Классный час "5+10"
классный час (7 класс) по теме

Московцова Ирина Анатольевна

Данная разработка поможет провести классный час  о здоровом питании  школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon здоровое питание141.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Классный час

7 класс

«Пять  +  Десять»

  Московцова Ирина Анатольевна,

                                                    учитель химии и биологии

                                                           МБОУ «Яшалтинская средняя

                                                         общеобразовательная школа»

                                                       2013г.

По свидетельству врачей сегодня основные заболевания школьников – гастриты и анемия, и это напрямую связано с качеством питания детей. Иногда в меню школьных столовых присутствуют продукты, признанные опасными для здоровья.  И многие дети, подчиняясь рекламе, предпочитают покупать именно эти продукты, а не обычные школьные завтраки  и обеды. В предлагаемой разработке обсуждаются вопросы здорового питания.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер,  видеопроектор, презентация, яблоки.

Цель: формирование устойчивой мотивации к сохранению, укреплению здоровья и к здоровому образу жизни.  

Задачи:

  1. Углубить представление детей о рациональном питании;
  2. Продолжить формирование позитивной оценки здорового образа жизни;
  3. Побуждать детей к разумному, бережному отношению к своему здоровью.

Ход мероприятия:

 Учитель:  Ребята! Представьте себе, что вам нужно построить хороший дом. На базе стройматериалов вам предложили несколько вариантов кирпичей. Подумайте и решите, какие кирпичи купите для постройки прочного и долговечного здания. (Обсуждение и выступление учеников).

Крупные и крепкие

      10 руб.

Мелкие и фигурные

10 руб.

Разнокалиберные, пересортица

5 руб.

Красивые, но не прочные

3 руб.

Выбор ребят похож и это не удивительно: все понимают, что из плохих стройматериалов дом не построить. А если построить красивый дом, но из некачественных стройматериалов, то дом долго не простоит.  Сегодня  речь пойдёт о строительстве вашего организма, т. е. о его развитии. Мы должны разобраться, из каких “кирпичиков” складывается крепкое здоровье. Выберите фотографию человека в качестве модели своего будущего. (Слайды -варианты фотографий: успешные красивые сильные молодые люди, молодые родители с детьми, а также больные, немощные, бедные, одинокие.) Вы опять единодушны в своём выборе: все хотят быть молодыми, успешными, здоровыми. Никто не сомневается, что успеха в жизни может достичь только сильный, здоровый, умный человек. А какие “стройматериалы” необходимы для осуществления лучшего варианта “постройки” здорового организма? Это нам и предстоит сегодня узнать.

  1. Провокационная ситуация «Закажи блюдо»

Учитель: Некоторые кафе доставляют обеды прямо в офис. Представьте, что наш класс – офис, а вы все его служащие. Каждый из вас может сейчас заказать себе обед, и нам его доставят. Только нужно указать точное количество порций. Платить за еду не нужно – у кафе сегодня праздничная акция.  Меню на экране  – ваш выбор! Мой помощник (имя) будет записывать, сколько порций нужно заказать.

Учитель читает название блюд, ученики поднимают руки, помощник записывает напротив каждого блюда количество порций.

                 

                                                  Меню кафе  «Вкуснота»

                                     Название блюд

Количество порций

1. Салат из капусты

2. Салат из свеклы

3. салат «Оливье»

4. Борщ

5. Суп куриный с лапшой

6. Уха

7. Котлеты с гарниром

8. Чипсы картофельные

9. Шашлык

10. Голубцы

11.Сосиски, сардельки

12. Компот из сухофруктов

13. Кисель из клюквы

14. Сладкие газированные напитки

15. Фрукты

16 Шоколадный батончик

Вижу, у многих разыгрался аппетит, но вынуждена огорчить - это была всего лишь провокация. Я захотела выяснить: каким продуктам вы отдадите предпочтение, ведь среди  указанных блюд были, и пять «вредных»! Давайте их вместе выделим из этого списка (ученики выходят к интерактивной доске и обводят их красным маркером).

II. Сегодня у нас в гостях  наш популярный друг – «Интернетик»! Он любезно предоставил нам информацию о «вредной пятерке», собрав ее с многочисленных сайтов. Над этим потрудились врачи – диетологи всего мира. Надеюсь эта мини – лекция для вас не будет утомительной. ( ПРОСМОТР СЛАЙДОВ)

  1. Сладкие газированные напитки: «Кока- кола», «Спрайт» и другие созданы не для утоления жажды, а для ее вызывания. Отличаются гигантским содержанием сахара: в одном стакане не менее пяти чайных ложек.
  2. Картофельные чипсы – смесь углеводов и жира + искусственные вкусовые добавки.
  3. Сладкие шоколадные батончики – большое количество сахара, химические добавки, высочайшая калорийность
  4. Сосиски, сардельки, колбаса, паштеты и другие продукты с скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир, свиная шкурка занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.
  5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.

Оказалось, что нет ничего страшнее сосиски в тесте в сочетании с лимонадом!!!

Многие врачи к этой «пятерке» добавляют еще и жевательные конфеты, мэйбоны, чупа-чупсы, кетчупы, лапшу быстрого приготовления и другие пищевые изделия. Во всех этих продуктах много химии: заменителей, красителей, растворителей. Действие многих из них сопоставимо  с действием яда. Если есть много такой пищи, организм постепенно привыкает к яду и уже не посылает тревожных сигналов в виде высыпаний на коже, тошноты или головокружения. Постепенно ядовитые вещества накапливаются, и вспыхивает болезнь.

III. Интерактивная беседа по теме «Что вредно и что полезно»

 Учитель: Ребята, мне все таки не дает покоя один вопрос: многие из вас знают о вреде этих продуктов, но почему, же вы так упорно их покупаете?

( Ребята  дают свои ответы, звучит одно из предположений, что многие из этих продуктов рекламируются по телевидению).

Учитель задает вопросы, ученики отвечают:

  1. На какие группы подразделяют продукты питания? ( Белки, жиры, углеводы)
  2. Что еще необходимо для здорового питания? (витамины, минеральные вещества)
  3. Что значит рациональное питание? (разумное)
  4. Согласны ли вы с шуткой, что сбалансированное питание – это чипсы в правой руке  и в левой? (нет)
  5. Для чего нужно употреблять сырые овощи и фрукты? (грубая растительная пища улучшает работу все пищеварительной системы)
  6. К чему приводит неправильное питание? (К ожирению, болезням желудка, кишечника, печени)

Вместе формулируется вывод беседы:

От того, что и как мы едим, зависит наше здоровье, настроение, самочувствие. Правильное питание – важнейшее условие здорового образа жизни.

IV. Игра – викторина «Полезная десятка»

Учитель: Врачи – диетологи определили не только самые вредные продукты, но и самые полезные. Они вам хорошо известны. Предлагаю вам викторину. Я буду описывать свойства этих продуктов, а вы попробуйте угадать, о чем идет речь.  (При отгадке на экране появляется картинка с этим продуктом). Ученик правильно ответившие на вопрос викторины получает яблоко. В конце легко определить победителя.

  1. Этот напиток животного происхождения просто необходим человеку с первого дня рождения. В нем содержится белок, жир, кальций. Из него люди научились делать много полезных продуктов  (молоко)
  2. Этот продукт является источником ценного белка и вполне может заменить мясо.  Японцев он делает чемпионами долголетия. Больше всего этого продукта едят в Ирландии – 92 кг. В год, в России – только-15кг. (рыба)
  3. Это хороший заменитель сахара, готовое лекарство от многих болезней. А красавицы с древних времен применяли этот продукт для ухода за кожей. (Мед)
  4. Этот продукт полезен во всех отношениях. В нем есть кислоты, которые борются с гнилостными бактериями в желудке; вещество кварцетин препятствует росту раковых клеток, очень полезен для работы сердечно – сосудистой системы. (Яблоко)
  5. Этот сладкий продукт снимает стрессы, повышает уровень гемоглобина в крови, обеспечивает мозг кислородом. Содержит много витаминов А, С, В. Но его нельзя злоупотреблять тем, кто следит за своей талией – много калорий. (Банан)
  6. Следующий продукт – кладезь всех витаминов, минералов и микроэлементов. Улучшает работу печени, щитовидной железы. В нем очень много фитонцидов, уничтожающие микробов. Если его сок приложить к пяткам на ночь, то утром никакой простуды не будет! (лук)
  7. Этот продукт богат витаминами и минералами, особенно много витамина А. Препятствует развитию рака кожи, полезен для глаз. Лучше всего употреблять в сыром виде. (Морковь)
  8. Настой этого продукта называют « лекарством от тьмы и болезней». Он снимает усталость, улучшает работу сердца, предотвращает кариес, дает эффект омоложения. Этот продукт имеет много цветов, но особенный – зеленый, (зеленый чай) *** заваривать нужно листья, а не чай в пакетиках.
  9. Этот продукт наводит порядок в желудке, убивая вредные микроорганизмы. Полезен в сыром виде, но имеет недостаток: мешает общению с людьми. (Чеснок)
  10. В очищенном виде похож на мозг человека, поэтому считается , что он «ума, силы и памяти прибавляет» (Грецкий орех)

Итак, перед вами «великолепная десятка!» ( На экране все 10 продуктов)

В употреблении любого продукта необходимо знать меру, учитывать свой возраст, обращать внимание на качество продукта, степень его свежести.

V. Из теоретика в практика.

Давайте – ка сейчас проверим, как у вас  на самом деле обстоят дела на «пищевом» фронте. Предлагаю вам ответить на вопросы теста, он лежит на ваших столах. Будьте предельно честны.

Тест "Как вы питаетесь?"

 1. Как часто в течение дня вы питаетесь?

а) три раза б) два раза; в) один раз.

2. Вы завтракаете:

а) каждое утро; б) один-два раза в неделю; в) очень редко, почти никогда.

3. Из чего состоит ваш завтрак?

а) из овсяной каши и какого-нибудь напитка;

б) из жареной пищи;  в) из одного только напитка.

4. Часто то ли в течение дня вы перекусываете между завтраком, обедом и ужином?

а) никогда; б) один-два раза; в) три раза и больше.

5. Как часто вы едите свежие фрукты и овощи?

а) три раза в день; б) три-четыре раза в неделю; в) один раз.

6. Как часто вы едите шоколад, торты и пироженное?

а) раз в неделю; б) от 1 до 4-х раз в неделю; в) почти каждый день.

7. Вы любите хлеб с маслом?

а) почти не прикасаюсь к таким бутербродам;

б) иногда с чаем не отказываю себе в этом скором кушанье;

в) очень люблю и балую себя почти каждый день.

8. Сколько раз в неделю вы едите рыбу?  

а) два-три раза и больше; б) один раз; в) один раз и реже.

9. Как часто вы едите хлеб и хлебобулочные изделия?

а) раз в день; б) два раза в день; в) три раза и более.    

10. Сколько чашек кофе или чая вы выпиваете в день?

а) одну-две; б) от трех до пяти; в) шесть и больше.

Подведем итоги.

Подсчитайте количество баллов. Ответ а - 2 очка, б - 1, в - 0.

21-24 очка, у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет.

16-20 очков. Вы умело находите золотую середину в выборе блюд.

12-15 очков. Пересмотрите свое отношение к питанию.

0-11 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная опасность для вашего здоровья.

 Как вы думаете, какой из полученных вариантов подходит для достижения поставленной в начале урока цели? (Обратить внимание учащихся на фотографии успешных людей, которые выбирали дети в начале урока).

VI. Групповая работа. « Помощь другу».

Учитель: Теорию о правильном питании мы с вами разобрали. Но всегда ли мы на практике применяем все свои знания? Часто предпочитаем питаться в сухомятку, бутербродами, вместо того, чтобы приготовить себе простое, полезное блюдо.  Сейчас мы поработаем в группах. Проверим, знаете ли вы рецепты таких блюд?

Итак, представьте себе такую ситуацию.

У вашего друга – Артема,  родители уехали на несколько дней в командировку. Артем со своей младшей сестрой остался на хозяйстве. Первый день они дружно уплетали яйца: вареные, жареные, сырые. На второй день сестренка расплакалась и от яиц отказалась. Артем обследовал кухню. Обнаружил следующие продукты: мясо, молоко, сметана, крупы, картошка, морковь, лук, капуста…Артем взял свой мобильный телефон, набрал список этих продуктов и, приписал текст: «Ребята, помогите рецептами нормальной здоровой еды!» и отправил SMS-ки своим друзьям, т.е вам. Предложите Артему блюда из этих продуктов, опишите подробно процесс приготовления. На это вам дается 10 минут.

(Звучит мелодия «Антошка, готовь к обеду ложку..»)

Время прошло, голодный друг ждет вашей помощи.

Учитель приглашает представителей групп рассказать о результатах своей работы.

Идет обсуждение рецептов, их корректировка.

Ну вот, рецепты отправлены по адресу. Уверена, что Артему очень пригодится дружеская помощь. Этих рецептов хватит и на следующий день, а когда приедут родители, им тоже будет, чем подкрепиться с дороги. Самое простое решение в этой ситуации было занять денег, купить сосисек, лапши быстрого приготовления и продержаться до приезда родителей. Но наш герой этого делать не стал, не травил себя и сестру вредными продуктами, а позаботился о своем здоровье. Это опыт самостоятельности пригодится ему в жизни.  

VII. Рефлексия. В конце мероприятия учащимся необходимо сделать свой индивидуальный выбор: прикрепить магнит под той оценкой, которую они хотели бы поставить своему здоровью в будущем. (На доске схема для рефлексии.)

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...