Методический семинар по теме "Формула решения школного конфликта"
методическая разработка (8 класс) по теме

                                     Методический семинар по теме

 «Формула решения школьного конфликта».

 

I. Структурные характеристики конфликта.

 

1. Ситуация.

 

    На своём уроке русского языка, я, отмечая отсутствующих, выявила, что ученик С. не присутствует. На следующий день, на беседу ко мне пришёл отец учащегося С. который сообщил, что его сын не хочет посещать школу, так как  одноклассники его обзывают, без причины задевают, унижают, в общем, всячески третируют.

  

   В данном случае мы видим наличие школьного конфликта.

Конфликт - отсутствие согласия между двумя сторонами, приводящие к нарушению нормального взаимодействия людей, препятствующие достижению поставленных целей.

Формула конфликта, как правило, следующая: конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

   Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, использование различных средств по достижению целей, несовпадение интересов, желаний и т.д. Конфликтная ситуация является условием возникновения конфликта.

Данный конфликт относится к типу «личность – группа».

 

2. Участники конфликта.

   Участниками конфликта можно считать не только непосредственных его участников, тех, между кем развивается конфликтное взаимодействие, но и тех, чьи интересы могут быть затронуты данной ситуацией, и чья позиция может иметь влияние на исход конфликта. Они рассматриваются, как пассивные участники данной конфликтной ситуации.

    В нашей ситуации можно определить следующих участников конфликта: во-первых, учащегося С., во-вторых, группу учащихся класса, проявляющих агрессию по отношению к С., в-третьих, остальных учащихся класса, а также родителей ученика С..

 

3. Условия возникновения конфликта.

   Конфликт возник между учащимися одного класса, т.е.  одноклассниками. Главной и единой целью обеих конфликтующих сторон является успешное обучение, усвоение общеобразовательных предметов. Поскольку участники конфликта находятся в одном классном коллективе, между ними происходит тесная взаимозависимость. Подобные тесные контакты нередко приводят к разногласиям, порой неосознанным, возникают противоречия в целях, интересах, взглядах, конкретных действиях членов коллектива. Положение усугубляется возрастными, подростковыми психологическими особенностями.

 

4. Предмет конфликта.

 

   Я, осознанно взяв на себя роль управляющего данной конфликтной ситуацией, постаралась выявить предмет конфликта в индивидуальных беседах с обеими сторонами.

   Учащийся С. рассказал, что ученики И., Т. и П.  его обзывают, толкают, смеются над любыми его действиями без всякой на то причины.

   Учащийся И., отвечающий в классе за дежурство, объяснил, что С. не дежурит по классу, уходит домой, а на вопрос, почему он не выполняет свои обязанности, открыто заявляет, что и не собирается этого делать. Одноклассники Т. и П., узнав об этом, решили, проявив «самостоятельность»,  помочь И. В подростковом возрасте самый простой и наиболее распространённый способ заставить подчиниться - это открытое проявление агрессии, вплоть до угроз избиения.

   Таким образом, предметом данного конфликта является несоблюдение правил для учащихся школы и класса по самообслуживанию закреплённого кабинета.

Хочу сразу оговориться, что дежурный по классу выполняет не обременительные обязанности: готовит кабинет к влажной уборке (расставляет парты и стулья, убирает мусор, моет доску).

   Действия участников конфликта, исходя из его предмета, определяются как конфликтное взаимодействие и являются основным содержанием конфликта.

 

II. Карта конфликта.

 

Ученик С.

потребности:                       опасения:

проявление                           ущемление

независимости,                     достоинства

image

взаимоотношения

личных интересов

Родители ученика С.

потребности:                              опасения:

уважение к личности           пропуски уроков

сына                                       приведут к неудо-

                                               влетворительным

                                               отметкам

Ученик И.

потребности:                           опасения:

проявление                                 недоверие

самостоятельности                   окружающих,      в решении проблем                 обвинение 

                                           в безответственности           

Коллектив класса

потребности:                      опасения:

нормальные                    появление других

отношения,                        учащихся,

 торжество                        отказывающихся    

справедливости                 от дежурства  

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Этапы развития конфликта.

 

image

 

IV. Решение конфликта.

 

       Разрешение конфликта – это, во-первых, устранение или минимизация проблем, разделяющих стороны, во-вторых, достижение согласия между участниками.

 

   Способы урегулирования конфликтов по Дж. Рубину(1994г).

Название

Характеристика

Доминирование

Одна сторона навязывает другой свою волю.

Капитуляция

Одна сторона уступает другой

Уход

Одна сторона отказывается участвовать в конфликте.

Переговоры

Стороны используют  обмен предложениями, чтобы найти соглашение.

Вмешательство третьей стороны

Третья сторона не имеет отношения к конфликту, но предпринимает усилия, направленные на продвижение к соглашению.

 

   В рассматриваемом нами школьном конфликте самым перспективным и современным способом урегулирования являются переговоры. Изучив развитие данного конфликта, мы видим, что переговоры между школьниками не привели к соглашению, поэтому разрешение конфликта не представляется без вмешательства третьей стороны.

   Переговоры, представляющие собой набор тактических приёмов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений, широко используются как метод решения конфликтов на определённых этапах его развития. Однако надо иметь в виду, что на некоторых из этапов переговоры могут быть не приняты, поскольку проводить их еще не целесообразно («еще рано»), а на других будет уже поздно их начинать.

 

                 Возможность переговоров в зависимости от этапа.

 

Этапы развития конфликта

Возможности переговоров

Напряжённость, несогласие

Переговоры проводить рано, ещё не все составляющие конфликта определились

Соперничество, враждебность

Переговоры рациональны

Агрессивность

Переговоры с участием третьей стороны

Насилие, военные действия

Переговоры невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия

 

   Учащиеся рассматриваемого нами школьного конфликта, находятся на этапе проявления агрессивности, что является условием для использования такого наиболее оптимального способа разрешения конфликта, как «переговоры с участием третьей стороны».

 

  Рассмотрим разрешение предложенного школьного конфликта с использованием медиаторства.

 

    Перечень техник, используемых в медиаторстве, весьма разнообразен. Можно использовать техники, специфичные только для медиатора, а также используемые в любом переговорном процессе, при любых видах коммуникативных ситуаций.

 

      Предлагаю вам проиграть ситуацию разрешения данного конфликта. Для этого нам необходимо распределить роли участников:

 1. Школьная медицинская сестра.

 2. Школьный социальный работник.

 3. Школьный психолог.

 4. Ученик С.

 5. Ученик  И.

 

    Каждому участнику раздаются информационные материалы.

 

 

 

1. Техника сбора информации.

   Я, как классный руководитель, могу дать характеристику учащимся С. и  И., но необходим более глубокий и тонкий анализ особенностей личности.

   Выступая в роли медиатора, делаю запрос заинтересованным школьным работникам для составления обобщённой характеристики участников конфликта:  

 а) медицинскому работнику школы - для определения клинических заболеваний;

 б) школьному социальному работнику и школьному психологу:

  • проанализировать взаимоотношения учащихся класса на основе тестирования, тренингов;
  • составить статусную психологическую характеристику учащегося С.

       Я также провожу опрос учащихся класса об оценке поведения и взаимоотношениях учащихся С. и  И. и  беседую с учителями – предметниками о поведении данных учеников на их уроках.

 

   Необходимо озвучить имеющуюся информацию по распределённым ролям.

 

    Медицинский работник:

     «По результатам медицинского осмотра от 20.01.2013г.:

  • у учащегося 8 класса И. патологии по всем специалистам не выявлено, группа здоровья первая основная;
  • у учащегося 8 класса С. выявлена патология хирургом и поставлен диагноз: сколиоз 2 степени, группа здоровья вторая основная».

 

     Социальный работник:

 

                                  Социальная характеристика учащегося 8 класса Сидорова

                                               МБОУ «Ухманская СОШ»

 

    Сидоров  родился 20 июня 1999 года в селе Ухманы Канашского района Чувашской Республики.Проживает по адресу: ул.Мичурина, д.21. Жилищные условия – частный дом.

      Мать –  Наталья Сергеевна, место работы - магазин «Меркурий», продавец. Отец – Станислав Владимирович, с семьей не проживает.

    В настоящее время семья состоит из четырёх человек:  Наталья Сергеевна – мама (место работы: магазин «Меркурий», продавец,  Юрий Алексеевич – отчим (временно безработный), С. – старший сын,,  Дима (03.04.2001г.р.) –  младший сын.

    Сидоров - практически здоровый ребёнок. Семья относится к категории малообеспеченных. Доход семьи ниже среднего.  Денег хватает только на повседневные расходы, покупка товаров длительного пользования вызывает трудности. Уровень социального благополучия семьи: «без особой эмоциональной окраски, без ссор и без большой привязанности, живут по «привычке». Эмоциональные отношения родителей с детьми: «склонны к демократизму, отсутствие постоянной поддержки своих детей и разумной требовательности».

   

 

Социальная характеристика учащегося 8 класса Иванова

МБОУ «Ухманская СОШ» Канашского района Чувашской Республики

 

    Иванов  родился 7 августа 1999 года в селе Ухманы Канашского района Чувашской Республики. Проживает по адресу: ул.Пушкина, д.10, . Жилищные условия: проживает в деревянном одноэтажном доме . В данной школе мальчик обучается с 1 класса. Категория семьи: неполная, среднеобеспеченная.  Мать –  Галина Валентиновна, воспитывает сына одна. Место работы: продавец в магазине «Кристалл». 

    Сидоров-  здоровый ребёнок.  Доход семьи средний. Денег в основном хватает но, покупка товаров длительного пользования вызывает трудности. Уровень социального благополучия семьи: «без особой эмоциональной окраски, без ссор и без большой привязанности». В эмоциональных отношениях матери и ребёнка надо отметить разумную требовательность к сыну, заботу, доброжелательное и заинтересованное отношение.

 

Социальный педагог: _________ (Васильева С.Н..)

 

            Школьный психолог.

  

Заключение по результатам психодиагностического обследования 

 

Причина исследования – запрос классного руководителя.

Цель – определить психологический климат в классном коллективе.

План исследования:

1. Наблюдение за детьми в учебном процессе

2. Проведение социометрической методики

3. Проведение проективной рисуночной методики

4. Дополнительный опрос учащихся по необходимости

5. Экспертный опрос учителей

Гипотеза - в классе преобладают недружелюбные  отношения между учащимися.

Сроки проведения исследования-8.12.2008-26.12.2008г.

 

Название шкалы

Автор теста, название теста

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

1

Межличностные отношения

Социометрическая методика по кн. Немова Р.С.»Психология»

(т 3)

Положение испытуемых  в системе группы

1. Коллективное исследование

2.Психоэмоциональный настрой каждого участника исследования

3. Личный подход к тестированию

2

Эмоционально-психологическая сфера

«Несуществующее животное» по кн. А.Л. Венгера «Психологические рисуночные тесты»

Наличие агрессивности

 

1. Групповое проведение методики

2. Психологическое состояние каждого

 

Обоснование выбора методик:

Социометрическая  методика позволяет определить положение каждого испытуемого в системе межличностных отношений

Методика «Рисунок несуществующего животного»- одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей.

Выводы и рекомендации по результатам

Отрицательные выборы коснулись всех учеников. Получается, что абсолютные лидеры в классе отсутствуют. Минимальное количество отрицательных выборов против одного человека -4; максимальное-2. Среднее количество отклонений находится в диапазоне приблизительно от 8 до 12.

 Всего количество отклонений составило – 362. Это значит, что в среднем каждый проголосовал против своих одноклассников 11,6 раза.

Таким образом, результаты исследования указывают на наличие неблагоприятных взаимоотношений детей в классном коллективе.

Уровень агрессивности у детей  превышен. Из 17 учеников у 2   обнаружен высокий уровень агрессивности.

 

Данная ситуация требует определенной коррекции со стороны классного руководителя. 

Рекомендуется оптимизировать психологический климат в классе  с помощью организации общих коллективных дел, совместных переживаний; совместные поездки – экскурсии по памятным местам, походы; совместное посещение общественных мероприятий; совместное проведение праздничных дней. А также необходим индивидуальный подход и доверительные беседы с учащимися.

 

                             Психолог      

                                                                

 

Психологическая характеристика на учащегося 8 класса Сидорова.

 

Общий интеллектуальный уровень находится в пределах возрастной нормы.

В развитии эмоционально- личностной сферы имеются определенные затруднения. Учащийся отличается наличием частых неадекватных реакций, что вызывает непонимание со стороны классного коллектива и то же время свойственную детям соответствующую реакцию.

Углубленное психологическое обследование ребенка  указывает на выраженное нарушение общения в целом, возможно как составляющее или следствие нарушения семейных взаимоотношений. Анализ диагностики  семейных отношений  свидетельствует об отсутствии эмоциональной привязанности к семье и недостаточности семейных контактов, что является одним из наиболее распространенных источников психологического неблагополучия, а так же отклонений в личностном развитии. В данном случае мы сталкиваемся с нарушением взаимоотношений с  детским коллективом.

 Также наблюдается то, что Сидоров обладает недостаточной адекватностью общих представлений , что так же является  причиной данной психологической проблемы.

Исходя из данных психологического исследования мальчика, становится ясным, что Сидоров испытывает  состояние боязни по отношению к возможной агрессии со стороны окружающих и психологическую  потребность в защите.

 Из-за недостатка общения в семье и детском коллективе, мальчик так же испытывает острую потребность в общении.

 Механизм психологической защиты ребенка – компенсаторное повышение самооценки и склонности к фантазированию.

    Данные психологического обследования учащегося показали, что основной причиной трудностей является специфический склад личности:  шизоидная акцентуация (в рамках психологической нормы)  в сочетании с высоким уровнем ситуативной тревожности.

 

                                                                         Педагог- психолог Илларионова Н.Б.

 

 

 

 

Какую обобщённую характеристику мы можем представить? Ваши варианты?

 

   Как мы видим, особых клинических отклонений у участников конфликта нет. Хотя у учащегося Сидорова могут быть комплексы из-за сколиоза. Оба участника воспитываются в проблемных семьях, связанных с педагогической запущенностью, отсутствием должного внимания к своим детям. У данных участников разные ценностные ориентиры и стремления утвердиться как личности.

    Проявление агрессивности связано с возрастными особенностями. У одного участника внешняя агрессивность, у другого - внутренняя. Успеваемость обоих участников очень слабая, они не могут даже доходчиво выразить свои мысли. Имеет место обострённое чувство справедливости. Нет опыта позитивного общения.

 

 

 

 

2. Раздельные встречи.

Теперь проведём диалоги медиатора с участниками конфликта по ролям,

сначала раздельно, затем вместе.

Остальные участники мастер - класса анализируют полученные сведения в раздельных беседах по плану:

1. Воспринимают ли стороны ситуацию как конфликтную?

2. Готовы ли они нормализовать отношения, разрешить конфликт?

3. Проявилось ли доверие к личности медиатора?

4. Сумели ли участники предложить свои выходы и пути решения конфликта?

 

 

1. Встреча с учащимся «С».

  В сложившейся ситуации инициатором беседы выступила я.

 

Я.      -  Как дела? Как успехи?

С.  - Хорошо.

Я.      - Приходил твой папа.

С - Я не просил его приходить в школу.

Я.      - Ты пропустил занятия в школе, он очень обеспокоен. Не хочешь поговорить со мной об этом?

С.  - Они мне проходу не дают.

Я.      - Расскажи мне об этом.

С.  - Иванов, Тихонов и  Петров меня обзывают, дергают, стукают.

Я.      - Я понимаю, тебя огорчает такое отношение, это конечно неприятно, а нет ли какой причины такого их поведения?

С.  - Я им ничего не делал, просто проходил мимо.

Я.      - Ты хотел бы изменить ситуацию? Ведь нужно продолжать учиться, как ты считаешь?

С.  - Да, я хочу учиться в нашем классе. Пусть они оставят меня в покое.

Я.      - Можем ли мы встретиться вместе, что бы обсудить этот вопрос – и ты, и Иванов Тихонов, Петров?

С.  - Да, только Тихонова и Петрова не надо, всё начинает Иванов.

Я.      - Договорились.

 

 

2. Встреча с учащимся Ивановым.

 

Я.     - Иванов, ты знаешь, что Сидоров  пропустил занятия в школе?

И. - Знаю, он прогулял.

Я.     - А, ты случайно не знаешь, почему он прогулял?

И. - Не знаю. Просто так.

Я.     - Ко мне приходил его папа, который утверждает, что его сына унижают и обзывают, плохо к нему относятся. Тебе ничего не известно об этом?

И.. - Ему ничего плохого не сделали, он сам виноват.

Я.     - Может, расскажешь мне, что знаешь?

И..  - Елена Геннадьевна, он в классе не дежурит, сбегает, а я отвечаю за дежурство.

Я.      - Говоришь, сбегает и не дежурит? А ты пытаешься контролировать порядок и чистоту в кабинете? Молодец, ты очень ответственно относишься к своему поручению. А ты пытался поговорить с Сидоровым , выяснить причину?

И..  - Да. Я спросил его, а он ответил, что и не собирается дежурить. Почему все дежурят, а он нет. Пусть и он дежурит.

Я.     - Конечно, правила для учащихся одинаковы для всех, они прописаны в Уставе школы и обязательны для выполнения всеми учащимися. Ты пытался заставить его дежурить? Почему не обратился ко мне за помощью?

И. - Зачем? Мы сами справимся.

Я.     - А мы, это кто?

И. - С  Тихоновым и Петровым.

Я.     - Вы, втроём хотели принудить одного, почти силовыми методами. Считаешь это правильно? Вы добились, чего хотели?

И. - Тогда никто дежурить не будет.

Я.     - Правильно ли я тебя поняла, что эту проблему нужно попытаться решить всем вместе, согласен?

И.. - Да. Давайте разберёмся вместе.

Я.     - Хорошо.

 

Выскажите своё впечатление о проведённых беседах по ранее предложенному плану.

1. Воспринимают ли стороны ситуацию как конфликтную.

2. Готовы ли они нормализовать отношения, разрешить конфликт.

3. Проявилось ли доверие к личности медиатора.

4. Сумели ли участники предложить свои выходы и пути решения конфликта.

 

   Подводя итоги проведённых раздельных бесед, можно констатировать, что оба ученика воспринимают ситуацию как конфликтную. Они готовы нормализовать дальнейшие отношения, и согласны на совместную встречу. Обе конфликтующие стороны с удовлетворением восприняли мою кандидатуру в качестве посредника.

Высказать свои предложения по разрешению проблемы они затруднились. Конфликт из типа  личность – группа перешёл в тип личность – личность, а применительно к нашей ситуации ученик – ученик. Так же можно отметить, что «С» скрывает основную причину негативного отношения к нему.

 

3. Организация совместной встречи. Совместное обсуждение конфликтной ситуации.

  Постарайтесь отследить действия медиатора.

1. Обеспечила ли последовательность обсуждения.

2. Удавалось ли локализовать обсуждаемую проблему (следить, чтобы обсуждение не захватывало прошлые обиды и вопросы, не относящиеся к данной проблеме).

3. Конкретизировалась ли проблема  (побуждала участников к более конкретным высказываниям с помощью уточняющих вопросов или нет).

4. Удавалось ли структурировать переговорный процесс (инструментально: переспрашивала, уточняла; психологично: резюмировала по отдельным фрагментам, что делало процесс более динамичным, создавал позитив).

5. Объединялись ли отдельные и частные соглашения в общие (уточняла правильность понимания достигнутых соглашений).

6. Поддерживались ли позитивные действия (принимались ли все предложения к обсуждению).

7. Поддерживалась ли коммуникационная ситуация.

8. Произошёл ли прорыв. Осуществился ли переход из «я против тебя» в «мы против проблемы».

Это и есть основные правила действия медиатора.

 

    Встреча проходила после уроков, в нашем закреплённом кабинете. По желанию участников, на встречу никого не приглашали.

Итак, в кабинете присутствуют:  я – как посредник-медиатор,  ученик Сидоров, ученик Иванов.

 

  Встречу озвучиваем по ролям.

 

Я.   - Я рада, что вы оба выразили готовность встретиться  и подробно обсудить волнующий вопрос. Я надеюсь, что мы найдём решение, которое удовлетворит всех нас. Вы готовы обсудить вместе проблему и найти общее решение?

С. - Да.

И. - Да.

Я.     - Моя роль состоит в том, чтобы помочь вам найти решение вашего конфликта, приемлемое для вас обоих. Каждый будет иметь возможность сказать о своих взглядах, но вы должны принять и выполнять определённые правила:

   1. Нельзя перебивать друг друга.

   2. Быть честными и уважительными друг к другу.

   3. Нельзя обзывать, оскорблять кого-либо.

   4. Вы должны стремиться решить стоящую проблему.

   5. Всё сказанное здесь должно остаться между нами.

   6. Нельзя прерывать нашу беседу ни при каких условиях.

Согласны ли вы с этими правилами?

С.. - Согласен.

И. - Согласен.

Я.    - Насколько я понимаю, проблема из-за того, что у вас возникла неприязнь друг к другу. Пожалуйста, по-очереди расскажите о ваших претензиях друг к другу, желаниях,  чувствах.

И.  - Я, ответственный дежурный в классе. Мы дежурим по два человека, сидящие за одной партой. Дошла очередь дежурить С. и «К.  С. не остался дежурить, «К» дежурила одна. На следующий день я подошёл к С. и спросил, почему он не дежурил и не сообщил мне. С. ответил, что он дежурить не будет. Наш разговор услышали одноклассники Т. и П. Мы стали  заставлять его дежурить, а он убежал от нас. По нашим классным правилам должны дежурить все и он тоже. Вообще, он никогда ничего не делает, нигде не участвует, даже уроки не готовит.

Я.    - Правильно ли мы тебя поняли, что у тебя появилось чувство несправедливости по поводу того, что все в классе дежурят, а С. нет. Что С. не выполняет общепринятые правила, что наш кабинет остаётся грязным, хуже других кабинетов в школе. Ты чувствуешь свою ответственность и хочешь проявить самостоятельность, выполняя своё поручение.

И.  - Да.

С.  – И.,Т. П. меня обзывали, ударили на перемене, угрожали, что если я не буду дежурить, то они меня сильно побьют. Я бы и так отдежурил, но не хочу дежурить по их указке. Я живу далеко и одному скучно добираться до дома. Те, с кем рядом живу, не ждут меня. И., Т., П. всегда меня дёргают, чуть что не так. Я и так уже к ним не подхожу, а они смеются надо мной.

Я.     - Итак, давай уточним. В общем, ты от дежурства не отказываешься. Тебе не удобен график дежурства. Тебе было бы удобнее дежурить с тем, кто живёт рядом с тобой, чтобы вместе добираться до дома.

С.  - Да.

Я.     - Какие вы предлагаете решения нашей проблемы?

С.. - Можно меня ставить дежурить с «Х», мы вместе живём?

И. - Пусть дежурит как все.

Я.     - Я считаю, что ещё раз знакомить вас с правилами для учащихся по самообслуживанию кабинета нет смысла, так как обе стороны принимают и готовы выполнять их. Давайте думать, можем ли мы найти выход. Вот ты, «Л», как ты считаешь?

И.  -  Что мне весь график переделывать? Все запутаются.

Я.      - Наверное, есть смысл сделать график дежурства более гибким и внести в него изменения. «С», а ты что можешь предложить?

С.   - Давайте дежурить, кто с кем хочет.

Я.      - «Л», ты согласен с таким предложением?

И.  - Согласен, мне самому не очень нравиться дежурить с «Т». Только начнём, когда все отдежурят. К этому времени я сумею записать, кто с кем хочет и будет дежурить.

Я.      - А как насчёт отношения к «С»?

И.  - Если он будет дежурить, то будем относиться к «С» нормально.

Я.      - Мне кажется, что мы нашли решение нашей проблемы, которое удовлетворяет обе стороны. Поздравляю вас. Спасибо, пожмите друг другу руки.

 

И. и С. подходят  друг к  другу и жмут руки.

 

Оцените действия медиатора. Удалось ли устранить причину конфликта, наладить взаимоотношения конфликтующих сторон?

 

 

 

 

Итак, выступая в роли посредника – медиатора, я постаралась:

 

1. Обеспечить последовательность обсуждения.

2. Локализовать обсуждаемую проблему (следила, чтобы обсуждение не захватывало прошлые обиды и вопросы, не относящиеся к данной проблеме).

3. Конкретизировать её (побуждала участников к более конкретным высказываниям с помощью уточняющих вопросов).

4. Структурировать переговорный процесс (инструментально: переспрашивала, уточняла; психологично: резюмировала по отдельным фрагментам, что делало процесс более динамичным, создавало позитив).

5. Объединить отдельные и частные соглашения в общие (уточняла правильность понимания достигнутых соглашений).

6. Поддержать позитивные действия (принимала все предложения к обсуждению).

7. Поддержать коммуникационную ситуацию.

 

Использовались техники: поддержки, эмпатии, перевод «ты-послание» в «я-послание», эхо-техника и другие.

 

   Вывод: В результате медиаторских действий, мне удалось изменить ситуацию взаимодействия участников конфликта через изменение правил этого взаимодействия к позитивному, конструктивному. Это и есть главное правило, формула решения школьного конфликта: решение конфликта должно быть найдено самими участниками, и деструктивность ситуации обязательно перейдёт в конструктивность, что является позитивной характеристикой конфликта.

 

 

    Зная особенности возрастного периода подростка, мною, как классным руководителем, ещё в начале года запланированы классные часы и мероприятия, способствующие сплочению школьного классного коллектива, укреплению взаимоотношений между одноклассниками, беседы о культуре поведения и общения

 

 Рефлексия.

 

Давайте обменяемся мнениями по поводу возможности использования и результативности на практике медиаторства, как способа решения школьных конфликтов.

Какие отрицательные стороны медиаторства вы увидели?

                                                         

 

Большое спасибо всем за активное участие и заинтересованность в решении поставленной мною проблемы.

 

 

 

 

 

Литература.

 

 

1. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск. Наука,1989.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. Питер, 2005.

3. Иванова Е.Н.  Тон задаёт руководитель. С.- П., 2001.

4. Практическая психология для менеджеров. / Ред. Тутушкина М.К. – М.: «ФИЛИН», 1996.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodseminar.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Методический семинар по теме

 «Формула решения школьного конфликта».

I. Структурные характеристики конфликта.

1. Ситуация.

    На своём уроке русского языка, я, отмечая отсутствующих, выявила, что ученик С. не присутствует. На следующий день, на беседу ко мне пришёл отец учащегося С. который сообщил, что его сын не хочет посещать школу, так как  одноклассники его обзывают, без причины задевают, унижают, в общем, всячески третируют.

   

   В данном случае мы видим наличие школьного конфликта.

Конфликт - отсутствие согласия между двумя сторонами, приводящие к нарушению нормального взаимодействия людей, препятствующие достижению поставленных целей.

Формула конфликта, как правило, следующая: конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

   Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, использование различных средств по достижению целей, несовпадение интересов, желаний и т.д. Конфликтная ситуация является условием возникновения конфликта.

Данный конфликт относится к типу «личность – группа».

2. Участники конфликта.

   Участниками конфликта можно считать не только непосредственных его участников, тех, между кем развивается конфликтное взаимодействие, но и тех, чьи интересы могут быть затронуты данной ситуацией, и чья позиция может иметь влияние на исход конфликта. Они рассматриваются, как пассивные участники данной конфликтной ситуации.

    В нашей ситуации можно определить следующих участников конфликта: во-первых, учащегося С., во-вторых, группу учащихся класса, проявляющих агрессию по отношению к С., в-третьих, остальных учащихся класса, а также родителей ученика С..

3. Условия возникновения конфликта.

   Конфликт возник между учащимися одного класса, т.е.  одноклассниками. Главной и единой целью обеих конфликтующих сторон является успешное обучение, усвоение общеобразовательных предметов. Поскольку участники конфликта находятся в одном классном коллективе, между ними происходит тесная взаимозависимость. Подобные тесные контакты нередко приводят к разногласиям, порой неосознанным, возникают противоречия в целях, интересах, взглядах, конкретных действиях членов коллектива. Положение усугубляется возрастными, подростковыми психологическими особенностями.

4. Предмет конфликта.

 

   Я, осознанно взяв на себя роль управляющего данной конфликтной ситуацией, постаралась выявить предмет конфликта в индивидуальных беседах с обеими сторонами.

   Учащийся С. рассказал, что ученики И., Т. и П.  его обзывают, толкают, смеются над любыми его действиями без всякой на то причины.

   Учащийся И., отвечающий в классе за дежурство, объяснил, что С. не дежурит по классу, уходит домой, а на вопрос, почему он не выполняет свои обязанности, открыто заявляет, что и не собирается этого делать. Одноклассники Т. и П., узнав об этом, решили, проявив «самостоятельность»,  помочь И. В подростковом возрасте самый простой и наиболее распространённый способ заставить подчиниться - это открытое проявление агрессии, вплоть до угроз избиения.

   Таким образом, предметом данного конфликта является несоблюдение правил для учащихся школы и класса по самообслуживанию закреплённого кабинета.

Хочу сразу оговориться, что дежурный по классу выполняет не обременительные обязанности: готовит кабинет к влажной уборке (расставляет парты и стулья, убирает мусор, моет доску).

   Действия участников конфликта, исходя из его предмета, определяются как конфликтное взаимодействие и являются основным содержанием конфликта.

II. Карта конфликта.

Ученик С.

потребности:                       опасения:

проявление                           ущемление

независимости,                     достоинства

личных интересов

Родители ученика С.

потребности:                              опасения:

уважение к личности           пропуски уроков

сына                                       приведут к неудо-

                                               влетворительным

                                               отметкам

Ученик И.

потребности:                           опасения:

проявление                                 недоверие

самостоятельности                   окружающих,      в решении проблем                 обвинение  

                                           в безответственности            

Коллектив класса

потребности:                      опасения:

нормальные                    появление других

отношения,                        учащихся,

 торжество                        отказывающихся    

справедливости                 от дежурства  

III. Этапы развития конфликта.

IV. Решение конфликта.

       Разрешение конфликта – это, во-первых, устранение или минимизация проблем, разделяющих стороны, во-вторых, достижение согласия между участниками.

   Способы урегулирования конфликтов по Дж. Рубину(1994г).

Название

Характеристика

Доминирование

Одна сторона навязывает другой свою волю.

Капитуляция

Одна сторона уступает другой

Уход

Одна сторона отказывается участвовать в конфликте.

Переговоры

Стороны используют  обмен предложениями, чтобы найти соглашение.

Вмешательство третьей стороны

Третья сторона не имеет отношения к конфликту, но предпринимает усилия, направленные на продвижение к соглашению.

   В рассматриваемом нами школьном конфликте самым перспективным и современным способом урегулирования являются переговоры. Изучив развитие данного конфликта, мы видим, что переговоры между школьниками не привели к соглашению, поэтому разрешение конфликта не представляется без вмешательства третьей стороны.

   Переговоры, представляющие собой набор тактических приёмов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений, широко используются как метод решения конфликтов на определённых этапах его развития. Однако надо иметь в виду, что на некоторых из этапов переговоры могут быть не приняты, поскольку проводить их еще не целесообразно («еще рано»), а на других будет уже поздно их начинать.

                 Возможность переговоров в зависимости от этапа.

Этапы развития конфликта

Возможности переговоров

Напряжённость, несогласие

Переговоры проводить рано, ещё не все составляющие конфликта определились

Соперничество, враждебность

Переговоры рациональны

Агрессивность

Переговоры с участием третьей стороны

Насилие, военные действия

Переговоры невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия

   Учащиеся рассматриваемого нами школьного конфликта, находятся на этапе проявления агрессивности, что является условием для использования такого наиболее оптимального способа разрешения конфликта, как «переговоры с участием третьей стороны».

 

  Рассмотрим разрешение предложенного школьного конфликта с использованием медиаторства.

    Перечень техник, используемых в медиаторстве, весьма разнообразен. Можно использовать техники, специфичные только для медиатора, а также используемые в любом переговорном процессе, при любых видах коммуникативных ситуаций.

      Предлагаю вам проиграть ситуацию разрешения данного конфликта. Для этого нам необходимо распределить роли участников:

 1. Школьная медицинская сестра.

 2. Школьный социальный работник.

 3. Школьный психолог.

 4. Ученик С.

 5. Ученик  И.

    Каждому участнику раздаются информационные материалы.

1. Техника сбора информации.

   Я, как классный руководитель, могу дать характеристику учащимся С. и  И., но необходим более глубокий и тонкий анализ особенностей личности.

   Выступая в роли медиатора, делаю запрос заинтересованным школьным работникам для составления обобщённой характеристики участников конфликта:  

 а) медицинскому работнику школы - для определения клинических заболеваний;

 б) школьному социальному работнику и школьному психологу:

  1. проанализировать взаимоотношения учащихся класса на основе тестирования, тренингов;
  2. составить статусную психологическую характеристику учащегося С.

       Я также провожу опрос учащихся класса об оценке поведения и взаимоотношениях учащихся С. и  И. и  беседую с учителями – предметниками о поведении данных учеников на их уроках.

   Необходимо озвучить имеющуюся информацию по распределённым ролям.

    Медицинский работник:

     «По результатам медицинского осмотра от 20.01.2013г.:

  1. у учащегося 8 класса И. патологии по всем специалистам не выявлено, группа здоровья первая основная;
  2. у учащегося 8 класса С. выявлена патология хирургом и поставлен диагноз: сколиоз 2 степени, группа здоровья вторая основная».

     Социальный работник:

                                  Социальная характеристика учащегося 8 класса Сидорова

                                               МБОУ «Ухманская СОШ»

    Сидоров  родился 20 июня 1999 года в селе Ухманы Канашского района Чувашской Республики.Проживает по адресу: ул.Мичурина, д.21. Жилищные условия – частный дом.

      Мать –  Наталья Сергеевна, место работы - магазин «Меркурий», продавец. Отец – Станислав Владимирович, с семьей не проживает.

    В настоящее время семья состоит из четырёх человек:  Наталья Сергеевна – мама (место работы: магазин «Меркурий», продавец,  Юрий Алексеевич – отчим (временно безработный), С. – старший сын,,  Дима (03.04.2001г.р.) –  младший сын.

    Сидоров - практически здоровый ребёнок. Семья относится к категории малообеспеченных. Доход семьи ниже среднего.  Денег хватает только на повседневные расходы, покупка товаров длительного пользования вызывает трудности. Уровень социального благополучия семьи: «без особой эмоциональной окраски, без ссор и без большой привязанности, живут по «привычке». Эмоциональные отношения родителей с детьми: «склонны к демократизму, отсутствие постоянной поддержки своих детей и разумной требовательности».

   

Социальная характеристика учащегося 8 класса Иванова

МБОУ «Ухманская СОШ» Канашского района Чувашской Республики

    Иванов  родился 7 августа 1999 года в селе Ухманы Канашского района Чувашской Республики. Проживает по адресу: ул.Пушкина, д.10, . Жилищные условия: проживает в деревянном одноэтажном доме . В данной школе мальчик обучается с 1 класса. Категория семьи: неполная, среднеобеспеченная.  Мать –  Галина Валентиновна, воспитывает сына одна. Место работы: продавец в магазине «Кристалл».  

    Сидоров-  здоровый ребёнок.  Доход семьи средний. Денег в основном хватает но, покупка товаров длительного пользования вызывает трудности. Уровень социального благополучия семьи: «без особой эмоциональной окраски, без ссор и без большой привязанности». В эмоциональных отношениях матери и ребёнка надо отметить разумную требовательность к сыну, заботу, доброжелательное и заинтересованное отношение.

Социальный педагог: _________ (Васильева С.Н..)

            Школьный психолог.

   

Заключение по результатам психодиагностического обследования  

Причина исследования – запрос классного руководителя.

Цель – определить психологический климат в классном коллективе.

План исследования:

1. Наблюдение за детьми в учебном процессе

2. Проведение социометрической методики

3. Проведение проективной рисуночной методики

4. Дополнительный опрос учащихся по необходимости

5. Экспертный опрос учителей

Гипотеза - в классе преобладают недружелюбные  отношения между учащимися.

Сроки проведения исследования-8.12.2008-26.12.2008г.

Название шкалы

Автор теста, название теста

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

1

Межличностные отношения

Социометрическая методика по кн. Немова Р.С.»Психология»

(т 3)

Положение испытуемых  в системе группы

1. Коллективное исследование

2.Психоэмоциональный настрой каждого участника исследования

3. Личный подход к тестированию

2

Эмоционально-психологическая сфера

«Несуществующее животное» по кн. А.Л. Венгера «Психологические рисуночные тесты»

Наличие агрессивности

1. Групповое проведение методики

2. Психологическое состояние каждого

Обоснование выбора методик:

Социометрическая  методика позволяет определить положение каждого испытуемого в системе межличностных отношений

Методика «Рисунок несуществующего животного»- одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей.

Выводы и рекомендации по результатам 

Отрицательные выборы коснулись всех учеников. Получается, что абсолютные лидеры в классе отсутствуют. Минимальное количество отрицательных выборов против одного человека -4; максимальное-2. Среднее количество отклонений находится в диапазоне приблизительно от 8 до 12.

 Всего количество отклонений составило – 362. Это значит, что в среднем каждый проголосовал против своих одноклассников 11,6 раза.

Таким образом, результаты исследования указывают на наличие неблагоприятных взаимоотношений детей в классном коллективе.

Уровень агрессивности у детей  превышен. Из 17 учеников у 2   обнаружен высокий уровень агрессивности.

Данная ситуация требует определенной коррекции со стороны классного руководителя.  

Рекомендуется оптимизировать психологический климат в классе  с помощью организации общих коллективных дел, совместных переживаний; совместные поездки – экскурсии по памятным местам, походы; совместное посещение общественных мероприятий; совместное проведение праздничных дней. А также необходим индивидуальный подход и доверительные беседы с учащимися.

                             Психолог      

                                                               

Психологическая характеристика на учащегося 8 класса Сидорова.

Общий интеллектуальный уровень находится в пределах возрастной нормы.

В развитии эмоционально- личностной сферы имеются определенные затруднения. Учащийся отличается наличием частых неадекватных реакций, что вызывает непонимание со стороны классного коллектива и то же время свойственную детям соответствующую реакцию.

Углубленное психологическое обследование ребенка  указывает на выраженное нарушение общения в целом, возможно как составляющее или следствие нарушения семейных взаимоотношений. Анализ диагностики  семейных отношений  свидетельствует об отсутствии эмоциональной привязанности к семье и недостаточности семейных контактов, что является одним из наиболее распространенных источников психологического неблагополучия, а так же отклонений в личностном развитии. В данном случае мы сталкиваемся с нарушением взаимоотношений с  детским коллективом.

 Также наблюдается то, что Сидоров обладает недостаточной адекватностью общих представлений , что так же является  причиной данной психологической проблемы.

Исходя из данных психологического исследования мальчика, становится ясным, что Сидоров испытывает  состояние боязни по отношению к возможной агрессии со стороны окружающих и психологическую  потребность в защите.

 Из-за недостатка общения в семье и детском коллективе, мальчик так же испытывает острую потребность в общении.

 Механизм психологической защиты ребенка – компенсаторное повышение самооценки и склонности к фантазированию.

    Данные психологического обследования учащегося показали, что основной причиной трудностей является специфический склад личности:  шизоидная акцентуация (в рамках психологической нормы)  в сочетании с высоким уровнем ситуативной тревожности.

                                                                         Педагог- психолог Илларионова Н.Б.

Какую обобщённую характеристику мы можем представить? Ваши варианты?

   Как мы видим, особых клинических отклонений у участников конфликта нет. Хотя у учащегося Сидорова могут быть комплексы из-за сколиоза. Оба участника воспитываются в проблемных семьях, связанных с педагогической запущенностью, отсутствием должного внимания к своим детям. У данных участников разные ценностные ориентиры и стремления утвердиться как личности.

    Проявление агрессивности связано с возрастными особенностями. У одного участника внешняя агрессивность, у другого - внутренняя. Успеваемость обоих участников очень слабая, они не могут даже доходчиво выразить свои мысли. Имеет место обострённое чувство справедливости. Нет опыта позитивного общения.

2. Раздельные встречи.

Теперь проведём диалоги медиатора с участниками конфликта по ролям,

сначала раздельно, затем вместе.

Остальные участники мастер - класса анализируют полученные сведения в раздельных беседах по плану:

1. Воспринимают ли стороны ситуацию как конфликтную?

2. Готовы ли они нормализовать отношения, разрешить конфликт?

3. Проявилось ли доверие к личности медиатора?

4. Сумели ли участники предложить свои выходы и пути решения конфликта?

1. Встреча с учащимся «С».

  В сложившейся ситуации инициатором беседы выступила я.

Я.      -  Как дела? Как успехи?

С.  - Хорошо.

Я.      - Приходил твой папа.

С - Я не просил его приходить в школу.

Я.      - Ты пропустил занятия в школе, он очень обеспокоен. Не хочешь поговорить со мной об этом?

С.  - Они мне проходу не дают.

Я.      - Расскажи мне об этом.

С.  - Иванов, Тихонов и  Петров меня обзывают, дергают, стукают.

Я.      - Я понимаю, тебя огорчает такое отношение, это конечно неприятно, а нет ли какой причины такого их поведения?

С.  - Я им ничего не делал, просто проходил мимо.

Я.      - Ты хотел бы изменить ситуацию? Ведь нужно продолжать учиться, как ты считаешь?

С.  - Да, я хочу учиться в нашем классе. Пусть они оставят меня в покое.

Я.      - Можем ли мы встретиться вместе, что бы обсудить этот вопрос – и ты, и Иванов Тихонов, Петров?

С.  - Да, только Тихонова и Петрова не надо, всё начинает Иванов.

Я.      - Договорились.

2. Встреча с учащимся Ивановым.

Я.     - Иванов, ты знаешь, что Сидоров  пропустил занятия в школе?

И. - Знаю, он прогулял.

Я.     - А, ты случайно не знаешь, почему он прогулял?

И. - Не знаю. Просто так.

Я.     - Ко мне приходил его папа, который утверждает, что его сына унижают и обзывают, плохо к нему относятся. Тебе ничего не известно об этом?

И.. - Ему ничего плохого не сделали, он сам виноват.

Я.     - Может, расскажешь мне, что знаешь?

И..  - Елена Геннадьевна, он в классе не дежурит, сбегает, а я отвечаю за дежурство.

Я.      - Говоришь, сбегает и не дежурит? А ты пытаешься контролировать порядок и чистоту в кабинете? Молодец, ты очень ответственно относишься к своему поручению. А ты пытался поговорить с Сидоровым , выяснить причину?

И..  - Да. Я спросил его, а он ответил, что и не собирается дежурить. Почему все дежурят, а он нет. Пусть и он дежурит.

Я.     - Конечно, правила для учащихся одинаковы для всех, они прописаны в Уставе школы и обязательны для выполнения всеми учащимися. Ты пытался заставить его дежурить? Почему не обратился ко мне за помощью?

И. - Зачем? Мы сами справимся.

Я.     - А мы, это кто?

И. - С  Тихоновым и Петровым.

Я.     - Вы, втроём хотели принудить одного, почти силовыми методами. Считаешь это правильно? Вы добились, чего хотели?

И. - Тогда никто дежурить не будет.

Я.     - Правильно ли я тебя поняла, что эту проблему нужно попытаться решить всем вместе, согласен?

И.. - Да. Давайте разберёмся вместе.

Я.     - Хорошо.

Выскажите своё впечатление о проведённых беседах по ранее предложенному плану.

1. Воспринимают ли стороны ситуацию как конфликтную.

2. Готовы ли они нормализовать отношения, разрешить конфликт.

3. Проявилось ли доверие к личности медиатора.

4. Сумели ли участники предложить свои выходы и пути решения конфликта.

   Подводя итоги проведённых раздельных бесед, можно констатировать, что оба ученика воспринимают ситуацию как конфликтную. Они готовы нормализовать дальнейшие отношения, и согласны на совместную встречу. Обе конфликтующие стороны с удовлетворением восприняли мою кандидатуру в качестве посредника.

Высказать свои предложения по разрешению проблемы они затруднились. Конфликт из типа  личность – группа перешёл в тип личность – личность, а применительно к нашей ситуации ученик – ученик. Так же можно отметить, что «С» скрывает основную причину негативного отношения к нему.

3. Организация совместной встречи. Совместное обсуждение конфликтной ситуации.

  Постарайтесь отследить действия медиатора.

1. Обеспечила ли последовательность обсуждения.

2. Удавалось ли локализовать обсуждаемую проблему (следить, чтобы обсуждение не захватывало прошлые обиды и вопросы, не относящиеся к данной проблеме).

3. Конкретизировалась ли проблема  (побуждала участников к более конкретным высказываниям с помощью уточняющих вопросов или нет).

4. Удавалось ли структурировать переговорный процесс (инструментально: переспрашивала, уточняла; психологично: резюмировала по отдельным фрагментам, что делало процесс более динамичным, создавал позитив).

5. Объединялись ли отдельные и частные соглашения в общие (уточняла правильность понимания достигнутых соглашений).

6. Поддерживались ли позитивные действия (принимались ли все предложения к обсуждению).

7. Поддерживалась ли коммуникационная ситуация.

8. Произошёл ли прорыв. Осуществился ли переход из «я против тебя» в «мы против проблемы».

Это и есть основные правила действия медиатора.

    Встреча проходила после уроков, в нашем закреплённом кабинете. По желанию участников, на встречу никого не приглашали.

Итак, в кабинете присутствуют:  я – как посредник-медиатор,  ученик Сидоров, ученик Иванов.

  Встречу озвучиваем по ролям.

Я.   - Я рада, что вы оба выразили готовность встретиться  и подробно обсудить волнующий вопрос. Я надеюсь, что мы найдём решение, которое удовлетворит всех нас. Вы готовы обсудить вместе проблему и найти общее решение?

С. - Да.

И. - Да.

Я.     - Моя роль состоит в том, чтобы помочь вам найти решение вашего конфликта, приемлемое для вас обоих. Каждый будет иметь возможность сказать о своих взглядах, но вы должны принять и выполнять определённые правила:

   1. Нельзя перебивать друг друга.

   2. Быть честными и уважительными друг к другу.

   3. Нельзя обзывать, оскорблять кого-либо.

   4. Вы должны стремиться решить стоящую проблему.

   5. Всё сказанное здесь должно остаться между нами.

   6. Нельзя прерывать нашу беседу ни при каких условиях.

Согласны ли вы с этими правилами?

С.. - Согласен.

И. - Согласен.

Я.    - Насколько я понимаю, проблема из-за того, что у вас возникла неприязнь друг к другу. Пожалуйста, по-очереди расскажите о ваших претензиях друг к другу, желаниях,  чувствах.

И.  - Я, ответственный дежурный в классе. Мы дежурим по два человека, сидящие за одной партой. Дошла очередь дежурить С. и «К.  С. не остался дежурить, «К» дежурила одна. На следующий день я подошёл к С. и спросил, почему он не дежурил и не сообщил мне. С. ответил, что он дежурить не будет. Наш разговор услышали одноклассники Т. и П. Мы стали  заставлять его дежурить, а он убежал от нас. По нашим классным правилам должны дежурить все и он тоже. Вообще, он никогда ничего не делает, нигде не участвует, даже уроки не готовит.

Я.    - Правильно ли мы тебя поняли, что у тебя появилось чувство несправедливости по поводу того, что все в классе дежурят, а С. нет. Что С. не выполняет общепринятые правила, что наш кабинет остаётся грязным, хуже других кабинетов в школе. Ты чувствуешь свою ответственность и хочешь проявить самостоятельность, выполняя своё поручение.

И.  - Да.

С.   И.,Т. П. меня обзывали, ударили на перемене, угрожали, что если я не буду дежурить, то они меня сильно побьют. Я бы и так отдежурил, но не хочу дежурить по их указке. Я живу далеко и одному скучно добираться до дома. Те, с кем рядом живу, не ждут меня. И., Т., П. всегда меня дёргают, чуть что не так. Я и так уже к ним не подхожу, а они смеются надо мной.

Я.     - Итак, давай уточним. В общем, ты от дежурства не отказываешься. Тебе не удобен график дежурства. Тебе было бы удобнее дежурить с тем, кто живёт рядом с тобой, чтобы вместе добираться до дома.

С.  - Да.

Я.     - Какие вы предлагаете решения нашей проблемы?

С.. - Можно меня ставить дежурить с «Х», мы вместе живём?

И. - Пусть дежурит как все.

Я.     - Я считаю, что ещё раз знакомить вас с правилами для учащихся по самообслуживанию кабинета нет смысла, так как обе стороны принимают и готовы выполнять их. Давайте думать, можем ли мы найти выход. Вот ты, «Л», как ты считаешь?

И.  -  Что мне весь график переделывать? Все запутаются.

Я.      - Наверное, есть смысл сделать график дежурства более гибким и внести в него изменения. «С», а ты что можешь предложить?

С.   - Давайте дежурить, кто с кем хочет.

Я.      - «Л», ты согласен с таким предложением?

И.  - Согласен, мне самому не очень нравиться дежурить с «Т». Только начнём, когда все отдежурят. К этому времени я сумею записать, кто с кем хочет и будет дежурить.

Я.      - А как насчёт отношения к «С»?

И.  - Если он будет дежурить, то будем относиться к «С» нормально.

Я.      - Мне кажется, что мы нашли решение нашей проблемы, которое удовлетворяет обе стороны. Поздравляю вас. Спасибо, пожмите друг другу руки.

И. и С. подходят  друг к  другу и жмут руки.

Оцените действия медиатора. Удалось ли устранить причину конфликта, наладить взаимоотношения конфликтующих сторон?

Итак, выступая в роли посредника – медиатора, я постаралась:

1. Обеспечить последовательность обсуждения.

2. Локализовать обсуждаемую проблему (следила, чтобы обсуждение не захватывало прошлые обиды и вопросы, не относящиеся к данной проблеме).

3. Конкретизировать её (побуждала участников к более конкретным высказываниям с помощью уточняющих вопросов).

4. Структурировать переговорный процесс (инструментально: переспрашивала, уточняла; психологично: резюмировала по отдельным фрагментам, что делало процесс более динамичным, создавало позитив).

5. Объединить отдельные и частные соглашения в общие (уточняла правильность понимания достигнутых соглашений).

6. Поддержать позитивные действия (принимала все предложения к обсуждению).

7. Поддержать коммуникационную ситуацию.

Использовались техники: поддержки, эмпатии, перевод «ты-послание» в «я-послание», эхо-техника и другие.

   Вывод: В результате медиаторских действий, мне удалось изменить ситуацию взаимодействия участников конфликта через изменение правил этого взаимодействия к позитивному, конструктивному. Это и есть главное правило, формула решения школьного конфликта: решение конфликта должно быть найдено самими участниками, и деструктивность ситуации обязательно перейдёт в конструктивность, что является позитивной характеристикой конфликта.

    Зная особенности возрастного периода подростка, мною, как классным руководителем, ещё в начале года запланированы классные часы и мероприятия, способствующие сплочению школьного классного коллектива, укреплению взаимоотношений между одноклассниками, беседы о культуре поведения и общения

 Рефлексия.

Давайте обменяемся мнениями по поводу возможности использования и результативности на практике медиаторства, как способа решения школьных конфликтов.

Какие отрицательные стороны медиаторства вы увидели?

        

Большое спасибо всем за активное участие и заинтересованность в решении поставленной мною проблемы.

Литература.

1. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск. Наука,1989.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. Питер, 2005.

3. Иванова Е.Н.  Тон задаёт руководитель. С.- П., 2001.

4. Практическая психология для менеджеров. / Ред. Тутушкина М.К. – М.: «ФИЛИН», 1996.

взаимоотношения

Ученик С. не остался дежурить

Ученик И. пытался выяснить причину неявки на дежурство, ответа не получил.

Начальная фаза

Ученик И.  предупредил ученика С.о повторном дежурстве,  на что тот вновь не отреагировал.

Ученик И. вместе с учениками Т. и П. пытаются насильно заставить дежурить ученика С..

Фаза подъёма

Проявление агрессии к С. вплоть до угроз. Ученик С. перестаёт ходить в школу.

Пик конфликта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар для педагогов "Конфликт. Способы решения конфликтов"

Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом снами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе обычно легко разрушаются человече...

Методическая разработка семинара для классных руководителей "Педагогический конфликт и способы его упреждения"

Данный семинар направлен на то, чтобы каждый классный руководитель имел представление о конфликтах, а главное о способах его упреждения. Своевременные профилактические меры должны положительно влиять ...

Методическая разработка семинара для классных руководителей "Педагогический конфликт и способы его упреждения"

Данный семинар напрвлен на то, чтобы познакомить классных  руководителей с основными  теоретическими понятиями  по теории конфликтаи ознакомить со способами упреждения конфликтов. Своев...

Методический семинар «Оценка эффективности урока с позиции решения задач личностного развития»

Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального бо...

методическая разработка классного часа " Формула решения школьных конфликтов"

 Воспитательный процесс в школе не исключает возможности возникновения конфликтных ситуаций. Частым является конфликт типа «ученик-ученик». Для классного руководителя важен мом...

Методическая разработка тренинга по решению конфликтов среди подростков (цикл занятий)

Цикл тренинга, включающий 5 занятий для подростков и старшеклассников. Подробно описаны цели каждого занятия, прилагается рефлексивная анкета по итогам. Основная цель: повышение уровня знаний о теории...