Районные педчтения
статья по теме
Доклад и презентация по теме "Воспитание общечеловеческих ценностей через уроки духовной жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 49.5 КБ |
prezentaciya_k_dokladu_na_pedchteniya.ppt | 785.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на районные педагогические чтения «Кто постигает новое, тот может быть учителем» в 2013г. учителя МБОУ СОШ № 16 Филипповой Н.А.
Воспитание общечеловеческих ценностей через уроки духовной жизни.
«Если спросите: «Какое знание дороже всего?»
Мы ответим: «Знание сердца»
«Если спросите: «Есть ли в нашей школе урок более важный,
чем математика и русский?»
Мы ответим: «Урок воспитания души»
Валерия Ниорадзе «По ступенькам скале»
Жизнь мчится как водопад, и не каждый взрослый способен уследить за этим движением, а что говорить о детях? Ведь им приходится выбирать в ней верный путь, поэтому задача взрослых открыть ребёнку саму жизнь, помочь ему вести наблюдения над явлениями жизни, черпать из них опыт для её улучшения.
Приходя из начальной ступени в среднюю, дети стремятся туда вовсе не для того, чтобы продолжить учиться, постигать новое играючи, а для того, чтобы утвердиться в своей жизни повзрослевшего человека. И приходится учителям и классным руководителям так искусно играть свою роль в образовательном процессе, чтобы ребенок чувствовал себя взрослым там, где он ещё вовсе не взрослый.
Ученика больше всего устраивает такой процесс обучения и воспитания, когда он сам добывает новое, распознает добро и зло, овладевает тем, что есть у взрослых, и, конечно же, будет избегать того, кто силой будет что-то «вдалбливать» ему в голову. Он охотно будет ходить на те занятия, где надо искать знания, добывать их.
От качества, от содержания жизни, по сути своей, должно зависеть качество самой личности человека. В своей жизни человек творит добро и зло, страдает и торжествует, находит силы и теряет силы.
Действительный образовательно-воспитательный процесс, строящийся на началах гуманно-личностного подхода, есть, в первую очередь, процесс образования души и сердца ребёнка, развитие и образование в нём общечеловеческих качеств. Где же происходит развитие и воспитание нравственных качеств ученика? Бесспорно, все ответят, что и на уроках и во внеурочной деятельности. Но как сделать, чтобы ребенок открыл для себя новые человеческие качества, научился чувствовать и понимать боль других, «открывать дверь в душу человека».
Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Этому способствуют классные часы. Одной из форм которых для меня и моих шестиклассников являются уроки духовной жизни. Такие уроки проводятся в среднем звене, один раз в месяц, класс делится на группы. Особое значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность школьников в небольших группах сверстников, которые могут специально создаваться педагогом или возникать сами. В небольшой группе школьник чаще и глубже испытывает общие переживания, здесь он может не только с помощью учителя, но и самостоятельно установить отношения с другими детьми, организовать коллективную деятельность, легче осознать своё общественное поведение.
В ходе таких уроков в душе и сердце ребёнка развиваются:
чувство красоты;
стремление к самопознанию и саморазвитию;
ответственность за свои мысли;
мужество и бесстрашие;
чувства заботы и сострадания, радости и восхищения и т.д.
. Содержание «Уроков духовной жизни» должно быть соразмерно возможностям и опыту детей. Вдохновителем образовательного процесса является Учитель. При проведении таких уроков необходимо следовать «заповедям»:
Верить в безграничность ребёнка
Верить в свои педагогические способности
Верить в человеколюбие
Доверять возможностям детей
Вести их от успеха к успеху
Убедить детей, то они всё понимают и всё могут
Осознавать, что в каждом человека изначально уже заложены
семена знаний, надо только каждому их открыть и развить в себе свои возможности
Осознавать, что внутренний рост учеников, совершенствование души каждого ускоряется путём чтения книг
Осознавать, что герои художественных произведений помогают учащимся в нравственном становлении.
Вдохновлять детей творить, рождать в себе прекрасные и возвышенные качества
Раскрывать возможности детей каждого заглядывать в свой внутренний мир и искать в себе лучшее.
Проведение таких уроков есть достояние для устремлённого учителя, который целенаправленно развивает в себе высшие человеческие качества, так необходимые для профессиональной жизни: любовь и доброту, творчество и новизну, интуицию и мудрость, оптимизм и терпение, мужество и преданность, понимание своего учительского величия и скромность. К ожесточённому сердцем человеку, к человеку, озлобленному или равнодушному, такие принципы будут неприемлемы.
Основные формы проведения уроков духовной жизни это:
– беседы, рассказы учителя;
– свободные обсуждения, высказывания,
– чтение легенд;
– анализ литературных произведений,
– молчание и размышление (уроки молчания) о разных проблемах: о близких и родных, о добре и зле в жизни человека,
– обращение к своему сердцу;
– занятия по саморазвитию умения видеть сердцем, болеть душой;
– письменно-речевые размышления о духовных вопросах;
– философствование и т.д.
На уроках духовной жизни можно использовать различные приемы, позволяющие раскрыть глубже смысл услышанного, осознать сказанное: продолжи фразу, восстанови пословицу, выбери название, домысли прочитанное, создай иллюстрацию, собери качества и т.д. Предлагается также возвращаться к уже пройденным произведениям для более глубокого их понимания и извлечения красоты мудрости, философии духовной жизни.
Вот примерный перечень вопросов и тем, на основе которых строятся уроки духовной жизни: «Мудроречия», «Улыбковедения», «Сердцеведения» и др.
Человек среди людей; люди вокруг человека.
Высшие и низшие качества человека.
Отрицательное отношение к грубостям и хамству, сквернословию, курению, алкоголизму, пристрастию к вещам.
Какие бывают сердца у людей?
Как воспитывать свое сердце?
Переживания Сердца. Предчувствия сердца. Сердечность.
"Что сердце подскажет", "Как велит сердце", "Чувствую сердцем", "Вижу сердцем" - что означают эти высказывания?
Мудрость. Сердце - хранитель чаши мудрости.
Следовать мудрым советам.
Любовь. Как любить?
Выбор темы зависит целиком от учителя, классного руководителя. Но иногда сами дети могут подсказать, о чем пойдет рассуждение на следующем уроке.
Примерные этапы таких уроков
- Настроимся на урок
- Снежный ком
- Мы умеем размышлять
- Вникаем в суть вопросов
- И слова умеют шутить
- Воображаемые картины
- Сюрприз учителя
- Будем учителями
- Изгоняем ошибки
- Открываем секреты
- Учимся говорить
- Творческое задание
- Итог урока
Этапы урока в зависимости от задач могут изменяться
За полтора года с моими учениками мы провели следующие уроки духовной жизни:
«Что такое счастье?», «Об уважении и сострадании», «Если с другом вышел в путь», «Сила слова», «Кто лучше? Кто сильнее?», «Всякий ли человек вызывает сострадание?», «Что человек может», «Мудро одно лишь сердце», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Как проявлять мощь сердца! Или о качествах хорошего человека». Для обогащения речи, чувств, поступков учащихся на таких уроках использовались художественные произведения, ведь неслучайно народная мудрость гласит: «Слова волнуют, примеры влекут» Вот некоторые тексты для уроков духовной жизни:
-рассказ Я.Пинясова «Кто грамотней»
-Басня Орбелиани «Раненный языком»
-рассказы Е.Носова «Трудный хлеб», «Тридцать зерен»
-сказка «Общее счастье»
-рассказ К.Воробьева «Немец в валенках»
- повесть В.Железникова «Чучело» и другие притчи, сказки и рассказы.
Вот одна из притч, которую можно использовать на уроках духовной жизни
Притча о мудром воспитании
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?
Серия таких занятий по духовно-нравственному воспитанию показалась мне наиболее интересной и актуальной, так как они создают в ребёнке условия для рождения личности, семена которой в нём были заложены изначально.
Самореализация учащихся происходит путем создания комфортной обстановки, использования информационно-коммуникационных технологий, а также доброжелательной атмосферы. Одним из ярких представителей учителей-новаторов таких уроков является Ш.А.Амонашвили, на чьих занятиях я побывала и загорелась идеей: добавить радости и счастья в жизнь своих учеников.
Сама тема мероприятия настраивает детей на позитив, близка и понятна им. Ответы детей говорят о наличии интереса и доступности рассматриваемого вопроса. По степени включенности учащихся в диалог, можно судить о соответствии рассматриваемой темы возрастным и психологическим особенностям учащихся. Уроки духовной жизни детям нравятся тем, что там нет оценочной системы. Приходя домой, ребята делятся пережитым со своими близкими: «услышанное остается в их душах, добро – в их мыслях.»
Ребенок в самой жизни научает менять, улучшать, совершенствовать условия жизни, повышать её качество, а не приспосабливаться к ней. И школа должна не приспосабливаться к жизни, а двигаться сама: иначе жизнь не будет развиваться, как писал В.Г.Белинский: «Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящею любовью: будет любовь — не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим — бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется — пустотою же; выгоните одну, явится другая.
Список используемой литературы
1.Амонашвили Ш.А.Без сердца что поймём?/ Ш.А.Амонашвили. -М.: Издательский дом Амонашвили,2004.
2. Амонашвили Ш.А.Школа жизни/ Ш.А.Амонашвили. -М.: Издательский дом Амонашвили,2007
3.Ниорадзе В.По ступенькам скале / В.Ниорадзе.-М.:Издательский дом Амонашвили,2009.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на районные педчтения 2013
"Персональный сайт учителя как средство представления результатов профессиональной деятельности учителя"....
выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...
выступление на педчтениях по теме "Поэзия- как одна из форм внеклассной работы по иностранному языку"
Работая не первый год в школе, мы для себя сделали следующие выводы: лишь увлеченный делом, может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к о...
Выступление на педчтениях "Воплощение идей ФГОС на педагогической практике"
Текст выступления на мастер- классе содержит обоснование актуальности применения активных методов обучения, краткое описание технологии АМО, план урока с использованием элементов данной технологии. Пр...
педчтения 2014год
«Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества и конкурентоспособности образовательных услуг в условиях новой школы» «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИ...
Мотивация учащихся к учебно- познавательной деятельности на уроках и во внеурочное время. (Педчтения)
Чтобы успешно использовать обучение ребёнка для его развития, нужно уметь вызывать у него желание учиться. Основными причинами, побуждающими к действию, являются только такие внутренние побуждения, от...
Выступление на районных педчтениях .Тема выступления: "Создание творческой среды на уроках английского языка"
В творческой среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков. Таким о...