Классный час по толерантности
классный час на тему

Ворожцова Наталья Валерьевна

Сценарий классного часа о толерантности для подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klas.chas_po_tolerantnosti_poznanie_inyh.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Познание иных»

Цель: учиться анализировать свои и чужие поступки, воспитывать в учащихся толерантность, умение формулировать свою мысль, делать выводы.

Подготовка:  

  1. в классных тетрадях приклеены задания;
  2. на предыдущем классном часе произведен опрос: (назовите 5 качеств, которые вы бы хотели развить в себе и 5 качеств, которые вы бы хотели видеть в окружающих людях)
  3. прочтение книг из серии «Заветное» Д.М.Лихачева, Г.В.Свиридова, В.П.Астафьева
  4. подготовка презентации к уроку, ноутбук, проектор
  5. Словарь Ожегова

Оформление: на доске выражения известных людей по данной теме.

«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» Гельвеций

«Благородство и подлость,

Отвага и страх –

Все с рожденья заложено

В наших сердцах» О. Хайям

ХОД:

Говорят, что поступками человека управляет ум, воля, характер. Об одних людях говорят, что у них сильный характер, про других – слабый. Характер одного вредный, другого покладистый, или злой, или трусливый, веселый или угрюмый, скрытный или откровенный.

? Что такое характер? – пишут в тетради свой вариант ответа.

ХАРАКТЕР –  (с греческого – отличительная черта, признак) индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности, совокупность психических и духовных свойств человека.

Л.Н. Толстой писал: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то широкая, то быстрая, то тихая, то чистая, то мутная, то холодная, то теплая… Каждый человек носит в себе задатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает совсем непохожим на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».

? Влияет ли характер на окружающих людей? – ответы детей.

? А как влияет? – предположения учащихся.

Предлагаю рассказ В.А.Сухомлинского «Все в лесу поет»

«Взошло солнце, дохнул ветерок, и все деревья в лесу запели. Каждое дерево пело свою песню.

Береза пела нежную песню. Слушая ее, хотелось подойти к белокурой красавице и обнять ее.

Дуб пел мужественную песню, и всем вокруг хотелось быть мужественными и храбрыми.

Верба, что склонилась над прудом, пела задумчивую песню. Прислушиваясь к песне вербы, мы думали, что придет осень и листья с деревьев осыпятся.

Рябина пела тревожную песню. От этой песни к нам пришла мысль о темной ночи и бурной грозе, от которой гнется тонкая рябина, надеясь на защиту земли.

Вот какие мы услышали песни  в лесу».

Понятно ли автор рассказал о характере и показал влияние на других? Я думаю, да.

В тетради приклеено задание №1.

Написаны качества характера. Ваша задача: красным цветом подчеркните положительные на ваш взгляд качества, синим цветом нейтральные.

Бестактность, скупость, максимализм, уважение к другим, нетерпимость, хамство, раздражение, занудство, лицемерие, правдивость, искренность, вспыльчивость, любезность, кокетство, мужество, стеснительность, общительность, толерантность, мудрость, скромность, тщеславие, расточительность, бережливость, хвастовство, жестокость, сдержанность, доброта, честность, справедливость, скупость, бескорыстие.

(если понятие вам незнакомо, предлагаю обратиться к словарю Ожегова)

Зачитайте на ваш взгляд положительные качества, отрицательные, нейтральные. Есть ли у кого желание поспорить? – варианты ответов.

«Нет людей чисто беленьких или чисто черненьких – люди все пестрые!» А.М.Горький

? Меняется ли человек с годами? Почему?

«Каждому возрасту присущи свои особенности» Цицерон.

Психологи выделяют такие  особенности возрастов:

Детство: наивность, непосредственность, любопытство, отзывчивость, непредсказуемость, неопытность, шаловливость, талантливость.

Юность: оптимизм, самоуверенность, непрактичность, ранимость, наивность, своенравие, максимализм, самолюбие, эгоизм, доверчивость.

Молодость: вдумчивость, пытливость, ироничность, оптимизм, горячность, самоуглубленность, нигилизм, упрямство, максимализм, самолюбие.

Зрелость: неторопливость, рассудительность, осторожность, воля, категоричность, авторитарность, практичность, взаимопонимание, назидательность, либерализм, опытность, чувствительность.

Старость: сосредоточенность, рассудительность, опытность, мудрость, снисходительность, беззащитность, ранимость, отзывчивость, консерватизм, практичность, доверчивость, терпеливость

? А есть ли качества, с которыми человек рождается?

? Что мы приобретаем в процессе воспитания или самовоспитания?

? Какие качества на ваш взгляд труднее в себе развить?

Сейчас я хочу вас познакомить с вашими ответами с предыдущего урока:

На вопрос – какие качества бы вы хотели развить в себе, вы на первое место поставили:

  1. Уверенность (46% учащихся)
  2. Выдержку, уравновешенность (30%)
  3. Силу воли (30%)
  4. Терпимость, толерантность (12%)
  5. Доброжелательность (10%)

Какие качества вы бы хотели видеть в окружающих:

  1. Доброта, человечность (50% учащихся)
  2. Честность, порядочность (30%)
  3. Сочувствие (22%)
  4. Терпимость, толерантность (16%)
  5. Щедрость, альтруизм (12%)

? Какой вывод вы сделаете? Да, действительно, вы желаете себе твердости, а окружающим – мягкости. Но и другие люди ждут от нас того же! Любовь и понимание силой не вырвать… Иногда их можно получить в подарок от добрых по натуре людей.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения.

Если вы чувствуете дефицит доброты – значит, добрее надо быть самим.

Вас не понимают – старайтесь понять другого сами.

Ощущаете недостаток честности – станьте честными сами.

Есть замечательное выражение: « Посей поступок – пожнешь привычку;

Посей привычку – пожнешь характер; посей характер – пожнешь судьбу».

В этом году вышли замечательные книги под одним названием «Заветное». Их авторами стали: Дмитрий Сергеевич Лихачев, Георгий Васильевич Свиридов и Виктор Петрович Астафьев. В этих книгах можно найти ответы на любые интересующие тебя вопросы. Что такое доброта, забота, интеллигентность, как относиться к музыке, поэзии, любви, как стать терпимым к особенностям других людей.

Обратимся к главе №31 из книги «Заветное» Д.М.Лихачева «Познание иных», прочитаем ее.

? Согласны ли вы с утверждением автора, что «наше понимание других культур зависит от объема накапливаемых знаний об этих культурах»?

Задание для старшего возраста:

? Докажите справедливость высказывания: «Познание чужой культуры или культуры прошлого имеет своим глубоким результатом не внешние заимствования…а общий подъем уровня собственной культуры, развитие ее познавательных способностей, «познавательной гибкости», увеличение диапазона возможностей, диапазона творческого выбора»?

? На основании предложенного текста предложите пути и способы воспитания терпимости и толерантности в такой многонациональной стране, как Россия?

Задание №2. А сейчас пришло время проверить «Толерантны ли вы?», воспользовавшись экспресс-опросником.

В классной тетради таблица с 22 вопросами. Ответы по шкале:

  1. Абсолютно не согласен
  2. Не согласен
  3. Скорее не согласен
  4. Скорее согласен
  5. Согласен
  6. Абсолютно согласен

Напротив каждого вопроса поставьте номер ответа. / приложение/

Каждому ответу на прямое утверждение (№1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22) присваивается балл от 1 до 6 (абсолютно не согласен - 1 балл, абсолютно согласен – 6 баллов)

Ответам на обратные утверждения (№2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19) присваиваются баллы: абсолютно не согласен – 6 баллов, абсолютно согласен – 1 балл)

Итак, подсчитываем количество баллов.

22-60 – низкий уровень толерантности. Наличие выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. (детям объясняется в более доступной форме и определения звучат менее категорично, педагогу есть над чем поработать)

61-99 – средний уровень. Здесь характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних ситуациях учащиеся ведут себя толерантно, в других нет.

100-132 – высокий уровень толерантности. Ярко выраженные черты толерантной личности.

Но: /примечание учителю/ иногда результат более 115 баллов может свидетельствовать о размывании «границ толерантности», связанных с инфантилизмом, тенденциям к попустительству или безразличию.

Мы получили результаты теста, для кого они были неожиданными? Каждый взглянул на себя по-новому. « Нет предела совершенству!». Будем работать над собой, совершенствовать себя.

«Человек человеку – волк», - любят повторять люди. Мало кто слышал слова Сенеки: «Человек человеку – святыня!» так давайте относиться друг к другу как святыне, уважать мнение другого, несмотря ни на что!

В завершении урока, хочу спросить, остались у вас какие-то невысказанные слова, идеи, которые будут терзать вас? Спросите сейчас.

Спасибо вам за чудесный урок!

Приложение

Вопрос

Абсолютно не согласен

Не согла

сен

Скорее не согла

сен

Ско

рее согла

сен

Согласен

Полностью согласен

1

В СМИ может быть представлено любое мнение

2

В смешанных браках больше проблем

3

Если друг предал – надо ему отомстить

4

К жителям Кавказа станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

5

В споре может быть правильной только одна точка зрения

6

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

7

Нормально считать свой народ лучше, чем все остальные

8

С неопрятными людьми неприятно общаться

9

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

10

Всех психических больных людей необходимо изолировать от общества

11

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

12

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным

13

Если со мной поступают грубо, я отвечаю тем же

14

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

15

Для наведения порядка необходима «сильная рука»

16

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

17

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

18

К некоторым народам трудно хорошо относиться

19

Беспорядок очень меня раздражает

20

Любые религии имеют право на существование

21

Я могу представить своим близким другом чернокожего человека

22

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о толерантности

Если хочешь изменить государство, начни с провинций; если хочешь изменить провинции, начни с городов;  если хочешь изменить города, начни с домов;  если хочешь изменить дома, начн...

Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"

Цель занятия:Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;С...

Классный час о толерантности

Презентация посвященная теме толерантности....

Классный час о толерантности.

Рабочие материалы к классному часу о толерантности....

Классный час по толерантности "Счастье - это когда тебя понимают!"

Данная методическая разработка знакомит учащихся с понятием толерантности и его историей, способами толерантного поведения, развивает коммуникативные умения и навыки самоанализа, помогает сплотить кол...

Классный час о толерантности

Занятие проводилось на трёх уроках. Дети глубоко пережили все ситуации, в которые были поставлены. Дома эти проблемы обсуждали с родителями. На занятии дети учатся понимать не только себя, но и тех, к...

Классный час "Урок толерантности"

Данная разработка поможет классным руководителям 5-6-х классов провести интересный и содержательный классный час по воспитанию терпимости друг к другу и непохожим на нас людям....