Классный час
классный час на тему
Методическая разработка классного часа
ТОЛЕРАНСТНОСТЬ – НОРМА ЖИЗНИ
Мастер производственного обучения
ГБОУ НПО ПЛЖТ
Саркисян Л. Г.
Санкт-Петербург
2011
В настоящее время в связи с ростом агрессии, нетерпимости, в современном обществе актуальна проблема воспитания толерантной личности.
Толерантность формируется как на уровне установок сознания, так и на поведенческом уровне. Какие социальные установки и модели поведения сформируются у подрастающего поколения – толерантные или интолерантные, зависит от различных факторов: семейных ценностей, образов в СМИ, атмосферы в образовательных учреждениях. Поскольку дети находятся в лицее достаточно большое количество времени, безусловно, то, что происходит, в его стенах, значительно сказывается на становлении личности. Роль мастера п/о, педагога, воспитателя при этом высока. Будучи толерантным, мастер п/о не только успешнее осуществляет свое взаимодействие с обучающимся, но и является транслятором толерантных установок и модели толерантного поведения.
В своих группах я провожу серию классных часов посвященных теме “Толерантность”:
1. Толерантность и патриотизм
2. Понятие толерантность
3. Духовный смысл толерантности
4. Как принять мир или что такое толерантность?
Методическая разработка классного часа
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – НОРМА ЖИЗНИ
Международный день толерантности (терпимости) объявлен ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года по случаю 50-летнего юбилея этой организации в целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, богатого многообразия культур нашего мира. Толерантность - это гармония в многообразии.
Полноценная толерантность не может быть результатом только внешних воздействий. Она не столько формируется, сколько развивается. Помощь в становлении толерантности - создание условий для развития.
Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами. Воспитание в духе терпимости должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основных на моральных ценностях.
Цель классного часа: привлечь внимание обучающимся нашего лицея к проблеме толерантности. Развивать толерантное отношение к другим людям.
Задачи:
> Формировать терпимое отношение к другим, их привычкам, взглядам.
> Формировать готовность помогать другим и уметь принимать помощь от других.
> Организация позитивного опыта толерантного взаимодействия.
Основное содержание
Толерантность (терпимость) - это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды тобою не разделяются. Пример Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Использование значения понятия толерантности
- В политике используется как уважение других политических движений, идей, государственных устройств.
- В культуре используется как восприятие произведений разных по религиозным, историческим свойствам, а так же как уважение к культуре других народов.
- В социуме используется как взаимодополняющее своеобразие различных народов, и других социальных групп. УВАЖЕНИЕ К ЧУЖИМ ОБЫЧАЯМ И НРАВАМ. (Слайд 1)
История толерантности
Более 70 лет назад по фашистской Германии прокатилась волна еврейских погромов, получивших название "Хрустальная ночь". Те страшные события положили начало Холокосту - одному из самых кошмарных преступлений против толерантности в истории человечества. В память об этом в 1996 году ООН провозгласила 16 ноября Международным днем терпимости... (Слайд 2)
Значимость дня толерантности для всего человечества
Приветствие Президент России Д. А. Медведева участникам вечера-реквиема, посвященного 70-летию "Хрустальной ночи" "Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и чётко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству. И крах фашизма - самое грозное предупреждение всем, кто и в наши дни проповедует эти опасные идеи, пытается оправдать преступления нацистов... (Слайд 3)
16 ноября во всем мире отмечается Международный день толерантности
(Слайд 4)
***
Задание по толерантности. (Слайды 7-21)
Задание поможет определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Следует отвечать быстро, не задумываясь.
1.Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает:
А) чтобы играли те, кто не знает правил.
Б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила.
2.Вы спокойно встречаете жизненные неудачи?
А) да.
Б) нет.
3. Болезненна ли для вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши одногруппники:
А) да.
Б) нет.
4. Вызывают ли у вас неприязнь одногруппники, которые нарушают правила общественного поведения:
А) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ.
Б) они вам не приятны, потому что не умеют себя контролировать.
5. Можете ли вы легко найти контакт с одногруппниками, которые имеют иные, чем у вас верования,
обычаи, намерения?
А) вам всегда это трудно сделать.
Б) сравнительно легко.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которого становитесь:
А) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников.
Б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.
7. Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одногруппники пытаются делать "не своё дело", стремятся казаться "лучше чем есть":
А) да.
Б) нет.
8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция:
А) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам
Б) вы рады за знакомого.
Подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы: 1 - Б, 2 - Б* 3 - Б, 4 - А, 5 - Б, 6 - Б» 7 - А, 8 - Б. РЕЗУЛЬТАТЫ:
От 0 до 4 баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и нетерпимости, часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 5 - до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой вы способны и на неуважение к собеседнику, который думает иначе чем вы. Вы не умеете выдвигать убедительные аргументы.
От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею с пониманием. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение "истиной в последней инстанции". Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов.
Задание (Ответ аргументировать).
I. Сравните понятия:
1) терпимость - способность понимать, уважать чужое мнение,
2) терпение - способность соглашаться, вопреки своей воли,
3) доброта - отзывчивость, при которой появляется желание помочь другим,
4) уважение - признание чьих-нибудь достоинств,
П. Ответьте на следующие вопросы:
1) Что в них общее и что различное?
2) Какие определения более близки к понятию толерантность?
3) Приведите примеры толерантного поведения в вашей жизни.
4) Нужна ли толерантность в нашей жизни.
------------------------------
Источники:
1) Н. В. Жукова, РПГУ им. А. П. Герцена – материалы городской научно – практической конференции
2) Словарь СИ. Ожегова, Большой энциклопедический словарь, выступление ДМ. Медведева, ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ, утвержденная ЮНЕСКО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа
ТОЛЕРАНСТНОСТЬ – НОРМА ЖИЗНИ
Мастер производственного обучения
ГБОУ НПО ПЛЖТ
Саркисян Л. Г.
Санкт-Петербург
2011
В настоящее время в связи с ростом агрессии, нетерпимости, в современном обществе актуальна проблема воспитания толерантной личности.
Толерантность формируется как на уровне установок сознания, так и на поведенческом уровне. Какие социальные установки и модели поведения сформируются у подрастающего поколения – толерантные или интолерантные, зависит от различных факторов: семейных ценностей, образов в СМИ, атмосферы в образовательных учреждениях. Поскольку дети находятся в лицее достаточно большое количество времени, безусловно, то, что происходит, в его стенах, значительно сказывается на становлении личности. Роль мастера п/о, педагога, воспитателя при этом высока. Будучи толерантным, мастер п/о не только успешнее осуществляет свое взаимодействие с обучающимся, но и является транслятором толерантных установок и модели толерантного поведения.
В своих группах я провожу серию классных часов посвященных теме “Толерантность”:
- Толерантность и патриотизм
- Понятие толерантность
- Духовный смысл толерантности
- Как принять мир или что такое толерантность?
Методическая разработка классного часа
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – НОРМА ЖИЗНИ
Международный день толерантности (терпимости) объявлен ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года по случаю 50-летнего юбилея этой организации в целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, богатого многообразия культур нашего мира. Толерантность - это гармония в многообразии.
Полноценная толерантность не может быть результатом только внешних воздействий. Она не столько формируется, сколько развивается. Помощь в становлении толерантности - создание условий для развития.
Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами. Воспитание в духе терпимости должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основных на моральных ценностях.
Цель классного часа: привлечь внимание обучающимся нашего лицея к проблеме толерантности. Развивать толерантное отношение к другим людям.
Задачи:
- Формировать терпимое отношение к другим, их привычкам, взглядам.
- Формировать готовность помогать другим и уметь принимать помощь от других.
- Организация позитивного опыта толерантного взаимодействия.
Основное содержание
Толерантность (терпимость) - это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды тобою не разделяются. Пример Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Использование значения понятия толерантности
- В политике используется как уважение других политических движений, идей, государственных устройств.
- В культуре используется как восприятие произведений разных по религиозным, историческим свойствам, а так же как уважение к культуре других народов.
- В социуме используется как взаимодополняющее своеобразие различных народов, и других социальных групп. УВАЖЕНИЕ К ЧУЖИМ ОБЫЧАЯМ И НРАВАМ. (Слайд 1)
История толерантности
Более 70 лет назад по фашистской Германии прокатилась волна еврейских погромов, получивших название "Хрустальная ночь". Те страшные события положили начало Холокосту - одному из самых кошмарных преступлений против толерантности в истории человечества. В память об этом в 1996 году ООН провозгласила 16 ноября Международным днем терпимости... (Слайд 2)
Значимость дня толерантности для всего человечества
Приветствие Президент России Д. А. Медведева участникам вечера-реквиема, посвященного 70-летию "Хрустальной ночи" "Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и чётко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству. И крах фашизма - самое грозное предупреждение всем, кто и в наши дни проповедует эти опасные идеи, пытается оправдать преступления нацистов... (Слайд 3)
16 ноября во всем мире отмечается Международный день толерантности
(Слайд 4)
***
Задание по толерантности. (Слайды 7-21)
Задание поможет определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Следует отвечать быстро, не задумываясь.
- Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает:
А) чтобы играли те, кто не знает правил.
Б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила.
- Вы спокойно встречаете жизненные неудачи?
А) да.
Б) нет.
3. Болезненна ли для вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши одногруппники:
А) да.
Б) нет.
4. Вызывают ли у вас неприязнь одногруппники, которые нарушают правила общественного поведения:
А) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ.
Б) они вам не приятны, потому что не умеют себя контролировать.
5. Можете ли вы легко найти контакт с одногруппниками, которые имеют иные, чем у вас верования,
обычаи, намерения?
А) вам всегда это трудно сделать.
Б) сравнительно легко.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которого становитесь:
А) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников.
Б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.
- Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одногруппники пытаются делать "не своё дело", стремятся казаться "лучше чем есть":
А) да.
Б) нет.
- Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция:
А) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам
Б) вы рады за знакомого.
Подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы: 1 - Б, 2 - Б* 3 - Б, 4 - А, 5 - Б, 6 - Б» 7 - А, 8 - Б. РЕЗУЛЬТАТЫ:
От 0 до 4 баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и нетерпимости, часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 5 - до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой вы способны и на неуважение к собеседнику, который думает иначе чем вы. Вы не умеете выдвигать убедительные аргументы.
От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею с пониманием. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение "истиной в последней инстанции". Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов.
Задание (Ответ аргументировать).
I. Сравните понятия:
- терпимость - способность понимать, уважать чужое мнение,
- терпение - способность соглашаться, вопреки своей воли,
- доброта - отзывчивость, при которой появляется желание помочь другим,
- уважение - признание чьих-нибудь достоинств,
П. Ответьте на следующие вопросы:
- Что в них общее и что различное?
- Какие определения более близки к понятию толерантность?
- Приведите примеры толерантного поведения в вашей жизни.
- Нужна ли толерантность в нашей жизни.
------------------------------
Источники:
- Н. В. Жукова, РПГУ им. А. П. Герцена – материалы городской научно – практической конференции
- Словарь СИ. Ожегова, Большой энциклопедический словарь, выступление ДМ. Медведева, ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ, утвержденная ЮНЕСКО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...