Классный час по толерантности
классный час на тему
Сценарий классного часа о толерантности для подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klas.chas_po_tolerantnosti_poznanie_inyh.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Познание иных»
Цель: учиться анализировать свои и чужие поступки, воспитывать в учащихся толерантность, умение формулировать свою мысль, делать выводы.
Подготовка:
- в классных тетрадях приклеены задания;
- на предыдущем классном часе произведен опрос: (назовите 5 качеств, которые вы бы хотели развить в себе и 5 качеств, которые вы бы хотели видеть в окружающих людях)
- прочтение книг из серии «Заветное» Д.М.Лихачева, Г.В.Свиридова, В.П.Астафьева
- подготовка презентации к уроку, ноутбук, проектор
- Словарь Ожегова
Оформление: на доске выражения известных людей по данной теме.
«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» Гельвеций
«Благородство и подлость,
Отвага и страх –
Все с рожденья заложено
В наших сердцах» О. Хайям
ХОД:
Говорят, что поступками человека управляет ум, воля, характер. Об одних людях говорят, что у них сильный характер, про других – слабый. Характер одного вредный, другого покладистый, или злой, или трусливый, веселый или угрюмый, скрытный или откровенный.
? Что такое характер? – пишут в тетради свой вариант ответа.
ХАРАКТЕР – (с греческого – отличительная черта, признак) индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности, совокупность психических и духовных свойств человека.
Л.Н. Толстой писал: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то широкая, то быстрая, то тихая, то чистая, то мутная, то холодная, то теплая… Каждый человек носит в себе задатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает совсем непохожим на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».
? Влияет ли характер на окружающих людей? – ответы детей.
? А как влияет? – предположения учащихся.
Предлагаю рассказ В.А.Сухомлинского «Все в лесу поет»
«Взошло солнце, дохнул ветерок, и все деревья в лесу запели. Каждое дерево пело свою песню.
Береза пела нежную песню. Слушая ее, хотелось подойти к белокурой красавице и обнять ее.
Дуб пел мужественную песню, и всем вокруг хотелось быть мужественными и храбрыми.
Верба, что склонилась над прудом, пела задумчивую песню. Прислушиваясь к песне вербы, мы думали, что придет осень и листья с деревьев осыпятся.
Рябина пела тревожную песню. От этой песни к нам пришла мысль о темной ночи и бурной грозе, от которой гнется тонкая рябина, надеясь на защиту земли.
Вот какие мы услышали песни в лесу».
Понятно ли автор рассказал о характере и показал влияние на других? Я думаю, да.
В тетради приклеено задание №1.
Написаны качества характера. Ваша задача: красным цветом подчеркните положительные на ваш взгляд качества, синим цветом нейтральные.
Бестактность, скупость, максимализм, уважение к другим, нетерпимость, хамство, раздражение, занудство, лицемерие, правдивость, искренность, вспыльчивость, любезность, кокетство, мужество, стеснительность, общительность, толерантность, мудрость, скромность, тщеславие, расточительность, бережливость, хвастовство, жестокость, сдержанность, доброта, честность, справедливость, скупость, бескорыстие.
(если понятие вам незнакомо, предлагаю обратиться к словарю Ожегова)
Зачитайте на ваш взгляд положительные качества, отрицательные, нейтральные. Есть ли у кого желание поспорить? – варианты ответов.
«Нет людей чисто беленьких или чисто черненьких – люди все пестрые!» А.М.Горький
? Меняется ли человек с годами? Почему?
«Каждому возрасту присущи свои особенности» Цицерон.
Психологи выделяют такие особенности возрастов:
Детство: наивность, непосредственность, любопытство, отзывчивость, непредсказуемость, неопытность, шаловливость, талантливость.
Юность: оптимизм, самоуверенность, непрактичность, ранимость, наивность, своенравие, максимализм, самолюбие, эгоизм, доверчивость.
Молодость: вдумчивость, пытливость, ироничность, оптимизм, горячность, самоуглубленность, нигилизм, упрямство, максимализм, самолюбие.
Зрелость: неторопливость, рассудительность, осторожность, воля, категоричность, авторитарность, практичность, взаимопонимание, назидательность, либерализм, опытность, чувствительность.
Старость: сосредоточенность, рассудительность, опытность, мудрость, снисходительность, беззащитность, ранимость, отзывчивость, консерватизм, практичность, доверчивость, терпеливость
? А есть ли качества, с которыми человек рождается?
? Что мы приобретаем в процессе воспитания или самовоспитания?
? Какие качества на ваш взгляд труднее в себе развить?
Сейчас я хочу вас познакомить с вашими ответами с предыдущего урока:
На вопрос – какие качества бы вы хотели развить в себе, вы на первое место поставили:
- Уверенность (46% учащихся)
- Выдержку, уравновешенность (30%)
- Силу воли (30%)
- Терпимость, толерантность (12%)
- Доброжелательность (10%)
Какие качества вы бы хотели видеть в окружающих:
- Доброта, человечность (50% учащихся)
- Честность, порядочность (30%)
- Сочувствие (22%)
- Терпимость, толерантность (16%)
- Щедрость, альтруизм (12%)
? Какой вывод вы сделаете? Да, действительно, вы желаете себе твердости, а окружающим – мягкости. Но и другие люди ждут от нас того же! Любовь и понимание силой не вырвать… Иногда их можно получить в подарок от добрых по натуре людей.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения.
Если вы чувствуете дефицит доброты – значит, добрее надо быть самим.
Вас не понимают – старайтесь понять другого сами.
Ощущаете недостаток честности – станьте честными сами.
Есть замечательное выражение: « Посей поступок – пожнешь привычку;
Посей привычку – пожнешь характер; посей характер – пожнешь судьбу».
В этом году вышли замечательные книги под одним названием «Заветное». Их авторами стали: Дмитрий Сергеевич Лихачев, Георгий Васильевич Свиридов и Виктор Петрович Астафьев. В этих книгах можно найти ответы на любые интересующие тебя вопросы. Что такое доброта, забота, интеллигентность, как относиться к музыке, поэзии, любви, как стать терпимым к особенностям других людей.
Обратимся к главе №31 из книги «Заветное» Д.М.Лихачева «Познание иных», прочитаем ее.
? Согласны ли вы с утверждением автора, что «наше понимание других культур зависит от объема накапливаемых знаний об этих культурах»?
Задание для старшего возраста:
? Докажите справедливость высказывания: «Познание чужой культуры или культуры прошлого имеет своим глубоким результатом не внешние заимствования…а общий подъем уровня собственной культуры, развитие ее познавательных способностей, «познавательной гибкости», увеличение диапазона возможностей, диапазона творческого выбора»?
? На основании предложенного текста предложите пути и способы воспитания терпимости и толерантности в такой многонациональной стране, как Россия?
Задание №2. А сейчас пришло время проверить «Толерантны ли вы?», воспользовавшись экспресс-опросником.
В классной тетради таблица с 22 вопросами. Ответы по шкале:
- Абсолютно не согласен
- Не согласен
- Скорее не согласен
- Скорее согласен
- Согласен
- Абсолютно согласен
Напротив каждого вопроса поставьте номер ответа. / приложение/
Каждому ответу на прямое утверждение (№1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22) присваивается балл от 1 до 6 (абсолютно не согласен - 1 балл, абсолютно согласен – 6 баллов)
Ответам на обратные утверждения (№2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19) присваиваются баллы: абсолютно не согласен – 6 баллов, абсолютно согласен – 1 балл)
Итак, подсчитываем количество баллов.
22-60 – низкий уровень толерантности. Наличие выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. (детям объясняется в более доступной форме и определения звучат менее категорично, педагогу есть над чем поработать)
61-99 – средний уровень. Здесь характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних ситуациях учащиеся ведут себя толерантно, в других нет.
100-132 – высокий уровень толерантности. Ярко выраженные черты толерантной личности.
Но: /примечание учителю/ иногда результат более 115 баллов может свидетельствовать о размывании «границ толерантности», связанных с инфантилизмом, тенденциям к попустительству или безразличию.
Мы получили результаты теста, для кого они были неожиданными? Каждый взглянул на себя по-новому. « Нет предела совершенству!». Будем работать над собой, совершенствовать себя.
«Человек человеку – волк», - любят повторять люди. Мало кто слышал слова Сенеки: «Человек человеку – святыня!» так давайте относиться друг к другу как святыне, уважать мнение другого, несмотря ни на что!
В завершении урока, хочу спросить, остались у вас какие-то невысказанные слова, идеи, которые будут терзать вас? Спросите сейчас.
Спасибо вам за чудесный урок!
Приложение
№ | Вопрос | Абсолютно не согласен | Не согла сен | Скорее не согла сен | Ско рее согла сен | Согласен | Полностью согласен |
1 | В СМИ может быть представлено любое мнение | ||||||
2 | В смешанных браках больше проблем | ||||||
3 | Если друг предал – надо ему отомстить | ||||||
4 | К жителям Кавказа станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | ||||||
5 | В споре может быть правильной только одна точка зрения | ||||||
6 | Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | ||||||
7 | Нормально считать свой народ лучше, чем все остальные | ||||||
8 | С неопрятными людьми неприятно общаться | ||||||
9 | Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | ||||||
10 | Всех психических больных людей необходимо изолировать от общества | ||||||
11 | Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | ||||||
12 | Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным | ||||||
13 | Если со мной поступают грубо, я отвечаю тем же | ||||||
14 | Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | ||||||
15 | Для наведения порядка необходима «сильная рука» | ||||||
16 | Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | ||||||
17 | Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | ||||||
18 | К некоторым народам трудно хорошо относиться | ||||||
19 | Беспорядок очень меня раздражает | ||||||
20 | Любые религии имеют право на существование | ||||||
21 | Я могу представить своим близким другом чернокожего человека | ||||||
22 | Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час о толерантности
Если хочешь изменить государство, начни с провинций; если хочешь изменить провинции, начни с городов; если хочешь изменить города, начни с домов; если хочешь изменить дома, начн...
Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"
Цель занятия:Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;С...
Классный час о толерантности
Презентация посвященная теме толерантности....
Классный час о толерантности.
Рабочие материалы к классному часу о толерантности....
Классный час по толерантности "Счастье - это когда тебя понимают!"
Данная методическая разработка знакомит учащихся с понятием толерантности и его историей, способами толерантного поведения, развивает коммуникативные умения и навыки самоанализа, помогает сплотить кол...
Классный час о толерантности
Занятие проводилось на трёх уроках. Дети глубоко пережили все ситуации, в которые были поставлены. Дома эти проблемы обсуждали с родителями. На занятии дети учатся понимать не только себя, но и тех, к...
Классный час "Урок толерантности"
Данная разработка поможет классным руководителям 5-6-х классов провести интересный и содержательный классный час по воспитанию терпимости друг к другу и непохожим на нас людям....