Родительское собрание "Внимание, конфликт!"
методическая разработка (8 класс) по теме
Родительское собрание "Внимание, конфликт!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_vnimanie_konflikt.rar | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мастер – класса в 8 классе
« Формула решения школьных конфликтов»
( Классный руководитель 8 класса Уринова Наталья Андреевна
В рамках КПМО, который предполагает оптимизацию школы, в августе 2008 года в нашей школе было произведено слияние классов. Произошло комплектование и двух восьмых классов. Классным руководителем 8 «Б» являлась я, и меня назначили классным руководителем нового класса. Все эти перемены вызвали бурный протест со стороны родителей 8 «А» класса. Вот так возник « реалистический» « случайный» конфликт.
Предметом разногласий было слияние классов и моё назначение классным руководителем нового класса. Мотивация у родителей была такова: объединение классов повлияет на успеваемость детей, которые к тому же обучались по разным программам по русскому языку, литературе, а учебники уже были куплены. Родители 8 «А» ходили с протестом к директору, ездили в управление образования. С ними была проведена разъяснительная работа, но конфликт не прекращался. В условиях конфликта жили дети.
В новом классе, в котором было 33 ученика, чувствовалась напряжённость во взаимоотношениях детей, сведённых в один класс, напряжена была и я. Так продолжалось несколько дней. Родители 8 « А» (14 человек) « не сдавались»: требовали разделения класса, писали жалобы. В такой обстановке продолжать учебный процесс было невозможно. На меня, как на классного руководителя, легла ответственность за успешное и положительное решение этого вопроса.
Я решила провести родительское собрание, пригласив родителей двух классов. К собранию тщательно подготовилась: проконсультировалась со школьным психологом, прочитала учебник « Конфликтология. Хрестоматия» - составитель Н. И. Леонов.
Современных родителей просто беседами не переубедишь, необходимо было подойти к разрешению конфликта с научной точки зрения, поэтому к родительскому собранию подготовила выступление со схемами и диаграммами на слайдах, так как мой кабинет оснащён интерактивной доской. После этого собрания конфликт был « погашен».
Как нашему коллективу учителей (мне помогал весь коллектив) удалось справиться с этим социально - психологическим конфликтом я и хочу поделиться.
Все свои действия в разрешении конфликта я обозначила как «шаги», необходимые для конструктивного завершения возникшего противоречия между школой и группой родителей.
1
1. « Шаг» первый- это определение конфликтующих сторон.
Интересы взрослых не совпадают
Как видим, конфликтующие стороны: родители - «школа». Предмет спора: дети- ученики. На мой взгляд, на родительском собрании эта схема продемонстрирует взрослым, вовлечённым в конфликт, что, увлекаясь отстаиванием своей точки зрения, они забывают о предмете спора – детях. Отстаивание родителями своей точки зрения, затягивание, углубление ими конфликта мешает именно тем, чьи интересы вроде бы изначально защищались – детям.
2. « Шаг» второй – проследить динамику конфликта и наметить для себя план дальнейших действий, чтобы как можно скорее погасить конфликт.
Динамика конфликта | Составляющие конфликта | Мои действия - « я должна» |
1.Возникновение конфликта | 1.Предмет конфликта – дети. | 1. Создать комфортные условия для детей. |
2.Осознание конфликта | 2.Мотивация – успеваемость детей. | 2. Систематически поддерживать связь с учителями – предметниками, информировать родителей об успеваемости их детей. |
3. Переход к конфликту, его развитие | 3. Выражение конфликта – разговоры на повышенных тонах, жалобы, устные и письменные, во все инстанции. | 3. Встречаться с родителями, беседовать с ними, успокаивать. Привлечь к работе психолога. |
4. Разрешение конфликта | 4. Конструктивно разрешить конфликт. | 4. Создать « климат» взаимных уступок. |
2
Если конфликтную ситуацию записать для себя подобным образом, то сразу становится понятно, что необходимо сделать тебе как классному руководителю, чтобы разрешить создавшуюся ситуацию положительно для обеих сторон:
1) проводить в классе коллективно- творческие дела, вовлекая в творческий процесс детей из обоих классов, показывать выступления детей родителям;
2) вовлекать детей в творческие кружки, в работу школьного спорт - клуба;
3) включить в работу клуба « Лада» детей из 8 «А». (Руководителем этого клуба являюсь я).
Все эти мероприятия должны сдружить учеников обоих классов, тем более ученики обоих классов и до слияния классов ездили вместе на экскурсии, отдыхали в летнем оздоровительном лагере в одном отряде, ездили на море вместе со мной.
3. Наметив для себя план действий по созданию комфортных условий всем ученикам восьмого класса, я изучила требования родителей из их письменных и устных заявлений и наметила « шаг» третий – изучение « тревог» родителей. То есть, я попыталась составить характеристику конфликтующей стороны и постаралась понять тревогу родителей.
| забота об успеваемости детей |
| устные и письменные протесты |
3. Причины волнения родителей: | некомфортность детей в новом коллективе |
| сохранить класс и классного руководителя |
5. Каких результатов ожидают родители? | им пойдут на уступки и классы не объединят |
Как мы видим из этой таблицы, родителей понять можно: они беспокоятся за своих детей. Но их цели недостижимы, а ожидание результатов, как они их себе представляют, невыполнимы, так как соединение классов произошло в рамках государственной программы, а не по прихоти учителей.
Значит, наша задача - мягко подвести родителей к пониманию и принятию ситуации. Легко сказать, а как сделать? Необходимо, чтобы родители поняли, что от этого конфликта страдают дети, поэтому при решении конфликта приоритетны их интересы. Интересы детей – вот о чём мы должны говорить на собрании.
3
Нужно объяснить родителям, что мы, учителя, тоже обеспокоены успеваемостью учеников в укомплектованных классах. То есть, в диалоге с родителями нужно опираться на родительские чувства – любовь к детям. И если мы, учителя, покажем, что успехи детей и нам небезразличны, что комфортность в школе каждого ученика – это и наша забота, то начнётся диалог по разрешению конфликта.
4. Наметив цель диалога с родителями (интересы детей), я определила стиль общения с родителями - это « шаг четвёртый». Мной были выбраны два стиля: сначала компромисс, затем – сотрудничество.
На собрании предлагаем родителям на интерактивной доске рассмотреть схему. В продолжение всего собрания все схемы на интерактивной доске обсуждаются родителями!
Таким образом, сами родители анализируют конфликтную ситуацию, делают выводы.
Если интересы не совпадают, что делать?
4
Родителям был задан вопрос: «Как они поняли предложенную схему?» Родители сами дали ответ: «Проигравших и выигравших в конфликте нет, есть пострадавшие - дети. Значит, конфликтующим сторонам надо пойти на компромисс, на взаимные уступки, сотрудничать друг с другом, потому что цена наших взрослых принципов – дети, которых мы любим. Вот теперь родителей можно было приглашать к сотрудничеству.
Было решено в качестве уступки ученикам 8 «А» на средства школы купить новые учебники по русскому языку и литературе, пересмотреть расписание уроков информатики, так как компьютеров на 33 ученика не хватало: класс разделили на две группы для занятий на компьютерах.
5. « Шаг пятый» - разрешение, завершение конфликта.
Перед родителями был поставлен вопрос: «Что нужно сделать всем нам для завершения конфликта?» Ответы были таковы: усилия обеих сторон, добрая воля, любовь. Почему необходимо конструктивно завершить конфликт? Родители ответили:
«Это нужно детям».
Что нужно детям?
Положительное в той стратегии, которой мы придерживались, заключается в том, что родители как бы сами пришли к положительному решению вопроса, без нажима со стороны учительского коллектива.
5
Им дали выговориться, их выслушали, с ними соглашались, создали климат взаимного доверия, предложили помощь в решении вопроса, предложили сотрудничество.
Всё это позволило сохранить добрые взаимоотношения и сконцентрировать объединённые усилия обеих сторон не на антогонистических позициях, а на интересах детей.
Чтобы закрепить достигнутое, родителям предложили подумать над вопросами:
- в каких вопросах мы должны быть солидарны?
- какие наши действия неприемлемы для разрешения конфликта?
- каковы наши общие цели?
- что нужно для создания детям условий комфортности?
Подводя итог первого этапа работы с родителями, хочется сказать, что главным достижением совместных усилий является то, что каждая сторона признала законность требований другой и приняла результат урегулирования конфликта, несмотря на то, что он оказался вне их интересов. Участники остались довольны исходом конфликта. Значит, этот социально – психологический конфликт был разрешён конструктивно.
6.« Шаг шестой» - закрепление достигнутых результатов. Это второй этап работы с родителями. Необходимо было убедить их, что школа свои обещания сдержала: детям созданы комфортные условия и успеваемость детей – это решаемая проблема. Для этого через месяц было проведено второе родительское собрание.
Тема: «Успеваемость ученика в условиях слияния классов ».
Повестка дня:
- Успеваемость и посещаемость первого месяца обучения.
- Роль духовно- нравственного воспитания в развитии моральных качеств учащихся.
- Итоги анкетирования родителей и учащихся по проблеме слияния классов.
- Разное.
- По результатам успеваемости первого месяца обучения можно сделать вывод:
- необходимо со стороны родителей усилить контроль за выполнением домашних заданий;
- не допускать пропусков уроков без уважительной причины;
- поддерживать связь с учителями – предметниками и классным руководителем.
6
2. Для создания благоприятной обстановки на собрании, перед родителями выступили ученики 8 класса - волонтёры клуба « Лада» (от слова « ладить»), с кукольным театром. Был показан спектакль « Колобок на новый лад», суть которого - пропаганда здорового образа жизни, борьба с вредными привычками. Колобок в нашей сказке вернулся к деду и бабе, не поддавшись соблазнам лёгкой жизни. Родители видели участие своих детей в сценарии, смеялись над приключением Колобка, которого Волк, Медведь и Лиса пытались увести с истинного пути. На мой взгляд, родители больше верят словам учителя, когда они видят своих детей, участвующих в коллективно – творческом деле.
3. Подготовить собрание мне помогла «третья сторона»- психолог и социолог школы. Совместными усилиями мы составили и потом проанализировали анкеты для родителей и учеников.
Анкета для родителей на тему: «Отношение к школе».
Результаты анкетирования родителей.
- Ваше отношение к школе и к педколлективу?
2. Чему, по-вашему, должна учить школа?
7
3. Какие традиции должны быть в школе?
4. Какие проблемы воспитания и обучения вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?
Анализ анкет родителей показал:
- отношение родителей к школе и педколлективу доброжелательное;
- родители оценивают работу и усилия учителей в работе с детьми;
- но тревожность некоторых родителей сохранилась.
Вывод: необходимо продолжить работу с родителями по устранению их тревожности.
8
Анкета для учащихся: « Классный руководитель глазами учащихся»
Результаты анкетирования учеников:
1. С каким настроением ты идёшь в школу?
2. Бывают ли у вас неприятности в школе?
- Если бывают, то от кого они исходят?
9
- Бывают ли у вас конфликты с классным руководителем?
- Какую роль исполняет в классе классный руководитель?
- Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?
- Тебе хотелось бы перенять от классного руководителя:
10
- Ты посоветовал бы своему классному руководителю:
- Ты считаешь, что твой класс:
- Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?
Анализ анкет учеников показал:
- ребята комфортно чувствуют себя в составе нового класса;
- положительно воспринимают классного руководителя;
- но сохранилась тревожность некоторых ребят.
Мы решили выяснить причины тревожности детей.
Ответы учеников были таковы:
- стыдно перед одноклассниками, если не выучил урок;
- боюсь огорчить маму плохой оценкой.
11
Вывод:
- тревожность родителей передаётся детям: чем спокойнее родители, тем спокойнее дети;
- необходимо продолжить работу по повышению уровня знаний учащихся;
- продолжать создавать условия для сплочения нового коллектива.
Результаты анкетирования детей меня растрогали: сколько доверия оказали они мне, как дети переживали за меня! Оказывается, во мне столько достоинств! Я выросла в собственных глазах, я почувствовала себя увереннее, ведь мне доверяют дети! Я на всю
жизнь уяснила для себя: дети добрее, милосерднее, терпимее нас, взрослых! Спасибо деткам за поддержку в те трудные дни!
Эта ситуация показала, что я пользуюсь уважением и авторитетом и у родителей учеников 8 « Б»: они оказывали мне всяческую поддержку, Оказывается конфликт имеет и свои плюсы: учителю можно узнать степень своего авторитета, меру доверия родителей и детей.
7.» Шаг седьмой» - завоевание доверия, авторитета у родителей и учеников 8 класса.
И родители, и я, как классный руководитель, должны продолжить работу по предотвращению конфликта. Для этого нужны усилия обеих сторон.
Все результаты анкетирования были продемонстрированы родителям на интерактивной доске и мной прокомментированы. Родители убедились в позитивном отношении детей друг к другу в условиях нового коллектива. А если у некоторых ребят ещё сохранялась тревожность в новом классе, то это - результат тревожности родителей. Дети быстрее адаптируются к новым условиям!
В завершении собрания было решено дать время на адаптацию тем ученикам, которые ещё сохранили тревожность. Решено было дать время и классному руководителю, то есть мне, для достижения поставленных целей и задач. Доверие нужно оправдывать!
Вот таких семь «шагов» проделали взрослые и дети на пути к счастливому разрешению конфликта…
12
Родители
Школа
А дети…?
Родители
Школа
Выигрыш? Проигрыш?
Интересы детей
Компромисс
Сотрудничество
Дети
Любовь,
добрая воля,
терпение,
сотрудничество сторон
Родители
Школа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к родительскому собранию "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"
В данном материале размещены анкеты-заповеди для родителей и детей- учащихся 10 класса....
Родительское собрание "Конфликты с собственным ребенком и пути их решения"
Родительское собрание в 8 А классе на тему "Конфликты с собственным ребенком и пути их решения"...
Материал к родительскому собранию "Конфликты с ребенком: причины и их решение".
Можно использовать в качестве раздаточного материала на родительском собрание....
Родительское собрание "Конфликты с собственными детьми и пути их разрешения"
Наши дети, уч-ся 11-х классов, стоят перед самостоятельным выбором дальнейшего пути. Как в 10-м так и в 11-м классе более всего подростки подвержены со...
Родительское собрание "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения".
Родительское собрание "Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения" + презентация...
Классное родительское собрание "Конфликты. Возможно ли их избежать?"
Родительское собрание для учащихся 10-11 классов предполагает совместное участие родителей и учащихся. Оно помогает погрузить подростков и родителей в среду позитивного...
Родительское собрание "Конфликты в семье. Роль родителей".
Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Каковы же действия взрослых ? Как ...