методическая разработка классного часа " Формула решения школьных конфликтов"
методическая разработка на тему
Воспитательный процесс в школе не исключает возможности возникновения конфликтных ситуаций. Частым является конфликт типа «ученик-ученик». Для классного руководителя важен момент выбора правильной методики для разрешения проблемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa_formula_resheniya_shkolnyh_konfliktov.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Воспитательный процесс в школе не исключает возможности возникновения конфликтных ситуаций. Частым является конфликт типа «ученик-ученик». Для классного руководителя важен момент выбора правильной методики для разрешения проблемы.
В нашей школе сложилась следующая ситуация: ученик 5 класса называл девочку-одноклассницу не по имени, а придумывал различные обидные прозвища. Девочка стала с нежеланием приходить в школу из-за постоянных оскорблений со стороны одноклассника.
Итак, возник конфликт. Передо мной как классным руководителем встал вопрос «Как же снять напряжённость между детьми, не дав перейти ей в чувство ненависти друг к другу?» Важную роль здесь играет выбор стиля общения с учеником. Я предпочла диалогизированную линию, чтобы установить отношения взаимопонимания и взаимопрощения.
Для разрешения данной проблемы я разработала несколько этапов:
1) беседа с мальчиком на тему «Прозвище - это оскорбление»;
2) беседа с девочкой на тему «Нужно уметь прощать»;
3) классный час на тему «Конфликты в нашей жизни».
Содержание беседы с мальчиком
Известно, что на свете нет двух одинаковых людей. Поэтому каждый человек, по сути своей, уникален. Вы сейчас познаёте мир, получаете образование. Всё это происходит в окружении людей, с которыми надо уметь взаимодействовать. Каждый из нас обладает своими достоинствами и недостатками. Вы учитесь, и ваши одноклассники – это люди, с которыми вы проводите большую часть времени, поэтому нужно позаботиться, чтобы вам было приятно в окружении друг друга. А если хотя бы с одним учеником из класса возникает конфликт, то это влияет на всех остальных.
Придумать человеку прозвище – значит оскорбить его, унизить. Ведь никому не может понравиться, когда его называют не по имени, а «величают» обидными словами. Нужно поставить себя на место обиженного.
Признав свою ошибку, необходимо суметь попросить прощения. Тогда и самому станет легче, и нервное напряжение, возникшее в результате конфликтной ситуации, исчезнет, а в душу прольётся свет добра и взаимопонимания.
Содержание беседы с девочкой
Наша жизнь складывается таким образом, что в ней случается не только хорошее, но иногда нас кто-то обижает, кого-то, может быть, сами того не желая, мы обижаем и сами. А если люди не будут прощать друг друга, тогда ненавистью и враждой наполнится весь смысл жизни человека, и уже не останется времени на то, чтобы учиться, выбирать профессию, дружить, дарить окружающим нас людям тепло и любовь. Значит нужно учиться прощать обидчика, давать ему шанс на исправление ошибки.
Класс – это вторая семья. А в каждой семье должен царить мир и согласие.
На третьем этапе работы по преодолению и предупреждению конфликтов я провела классный час «Конфликты в нашей жизни», который и хотела бы предложить в качестве мастер-класса.
Беседы и классный час показали положительную динамику во взаимоотношениях детей. Они стали дружелюбно относиться друг к другу.
Цели проведения мастер-класса:
- помочь учащимся усвоить сущность понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», познакомить с навыками, необходимыми в конфликтной ситуации и правилами предупреждения конфликтов;
- развивать умения нравственного самопознания, самоанализа и самооценки;
- решать проблему повышения сплочённости класса.
Оборудование: мультимедийная установка, аудиокассета, плакат, эмблемы, цветные квадратики для рефлексии.
Классный руководитель. Конфликты существовали в прошлом тысячелетии и существуют в новом. Они — неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни...
Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности, свободы...
Сегодня я хочу с вами поговорить о причинах конфликтов и путях их решения.
Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?
Ученики. Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.
Классный руководитель. Давайте послушаем, какое определение этого слова дано в словарях русского языка.
Ученики (заранее подготовившиеся).
• Столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.
• Столкновение, серьезное разногласие, спор. (Ожегов С.И.).
Классный руководитель. Ребята, разделитесь, пожалуйста, на две группы:
одна — мальчики, другая — девочки. Сейчас мы сыграем в простую игру — перетягивание каната. (Играют в игру.)
Классный руководитель. Победила команда... Спасибо, садитесь. Как вы думаете, в результате этой игры мог произойти конфликт?
Ученики. Да.
Классный руководитель. А из-за чего он мог произойти?
Ученики. Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие держались за канат для вида.
Классный руководитель. Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта?
Ученики (при необходимости помогает педагог). Для возникновения конфликта необходимы присутствие, как минимум, двух человек или двух точек зрения и предмет спора.
Классный руководитель. А теперь разыграем другую ситуацию.
(Проводится упражнение в центре группы: два добровольца показывают упражнение «да — нет» на примере ситуации с дежурством по
классу.)
— Я дежурил вчера.
— Нет.
— Дежурил.
— Нет.
— Да.
— Нет и.т.д.
Классный руководитель. Конфликт ли это? Почему?
Ученики. Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора — дежурство.
Классный руководитель. Хорошо. А теперь я попрошу вас разделиться на две группы. Посмотрите, пожалуйста, цвет солнышка на ваших эмблемах имеет разный оттенок. Первую группу составят те, у кого солнышко желтого цвета, а вторую группу — у кого оранжевого цвета. Каждый член группы должен будет ответить на поставленный вопрос. Вопрос для первой группы: «Что происходит, если конфликт разрешается неправильно или подавляется?»
Ученики. Возникают тревога, беспомощность, отрицание, стресс, разрыв отношений и т.д. (Звучит музыка.)
Классный руководитель. Вот как схематически можно отразить нарастание конфликта. (Используется мультимедийная установка)
Слайд 1. 6. Разрыв.
5. Злоба.
4. Унижение. З. Противодействие.
2. Недовольство.
1. Несогласие.
Вопрос для второй группы:
— Что происходит, если конфликт разрешается правильно?
Ученики. Наступает покой, веселье, открытость, радость, расслабление, ощущение сил, уверенность в своих силах и т.д. (Звучит музыка.)
Классный руководитель. А вот какова схема разрешения и предотвращения конфликта.
Слайд 2.
8. Согласие.
7. Понимание.
6. Умение слушать.
5. Анализ своих действий.
4. Третейский суд.
З. Компромисс.
2. Юмор.
1.Нежность.
Классный руководитель. Мы вместе дали определение самому слову «конфликт», разобрали некоторые конфликтные ситуации и определили способы предотвращения конфликта. А теперь нам предстоит найти ответ на следующий вопрос: почему происходят конфликты? Ваша точка зрения.
Ученики. Не умеем выслушать друг друга. Не хотим вникнуть в то, как выглядит ситуация с точки зрения другого. Не хотим понять интересы друг друга и найти общие интересы.
Классный руководитель. Хорошо. Но что же делать, чтобы конфликты не происходили? Какие навыки необходимы любому человеку при решении конфликтов?
Слайд 3. 1.Умение слушать.
2.Умение владеть своими эмоциями. 3.Умение сохранять уверенность в себе, постоять за себя.
4.Умение критиковать и правильно реагировать на критику.
5.Умение принимать решение.
Классный руководитель. А теперь я попрошу вас разделиться на три группы для проведения дискуссии. Посмотрите, пожалуйста, на цвет пьедестала ваших эмблем. В состав первой группы войдут те, у кого пьедестал коричневого цвета, во вторую группу - у кого он зеленого цвета, а в третью — те, у кого он синего цвета. Задание следующее: поделить воздушные шарики с определенным вариантом решения данного конфликта. Вариант решения у каждой группы свой. На подготовку сценки отводится 1 минута. Первая группа показывает сценку, а вторая должна назвать вариант решения. Затем вторая группа показывает, а третья представляет вариант решения. Далее третья группа показывает — первая представляет вариант решения.
Варианты решения конфликта:
— Оба проиграли («ни тебе, ни мне»).
— Один выиграл, второй проиграл (но часто при этом испорченные отношения или плохое настроение проигравшего могут испортить победителю радость победы).
— Оба выиграли.
Классный руководитель. Как вы думаете, из трех предложенных вариантов, какой наиболее удачный?
Ученики. Выиграть может каждый.
Классный руководитель. У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.
Вопрос: Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях? Если ваш ответ «Да», то положите красный квадратик. Если ваш ответ «Нет» — черный квадратик. Если вы еще сомневаетесь — зеленый квадратик. (Звучит музыка.)
(По преобладающему цвету разложенных на столе квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме).
Классный руководитель. Преобладает красный цвет, Я рада, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли — избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее...
(Е.Евтушенко).
И если человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности.
И вот такие-то сложнейшие миры сталкиваются между собой в повседневной жизни, порождая многочисленные проблемы. И возникает необходимость погасить конфликт.
Для того чтобы наше обсуждение не было чисто теоретическим, а имело бы практическую направленность к следующему классному часу, продумайте возможные конфликтные ситуации в нашем коллективе и пути их решения, обсуждение которых мы продолжим в следующий раз. На этом наш классный час заканчивается. Спасибо. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Формула решения школьных конфликтов"
Цель мастер-класса- ознакомление с технологией педагогического разрешения конфликта. Это технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного ра...
Разработка классного часа "Формула решения школьного конфликта"
Данную разработку можно использовать для классного часа для учащихся 5-6 классов....
Сценарий мастер-класса по теме "Формула решения школьных конфликтов"
Сценарий мастер-класса по теме "Формула решения школьных конфликтов"...
Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"
Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"...
Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"
Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"...
Формула решения школьных конфликтов
Процесс образования, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая среда представляет собой совокупность всех видов целен...
Методическая разработка классного часа "Конфликт и пути его преодоления"
Цели: познакомить учащихся с понятием «конфликт», причинами его возникновения и возможными последствиями, подвести к необходимости людей договариваться между собой, соблюдать о...