Диагностика по профориентации
методическая разработка (9 класс) по теме
Предложено несколько диагностик для определения профессиональной напрвленности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_diagnostiki_po_proforientacii.docx | 120.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы диагностики по профориентации
- "Профессиональные намерения"
В повседневной жизни намерения человека определяют желание действовать, совершать поступки, в частности, в последующей профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы личность адекватно оценивала свои индивидуальные особенности и мела четкие профессиональные представления которые во многом определяют успешность выполнения профессиональной деятельности.
Профессиональные намерения связаны с престижем профессии, который часто находится в обратном отношении к ее массовости. Устойчивость профессиональных намерений связана с осознанием учащимися требований, предъявляемых специальностью, отчетливым представлением об ее трудностях и готовностью к их преодолению.
В процессе профессионального обучения намерения учащихся работать в дальнейшем по выбранной специальности могут измениться. Намерение - сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Намерение представляет собой возникающее в процессе психического развития человека новое функциональное образование, в котором в неразрывном единстве выступают аффективные и интелектуальные компоненты.
Намерение - сознательное решение, выполняющее функцию побуждения и планирования поведения и деятельности человека. Оно организует поведение человека, позволяет ему произвольно действовать с целью удовлетворения своих потребностей.
Намерение формируется, во-первых, когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено, во-вторых когда удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосредственно, а требует достижения промежуточных целей, не имеющих побудительной силы.
Под профессиональными намерениями понимается совокупность сознательных побуждений к овладению определенным видом деятельности и совершенствованию в нем, опирающееся на профессиональное самоопределение.
Инструкция: Обведите кружком выбранные ответы на вопросы опросника, а там, где это требуется, впишите их самостоятельно.
Текст опросника
- Чем Вы думаете заняться после обучения в школе?
а) продолжить обучение в вузе;
б) поступить в техникум;
в) поступить в колледж;
г) работать;
д) работать и учиться в вузе или техникуме;
е) не определился. - Какой профессией Вы бы хотели посвятить себя?
а) рабочего;
б) инженера;
в) преподавателя;
г) юриста;
д) другой вариант (впишите в бланк). - Знания по каким предметам необходимы представителю избранной Вами профессии в первую очередь? Впишите в бланк.
- Какие качества личности особенно необходимы для представителя выбранной профессии? Самому значимому из них присвойте номер 1, менее значимому – 2 и т.д.
- Каковы Ваши представления об условиях работы по выбранной профессии?
а) представляю хорошо;
б) имею некоторое представление;
в) не представляю - Каким образом Вы готовитесь к будущей профессиональной деятельности?
а) развиваю и систематизирую знания, необходимые для работы по профессии;
б) овладеваю навыками, формирую умения, необходимые для профессии;
в) развиваю в себе качества личности, необходимые представителю данной профессии;
г) занимаюсь формирование качеств, компенсирующих недостающие способности. - Проявляются ли у Вас профессионально важные качества:
а) в процессе учебной деятельности?
б) на семинарах, факультативных занятиях?
в) во время самостоятельной работы?
г) не выявил проявления. - Знаете ли Вы, где можно получить подготовку по избранной профессии?
а) да;
б) нет. - Где и что Вы читали о выбранной профессии?
а) в художественной литературе;
б) в научно-популярной литературе;
в) в специальной литературе;
г) другой вариант (впишите в бланк). - С кем Вы беседовали по собственной инициативе об избранной профессии?
а) с родителями;
б) со сверстниками;
в) с преподавателями;
г) ни с кем. - Имеются ли профессии, близкие или родственные избранной Вами, которыми Вы могли бы успешно овладеть?
а) да, имеются;
б) нет;
в) не знаю;
г) назовите 2-3 родственные профессии. - В каком классе Вы осуществили свой профессиональный выбор?
а) в 7-м классе;
б) в 8-м классе;
в) в 9-м классе;
г) в 10-м классе;
д) в 11-м классе. - Что мешает Вам в осуществлении профессионального самоопределения?
а) отсутствие устойчивого интереса к чему-либо;
б) плохая информированность о профессиях;
в) неуверенность в себе, низкая самооценка;
г) неуспех в выполнении многих дел;
д) другие причины (впишите в бланк). - Свое решение о выборе данной профессии вы считаете окончательным?
а) да;
б) нет. - Кто в наибольшей степени повлиял на Ваш выбор профессии? Проранжируйте предлагаемые варианты ответов.
а) родители;
б) учителя;
в) сверстники;
г) другой ответ (впишите в бланк). - Что для Вас было наиболее важным при выборе профессии?
а) желание принести пользу обществу;
б) представление о высоком социальном статусе профессии;
в) возможность хорошо заработать;
г) интерес, творчество в работе;
д) соответствие работы личным возможностям. - Чтобы стать хорошим специалистом, по Вашему мнению, нужно:
а) получить профессиональную подготовку в вузе;
б) окончить техникум;
в) окончить колледж;
г) попробовать себя в выбранной профессии. - Как часто рассказывают преподаватели о профессиях на занятиях?
а) часто;
б) изредко;
в) очень редко;
г) не рассказывают. - Как Вы предпочитаете работать?
а) индивидуально;
б) коллективно. - В процессе профессиональной деятельности что Вам больше нравиться?
а) быть исполнителем;
б) быть организатором;
в) руководить. - На каких предметных факультативах Вы бы хотели заниматься? Ответ впишите в бланк ответов.
- Какая область знаний увлекает Вас в большей степени?:
а) о природе;
б) об искусстве;
в) о технике;
г) о человеке;
д) об экономике.
Бланк ответов
№ | Варианты ответов |
1. | а б в г д е |
2. | а б в г д ________________________ |
3. | а б в гд _______________________ |
4. | а б в гд _______________________ |
5. | а б в |
6. | а б в г |
7. | а б в г |
8. | а б |
9. | а б вг |
10. | а б в г |
11. | а б в г _______________________ |
12. | а б в г д е _______________________ |
13. | а б в гд _______________________ |
14. | а б |
15. | а б в г _______________________ |
16. | а б в г д |
17. | а б в г |
18. | а б в г |
19. | а б |
20. | а б в |
21. | а б в _______________________ |
22. | а б в г д |
Обработка и интерпретация результатов
Все вопросы группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них. В качественный анализ включаются:
1. Жизненные планы испытуемых (вопросы 1, 2, 6 (в, г), 12, 13, 16, 17, 20, 22).
2. Увлечения и профессиональные намерения (вопросы 2, 9, 11, 12, 19, 20, 21, 22)
3. Знания о профессии (вопросы 3, 4, 5, 6 (а, г), 11, 12, 17, 21, 22)
4. Оценка своей пригодности к профессии (вопросы 4, 7, 9, 11, 12, 13, 21)
5. Эффективность профориентационной работы (вопросы 6 (б,в), 8, 9, 10, 12, 13 (б), 14, 15, 18, 22)
На основе полученных результатов устанавливается обоснованность профессиональных намерений с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении.
Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова).
Инструкция: Ответьте «да» (+) или «нет» (-) на предложенные ниже вопросы.
- Чтобы понять что-либо, Вы часто обращаетесь к образным представлениям?
- У Вас есть тяга к рисованию?
- Вам вполне понятен язык знаков, формул, графиков?
- Доставляет ли Вам удовольствие пересказывать увиденное друзьям?
- Вы стараетесь скорее обобщить имеющуюся информацию, уйти от конкретики к обобщенным, абстрактным формулам?
- У Вас обычно много времени занимает переосмысление того, что Вы видели, слышали, что происходит вокруг?
- Вам проще понять что-либо, повертев в своих руках, собрав, разобрав?
- Вы стараетесь обогатить свою речь метафорическими выражениями?
- Являются ли рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство Вашими любимыми занятиями?
- При объяснении чего-либо Вы часто прибегаете к языку знаков, символов, чертежей?
- Вы обладаете литературными способностями?
- Вам нравится абстрактная живопись?
- Вы легко находите смысл в абстрактных изображениях?
- Вам удавалось своими руками собрать или отремонтировать какое-нибудь техническое устройство?
- Вы согласны, что речь без эпитетов, метафор, образных выражений суха и неинтересна?
- Читая книгу, Вы живо представляете себе происходящее, как будто Вы являетесь непосредственным участником событий?
- У Вас хорошая память на знаки, символы, цифры?
- Вас считают хорошим рассказчиком?
- Вы легко составляете для себя какую-нибудь абракадабру, чтобы заменить большое словесное выражение?
- Вы ловите себя на мысли, что каждый символ, знак в художественном произведении несет в себе большой смысл?
- Вас часто тянет к рукоделию, ручной работе, поделкам?
- Вас радует удачно употребленная метафора, иносказание, притча или анекдот в речи говорящего?
- Вы стремитесь собрать у себя коллекцию репродукций живописи, книг по искусству?
- Вы свободно владеете языком знаков, формул?
- Вы пишете стихи?
- Ваши знакомые говорят Вам, что Вы слишком часто прибегаете к абстракциям?
- Случается, что Вы смотрите один и тот же фильм по нескольку раз, переосмысливая его по-новому?
- Вас называют «мастер - золотые руки»?
- Вы любите поэзию за оригинальность высказываний, интересные ассоциации?
- Язык наглядных образов Вам более понятен, чем язык знаков и формул?
- Вы стараетесь при письме использовать аббревиатуру, сокращения слов до начальных букв?
- Вам нравится выступать перед аудиторий?
- Хотели бы Вы, чтобы Ваша деятельность была связана со знаковыми системами, машинными языками и т. д.?
- Ложась спать, Вы часто перебираете в памяти прошедший день, стремитесь привести в порядок впечатления?
- Работа с техникой доставляет Вам удовольствие?
- Вы стараетесь чаще обращаться к художественным произведениям в поиске нужных Вам образов, метафор, метких выражений, забавных высказываний?
- Вы обладаете богатым воображением, яркой и буйной фантазией?
- Вам легко даются языки программирования на ЭВМ?
- Вы владеете иностранными языками?
- Вас иногда подмывает ввернуть в разговор фразу позаковыристей и понепонятней?
- Вы стремитесь тщательно обдумывать свои поступки, рассчитывая свои шаги заранее?
- Вы обладаете способностью к техническому изобретательству?
- Вам нравится придумывать образные метафоры?
- Вас часто можно застать за рисованием?
- Чтобы упростить объяснения, Вы часто используете графики, формулы?
- Вы много времени уделяете стихосложению?
- Для запоминания чего-либо Вы часто используете абстрактные знаки и изображения, понятные только Вам?
- Ваши друзья и знакомые считают Вас чересчур глубокомысленным человеком?
- Вам много приходится заниматься ручной работой, требующей терпения и аккуратности?
- Вы хорошо владеете речью, языком метафор, оригинальных образов?
- Вам часто снятся яркие, интересные сны, полные захватывающих событий?
- Вам не составляет труда придумать свою систему знаков, хотя бы для собственного употребления?
- Вам доставляет удовольствие рассказывать о чем-либо так, что слова сами льются из Ваших уст?
- Вы часто используете в речи абстрактные понятия?
- Вам удается обычно найти в тех или иных событиях свой, весьма неординарный смысл?
- Вам легче делать что-либо руками, чем решать теоретические задачи?
Бланк ответов
сумма | |||||||||||||||
1 | 8 | 15 | 22 | 29 | 36 | 43 | 50 | ||||||||
2 | 9 | 16 | 23 | 30 | 37 | 44 | 51 | ||||||||
3 | 10 | 17 | 24 | 31 | 38 | 45 | 52 | ||||||||
4 | 11 | 18 | 25 | 32 | 39 | 46 | 53 | ||||||||
5 | 12 | 19 | 26 | 33 | 40 | 47 | 54 | ||||||||
6 | 13 | 20 | 27 | 34 | 41 | 48 | 55 | ||||||||
7 | 14 | 21 | 28 | 35 | 42 | 49 | 56 |
Обработка и интерпретация результатов
Анализ и обработка результатов проводятся по семи шкалам. Для получения общего количества баллов по каждой шкале необходимо подсчитать количество плюсов в горизонтальных строках в бланке ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать по каждой шкале - 8. Минимальное количество - 2-3 балла.
Значение шкал:
1. Метафоризация - способность замечать метафоры в речи, образах, стихах, художественных произведениях, использовать метафоры в речи, умение придумывать метафорические выражения (признак творческой одаренности). Сумма плюсов (ответов «да») 1-го ряда: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50.
2. Образность представлений - способность к яркому образному представлению, фантазированию, образному мышлению, стремление выразить образы в рисунках, художественные способности. Сумма плюсов 2-го ряда: 2, 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51.
3. Символизация - способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками, языковые способности. Сумма плюсов 3-го ряда: 3, 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52.
4. Вербализация - легкость речи, способность рассказчика без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях. Сумма плюсов 4-го ряда: 4, 11, 18, 25, 32, 39, 46, 53.
5. Абстрагирование - способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции, умение опираться на абстрактные слова, образы в процессе мышления, отсутствие конкретных предметных представлений. Сумма плюсов 5-го ряда: 5, 12, 19, 26, 33, 40, 47, 54.
6. Рефлексивность - способность долго удерживать одну и ту же информацию в памяти, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательное продумывание своих действий. Сумма плюсов 6-го ряда: 6, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 55.
7. Ручные навыки - способность мастерить, ремонтировать, осуществлять точные ручные манипуляции с предметами, технические навыки. Суммы плюсов 7-го ряда: 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56.
Результаты диагностики можно изобразить в виде графика, на лучах которого откладывается количество баллов, полученных по соответствующей шкале, затем точки на шкалах соединяются (см. рис.).
В результате на графике хорошо видна степень выраженности и преобладание тех или иных функциональных способностей.
По результатам диагностики выдаются рекомендации о том, какой вид трудовой деятельности более всего подходит испытуемому.
Уточнение сферы профессиональной деятельности, подбор профессий осуществляются в процессе дальнейшей профориентационной работы и профессиональной диагностики.
Для детей я добавила словарь терминов.
Словарь.
Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними с целью выделения их существенных признаков.
Вербализация - словесное описание переживаний, чувств, мыслей, поведения.
Символизация- уникальный, присущий только человеку психический процесс замещения одних образов другими образованиями, характеризующимися лишь отдаленным сходством с первичными
Метафоризация представляет собой использование слов в переносных значениях в целях создания яркого образа, выражения оценки, эмоционального отношения к предмету речи; она призвана оказать воздействие на адресата речи.
Рефлексивность — способность личности выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством сравнения образа своего «Я» с какими-либо событиями, личностями
«Дифференциально - диагностический опросник»
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориетации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
Инструкция. Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?
Опросник
а. Ухаживать за животными
б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их
а. Помогать больным людям, лечить их
б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы
а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок
б. Следить за состоянием и развитием растений.
а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.
б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)
а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)
б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
а. Лечить животных
б. Выполнять вычисления, расчеты.
а. Выводить новые сорта растений
б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
а. Делать лабораторные анализы в больнице
б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)
Обработка результатов и интерпретация
П | Т | Ч | З | Х |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 6б | 7а | ||
7б | 8а | 8б | ||
9а | 9б | |||
10а | 10б | |||
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19a | 19б | |||
20а | 20б |
Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере "человек - природа" (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа - по сфере "человек - техника" (технические профессии), третья графа - по сфере "человек - человек" (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая - по сфере "человек - знак" (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере - "человек - художественный образ" (все творческие специальности). В целом минимальное количество баллов по каждой графе - 0, максимальное - 8 баллов.
Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен.
При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени,
При результате 7-8 баллов - профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.
«Карта интересов"
Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. Голомшток выделяет 23 таких сферы: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника.
Инструкция: для определения ведущих интересов Вам предлагается перечень вопросов.
Если Вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, в бланке ответов рядом с его номером поставьте два плюса ("++"),
если просто нравится - один плюс ("+"),
если не знаете, сомневаетесь - ноль ("0"),
если не нравится - один минус ("-"),
а если очень не нравиться - два минуса ("--").
Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них.
Текст опросника
Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы
- Знакомиться с жизнью растений и животных.
- Занятия и чтение книг по географии.
- Читать художественную или научно-папулярную литературу о геологических экспедициях.
- Уроки и книги по анатомии и физиологии человека.
- Выполнять ежедневную домашнюю работу.
- Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, жизни и деятельности выдающихся физиков.
- Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.
- Читать технические журналы.
- Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники.
- Знакомиться с разными металлами и их свойствами.
- Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.
- Узнавать о достижениях в области строительства.
- Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и т.д.).
- Читать книги, смотреть фильмы о летчиках.
- Знакомиться с военной техникой.
- Читать книги об исторических событиях.
- Читать произведения классиков русской и зарубежной литературы.
- Читать и обсуждать публицистические статьи и очерки.
- Обсуждать текущие дела и события в учебном заведении, городе, стране.
- Интересоваться педагогической работой.
- Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции
- Заботиться о порядке в собственных вещах, красивом виде помещения.
- Читать книги из серии "Занимательная математика".
- Изучать экономическую географию.
- Заниматься иностранным языком.
- Знакомиться с жизнью выдающихся художников, историей искусства.
- Знакомиться с жизнью выдающихся артистов, встречаться с ними, коллекционировать их фотографии.
- Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыки.
- Читать спортивные газеты, журналы, литературу о спорте.
- Изучать биологию, ботанику, зоологию.
- Знакомиться с различными странами по книгам и телепередачам.
- Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.
- Интересоваться достижениями медицины.
- Посещать с экскурсиями предприятия легкой промышленности.
- Читать книги из серии "Занимательная физика".
- Изучать химические явления в природе.
- Знакомиться с новейшими достижениями техники.
- Интересоваться работой радиотехника, электрика.
- Знакомиться с различными измерительными инструментами, используемыми в процессе металлообработки.
- Наблюдать за изготовлением изделий из дерева (например, мебели).
- Наблюдать за работой строителей.
- Читать литературу о средствах передвижения.
- Читать книги, смотреть фильмы и телепередачи о моряках.
- Читать книги, смотреть фильмы и телепередачи на военные темы, знакомиться с историей крупных сражений.
- Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.
- Читать литературно-критические статьи.
- Слушать радио, смотреть теленовости и тематические телепередачи.
- Узнавать о событиях, происходящих в городе, стране.
- Объяснять учащимся трудные для понимания вопросы.
- Справедливо рассудить поступок знакомого или литературного героя.
- Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание членов семьи.
- Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков.
- Интересоваться экономическими передачами по телевидению.
- Читать художественную литературу на иностранном языке.
- Заниматься художественным оформлением праздников.
- Посещать театр.
- Слушать оперную или симфоническую музыку.
- Посещать спортивные соревнования, смотреть спортивные передачи.
- Посещать дополнительные занятия по биологии.
- Посещать дополнительные занятия по географии.
- Коллекционировать минералы.
- Изучать функции организма человека, причины возникновения и способы лечения болезней человека.
- Готовить обед дома.
- Осуществлять демонстрацию физических опытов.
- Участвовать в организации опытов с химическими веществами.
- Ремонтировать различные механизмы.
- Производить замеры в электросетях с помощью приборов (вольтметра, амперметра).
- Конструировать различные предметы и детали из металла.
- Художественно обрабатывать дерево (вырезать, выпиливать).
- Набрасывать эскизы или выполнять чертежи строительных объектов.
- Проявлять интерес к автомобильному транспорту.
- Увлекаться парашютным спортом, авиамоделизмом.
- Заниматься спортивной стрельбой.
- Изучать историю возникновения различных народов и государств.
- Писать стихи.
- Наблюдать за проведением и жизнью других людей.
- Выполнять организационную общественную работу.
- Проводить время с маленькими детьми, заниматься и играть с ними.
- Устанавливать дисциплину среди сверстников.
- Наблюдать за работой работников сферы обслуживания (повар, официант, продавец).
- Участвовать в математических олимпиадах.
- Просматривать экономические обзоры в газетах и журналах.
- Слушать радиопередачи на иностранном языке.
- Посещать музеи, художественные выставки.
- Публично выступать.
- Играть на музыкальном инструменте.
- Участвовать в спортивных соревнованиях.
- Наблюдать за ростом и развитием животных, растений.
- Собирать книги по географии.
- Посещать краеведческий музей.
- Вникать в работу врача, фармацевта.
- Шить для себя.
- Интересоваться физикой.
- Интересоваться химией.
- Работать с техникой.
- Знакомиться с устройством электроаппаратуры.
- Заниматься слесарным делом.
- Выполнять столярные работы.
- Принимать участие в отделочных ремонтных работах.
- Помогать милиции в работе с пешеходами по правилам уличного движения.
- Быть членом гребных и яхт-клубов.
- Участвовать в военизированных играх.
- Знакомиться с историческими местами.
- Быть членом литературного клуба.
- Наблюдать за ведением журналистами телепередач.
- Публично выступать с сообщениями и докладами.
- Организовывать работу детей.
- Устанавливать скрытые причины поступков и поведения людей.
- Оказывать различные услуги другим людям.
- Решать сложные математические задачи.
- Точно вести расчет своих денежных средств.
- Посещать курсы по изучению иностранного языка.
- Заниматься в художественной секции.
- Участвовать в художественной самодеятельности.
- Посещать музыкальную школу.
- Заниматься в спортивной секции.
- Участвовать в биологических олимпиадах и конкурсах.
- Путешествовать.
- Принимать участие в геологической экспедиции.
- Ухаживать за больными.
- Посещать кулинарные конкурсы и выставки.
- Участвовать в конкурсных мероприятиях по физике.
- Решать сложные задачи по химии.
- Разбираться в технических схемах и чертежах.
- Разбираться в сложных радиосхемах.
- Знакомиться с новой техникой, наблюдать за работой промышленного оборудования.
- Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.
- Помогать в строительных работах.
- Принимать участие в обслуживании и ремонте автомобиля.
- Мечтать о самостоятельных полетах на самолете.
- Строго выполнять распорядок дня.
- Публично выступать с докладами на исторические темы.
- Работать с литературными источниками.
- Принимать участие в дискуссиях, конференциях.
- Организовывать и проводить коллективные мероприятия.
- Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков.
- Помогать работникам милиции.
- Постоянно общаться с различными людьми.
- Принимать участие в математических олимпиадах, конференциях.
- Интересоваться вопросами ценообразования, начисления заработной платы.
- Общаться на иностранном языке.
- Участвовать в художественных выставках.
- Принимать участие в театральных постановках.
- Участвовать в музыкальных конкурсах.
- Регулярно тренироваться и участвовать в спортивных соревнованиях.
- Выращивать растения, ухаживать за домашними животными.
- Проводить топографическую съемку местности.
- Совершать длительные, трудные походы.
- Интересоваться деятельностью медицинских работников.
- Шить, кроить, создавать модели одежды.
- Решать сложные задачи по физике.
- Посещать с экскурсиями химические предприятия.
- Участвовать в выставках технического творчества.
- Ремонтировать аудиотехнику.
- Работать на станке.
- Выполнять по чертежам столярные работы.
- Принимать сезонное участие в строительстве.
- Изучать правила дорожного движения для водителей.
- Изучать морское дело.
- Читать воспоминания главнокомандующих и полководцев.
- Знакомиться с историческими местами родного края.
- Писать рассказы.
- Писать заметки или очерки в газету.
- Выполнять общественные поручения.
- Организовывать детские игровые и праздничные мероприятия.
- Изучать законодательные документы, гражданское право.
- Удовлетворять потребности людей в тех или иных услугах.
- Выполнять математические расчеты по формулам.
- Интересоваться проблемами региональной экономики.
- Участвовать в олимпиадах по иностранному языку.
- Посещать художественные музеи.
- Играть на сцене в спектаклях.
- Слушать классическую музыку.
- Помогать преподавателю физкультуры в проведении занятия.
Обработка и интерпретация результатов
За каждый знак "+" в бланке ответов проставляется +1 балл, за каждый знак "-" проставляется -1 балл, за нулевой ответ - 0 баллов. В каждом из 29 столбцов бланка ответов подсчитывается количество положительных и отрицательных баллов.
Исходя из структуры бланка ответов определяются следующие виды профессиональных интересов (по столбцам).
Чем больше положительных ответов в столбце, тем выше степень выраженности интереса к данному виду профессиональной деятельности.
1. Биология | 16. История |
уровни выраженности:
от -12 до -6 - высшая степень отрицания данного интереса;
от -5 до -1 - интерес отрицается;
от +1 до +4 - интерес выражен слабо;
от +5 до +7 - выраженный интерес
от +8 до +12 - ярко выраженный интерес.
Бланк ответов к опроснику "Карта интересов"
Ф.И.О. ___________________________ возраст ______ дата заполнения _____________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | |
59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | |
88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | |
117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | |
146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 |
"Карта интересов" модификация Филимоновой О.Г.
Опросник «Карта интересов» (авторы А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, О.П. Мешковская и др.) представлен достаточно широко в разных источниках. В его основе лежит перечень направлений, по которым составлены вопросы к учащимся. Этот опросник уже долгое время публикуется без изменений и устарел как с точки зрения перечня направлений деятельности, так и с точки зрения формулировки вопросов. При его проведении в аудитории возникают смешки и недоумение, что и побудило нас к некоторому его усовершенствованию.
В старом перечне направлений деятельности нет таких популярных сейчас видов деятельности, как информационные технологии, социология, философия, бизнес. Пришлось объединить родственные профессии, вставить недостающие направления. Выполняя эту работу, мы руководствовались результатами бесед, перечнями современных специальностей, справочниками для поступающих в вузы. Иногда приходилось обращаться к родителям и студентам, чтобы получше представить то или иное направление. К радиотехнике мы добавили электронику; деревообработку и металлообработку объединили в направление «Обработка материалов»; объединили транспорт, авиацию, морское дело; общественную деятельность заменили на социологию, политологию; к иностранным языкам добавили лингвистику, к литературе — филологию, к журналистике — связи с общественностью, рекламу, к экономике — бизнес; добавили психологию и информационные технологии. В таком виде мы этот перечень и сохранили, так как при дальнейшей работе мы поняли, что все специальности, оказавшиеся в поле нашего зрения, укладываются в этот перечень.
Перечень направлений к опроснику «Карта интересов»
Старый перечень | Новый перечень | ||
№ | Направление | № | Направление |
1 | Биология | 1 | Биология |
2 | География | 2 | География |
3 | Геология | 3 | Геология |
4 | Медицина | 4 | Медицина |
5 | Легкая и пищевая промышленность | 5 | Легкая и пищевая промышленность |
6 | Физика | 6 | Физика |
7 | Химия | 7 | Химия |
8 | Техника | 8 | Техника, механика |
9 | Электротехника | 9 | Электротехника, радиотехника, электроника |
10 | Металлообработка | 10 | Обработка материалов (дерево, металл и пр.) |
11 | Деревообработка | 11 | Информационные технологии |
12 | Строительство | 12 | Строительство |
13 | Транспорт | 13 | Транспорт, авиация, морское дело |
14 | Авиация, морское дело | 14 | Психология |
15 | Военные специальности | 15 | Военные специальности |
16 | История | 16 | История |
17 | Литература | 17 | Литература, филология |
18 | Журналистика | 18 | Журналистика, связи с общественностью, реклама |
19 | Общественная деятельность | 19 | Социология, философия |
20 | Педагогика | 20 | Педагогика |
21 | Право, юриспруденция | 21 | Право, юриспруденция |
22 | Сфера обслуживания | 22 | Сфера обслуживания |
23 | Математика | 23 | Математика |
24 | Экономика | 24 | Экономика, бизнес |
25 | Иностранные языки | 25 | Иностранные языки, лингвистика |
26 | Изобразительное искусство | 26 | Изобразительное искусство |
27 | Сценическое искусство | 27 | Сценическое искусство |
28 | Музыка | 28 | Музыка |
29 | Физкультура, спорт | 29 | Физкультура, спорт |
Далее мы сгруппировали утверждения по каждому направлению. Некоторые показались неактуальными для нашего времени, например: «Пользоваться точными измерительными приборами (вольтметром, амперметром, осциллографом и др.) и производить расчеты» (в каких же случаях мы можем пользоваться такими приборами?); «Устанавливать дисциплину среди сверстников»; «При любых погодных условиях летать на самолетах экстренной помощи, управлять сверхскоростными самолетами или испытывать новые летательные аппараты»; «Посещать кружок юных железнодорожников или юных автолюбителей»; «Выполнять общественную работу (организовывать, сплачивать товарищей на какое-нибудь дело)»; «Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии»; «Заниматься в кружке «Умелые руки» или столярном»; «Выступать в классе с сообщениями о международном положении, с беседами и докладами на различные темы»; «Участвовать в смотрах художественной самодеятельности»; «Жить по жестко установленному режиму, строго выполняя распорядок дня»; «Шефствовать над трудновоспитуемыми»; «Помогать в работе милиции, быть членом кружка юного друга милиции» и др.
При формулировании новых утверждений мы соблюдали своеобразную стратегию: сначала они относятся к ознакомлению с предметом (чтение книг, просмотр телепередач и т.д.), затем — к наблюдению за действиями других и наконец — к самостоятельным практическим действиям. Сохраняя эту стратегию, мы сгруппировали все утверждения по каждому направлению, изменили и дополнили их. Затем выстроили в нужном порядке и получили новый опросник.
Инструкция: Вам предстоит оценить свои интересы в пределах 29 направлений. Если то или иное занятие вам очень нравится, то в бланк ответов ставьте +2. Если оно вам просто нравится, то поставьте +1. Если оно вам безразлично, то поставьте 0. Если вы не любите этим заниматься, то напишите –1, ну а если вам совсем не нравится это занятие, то поставьте –2. После ответа на все вопросы подсчитайте сумму цифр ответов по каждому направлению с учетом знаков.
Бланк ответов
Направление | № | ответ | № | ответ | № | ответ | № | ответ | № | ответ | Итог |
Биология | 1 |
| 30 |
| 59 |
| 88 |
| 117 |
|
|
География | 2 |
| 31 |
| 60 |
| 89 |
| 118 |
|
|
Геология | 3 |
| 32 |
| 61 |
| 90 |
| 119 |
|
|
Медицина | 4 |
| 33 |
| 62 |
| 91 |
| 120 |
|
|
Легкая и пищевая промышленность | 5 |
| 34 |
| 63 |
| 92 |
| 121 |
|
|
Физика | 6 |
| 35 |
| 64 |
| 93 |
| 122 |
|
|
Химия | 7 |
| 36 |
| 65 |
| 94 |
| 123 |
|
|
Техника, механика | 8 |
| 37 |
| 66 |
| 95 |
| 124 |
|
|
Электротехника, радиотехника, электроника | 9 |
| 38 |
| 67 |
| 96 |
| 125 |
|
|
Обработка материалов (дерево, металл и т.п.) | 10 |
| 39 |
| 68 |
| 97 |
| 126 |
|
|
Информационные технологии | 11 |
| 40 |
| 69 |
| 98 |
| 127 |
|
|
Психология | 12 |
| 41 |
| 70 |
| 99 |
| 128 |
|
|
Строительство | 13 |
| 42 |
| 71 |
| 100 |
| 129 |
|
|
Транспорт, авиация, морское дело | 14 |
| 43 |
| 72 |
| 101 |
| 130 |
|
|
Военные специальности | 15 |
| 44 |
| 73 |
| 102 |
| 131 |
|
|
История | 16 |
| 45 |
| 74 |
| 103 |
| 132 |
|
|
Литература, филология | 17 |
| 46 |
| 75 |
| 104 |
| 133 |
|
|
Журналистика, связи с общественностью, реклама | 18 |
| 47 |
| 76 |
| 105 |
| 134 |
|
|
Социология, философия | 19 |
| 48 |
| 77 |
| 106 |
| 135 |
|
|
Педагогика | 20 |
| 49 |
| 78 |
| 107 |
| 136 |
|
|
Право, юриспруденция | 21 |
| 50 |
| 79 |
| 108 |
| 137 |
|
|
Сфера обслуживания | 22 |
| 51 |
| 80 |
| 109 |
| 138 |
|
|
Математика | 23 |
| 52 |
| 81 |
| 110 |
| 139 |
|
|
Экономика, бизнес | 24 |
| 53 |
| 82 |
| 111 |
| 140 |
|
|
Иностранные языки, лингвистика | 25 |
| 54 |
| 83 |
| 112 |
| 141 |
|
|
Изобразительное искусство | 26 |
| 55 |
| 84 |
| 113 |
| 142 |
|
|
Сценическое искусство | 27 |
| 56 |
| 85 |
| 114 |
| 143 |
|
|
Музыка | 28 |
| 57 |
| 86 |
| 115 |
| 144 |
|
|
Физкультура, спорт | 29 |
| 58 |
| 87 |
| 116 |
| 145 |
|
|
Текст опросника
- Знакомиться с жизнью растений и животных.
- Посещать уроки географии, читать литературу по географии.
- Читать художественную или научную литературу о геологических экспедициях.
- Изучать причины возникновения болезней и пути их лечения.
- Заниматься домоводством: готовить, шить, приводить в порядок мебель и одежду.
- Читать научно-популярную литературу о физических открытиях.
- Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии.
- Читать техническую литературу, журналы.
- Разбираться в электрических и электронных схемах.
- Читать о возможностях использования различных материалов (медь, олово, сосна и т.д.)
- Разрабатывать свои собственные компьютерные программы.
- Наблюдать за поведением людей, интересоваться причинами их поступков.
- По возможности работать на стройках (во время летних каникул).
- Читать книги о разных видах транспорта, профессиях, связанных с транспортными перевозками.
- Интересоваться военной техникой и новейшими разработками в этой области.
- Посещать уроки истории в школе.
- Самостоятельно писать стихи и прозу.
- Читать газеты, журналы, публицистическую литературу.
- Интересоваться закономерностями развития общества.
- Читать литературу о работе воспитателя, учителя, о деятельности педагогов.
- Смотреть телепередачи о раскрытии преступлений.
- Работать в сфере обслуживания.
- Читать дополнительную литературу по математике.
- Знакомиться с компьютерными программами по бухгалтерскому учету.
- Посещать курсы иностранных языков.
- Смотреть фильмы и читать литературу о художниках и их творчестве.
- Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены, кино.
- Участвовать в музыкальных смотрах-конкурсах.
- Посещать спортивные секции.
- Изучать ботанику, зоологию, биологию, экологию.
- Знакомиться с географическими особенностями различных стран по описаниям и картам.
- Посещать геологические музеи.
- Посещать уроки анатомии и физиологии человека.
- Знакомиться с работой предприятий легкой промышленности (швейное, обувное, текстильное и др.).
- Изучать физические явления и законы.
- Читать научно-популярную литературу об открытиях в области химии и деятельности выдающихся химиков.
- Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (смотреть телепередачи, искать статьи в журналах).
- Разбираться в устройстве электроприборов, видео- и радиоаппаратуры и электрических машин.
- Посещать кружки по обработке дерева, металлов.
- Читать книги о программировании, журналы о новых компьютерных изобретениях и технологиях.
- Читать научно-популярную литературу по психологии.
- Выполнять наброски различных зданий, проектировать постройки.
- Интересоваться историей развития разных видов транспорта.
- Участвовать в военных сборах, играть в военные игры.
- Читать книги по истории, узнавать новое об исторических событиях, деятелях науки и культуры.
- Работать с литературными источниками, библиографическими справочниками.
- Смотреть ежедневные выпуски новостей по телевизору, обсуждать со взрослыми и сверстниками проблемы общественной жизни.
- Посещать факультативные занятия по обществознанию.
- Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они не могут сделать его сами.
- Участвовать в разработке уставов, положений, нормативных документов для школы.
- Помогать покупателям выбирать покупку в магазине.
- Читать научно-популярную литературу об открытиях в области математики, о жизни выдающихся математиков.
- Интересоваться стоимостью товаров, пытаясь понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.
- Учить второй иностранный язык дополнительно.
- Читать книги об изобразительном искусстве.
- Посещать творческие вечера-встречи с актерами.
- Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства.
- Играть в спортивные игры, участвовать в спортивных соревнованиях.
- Собирать информацию о животных, растениях, микроорганизмах.
- Смотреть телепередачи о разных странах.
- Знакомиться и составлять описание геологических объектов (минералов, слоев земли и т.п.).
- Читать и смотреть фильмы о врачах и достижениях в области медицины.
- Знакомиться с новыми технологиями, используемыми в пищевой и легкой промышленности.
- Проводить опыты по физике.
- Знакомиться с новыми технологиями в химическом производстве, с получением новых веществ и материалов.
- Разбирать, ремонтировать, интересоваться устройством различных механизмов (часов, бытовых приборов, швейных машин).
- Ремонтировать радиоприборы и аппаратуру.
- Смотреть телевизионные передачи об исследовании и применении различных веществ и материалов.
- Заниматься информатикой дополнительно.
- Посещать психологический кружок.
- Участвовать в ремонтных работах дома, в школе, помогать в строительстве домов, построек.
- Смотреть телепередачи, фильмы о профессиях, связанных с транспортными перевозками.
- Ходить на экскурсии в места военной славы, посещать военные музеи.
- Смотреть исторические фильмы, телепередачи.
- Посещать факультативные занятия по литературе и русскому языку.
- Обсуждать текущие дела и события в классе и школе.
- Проводить опросы общественного мнения, брать интервью, выявлять тенденции в развитии разных явлений общественной жизни.
- Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать им в чем-либо).
- Выяснять причины противоправного поведения людей.
- Наблюдать за работой продавца, повара, официанта, читать литературу и смотреть телепередачи о конкурсах в сфере обслуживания.
- Посещать дополнительные занятия по математике.
- Читать сообщения на экономические темы в печати.
- Читать книги на иностранном языке дополнительно.
- Посещать художественные выставки.
- Посещать театры.
- Слушать оперную музыку, посещать концерты симфонической музыки.
- Посещать спортивные соревнования, следить за их ходом, слушать и смотреть радио- и телепередачи о спорте.
- Смотреть телепередачи о животных и растениях.
- Самостоятельно составлять географические карты, накапливать и собирать различные географические сведения, изучать закономерности.
- Участвовать в геологических экспедициях.
- Знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта.
- Опробовать рецепты приготовления пищи.
- Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.
- Решать сложные задачи по химии и участвовать в химических олимпиадах.
- Моделировать самолеты, ракеты, корабли, машины и пр.
- Проектировать и собирать электрические и радиоприборы (радиоаппаратуру, датчики температуры, движения, домофоны, системы сигнализации и т.п.).
- Мастерить изделия из дерева, металла и других материалов, собирать детали своими руками.
- Посещать уроки информатики в школе.
- Интересоваться проявлениями характера человека, правилами взаимодействия людей.
- Смотреть телевизионные передачи о строительстве («Квартирный вопрос» и т.д.).
- Интересоваться новыми разработками в мире транспорта (новинки автомобилестроения, новые изобретения в авиации, в железнодорожном транспорте и т.п.)
- Читать книги, смотреть фильмы на военную тему, знакомиться с историей крупных сражений, войн и судьбами великих полководцев.
- Посещать исторические музеи, ездить на экскурсии по историческим местам.
- Писать классные или домашние сочинения по литературе.
- Взаимодействовать с людьми: убеждать, разъяснять, организовывать и т.п.
- Читать литературу по философии, социологии.
- Выполнять работу воспитателя, замещать уроки в младших классах.
- Читать юридическую литературу, интересоваться историей права.
- Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание во время похода, поездки, путешествия.
- Решать сложные задачи по математике.
- Интересоваться вопросами экономической географии.
- Смотреть фильмы на иностранном языке без перевода и пытаться понять их.
- Рисовать дома для удовольствия.
- Выступать на сцене перед зрителями.
- Заниматься в музыкальной школе, студии, в хоре, музыкальном кружке.
- Читать книги о здоровом образе жизни, о спорте, выдающихся спортсменах.
- Разводить растения, ухаживать за животными, посещать выставки и участвовать в них.
- Участвовать в географических экспедициях, походах.
- Собирать коллекции минералов.
- Ухаживать за больными, оказывать им помощь.
- Придумывать новые рецепты приготовления пищи, конструировать новые модели одежды.
- Решать сложные задачи по физике, участвовать в физических олимпиадах.
- Знакомиться с разными возможностями применения химических знаний (фармацевтика, криминалистика, промышленность и т.п.)
- Разбираться в технических чертежах и схемах, чертить или составлять чертежи самому.
- Читать и смотреть телепередачи о достижениях в области электроники и радиотехники.
- Знакомиться с информацией о новых технологиях в области материаловедения.
- Работать на компьютере, использовать Интернет в целях поиска дополнительной информации.
- Помогать знакомым преодолевать трудности, решать жизненные проблемы, выслушивать, успокаивать.
- Читать книги о строительных работах («Как построить дом?» и т.д.)
- Заниматься в клубах авиамоделирования, автолюбителей, парусного моделирования, быть членом дайвинг-клуба.
- Встречаться с участниками военных действий, слушать их рассказы.
- Знакомиться с историческими закономерностями, посещать олимпиады по истории.
- Читать книги или смотреть передачи о поэтах и писателях.
- Писать статьи в газеты, журналы.
- Интересоваться историей философской мысли.
- Обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.
- Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.
- Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помещения, в котором учитесь, работаете, живете.
- Участвовать в математических олимпиадах.
- Вести расчеты своих доходов, расходов, а также доходов и расходов своей семьи.
- Общаться с иностранцами на разных языках, работать переводчиком.
- Посещать студию изобразительного искусства, художественную школу.
- Заниматься в театральной студии.
- Слушать классическую музыку.
- Регулярно смотреть Олимпийские игры, спортивные соревнования.
Анкета "Ориентация" (И.Л. Соломин)
Анкета разработана петербургским психологом Игорем Леонидовичем Соломиным. Она пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке.
Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:
0 - вовсе нет;
1 - пожалуй, так;
2 - верно;
3 - совершенно верно.
Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
1 | Обслуживать людей | 0 1 2 3 |
|
Заниматься лечением | 0 1 2 3 | ||
Обучать, воспитывать | 0 1 2 3 | ||
Защищать права и безопасность | 0 1 2 3 | ||
Управлять людьми | 0 1 2 3 | ||
2 | Управлять машинами | 0 1 2 3 |
|
Ремонтировать оборудование | 0 1 2 3 | ||
Собирать и налаживать технику | 0 1 2 3 | ||
Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи | 0 1 2 3 | ||
Заниматься строительством | 0 1 2 3 | ||
3 | Редактировать тексты и таблицы | 0 1 2 3 |
|
Производить расчеты и вычисления | 0 1 2 3 | ||
Обрабатывать информацию | 0 1 2 3 | ||
Работать с чертежами, картами и схемами | 0 1 2 3 | ||
Принимать и передавать сигналы и сообщения | 0 1 2 3 | ||
4 | Заниматься художественным оформлением | 0 1 2 3 |
|
Рисовать, фотографировать | 0 1 2 3 | ||
Создавать произведения искусства | 0 1 2 3 | ||
Выступать на сцене | 0 1 2 3 | ||
Шить, вышивать, вязать | 0 1 2 3 | ||
5 | Ухаживать за животными | 0 1 2 3 |
|
Заготавливать продукты | 0 1 2 3 | ||
Работать на открытом воздухе | 0 1 2 3 | ||
Выращивать овощи и фрукты | 0 1 2 3 | ||
Иметь дело с природой | 0 1 2 3 | ||
А | Работать руками | 0 1 2 3 |
|
Выполнять решения | 0 1 2 3 | ||
Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать | 0 1 2 3 | ||
Получать конкретный практический результат | 0 1 2 3 | ||
Воплощать идеи в жизнь | 0 1 2 3 | ||
Б | Работать головой | 0 1 2 3 |
|
Принимать решения | 0 1 2 3 | ||
Создавать новые образцы | 0 1 2 3 | ||
Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать | 0 1 2 3 | ||
Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать | 0 1 2 3 |
Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности:
0 - вовсе нет;
1 - пожалуй, так;
2 - верно;
3 - совершенно верно.
Я могу (способен, умею, обладаю навыками):
1 | Знакомиться с новыми людьми | 0 1 2 3 |
|
Быть чутким и доброжелательным | 0 1 2 3 | ||
Выслушивать людей | 0 1 2 3 | ||
Разбираться в людях | 0 1 2 3 | ||
Хорошо говорить и выступать публично | 0 1 2 3 | ||
2 | Искать и устранять неисправности | 0 1 2 3 |
|
Использовать приборы, машины, механизмы | 0 1 2 3 | ||
Разбираться в технических устройствах | 0 1 2 3 | ||
Ловко обращаться с инструментами | 0 1 2 3 | ||
Хорошо ориентироваться в пространстве | 0 1 2 3 | ||
3 | Быть сосредоточенным и усидчивым | 0 1 2 3 |
|
Хорошо считать в уме | 0 1 2 3 | ||
Преобразовывать информацию | 0 1 2 3 | ||
Оперировать знаками и символами | 0 1 2 3 | ||
Искать и исправлять ошибки | 0 1 2 3 | ||
4 | Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи | 0 1 2 3 |
|
Разбираться в литературе и искусстве | 0 1 2 3 | ||
Петь, играть на музыкальных инструментах | 0 1 2 3 | ||
Сочинять стихи, писать рассказы | 0 1 2 3 | ||
Рисовать | 0 1 2 3 | ||
5 | Разбираться в животных или растениях | 0 1 2 3 |
|
Разводить растения или животных | 0 1 2 3 | ||
Бороться с болезнями, вредителями | 0 1 2 3 | ||
Ориентироваться в природных явлениях | 0 1 2 3 | ||
Работать на земле | 0 1 2 3 | ||
А | Быстро выполнять указания | 0 1 2 3 |
|
Точно следовать инструкциям | 0 1 2 3 | ||
Работать по заданному алгоритму | 0 1 2 3 | ||
Выполнять однообразную работу | 0 1 2 3 | ||
Соблюдать правила и нормативы | 0 1 2 3 | ||
Б | Создавать новые инструкции и давать указания | 0 1 2 3 |
|
Принимать нестандартные решения | 0 1 2 3 | ||
Легко придумывать новые способы поведения | 0 1 2 3 | ||
Брать на себя ответственность | 0 1 2 3 | ||
Самостоятельно организовывать свою работу | 0 1 2 3 |
Обработка результатов
Обработка результатов анкеты очень проста. Суждения характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.
Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку "предмет труда": 1) человек - человек; 2) человек - техника; 3) человек - знаковая система; 4) человек - художественный образ; 5) человек - природа.
Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда": А - исполнительские; Б - творческие.
Зная координаты своих профессиональных предпочтений, можно найти наиболее подходящую для вас профессиональную группу.
Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1,2,3,4 или 5) вы наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).
Если склонности лежат в той же группе профессий что и ваши способности, то это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.
В случае если наиболее привлекательный для вас тип профессий не совпадает с характером деятельности, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу).
Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способности могут развиваться и совершенствоваться. Но верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Именно поэтому данный вид деятельности становится для него более привлекательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.
Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире проф...
Психологическая диагностика в профориентации детей, оставшихся без попечения родителей.
Психологическая диагностика в профориентации детей, оставшихся без попечения родителей. Выбор профессии - ответственный момент в жизни...
презентация по профориентации "День профориентации"
Презентация в 9 классе, кругый стол "День профориентации"...
Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"
Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....
Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)
Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...
Сертификат участника окружного семинара специалистов в области профориентации, на тему: "Современная профориентация в контексте воспитательной работы в ОУ"
Сертификат участника окружного семинара специалистов в области профориентации, на тему "Современная профориентация в контексте воспитательной работы в образовательных учреждениях". сентябрь ...
Диагностики для профориентации
Диагностики для профориентации...