Классный час "Математика в профессиях"
классный час (9 класс) по теме

Козлова Наталья Борисовна

Использовать можно вместе с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_v_professii.docx34.77 КБ
Файл matematika-v-professiyah.pptx2.84 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 14"

Классный час в рамках городского  семинара:

"Новые возможности школы в профессиональном

самоопределении обучающихся"

по теме:

«Математика в профессиях».

Козлова Наталья Борисовна

                                                                                                        учитель математики

        

г. Череповец

2012-2013гг.

Цель:

  1. применение математики в деятельности человека;
  2. развитие познавательной активности и  творческих способностей учащихся, развитие стремления к самостоятельному изучению математических закономерностей, развитие внимания, наблюдательности;
  3. воспитание и укрепление чувства уважения и ответственности к окружающим, к выбору профессии.

 Оформление:

          - Презентация « Математика в профессиях»

          - Плакаты

          - Компьютер.

Форма работы:

             - Групповая(три группы, в которые ребята разбиваются по желанию).

Ход классного часа:

1) Классный час начинает  ученик:
Передо мной открыты все дороги,
Как много от судьбы своей я жду.
Но помню я со школьного порога:
Всё что посею, то же и пожну!

2) Вступительное  слово учителя:

В мире насчитывается около 40 тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых.  

“Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе”

М. И. Калинин

“Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?”

Платон

“Рано или поздно всякая правильная идея находит применение в том или ином виде”

А. Н. Крылов

Эти крылатые фразы будут для нас девизом.

Выпускник должен: понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную  деятельность, исходя из целей, способов её достижения, определенных рамками этой профессии; анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использовать информационные коммуникативные технологии в профессиональной деятельности; работать в команде, эффективно общаться коллегами, руководством, клиентами. Данный классный час направлен на решение, поставленных задач на примере нескольких  профессий так, как естественно-математическая подготовка имеет решающее значение для формирования у Вас многих качеств – таких, как умение работать самостоятельно, сравнивать и оценивать качество выполняемой работы в соответствии с требованиями, умело координировать движения и быстро реагировать на изменения ситуаций, развитие  памяти для соблюдения технологической последовательности выполняемых работ. Все это способствует росту компетентности будущего специалиста, высокой мобильности, что позволит ему быть конкурентным в сложных рыночных условиях.

3) Основная часть.

Учитель: Мы с вами разделились на 3 группы.

Нам предстоит  узнать о 6 профессиях, связанных  с математикой.

Ученик 2:

Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить  и применять нужные формулы, владеть  приемами геометрических измерений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, составлять несложные алгоритмы .

Математика нужна всем людям на земле. Без математики невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние.

 Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор .

Математика позволяет человеку думать. Математика нужна в каждой профессии, она нужна в повседневной жизни.

1 профессия:

Презентует ученик: Секретарь

Определяется как «лицо», ведущее деловую переписку отдельного лица или какого-нибудь учреждения, а также ведающее делопроизводством».

Понятие секретарь сегодня достаточно сложное и имеет много градаций – от секретаря-помощника руководителя, секретаря-референта, ученого секретаря, секретаря коллегии, секретаря учреждения, секретаря структурного подразделения до технического секретаря.

Основные функции:

- осваивать разработки новейших компьютерных программ для офиса;

- контролировать финансы офиса;

-подготовка и своевременная рассылка материалов к заседаниям, совещаниям, конференциям, семинарам и съездам;

- подготовка и организация материально-технического обеспечения заседаний, совещаний;

- ведение табеля учета рабочего времени и т.д.

Средняя заработная плата - от 15000 руб.

Учитель:

Иногда руководитель сомневается в своих желаниях, а секретарь приходит ему на помощь.

Проявите смекалку: найдите среднее арифметическое между:

Яблоком и персиком – это ...(нектарин)

Трамваем и поездом – это ...(электричка)

Апельсином и лимоном – это ... (грейпфрут)

Задача про офис.

В пачке 500 листов формата А4. За неделю в офисе расходуются 1800 листов.

 Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 6 недель?

Решение:

 1)1800∙6=10800(лис.)-бумаги на 6 недель
2)10800:500=21,6(пач.)-бумаги
Ответ:22 пачки бумаги нужно купить на 6 недель.

2 профессия:

Презентует ученик: Банковский работник.

Работа, связана с движением крупных денежных сумм, и несет в себе опасность финансовых потерь. От банкира требуется быстрая реакция, математический склад ума, феноменальная память,

глубокое знание экономики.

Само понятие “банк” происходит от итальянского banco - так называлась скамья или столик, за которыми средневековые менялы обменивали деньги. Эта простейшая операция и положила начало банковской деятельности.

Первой и основной функцией банка является функция собирания, аккумуляции временно свободных денежных средств. Вторая функция банка — функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов; Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершать обмен, оборот денежных средств и капитала. Третья функция банка — посредническая функция. Под ней понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения. Находясь между клиентами, совершая по их поручению платежи, банк выполняет тем самым посредническую миссию. Однако это — не примитивная, элементарная посредническая деятельность. Банк может по крупицам аккумулировать небольшие размеры временно свободных денежных средств многих клиентов и направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту. Банк может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдать их на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в одном секторе экономики какого-либо региона, а перераспределить их в другие отрасли и совершенно другие регионы.

Средняя заработная плата - от 45000 руб.

Учитель: Задача про банк.

Молодая семья решила взять кредит в банке на покупку холодильника за 24000 рублей на год – под 14% годовых на следующих условиях:  Кредит будет выплачиваться равными долями ежемесячно в течении одного года.

 Сколько рублей они должны вносить в банк ежемесячно?

Решение:  1)24000 руб. – 100%

                            X руб. – 14%

 х= (24000 x 14)/100 =3360 (руб)–состовляет переплата.

2)24000 +3360 =27360 (руб.) нужно будет     выплатить в течение года.

3)27360/12 =2280 (руб.) ежемесячная выплата кредита.

Ответ: 2280 рублей ежемесячная выплата.

3 профессия:

Презентует ученик:

Технолог.        

В прошлом столетии колбы и пробирки стали слишком малы и непригодны для использования в области промышленных технологий. Технологи, работая на крупных и мелких производствах, обеспечивают управление технологиями и персоналом. Организуют и контролируют весь многосложный процесс получения химических продуктов, без которых сегодня немыслим быт человека. Разберем задачу, решение которой может быть необходимо для производства дискет.

Функции отдела главного технолога: определять
а) возможности процесса производства
б) степень соответствия изделия техническим условиям;
в) причины отклонения от норм;
г) причины несоответствия техническим условиям;
д) формировать технико-экономические показатели производства изделий (производительность, себестоимость, точность, выход годной продукции и др.)
е) оценивать точность и стабильности технологических процессов. 

Средняя заработная плата - от 40000 руб.

Учитель: Задача о производстве дискет.

Технология изготовления дискет состоит из четырех этапов.  На каждом из них увеличивается содержание кремния на определенное   число процентов по отношению к результату предыдущего этапа:

на первом этапе - на 25%,

на втором этапе - на 20%,

на третьем этапе - на 10%,

на четвертом этапе - на 8%.

 Сколько граммов  кремния потребуется на изготовление одной дискеты, если   первоначально было использовано  40 грамм кремния?

Решение:

1) 40∙0,25+40=50(гр.) масса кремния после 1 этапа

2) 50∙0,2+10=60(гр.) масса кремния после 2 этапа

3) 60∙0,1+60=66(гр.) масса кремния после 3 этапа.

4) 66∙0,08+66=71,28(гр.)

Ответ: содержание кремния в одной дискете 71,28грамм.

4 профессия:

Презентует ученик: Тренер

Тренер - инженер-наладчик, помогающий спортсмену в саморазвитии задатков-способностей, которые заложены в человеческом теле и востребованы определенным видом спорта, доводя их до ярко выраженного индивидуального уровня.

Помимо основной функции — обучения и развития спортсмена — тренер выполняет и другие различные функции (исключая профессиональный спорт, где многие функции, особенно хозяйственно-организаторские, выполняются другими лицами), которые условно делят на следующие группы. 
1. Экспертно-консультативные: тренер выступает как специалист, учитель, обладающий большими знаниями по специальным.

2. Проектировочные: тренер должен уметь осуществлять перспективное и текущее планирование

3. Хозяйственно-организаторские (административные): снабжение спортсменов инвентарем, спортивной формой, аренда спортивных баз для занятий, размещение спортсменов на сборах и соревнованиях, организация врачебного и психофизиологического контроля над состоянием спортсменов и т.п. 
4.Представительство: с одной стороны, тренер является для команды представителем руководства, а с другой — он сам представляет команду перед более высокими инстанциями (спорткомитетом и т. п.). 
5.Воспитательная. Очень важно, чтобы тренер обладал социально положительными чертами личности.
6.Познавательная (гностическая): познание психологических особенностей учеников, без чего нельзя установить с ними взаимопонимания. 

Средняя заработная плата - от 20000 руб.

Учитель:

Задача про расчёт времени на марафоне.

Марафон — олимпийская дисциплина легкоатлетической программы у мужчин с 1896 года, у женщин — с 1984 года. Марафонские соревнования проводятся на шоссе, но само слово часто применяют к любым длительным пробегам на пересечённой местности или в экстремальных условиях.

Международный олимпийский комитет в 1896 году измерил фактическую длину дистанции от поля битвы в Марафоне до Афин; она оказалась равной 34,5 км. На первых Играх современности в 1896 году и на Играх 2004 года марафонский бег действительно проходил по дистанции, проложенной от Марафона до Афин. Окончательно длина в 42,195 км была установлена в 1921 году Международной Федерацией Лёгкой Атлетики (IAAF), как официальная длина марафонского забега.

Как оценить Ваш потенциальный результат на марафоне?

Правило №1: Время на дистанции в 10 км умножьте на 5 и вычтите 10 минут: t·10−5.
Правило №2:     Умножьте время  на пятикилометровой дистанции на десять. t·10.

Задача.

Ваш лучший результат на 5-ти километровой дистанции равен  17 минутам.

Чему равно потенциальное время на марафоне? Выразите это время в часах.
Решение:

Так как выбранная дистанция 5-ти километровая, то время на марафоне вычисляем по 2 правилу:

17∙10=170мин=2ч50 мин.

 Ответ: 2ч. 50 мин.

5 профессия:

Презентует ученик: Пекарь

Аппетитный аромат свежевыпеченного хлеба подсказывает прохожему, что где-то рядом находится пекарня. Тут же воображение нарисует пышущие жаром печи и обсыпанных мукой людей, месящих тесто.

Пекарь выпекает различные виды хлеба и полуфабрикаты для кондитерских изделий.

С того времени, как человек научился выпекать хлеб, технология его производства значительно изменилась, однако профессия пекаря по-прежнему осталась уважаемой и востребованной. Математика необходима пекарю, ему нужно рассчитать, сколько необходимо теста для определенного количества хлеба и т.д.

Средняя заработная плата - от 40000 руб.

Задача: Определить, сколько килограммовых пакетов муки потребуется для приготовления 37 буханок чёрного хлеба, если на одну такую буханку потребуется  300 граммов  муки.

Решение:

1 кг.=1000 гр.

  1. 37∙300=11100(гр) муки потребуется.
  2. 11100:1000=11,1(кг)

Ответ: потребуется 12 килограммовых пакетов.

6 профессия:

Презентует ученик: Сталевар.

С того времени, как человек научился обрабатывать металл и добывать огонь, возникла профессия сталевара. Это очень трудоемкая профессия, требующая хорошей физической подготовки. Сталевары работают в горячем цехе.

Сталевар руководит процессом выплавки, ему подчиняется бригада подручных. (Подручный сталевара – должность, с которой можно начать свой профессиональный путь в металлургии.)

Например, сталевар конвертора следит за показаниями измерительных приборов и решает, какие применить добавки, присадки и сколько. Он же следит за разогревом конвертера, регулирует подачу воздуха, кислорода и т.д.  Сталевару необходимо быть внимательным, все выполнять с большой точностью - а этому учит математика.

Средняя заработная плата - от 60000 руб.

Задача. Необходимо выплавить  сплав меди с оловом общей массой 3,2 т, содержащий 45% меди.  Сколько килограммов чистой  меди содержится в этом сплаве?

Решение:

1 тонна=1000 килограммов.

3200 кг   -    100%

     х  кг   -     45%

Х = 3200∙45:100=1440(кг)

Ответ:  1440 килограммов меди потребуется.

4) Творческое упражнение, обучающиеся работают в группах.

Учащимся в группах раздается текст стихотворения Р. Сефа «Странное дело».

Странное дело, а может быть, нет:

Жил-был на свете когда-то сапожник,

Был он сапожником 45 лет,

Но про него говорили  «Художник!».

Странное дело, а может быть, нет:

Жил-был на свете когда-то художник,

Был он сапожником 70 лет,

Но про него говорили: «Сапожник».

Странное дело, а может быть, нет.

Группам даются вопросы по стихотворению на обсуждение.

  1. В каких смыслах употребляются здесь слова «художник» и «сапожник»?
  2. Кого из героев стихотворения можно назвать мастером, профессионалом своего дела?

5) Креативное упражнение, обучающиеся работают в группах.

Учащимся в группах раздается следующий текст:

Пофантазируйте и придумайте несуществующую профессию будущего. Представьте её. Объясните связь этой профессии с математикой.

Постарайтесь в своём выступлении затронуть следующие моменты:

  1. Какое значение имеет эта профессия для общества?
  2. Какой труд в ней используется: физический или интелектуальный?
  3. Какими качествами должен обладать профессионал?

6) Подведение итогов.

Учитель: Человека, который видит предметы и явления во всей полноте называют реалистом. Правильный выбор профессии основан на реалистичном представлении о себе и будущей профессии, которое можно составить, опираясь на полную и достоверную информацию. Мы попытались сегодня с вами показать связь математики с некоторыми профессиями. Поднимите руки те, кому понравились профессия секретаря..., технолога..., сталевара..., банковского работника..., тренера... или пекаря....

Всем спасибо. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый классный час «МАТЕМАТИКА В ПРОФЕССИЯХ»

Слайд 2

Греки изучали математику, чтобы познать мир, а римляне – для того, чтобы измерять земельные участки. А для чего изучаете математику вы?

Слайд 3

Секретарь – это «лицо », ведущее деловую переписку отдельного лица или какого-нибудь учреждения, а также ведающее делопроизводством ». Понятие секретарь достаточно многогранное: секретарь-референт, ученого секретаря, секретарь коллегии, секретарь учреждения , технический секретарь, секретарь структурного подразделения, секретарь-помощник руководителя. пРофессия: СЕКРЕТАРЬ

Слайд 4

Проявите смекалку: Найдите среднее арифметическое между Яблоком и персиком – это ... Трамваем и поездом – это ... Апельсином и лимоном – это ...

Слайд 5

Задача В пачке 500 листов формата А4. За неделю в офисе расходуются 1800 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 6 недель? РЕШЕНИЕ: 1)1800∙6=10800(лис.)-бумаги на 6 недель 2)10800:500=21,6( пач .)-бумаги Ответ:22 пачки бумаги нужно купить на 6 недель.

Слайд 6

Профессия: банковский работник Работа, связана с движением крупных денежных сумм, и несет в себе опасность финансовых потерь. От банкира требуется быстрая реакция, математический склад ума, феноменальная память, глубокое знание экономики. Само понятие “банк” происходит от итальянского banco - так называлась скамья или столик, за которыми средневековые менялы обменивали деньги. Эта простейшая операция и положила начало банковской деятельности.

Слайд 7

Задача Молодая семья решила взять кредит в банке на покупку холодильника за 24000 рублей на год – под 14 % годовых на следующих условиях: Кредит будет выплачиваться равными долями ежемесячно в течении одного года. Сколько рублей они должны вносить в банк ежемесячно? Решение: 1)24000 руб. – 100% X руб. – 14% х = (24000 x 14)/100 =3360 (руб)–состовляет переплата. 2)24000 +3360 =27360 (руб .) нужно будет выплатить в течение года. 3)27360/12 =2280 (руб .) ежемесячная выплата кредита. Ответ: 2280 рублей ежемесячная выплата.

Слайд 8

профессия: Технологи, работая на крупных и мелких производствах, обеспечивают управление технологиями и персоналом. Организуют и контролируют весь многосложный процесс получения химических продуктов, без которых сегодня немыслим быт человека. технолог

Слайд 9

ЗАДАЧА . Технология изготовления дискет состоит из четырех этапов. На каждом из них увеличивается содержание кремния на определенное число процентов по отношению к результату предыдущего этапа: на первом этапе - на 25%, на втором этапе - на 20%, на третьем этапе - на 10%, на четвертом этапе - на 8%. Сколько граммов кремния потребуется на изготовление одной дискеты, если первоначально использовали 40 грамм? Решение : 1) 40∙0,25+40=50(гр.) масса кремния после 1 этапа 2) 50∙0,2+10=60(гр.) масса кремния после 2 этапа 3) 60∙0,1+60=66(гр.) масса кремния после 3 этапа. 4) 66∙0,08+66=71,28(гр.) Ответ: содержание кремния в одной дискете 71,28грамм.

Слайд 10

Тренер - инженер-наладчик, помогающий спортсмену в саморазвитии задатков-способностей, которые заложены в человеческом теле и востребованы определенным видом спорта, доводя их до ярко выраженного индивидуального уровня. Профессия: Тренер

Слайд 11

Как оценить Ваш потенциальный результат на марафоне? Правило №1 : Время на дистанции в 10 км умножьте на 5 и вычтите 10 минут: t·10−5 . Правило №2: У множьте время на пятикилометрово й дистанции на десять. t·10 . Задача. Ваш лучший результат на 5-ти километровой дистанции равен 17 минутам. Чему равно потенциальное время на марафоне? Выразите это время в часах. Решение: Так как выбранная дистанция 5-ти километровая, то время на марафоне вычисляем по 2 правилу: 17∙10=170мин=2ч50 мин. Ответ: 2ч. 50 мин .

Слайд 12

Пекарь выпекает различные виды хлеба и полуфабрикаты для кондитерских изделий. Как только человек научился выпекать хлеб, технология его производства значительно изменилась, однако профессия пекаря по-прежнему остаётся уважаемой и востребованной. Профессия: пекарь.

Слайд 13

Задача Определите, сколько килограммовых пакетов ржаной муки потребуется для приготовления 37 буханок чёрного хлеба, если на одну такую буханку потребуется 300 граммов муки. Решение: 1 кг.=1000 гр. 37∙300=11100( гр ) муки потребуется. 11100:1000=11,1(кг) Ответ: потребуется 12 килограммовых пакетов.

Слайд 14

Профессия: Сталевар Это очень трудоемкая профессия, требующая хорошей физической подготовки. Сталевары работают в горячем цехе. Им необходимо быть внимательным, всё выполнять с большой точностью - а этому учит математика.

Слайд 15

Необходимо выплавить сплав меди с оловом общей массой 3,2 т, содержащий 45% меди. Сколько килограммов чистой меди содержится в этом сплаве? Решение: 1 тонна=1000 килограммов. 3200 кг - 100% х кг - 45% Х = 3200∙45:100=1440(кг) Ответ: 1440 килограммов меди потребуется. Задача

Слайд 16

Странное дело, а может быть, нет: Жил-был на свете когда-то сапожник, Был он сапожником 45 лет, Но про него говорили «Художник!». Странное дело, а может быть, нет: Жил-был на свете когда-то художник, Был он сапожником 70 лет, Но про него говорили: «Сапожник». Странное дело, а может быть, нет.

Слайд 17

Пофантазируйте и придумайте несуществующую профессию будущего. Прорекламируйте её.

Слайд 18

«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей жизни и работе». М.И.Калинин

Слайд 19

дОброго пути!

Слайд 20

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Выбор профессии-важное событие в вашей жизни"

Важное событие в жизни старшеклассников -это выбор профессии.Как сделать правильный выбор?...

Классный час "Выбираем профессии"

В нем содержится материал к классному часу для 10-11 классов по теме выбора профессии....

Презентация к классному часу "Мир профессий"

Данная презентация содержит ознакомительный материал о профессиях  родителей  учащищся класса....

классный час "Все профессии важны, все профессии нужны"

Знакомство детей с понятием "Профессия", расширение знаний о многообразии профессий....

Классный час: «Все профессии важны, все профессии нужны».

Знакомство обучающихся с разными видами профессий. Формирование представлений о профессиях....

Классный час «Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь»

Классный час «Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь»...

Классный час «Все профессии важны, все профессии нужны!»

Классный час " Все профессии важны, все профессии нужны"...