Размышляя о воспитании...
статья по теме
В данной работе представлена концепция воспитательного процесса. Определены главные направления и цели, поставленные классным руководителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razmyshlyaya_o_vospitanii.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Размышляя о воспитании…
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, - и тем понятнее легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически…»
К.Д.Ушинский
Воспитание – для всех времен и народов важнейшее явление духовной жизни общества. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается. Но спросите у детей разного возраста, любят ли они, когда их воспитывают?- получите однозначный ответ: «Нет!» Почему так? Видимо, присутствует насилие над личностью, унижение ее. Ведь если личность раздавлена, то и нет человека. В суматохе будней мы иногда не вдумываемся, когда «корежим» формирующуюся личность ученика воздействиями типа: «Только посмей…», «Прекрати сейчас же!». Сплошные угрозы, наказания, чтение нотаций, запреты. Это вызывает протест у ребенка, порождает защитные реакции: грубость и дерзость, непослушание… Трудный ребенок? Непослушный? Неподдающийся? Вот единственный способ исправить его: надо увидеть его хорошим и дождаться, пока он сам не станет стремиться к хорошему. Доброта, милосердие, терпимость, порядочность, забота о своем здоровье, любовь к Родине, любовь к родной природе – вот те качества, которые я стараюсь воспитывать у своих ребят. Эти качества всегда составляли непреходящую ценность человеческой культуры.
Я учитель английского языка, и мой предмет открывает мне дополнительные возможности влиять на сознание ребят. Кросскультурный подход в работе помогает мне показать различия и сходства традиций и обычаев стран изучаемого языка и нашей страны, учить детей жить в поликультурном обществе. Жить в мире содружества, понимания и толерантности.
Народ, нация сохраняют себя только благодаря собственной системе воспитания. Из всех национальных традиций важнейшими являются воспитательные, они и определяют духовно- нравственный облик народа и его менталитет – образ морали и поведения. Сложившиеся в народной педагогике знания, принципы, идеалы закреплены в народных заповедях, образах, фольклоре, предметах прикладного искусства, как отражение действительности.
В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды деятельности вместе со взрослыми (трудовую, празднично-игровую). А как же иначе? На турслет, спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» – все вместе, на возложение цветов к памятнику «Защитникам Москвы» - вместе. Готовим проекты вместе, защищаем их на конференции тоже вместе, с родителями. Работаем на пришкольном участке, выезжаем на экскурсии, в театры и всегда вместе.
Мои ребята понимают: учеба – труд, спорт – труд, общение - это тоже труд души. Но опираясь на богатейшую народную педагогику, нужно еще показать им и красоту человеческого труда и удовлетворения от проделанной работы. Именно в отношении к труду в полной мере раскрывается нравственный облик человека. «Всяк человек у дела познается», - гласит народная мудрость.
На Руси существует прекрасная традиция бескорыстной помощи соседу в уборке урожая, в строительстве дома, в уходе за детьми. «Всем миром» собирается народ. Мы так же все вместе «Спешим делать добрые дела» для ребят из детского дома №32, для ветеранов Великой Отечественной войны нашего района и находящихся на лечении в госпиталях Москвы и Подмосковья, для птиц Битцевского леса…
Средством расширения культурного горизонта является и школьный этнографический музей «Мы – славяне». И я горжусь тем, что мои воспитанники равноправные хозяева музея. Много экскурсий провели девочки для учащихся начальной школы, средней, но особенно зпомнились им встречи с родителями класса у экспозиции «Детство моих родителей». На протяжении многих лет формировалась «технология воспитания» средством традиций семейных. В них отражаются связи и взаимоотношения людей. Они средство передачи ценностей прошлого в будущее. Традиции семейные – неотъемлемая часть воспитательного климата семьи, они оказывают на детей сильное влияние. С целью поддержания интереса детей к истории своего рода, укрепления межпоколенных связей, развития у детей потребности в сохранении и возрождении традиций семейных и обычаев на протяжении всех лет осуществляется в классе работа над проектом ГЭП «Детство: вчера, сегодня, завтра». Признание народных и педагогических принципов таких, как - природосообразность, гуманистическое начало, демократизм воспитания, уважение к национальным традициям, труду, игре, является для меня основопологающим фактором в воспитании детей.
На протяжении веков просматривается связь воспитания и здорового образа жизни. «Научайте детей ваших здравие и крепость тела ценить выше богатства и красоты, похвалу совести выше почтения и похвалы людской и добродетель выше богатства, чести, здравия и жизни»,- писал Н.И. Новиков – крупнейшая фигура Русского просвещения. Я считаю, что идеи и методика здорового образа жизни должны пронизывать всю систему воспитания в классе. Сама нахожусь в постоянном движении к идеалам гармонии тела, духа и ума, этим стараюсь увлечь и своих восптанников. Поэтому сегодня девиз нашего класса «Мы выбираем здоровье!»
Основной залог успеха в воспитании, я считаю, это любовь к детям и собственный пример воспитания.
Определена главная цель моего общения с детьми:
- учить детей личным примером;
- создавать для ребенка постоянную атмосферу успеха;
- жить интересами ребенка.
Только совместными усилиями можно создать общество, любящее свою Родину. В декларации принципов толерантности ЮНЕСКО сказано, что воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости: «Воспитание в духе толерантности начинается с обучений людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав. И с поощрения стремления к защите других».
Но еще А.С. Макаренко подметил, что «нормальные дети являются наиболее трудными объектами воспитания…Они требуют от нас сложнейшей техники». Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что человек чувствует, о чем размышляет"
презентация к уроку по учебнику Боголюбова Л.Н.,Ивановой Л.Ф....
Что человек чувствует о чём размышляет
презентация к уроку обществознания...
СОТВОРЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… (размышляя над прочитанным)
Панова Н.М.,зам. директора по научно-исследовательской работе, учитель русского языка и литературы г.Курск МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д.Воробьева М.А.Каргалова, учит...
Урок литературы в 7 классе "Размышляя над стихотворением И.Бродского "Пилигримы"..."
План-конспект урока литературы в 7 классе "Размышляя над стихотворением И.Бродского "Пилигримы"..." с использованиме технологии развития критического мышления через чтение и письмо.Урок дан в рамках м...
«Без героики и патетических мест…» (Размышляя над страницами дневника военных лет)
Эссе написано на базе семейного архива. Может использоваться как сценарий проведения вечера памяти, посвящённого 18-19-летним мальчишкам сороковых, тем, кто ушёл на фронт со школьной...
Размышляя о воспитании...
Статья - размышление рассказывает о проблемах воспитания наших детей, с которыми сталкивается каждый человек и каждому нужно найти выход...
Размышляем о жизненном опыте. Диагностика по выявлению духовно нравственной воспитанности.
Диагностика составлена доктором педагогических наук Н.Е.Щурковой по выявлению нравственной воспитанности у детей школьного возраста....