;
4) ориентацию воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;
5) технологичность работы педагога-воспитателя;
6) диагностическую оснащенность деятельности классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_slagaemye_effekt_rab_kl_ruk.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ №4РМО классных руководителей 2012 год
СЛАГАЕМЫЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Первым национальным проектом в области образования, как известно, стал проект, который условно можно назвать «Классный руководитель». Его реализация предлагает:
во-первых, определение и выполнение классными руководителями функций, способствующих повышению эффективности воспитательной работы с детьми;
во-вторых, предоставление классным руководителям денежного вознаграждения за осуществление этих функций.
В связи с этим необходимо разработать и обосновать современную модель воспитательной деятельности классного наставника.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и практики осуществления воспитательных функций успешно работающими педагогами позволяет выявить характерные черты, из которых может складываться образ (модель) эффективной деятельности классного руководителя. К таким чертам целесообразно отнести следующее:
1) стратегическую устремленность и долгосрочную перспективу планирования процесса воспитания;
2) направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей;
3) системность осуществления воспитательного взаимодействия;
4) ориентацию воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;
5) технологичность работы педагога-воспитателя;
6) диагностическую оснащенность деятельности классного руководителя.
Рассмотрим каждую из перечисленных черт более детально.
Первая черта – стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива планирования процесса воспитания.
Вторая черта – направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей.
Что же отличает в данном аспекте деятельность успешно работающих классных классных руководителей?
Во-первых, у них сформированы научные представления о личности, ее структуре и компонентах, условиях и факторах ее развития.
Во-вторых, когда они формулируют в плане работы цель воспитания, то в этой формулировке всегда содержится информация о структурных элементах (качествах) личности, на развитие которых в первую очередь будет направлен воспитательный процесс.
В-третьих, нередко планы воспитательной работы таких педагогов содержат разделы, связанные с развитием основных потенциалов личности (интеллектуальный, ценностный, коммуникативный, физический, эстетический) или направлениями личностного развития (умственное, нравственное, физическое).
В-четвертых, ни одно организуемое ими дело не проводится только просто ради мероприятия или просто ради того, чтобы отметить «красный день» календаря. Любое дело должно внести вклад в развитие детей.
В-пятых, особое внимание в ходе анализа состояния и эффективности воспитательного процесса, при составлении психолого-педагогической характеристики класса уделяется результатам развития детей, изменениям параметров личностного развития каждого отдельного ребенка и классного сообщества в целом.
Третья черта – системность осуществления воспитательного взаимодействия.
Успешно работающие классные руководители убедительно доказали, что системный подход целесообразно применять не только в масштабе всего учреждения образования, но и в рамках классного сообщества. Благодаря их усилиям создаются уникальные и эффективные воспитательные системы классов. Посредством чего это достигается?
Во-первых, в соответствии с педагогическим замыслом классного наставника формулируется название воспитательной системы класса, которое и выполняет роль системообразующего фактора. Например:
Вселенная Жизнь; Экоград; Чистое озеро; ЖЗЛ (жизнь замечательных людей);
Наши 25 «Я»; Зажги свою звезду; Дорога к себе;
Во-вторых, определяется приоритетный (доминирующий) вид (направление) деятельности как стержень воспитательного процесса, т.е. его системоинтегрирующий фактор. Например: в воспитательной системе «Чистое озеро» - экологическая деятельность; в системе «Наши 25 «Я» - коллективная проектно- творческая деятельность; в «Зажги свою звезду!» - деятельность, направленная на обеспечение процесса становления и проявления индивидуальности детей.
Очевидно, что и в настоящее время целесообразно использовать комплексные формы как системоинтегрирующие факторы процесса воспитания. Под комплексной формой понимается совокупность объединенных в единое целое отдельных форм, приемов и методов, которые связаны концептуальным замыслом, планом, алгоритмом длительного осуществления деятельности и обладают благодаря их интеграции возможностями эффективного и разностороннего влияния на развитие детей.
Каждую разрабатываемую комплексную форму можно представить в виде цепочки последовательно проводимых совместных и индивидуальных дел. Разумеется, эти дела разные для детей младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Но существует схожая логика последовательности звеньев в разных комплексных формах.
Например, первым звеном этой цепочки чаще всего является дело, которое символизирует старт комплексной формы. В ходе него решаются три задачи:
1) доходчиво разъяснить детям замысел комплексной формы;
2) вызвать интерес учащихся к участию в ней;
3) принять индивидуальные или комплексные задания самому себе или самим себе.
Следующим шагом в развертывании комплексной формы может стать проведение дел, направленных на определение и утверждение правил совместной жизнедеятельности (похода, клуба и т.п.), поиск объектов для приложения своих сил, распределение индивидуальных или групповых поручений.
Третье звено – этап конкретных дел.
Затем следует «привал» (финиш как завершающий этап) – это место и время для анализа и оценки проведенных дел и их результатов.
Апробация комплексных форм позволила определить условия их использования в процессе воспитания детей. Они следующие:
наличие привлекательного для детей сюжетного замысла и способов его воплощения (включение элементов сюжетно-ролевых игр, моментов таинственности, загадочности, романтики);
социально ценная и личностно значимая направленность совместной деятельной и индивидуальной деятельности, ориентация ее содержания, приемов и методов организации на формирование у воспитанников знаний и умений самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации и саморефлексии;
учет возрастных особенностей школьников в определении сроков, содержания и способов осуществления комплексной формы;
выделение этапов в организации совместной деятельности;
предоставление учащимся свободы выбора в проявлении своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности классного (школьного) сообщества;
существование правил, памяток, инструкций как подсказок-ориентиров для детей, «погруженных» в длительный цикл деятельности»;
обеспечение наглядности отражения процесса и результатов участия детей в комплексной форме (карты, схемы, стенные газеты, уголки, дневники и т.п.)
Четвертая черта – ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей.
Надо постараться сделать процесс воспитания индивидуально - ориентированным, т.е. направленным на развитие и проявление индивидуальности каждого учащегося. К сожалению, индивидуальности мало уделяется внимания, как в исследовательской, так и в практической деятельности. Преобладает усеченный взгляд на этот человеческий феномен: индивидуальность рассматривается лишь как уникальность, неповторимость, особенное в человеке и его свойствах. Очень часто за пределами рассмотрения остаются три существенных ее характеристики:
1) индивидуальность как важнейшее, системообразующее качество человека;
2) индивидуальность как этап, уровень развития индивидуума;
3) индивидуальность как особая форма бытия человека, его самобытность, способность стать и быть самим собой.
Именно целостный, а не усеченный взгляд на индивидуальность способствует тому, что успешно работающие классные руководители избирают ее в качестве ведущего целевого ориентира в воспитательной деятельности. Не случайно в их планах воспитательной работы с детьми заметное место занимает раздел «Индивидуальная работа с учащимися», в котором предусматриваются формы и методы индивидуального взаимодействия с каждым учеником, исходя из мира интересов и увлечений ребенка, его личностных достижений, проблем в развитии. В практике классного руководства часто используются индивидуально-ориентированные формы воспитательного процесса: персональные выставки и концерты, самопрезентации, смотры личностных достижений, мастерские самопроектирования, бенефисы, мастер-классы учащихся и т.п.
Пятая черта деятельности успешного классного руководителя – это технологичность работы педагога-воспитателя.
Очень часто учитель более технологичен в учебном процессе, чем при построении воспитательного взаимодействия. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы педагоги использовали в практике воспитания такие технологии, как:
технология КТД;
технология моделирования воспитательной системы класса;
технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе;
технология подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа;
игровые и коммуникативные технологии;
технология анкетирования, тестирования и применения других методов психолого-педагогической диагностики.
Наконец, шестая черта – диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя.
Как правило, в процессе воспитания детей выделяют два объекта диагностики:
1) состояние (ход) воспитательного процесса;
2) его результативность (эффективность).
При изучении первого объекта – состояния (хода) воспитательного процесса – предметов диагностики часто становятся:
а) формирование отношений в коллективе класса (межличностных и деловых, внутренних и внешних);
б) развитие совместной деятельности (ее потребности и мотивы, умение планировать, организовать, анализировать деятельность);
в) культура общения учащихся.
Для определения эффективности воспитательного процесса надо разработать диагностическую систему, состоящую из критериев, показателей и методик изучения. Если до конца быть последовательными, то следует признать, что для исследования эффективности воспитательного процесса в каждом классе должна разрабатываться своя система диагностики, так как в разных классах могут существенно отличаться друг от друга состав классного сообщества, целевой, содержательный, организационно - деятельностный компоненты воспитательного процесса, условия его осуществления.
Наряду с этим надо не забывать о том, что существуют, по утверждению психологов, два универсальных критерия оценки эффективности человеческой деятельности:
1) продуктивность;
2) удовлетворенность процессом и результатами деятельности.
Продуктивность воспитательной деятельности, по всей вероятности, включает в себя две основные составляющие:
1) развитость детей;
2) сформированность коллектива класса (отношений, атмосферы, среды развития, его репутации и индивидуальности).
Отсюда мерилом эффективности воспитательного процесса в классе могут выступать:
развитость основных потенциалов человека;
сформированность коллектива класса, его репутации и индивидуальности;
удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.
В соответствии с каждым из названных критериев подбираются показатели и методики изучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование Интернет – практик в работе классного руководителя.
Если вы знакомы с работой классного руководителя, то знаете, какое значение имеет создание собственной странички в сети для класса. Само по себе это уже мощное объединяющее событие. Как вы это и...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ КЛАССНЫЙ ЧАС (методический материал для МО классных руководителей)
КЛАССНЫЙ ЧАС – ЭТО… Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?...
Памятка "Интернет в работе учителя и классного руководителя"
Чтоб от жизни не отстать и в передовиках ходить,Надо уметь в сети Интернет информацию «удить»!Е.А. Дитрих...
Психологические рекомендации классным руководителям (материал для родительских собраний по теме: «Воспитание детей с личностными проблемами»).
Подробные рекомендации для родителей по воспитанию детей с проблемами развития личности....
практикум «Интернет-ресурсы в работе классного руководителя»
Цель практикума: ознакомление с новыми технологиями в работе классного руководителя, обсуждение и обмен мнениями по вопросы использования Интернет-ресурсов в работе классного руководителя....
Материал к классному часу "Ответственность несовершеннолетних"( в помощь классным руководителям).
Несовершеннолетние — это особая группа молодых людей, которые еще не адаптировались к жизни, их психика неустойчива к окружающему миру, они лишены возможности правильн...