Родительское собрание "Внимание, конфликт!"
методическая разработка (8 класс) по теме

Уринова Наталья Андреевна

Родительское собрание "Внимание, конфликт!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_vnimanie_konflikt.rar1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мастер – класса в 8 классе

« Формула решения школьных конфликтов»

              ( Классный руководитель 8 класса Уринова Наталья Андреевна

В рамках КПМО, который предполагает оптимизацию школы, в августе 2008 года в нашей школе было произведено слияние классов. Произошло комплектование и двух восьмых классов. Классным руководителем 8 «Б» являлась я, и меня назначили классным руководителем нового класса. Все эти перемены вызвали бурный протест со стороны родителей 8 «А» класса. Вот так возник « реалистический» « случайный» конфликт.

Предметом разногласий было слияние классов и моё назначение классным руководителем нового класса. Мотивация у родителей была такова: объединение классов повлияет на успеваемость детей, которые к тому же обучались по разным программам по русскому языку, литературе, а учебники уже были куплены. Родители 8 «А» ходили с протестом к директору, ездили  в управление образования. С ними была проведена разъяснительная работа, но конфликт не прекращался. В условиях конфликта  жили дети.

В новом классе, в котором было 33 ученика, чувствовалась напряжённость во взаимоотношениях детей, сведённых в один класс, напряжена была и я. Так продолжалось несколько дней. Родители 8 « А» (14 человек) « не сдавались»: требовали разделения класса, писали жалобы. В такой обстановке продолжать учебный процесс было невозможно. На меня, как на классного руководителя, легла ответственность за успешное и положительное решение  этого вопроса.

Я решила провести родительское собрание, пригласив родителей двух классов. К собранию тщательно подготовилась: проконсультировалась со школьным психологом, прочитала учебник « Конфликтология. Хрестоматия» - составитель Н. И. Леонов.

Современных родителей просто  беседами не переубедишь, необходимо было подойти к разрешению конфликта с научной точки зрения, поэтому к родительскому собранию подготовила выступление со схемами и диаграммами на слайдах, так как мой кабинет оснащён интерактивной доской.  После этого собрания конфликт был « погашен».

Как нашему коллективу учителей (мне помогал весь коллектив) удалось справиться с этим социально - психологическим конфликтом я и хочу поделиться.

Все свои действия в разрешении конфликта я обозначила как «шаги», необходимые для конструктивного завершения возникшего противоречия между школой и группой родителей.

1

1. « Шаг» первый- это определение конфликтующих сторон.

               Интересы взрослых не совпадают

Как видим, конфликтующие стороны: родители - «школа». Предмет спора: дети- ученики. На мой взгляд, на родительском собрании эта схема продемонстрирует взрослым, вовлечённым в конфликт, что, увлекаясь отстаиванием своей точки зрения, они забывают о предмете спора – детях. Отстаивание родителями своей точки зрения, затягивание, углубление ими конфликта мешает именно тем, чьи интересы вроде бы изначально защищались – детям. 

2. « Шаг» второй – проследить динамику конфликта и наметить для себя план  дальнейших действий, чтобы как можно скорее погасить конфликт.

Динамика конфликта

      Составляющие конфликта

Мои действия - « я должна»

1.Возникновение конфликта

1.Предмет конфликта – дети.

1. Создать комфортные условия для детей.


2.Осознание конфликта


2.Мотивация – успеваемость детей.

2. Систематически поддерживать связь с учителями – предметниками, информировать родителей об успеваемости их детей.

3. Переход к конфликту, его   развитие

3. Выражение конфликта – разговоры на повышенных тонах, жалобы, устные и письменные, во все инстанции.

3. Встречаться с родителями, беседовать с ними, успокаивать. Привлечь к работе психолога.

4. Разрешение конфликта

4. Конструктивно разрешить конфликт.

4. Создать « климат» взаимных уступок.

2

Если конфликтную ситуацию записать для себя подобным образом, то сразу становится понятно, что необходимо сделать тебе как классному руководителю, чтобы  разрешить создавшуюся ситуацию положительно для обеих сторон:

1) проводить в классе коллективно- творческие дела, вовлекая в творческий процесс детей из обоих классов, показывать выступления детей родителям;

2) вовлекать детей в творческие кружки, в работу школьного спорт - клуба;

3) включить в работу клуба « Лада» детей из 8 «А». (Руководителем этого клуба являюсь я).

Все эти мероприятия должны сдружить учеников обоих классов, тем более ученики обоих классов и до слияния классов ездили вместе на экскурсии, отдыхали в летнем оздоровительном лагере в одном отряде, ездили на море вместе со мной.

3. Наметив для себя план действий по созданию комфортных условий всем ученикам восьмого класса, я изучила требования родителей из их письменных и устных заявлений и наметила « шаг» третий – изучение  « тревог» родителей. То есть, я попыталась составить характеристику конфликтующей стороны и постаралась понять тревогу родителей.

  1. Устремления родителей:

забота об успеваемости детей

  1. Стратегия и тактика родителей:

 устные и письменные протесты

      3.  Причины волнения родителей:

некомфортность детей в новом коллективе

  1. Цели родителей:

сохранить класс и классного руководителя

      5. Каких результатов ожидают  родители?

 им пойдут на уступки и классы не объединят

Как мы видим из этой таблицы, родителей понять можно: они беспокоятся за своих детей. Но их цели недостижимы, а ожидание результатов, как они их себе представляют,  невыполнимы, так как соединение классов произошло в рамках государственной программы, а не по прихоти учителей.

Значит, наша задача -  мягко подвести родителей к пониманию и принятию ситуации. Легко сказать, а как сделать? Необходимо, чтобы родители поняли, что от этого конфликта страдают дети, поэтому при решении конфликта приоритетны их интересы. Интересы детей – вот о чём мы должны говорить на собрании.

3

 Нужно объяснить родителям, что мы, учителя, тоже обеспокоены успеваемостью учеников в укомплектованных классах. То есть, в диалоге с родителями нужно опираться на  родительские чувства – любовь к детям. И если мы, учителя, покажем, что успехи детей и нам небезразличны, что комфортность в школе каждого ученика – это и наша забота, то начнётся диалог по  разрешению конфликта.

 4. Наметив цель диалога с родителями (интересы детей), я определила стиль общения с родителями - это « шаг четвёртый». Мной были выбраны два стиля: сначала компромисс, затем – сотрудничество.

На собрании предлагаем родителям на интерактивной доске рассмотреть схему.  В продолжение всего собрания все схемы на интерактивной доске обсуждаются родителями!

Таким образом, сами родители анализируют конфликтную ситуацию, делают выводы.

                         Если интересы не совпадают, что делать?                                                                                                                                                                                                                                                                     

4

Родителям был задан вопрос: «Как они поняли предложенную схему?» Родители сами дали ответ: «Проигравших и выигравших в конфликте нет, есть пострадавшие - дети. Значит, конфликтующим сторонам надо пойти на компромисс, на взаимные уступки, сотрудничать друг с другом, потому что цена наших взрослых принципов – дети, которых мы любим. Вот теперь родителей можно было приглашать к сотрудничеству.

Было решено в качестве уступки ученикам 8 «А»  на средства школы купить новые учебники по русскому языку и литературе, пересмотреть расписание уроков информатики, так как компьютеров на 33 ученика не хватало: класс разделили на две группы для занятий на компьютерах.

        5. « Шаг пятый» - разрешение, завершение конфликта.

Перед родителями был поставлен вопрос: «Что нужно сделать всем нам для завершения конфликта?» Ответы были таковы:  усилия обеих сторон, добрая воля, любовь. Почему необходимо конструктивно завершить конфликт?  Родители ответили:

 «Это нужно детям».

                                                        Что нужно детям?

Положительное в той стратегии, которой мы придерживались, заключается в том, что родители как бы сами пришли к положительному решению вопроса, без нажима со стороны учительского коллектива.

5

 Им дали выговориться, их выслушали, с ними соглашались, создали климат взаимного доверия, предложили помощь в решении вопроса, предложили сотрудничество.

Всё это позволило сохранить добрые взаимоотношения и сконцентрировать объединённые усилия обеих сторон не на антогонистических позициях, а на интересах детей.

Чтобы закрепить достигнутое, родителям предложили подумать над вопросами:

  1. в каких вопросах мы должны быть солидарны?
  2. какие наши действия неприемлемы для разрешения конфликта?
  3. каковы наши общие цели?
  4. что нужно для создания детям условий комфортности?

Подводя итог первого этапа работы с родителями, хочется сказать, что главным достижением совместных усилий является то, что каждая сторона признала законность требований другой и приняла результат урегулирования конфликта, несмотря на то, что он оказался вне их интересов. Участники остались довольны исходом конфликта. Значит, этот социально – психологический конфликт был разрешён конструктивно.

6.« Шаг шестой» - закрепление достигнутых результатов. Это второй этап работы с родителями. Необходимо было убедить их, что школа свои обещания сдержала: детям созданы комфортные условия и успеваемость детей – это решаемая проблема. Для этого через месяц было проведено второе родительское собрание.

 Тема: «Успеваемость ученика в условиях слияния классов ».

 Повестка дня:

  1. Успеваемость и посещаемость первого месяца обучения.
  2. Роль духовно- нравственного воспитания в развитии моральных качеств учащихся.
  3. Итоги анкетирования родителей и учащихся по проблеме слияния классов.
  4. Разное.

  1. По результатам успеваемости первого месяца обучения можно сделать вывод:

- необходимо со стороны родителей усилить контроль за выполнением домашних   заданий;

- не допускать пропусков уроков без уважительной причины;

- поддерживать связь с учителями – предметниками и классным руководителем.

6

2. Для создания благоприятной обстановки на собрании, перед родителями выступили ученики  8 класса - волонтёры клуба « Лада» (от слова « ладить»), с кукольным театром. Был показан спектакль  « Колобок на новый лад», суть которого - пропаганда здорового образа жизни, борьба с вредными привычками. Колобок в нашей сказке вернулся к деду и бабе, не поддавшись соблазнам лёгкой жизни. Родители видели участие своих детей в сценарии, смеялись над приключением Колобка, которого Волк, Медведь и Лиса пытались увести с истинного пути. На мой взгляд, родители больше верят словам учителя, когда они видят своих детей, участвующих в коллективно – творческом деле.

3.  Подготовить собрание мне помогла «третья сторона»- психолог и социолог школы. Совместными усилиями мы составили и потом проанализировали анкеты для родителей и учеников.

Анкета для родителей на тему: «Отношение к школе».

Результаты анкетирования родителей.

  1. Ваше отношение к школе и к педколлективу?

      2.        Чему, по-вашему, должна учить школа?

7

3. Какие традиции должны быть в школе?

4. Какие проблемы воспитания и обучения вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?

Анализ анкет родителей показал:

  1. отношение родителей к школе и педколлективу доброжелательное;
  2. родители оценивают работу  и усилия учителей в работе с детьми;
  3. но тревожность некоторых родителей сохранилась.

Вывод: необходимо продолжить работу с родителями по устранению их тревожности.

                                                        8

Анкета для учащихся: « Классный руководитель глазами учащихся»

Результаты анкетирования учеников:

    1.  С каким настроением ты идёшь в школу?

     2.    Бывают ли у вас неприятности в школе?

  1. Если бывают, то от кого они исходят?

9

  1. Бывают ли у вас конфликты с классным руководителем?

  1. Какую роль исполняет в классе классный руководитель?

  1. Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?

  1. Тебе хотелось бы перенять от классного руководителя:

10

  1. Ты посоветовал бы своему классному руководителю:

  1. Ты считаешь, что твой класс:

  1. Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?

Анализ анкет учеников показал:

  1. ребята комфортно чувствуют себя в составе нового класса;
  2. положительно воспринимают классного руководителя;
  3. но сохранилась тревожность некоторых ребят.

Мы решили выяснить причины тревожности детей.

Ответы учеников были таковы:

- стыдно перед одноклассниками, если не выучил урок;

- боюсь огорчить маму плохой оценкой.

11

Вывод:

  1. тревожность родителей передаётся детям: чем спокойнее родители, тем спокойнее  дети;
  2. необходимо продолжить работу по повышению уровня знаний учащихся;
  3. продолжать создавать условия для сплочения нового коллектива.

 

Результаты анкетирования детей меня растрогали: сколько доверия  оказали они мне, как дети переживали за меня! Оказывается, во мне столько достоинств!  Я выросла в собственных глазах, я почувствовала себя увереннее, ведь мне доверяют дети! Я на всю

жизнь уяснила для себя: дети добрее, милосерднее, терпимее нас, взрослых! Спасибо деткам за поддержку в те трудные дни!

 Эта ситуация показала, что я пользуюсь уважением и авторитетом и у родителей учеников 8 « Б»: они оказывали мне всяческую поддержку,  Оказывается конфликт имеет и свои плюсы: учителю можно узнать степень своего авторитета, меру доверия родителей и детей.

7.» Шаг седьмой» - завоевание доверия,  авторитета у родителей и учеников 8 класса.

 И родители,  и я, как классный руководитель, должны продолжить работу по предотвращению конфликта. Для этого нужны усилия обеих сторон.

Все результаты анкетирования были продемонстрированы родителям на интерактивной доске и мной прокомментированы. Родители убедились в позитивном отношении детей друг к другу в условиях нового коллектива.  А если у некоторых ребят ещё сохранялась тревожность в новом классе, то это - результат тревожности родителей. Дети быстрее адаптируются к новым условиям!

В завершении собрания  было решено дать время на адаптацию тем ученикам, которые ещё сохранили тревожность. Решено было дать время и классному руководителю, то есть мне, для достижения поставленных целей и задач. Доверие нужно оправдывать!

Вот таких семь «шагов» проделали взрослые и дети на пути к счастливому разрешению конфликта…

12

Родители

Школа

А дети…?

Родители

Школа

Выигрыш?                              Проигрыш?

Интересы детей

Компромисс

Сотрудничество

Дети

Любовь,

добрая воля,

терпение,

сотрудничество сторон

Родители

Школа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к родительскому собранию "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"

В данном материале размещены анкеты-заповеди  для родителей и детей- учащихся 10 класса....

Родительское собрание "Конфликты с собственным ребенком и пути их решения"

Родительское собрание в 8 А классе на тему "Конфликты с собственным ребенком и пути их решения"...

Материал к родительскому собранию "Конфликты с ребенком: причины и их решение".

Можно использовать в качестве раздаточного материала на родительском собрание....

Родительское собрание "Конфликты с собственными детьми и пути их разрешения"

Наши дети, уч-ся 11-х классов, стоят перед самостоятельным выбором дальнейшего пути. Как в 10-м так и в 11-м классе более всего подростки подвержены со...

Родительское собрание "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения".

Родительское собрание "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения" + презентация...

Классное родительское собрание "Конфликты. Возможно ли их избежать?"

Родительское собрание для учащихся 10-11 классов предполагает совместное участие родителей и учащихся.  Оно помогает погрузить подростков   и родителей  в среду позитивного...

Родительское собрание "Конфликты в семье. Роль родителей".

Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Каковы же  действия взрослых ? Как ...