Воспитательная система класса
рабочая программа (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Воспитательная система класса
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, учит, направляет, но и воспитывает.
Народная мудрость гласит:
«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я научусь».
Моя задача как классного руководителя – быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении, обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности.
Тема, над которой я работаю в воспитательной системе:
«Индивидуальность личности – как одна из структур воспитания человека будущего»
Совместная деятельность с родителями и учащимися позволила мне разработать своеобразную модель воспитательной системы класса, которая помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам
Цели воспитательной системы класса
- Управление процессом развития личности;
- Развитие познавательного интереса к учёбе, уверенности в значимости высокого уровня знаний;
- Взаимодействие всех участников воспитательного процесса;
- Формирование коммуникативных навыков;
- Самореализация;
- Научение социальным навыкам;
- Адаптация к социуму;
- Развитие волевых качеств, бережное отношение к природе;
- Включенность класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента.
- Формирование патриотического, гражданского, правового сознания.
МОЁ ВИДИЕНИЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КЛАССЕ
Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчётливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально- психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного общества.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надёжным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причём не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, сделали, провели). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы является смоуправление.
Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству. Органы самоуправления создаются для проведения конкретных дел.
классное самоуправление
План работы ученического самоуправления
«Новое поколение»
на 2012-2013 учебный год
месяц | Название мероприятия | ответственные |
сентябрь |
| Самоуправление Экологи Культурно-массовый ---------------- Экологи |
октябрь |
| Экологи Экологи Самоуправление |
ноябрь |
| Самоуправление Самоуправление Учащиеся класса Спортивный сектор Культурно- массовый сектор |
декабрь |
| Экологи Учащиеся класса Учащиеся класса Культурно- массовый сектор Учащиеся класса |
январь |
| Спортивный сектор Мэр класса |
февраль |
| Спортивно- массовый сектор экологи |
март |
| Экологи Культурно-массовый сектор |
апрель |
| Экологи Учащиеся класса Спортивный сектор |
май |
| Культурно-массовый сектор Рудовой сектор Учащиеся класса Мэр класса |
Основные направления воспитательной работы:
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.
УЧЕБА
«Ученье – свет, а не ученье - тьма»
Важное место в работе я отвожу регулярным контактам с учителями-предметниками, ежедневно отслеживая оценки учеников, слежу за выполнением графика контрольных работ. По ситуации провожу индивидуальные беседы.
С переходом в 5 класс или несколько позже у подростка снижается общий интерес к учению. Мотивы, которые побуждали его к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты учебного труда и т.д.) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, не сложились. К тому же меняются сами условия школьной жизни:
- несколько учителей-предметников, а не один, как в начальной школе;
- увеличение числа учебных предметов и объема учебного материала;
- иные формы работы на уроке.
С целью преодоления этих трудностей я разработала четкую систему отслеживания успеваемости каждого ребенка (в сравнении с предыдущей четвертью и т.д.), анализа причин возникающих трудностей, прогнозирования возможных будущих проблем и поиска путей их решения. Результаты учебной деятельности каждого ребенка графически отображаются по четвертям и по учебным годам.
Каждую четверть составляю подробный отчет об успеваемости каждого ребенка, в сравнении с прошлыми результатами. Выясняется, по каким предметам снизилась успеваемость, каковы причины этого:
- усложнение учебного материала;
- завышенная самооценка (в начальной школе ребенок получал высокие оценки, благодаря общему уровню развития, и не привык систематически работать);
- заниженная самооценка, комплексы;
- ослабление контроля со стороны родителей;
- преобладание внешних интересов.
После выявления причин неудач с ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа. Предлагаются пути устранения этих неудач. С той же целью на родительских собраниях разбираются ситуации, обращается внимание на возрастные трудности и резервы развития. Мы стараемся прогнозировать ситуацию, видеть завтрашний день. С родителями обсуждается вопрос, как помогать ребенку дома.
Взаимоотношениям ребенка в семье (встречи и беседы с членами семьи, изучение условий.)
СЕМЬЯ
«Семья-это то, что, с тобою всегда!»
Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообщества – также важное направление функционирования воспитательной системы класса. Ведь очевидно, что если образы жизни и школы кардинально расходятся, то только немногие из школьников смогут выбраться без потерь из подобного противостояния.
Общаясь с родителями моих учеников, я поняла, что они первые
помощники, члены классного коллектива. Работа с родителями ведется по двум направления – повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. В рамках этого направления проводятся родительские собрания, совместные творческие дела, особенно удачно проходят собрания в виде деловой игры-беседы «Я помогаю вам, вы помогите мне». Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей. Родители участвуют во всех наших праздниках. Интересно проходят творческие дела (походы, экскурсии, дни здоровья). Среда - день открытых дверей. В этот день родители присутствуют на уроках, следят за обстановкой в классе, на уроках, на переменах, видят ребенка в общении со сверстниками и учителями. Только с помощью совместных дел родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относиться к школе как наблюдатели. Немаловажным фактором при проведении подобных мероприятий является присутствие и матерей, и отцов, так как учитываются не только возрастные, но и половые особенности развития детей.
Повышение уровня психолого-педагогических знаний реализуется через индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятия, общешкольные конференции для родителей.
Цель: достижение взаимопонимания между педагогами, родителями и ученическим коллективом.
Поставленная цель и задачи осуществляются по следующим направлениям:
• Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов;
• Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями и получить необходимую консультацию;
• Использование электронной почты;
• Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
• Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т.д.
«Ты тоже родился в России…»
Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Чувство гордости и патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве, это – сложившийся эмоционально окрашенный внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.
Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам, искренние переживания по поводу достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством, может вызвать в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
В будущем учебном году, посвященному 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, планируются следующие мероприятия:
Месячник боевой славы «Твои защитники страна!»
-Классный час: «Это гордое слово – Победа!»
-Работа с Уставом и правилами внутреннего распорядка.
-Изучение гимна России, государственных символов РФ.
-Конкурс патриотической песни.
-Конкурс рисунков среди учащихся классов.
- Конкурс сочинений учащихся, посвященный юбилею победы.
-Вахта памяти -2013.
Месячник боевой славы, посвященный Дню Защитника Отечества:
1. Уроки мужества с приглашением ветеранов ВОВ.
3. Смотр-конкурс строя и песни среди учащихся 1-11 классов
4. Классный час на тему:
«Защита Родины – долг перед Отечеством.
ЗДОРОВЬЕ
«Школа – территория здоровья»
Основная цель этого направления – сохранение и укрепление здоровья ребят класса; формирование стремления к здоровому образу жизни.
задачи:
- вовлечение детей в систематические занятия физической культурой и спортом
- формировать умение анализировать умения и навыки, полученные на уроках валеологии, природоведения, физкультуры
- привлечение детей к здоровому образу жизни
- воспитывать дружный коллектив, чувство товарищества
С этой целью были проведены и разработаны мероприятия:
- познавательная ролевая игра «Суд над сигаретой»,
- валеологическая беседа «Здоровые привычки – здоровый образ жизни»,
- акция «Конфетка за сигаретку»,
- классный час «Тропинка, ведущая в бездну»,
- создание презентации.
.
Экология
Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношениях человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации.
От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели.
Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.
Это направление реализует внеклассные мероприятия, развивающие творческую активность каждого ребенка и отвечающие их интересам. Проводятся различные конкурсы, выставки, концерты, уроки творчества, встречи с интересными людьми, вечера отдыха, тематические дискотеки, экскурсии, совместный отдых на природе.
Все эти направления не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны.
Работа ведётся по направлениям «Я – гражданин России», природоохранные акции: «Родные берега», «Ёлочка», «Край без пожаров», «Птичий двор», «Чистый посёлок».
Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе,
укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик – родитель», «Педагог- родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:
- уровень воспитанности учащихся выше среднего по школе;
- в классе преобладает атмосфера доброжелательности;
- большинство ребят хорошо себя чувствуют в классном коллективе, могут свободно высказать свое мнение;
Критерии, определяющие эффективность содержания деятельности.
- Наличие плана воспитательной работы по данному направлению
- Система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик)
- Объективные статистические показатели:
- Участие (результаты) учащихся ОУ в школьных, районных конкурсах и проектах.
В школе разработана система педагогических диагностик, которые направлены на выявление:
- уровня развития классного коллектива («Социометрия»);
- уровень воспитания ученика и класса в целом («Уровень воспитанности»);
- определения единства взглядов, убеждений, мнений пожизненно важным вопросам, («Ценностно-ориентационное единство /ЦОЕ/», «Школа оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина»,Метод шкалирования и ранжирования /Л.В.Байбародова /)
Литература.
1. Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62
2. Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 1997. С. 68 - 75
3. Вершинин В. Н. Педагог меняющейся школы//Открытая школа. 2000, № 1. С. 16 - 18
4. Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей//Педагогика. 1997, № 4. С. 45 - 52
5. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999.
6. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62
7. Краткий справочник по педагогическим технологиям/Под редакцией Н. Е. Щурковой. М., 1997
8. Орлова Т. В. Перспективное планирование развития школы. М. 2000
10. Шилова М. И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников//Классный руководитель. 2000, № 6. С. 19 - 43
11. Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М. 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...
Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)
Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...
Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)
Программа воспитания охватывает два года школьной жизни (10 и 11 классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
Комментарии
Быть классным нелегко. Но вы
Быть классным нелегко. Но вы человек увлечённый.Значит ребятам с вами комфортно.
быть классным нелегко
Спасибо Тамара Дмитриевна. Я думаю,каждый учитель должен хоть раз быть классным руководителем. Это просто здорово.
Воспитание лишь тогда
Воспитание лишь тогда становится реальной силой, когда оно основано на вере в ребенка. Без веры в ребенка, без доверия к нему всякая педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания рушатся, как карточный домик.
В. А. Сухомлинский
Нина Алексеевна, слова В.А.Сухомлинского полностью отражают Ваш педагогический подход к детям.