для классного руководителя
классный час (5 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Классный час ( 6 б класс )

«Области – 75: помним, гордимся, наследуем!»

     Цель классного часа: воспитание патриотов Ростовской области на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни области, формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Дона.

Ход классного часа.

Слайд 1,2.

     Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о Родине, о родной стороне, в которой мы живём. Ростовская область – это частица нашей великой Родины – России. И наш классный час мы посвящаем Донскому краю. 2012 год является юбилейным в истории Ростовской области: исполняется 75 лет со дня образования Ростовской области. Днем образования Ростовской области принято считать 13 сентября. В этот день в 1937 году ЦИК СССР принял Постановление о разделении Азово-Черноморского края на Краснодарский край и Ростовскую область.

     Начнём наше путешествие по Ростовской области.

Карта.

Слайд 3.

     Сейчас мы найдём на карте нашу малую Родину – Ростовскую область. Ростовская область выглядит на карте как маленькое пятнышко. Пускай пятно, пускай маленькое, но родное. Что может быть роднее тех мест, где ты родился?

А это вид на г. Ростов-на-Дону сверху.

Слайд 4,5.

О нашей области сложено много стихотворений и песен. Давайте познакомимся со стихотворением Романа Кузьмина «Про Ростовскую область».

Много разных краёв, областей,

Много разных красивых здесь мест,

Много в округе каждом гостей…

Всё мне сразу ведь не перечесть.

Слышал я про Кубань, про Московскую,

Про Иркутскую область читал,

Слышал про Ленинградскую, Псковскую,

Про Тамбовскую тоже слыхал.

Все края, да в России прелестные,

Да у них красота ведь своя.

А мне всех же дороже чудесная

Вся Ростовская область моя.

В моей области много районов,

Деревень, сёл, да и хуторов,

И, где больше людей миллиона,

Город южный – широкий Ростов.

На Дону «золотые просторы»,

И подсолнухи ярки цветут,

И пшеницы донской просто море.

Фрукты здесь на деревьях растут.

Здесь леса летом ярко – зелёные,

Здесь залив, Дон, его берега.

Да и озеро наше, Солёное…

Моя область мне вся дорога.

Много здесь, на Дону, светлых мест,

Да просторны донские поля…

Ты в России, на юге всём есть,

Ты – Ростовская область моя!

     Какие прекрасные строки: Ты – Ростовская область моя! Лучше не скажешь. Это наша земля: мы на ней живём, учимся, трудимся, любим. Так давайте её беречь, гордиться и защищать. А для этого мы очень хорошо должны знать историю нашей земли, нашего Донского края.

Слайд 6.

«Нам есть чем гордиться и что беречь…»

Ростовская область даёт много хлеба для страны.

Первостепенное значение имеет зерновое хозяйство, по выращиванию зерновых область занимает 2-е место в России. Ведущей технической культурой является подсолнечник. По этому показателю область занимает 1-е место среди субъектов РФ. Ведущее место занимает машиностроение. На предприятиях области выпускается 100% производимых в стране электровозов, более 60% зерноуборочных комбайнов. На Дону производят тяжёлые вертолёты. Ростовская область является основной угольной базой Северо – Кавказского региона.

Слайд 7. 

На территории Ростовской области находится много санаториев, пансионатов, оздоровительных лагерей. Минеральные подземные воды, важнейший лечебный ресурс региона, распространены на территории Ростовской области практически повсеместно. Ростовские воды используются для лечения в санаториях Ростовской области: санаторий «Ростовский» (г. Ростов-на-Дону), «Здравница» (г. Аксай), «Цимлянский» (г. Цимлянск), «Вёшенский» (ст. Вёшенская), пансионат «Мелиховский» (ст. Мелиховская). Много лагерей на берегу Азовского моря, по берегам Дона и Северского Донца.

Слайд 8.

     Чистый в своих верховьях Дон, с прекрасными песчаными пляжами, сосновые леса, воздух, напоенный целебным ароматом, для любителей прекрасная рыбалка, грибы осенью, красивая природа делают отдых в санатории «Вёшенский» незабываемым и заставляют возвращаться сюда снова.

Слайд 9-13.

Столица Донского края – Ростов-на-Дону. Имеет богатое культурное наследие.

Слайд 14.

На сегодняшний день в состав Ростовской области входят 463 муниципальных образования, в том числе: 12 городских округов, 43 муниципальных района, 18 городских поселений, 390 сельских поселений, что определено Областным законом от 25.07.2005 №340-ЗС «Об административно-территориальном устройстве Ростовской области».

Слайд 15-20.

В данных городах также есть огромное количество достопримечательностей.

Ростовская область граничит с Воронежской и Волгоградской областями, Краснодарским и Ставропольским краями, Республикой Калмыкией и Украиной.


Слайд 21.

Ростовская область имеет свою символику. Герб и флаг. Цвета флага символизируют единство трёх народов, живших на Дону. Синий – донских казаков, жёлтый – калмыков, красный – русских. В 1996 году добавлена белая вертикальная полоса – символ единства области с РФ.

Слайд 22.

Гимн Ростовской области был создан на основе песни Ф.И.Анисимова «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон», написанной в 1853 году.

Слайд 23.

В завершении нашего классного часа проведём викторину:

Коренной житель донского края? ( казак)

Назовите главный город Ростовской области? (Ростов-на-Дону)

Главная река нашего края? (Дон)

В какое море она впадает? (Азовское море)

Как называется жилище казаков? (курень)

В каком году образована Ростовская область? (1937 г.)

Назовите символы Ростовской области? (флаг, герб, гимн)

Что символизируют на флаге все три цвета? (цвета флага символизируют единство трёх народов, живших на Дону. Синий – донских казаков, жёлтый – калмыков, красный – русских. В 1996 году добавлена белая вертикальная полоса – символ единства области с РФ).

Кто является губернатором Ростовской области? (Василий Голубев)

Учитель.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Я точно знаю, вы очень любите свою малую Родину, свято храните традиции своего народа. Как писал историк Ф.А.Щербина: «Знание родного края – наша сила и величие Родины». Надеюсь, что вы многое узнал о Ростовской области, будете любить и помнить свою малую Родину, где бы вы не оказались. Каждый должен подумать, а что я сделал для своей Родины и что я могу ещё сделать? Вам, ребята, нужно защитить и сохранить казачий край, делами приумножить его красоту и богатство!



Предварительный просмотр:

«В родной степи шумят моря
и реки,
Цветут сады, колышутся поля,
Очаровала ты меня навеки,
Моя донщина, родина моя».

И. Федоров

     В 2012 году Ростовская область отмечает свое 75-летие. 13 сентября принято считать Днем образования Ростовской области. В этот день в 1937 году ЦИК СССР принял Постановление о разделении Азово-Черноморского края на Краснодарский край и Ростовскую область. Районы области были образованы из существовавших на то время округов: Донецкого, Донского, Сальского, Северо-Донского, Таганрогского и Шахтинско-Донецкого. Первым руководителем области (Первый секретарь обкома КПСС) был назначен видный деятель ЧК/ОГПУ/НКВД Е. Г. Евдокимов.
     Образование Ростовской области, выделение ее из Азово-Черноморского края было составной частью общего процесса территориального передела Дона и Северного Кавказа, который начался в связи с принятием новой конституции СССР и повышением в связи с этим статуса ряда субъектов Российской Федерации.
     Новая область состояла из 7 городов и 61 сельского района и с населением 2 887 418 человек (на 1 января 1939 года). Уже к 1 января 1939 года из-за повышения статуса ряда населенных пунктов количество городов увеличилось до 11.
     На сегодняшний день в состав Ростовской области входят 463 муниципальных образования, в том числе: 12 городских округов, 43 муниципальных района, 18 городских поселений, 390 сельских поселений, что определено Областным законом от 25.07.2005 №         340-ЗС «Об административно-территориальном устройстве Ростовской области».
     Ростовская область граничит с Воронежской и Волгоградской областями, Краснодарским и Ставропольским краями, Республикой Калмыкией и Украиной.
     Среди других крупных территориальных образований Российской Федерации область выделяется высоким научно-производственным, ресурсным и финансовым потенциалом.
     Развитие экономики основывается на воздействии таких факторов, как выгодное экономико-географическое положение (связь центра России с Северным Кавказом и Закавказьем), наличие природных ресурсов, исторически благоприятные условия развития, высокая обеспеченность трудовыми ресурсами, хорошо развитая транспортная инфраструктура. По темпам экономических преобразований последних лет и объемам выпуска товаров и услуг область занимает одну из ведущих позиций, как в Южном федеральном округе, так и в России в целом.
     По территории области протекает Дон – одна из крупнейших рек Европы, с многочисленными рукавами и притоками.
     Современная Ростовская область располагается на территории площадью более 100 тысяч квадратных километров, на которых проживает более чем 100 национальностей, среди которых: русские, украинцы, армяне, белорусы, татары, греки, грузины, турки, евреи, немцы, корейцы и другие. Всего более 4,4 млн. человек.
     Созданная в 1937 году Ростовская область и сейчас, накануне своего 75-летнего юбилея, является мощным, жизнестойким организмом и занимает важное место в ряду других краев и областей России. Нам есть чем гордиться и за что любить свой край, свою историю, свой народ…



Предварительный просмотр:

ПРАВОСЛАВНЫЙ ТИХИЙ ДОН

Всколыхнулся, взволновался
Православный Тихий Дон.
И послушно отозвался
На призыв свободы он.

Зеленеет степь донская,
Золотятся волны нив.
И с простора, слух лаская,
Вольный слышится призыв.

Славься, Дон, и в наши годы
В память вольной старины,
В час невзгоды — честь свободы
Отстоят твои сыны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ №22 х.Кривой Лиман Учитель: Зинкевич Елена Владимировна 2012 год

Слайд 2

«В родной степи шумят моря и реки, Цветут сады, колышутся поля, Очаровала ты меня навеки, Моя донщина , родина моя ». И. Федоров

Слайд 4

Много разных краёв, областей, Много разных красивых здесь мест, Много в округе каждом гостей… Всё мне сразу ведь не перечесть. Слышал я про Кубань, про Московскую, Про Иркутскую область читал, Слышал про Ленинградскую, Псковскую, Про Тамбовскую тоже слыхал . Все края, да в России прелестные, Да у них красота ведь своя. А мне всех же дороже чудесная Вся Ростовская область моя. В моей области много районов, Деревень, сёл, да и хуторов, И, где больше людей миллиона, Город южный – широкий Ростов.

Слайд 5

На Дону «золотые просторы», И подсолнухи ярки цветут, И пшеницы донской просто море. Фрукты здесь на деревьях растут . Здесь леса летом ярко – зелёные, Здесь залив, Дон, его берега. Да и озеро наше, Солёное… Моя область мне вся дорога. Много здесь, на Дону, светлых мест, Да просторны донские поля… Ты в России, на юге всём есть, Ты – Ростовская область моя!

Слайд 6

«Нам есть чем гордиться и что беречь …»

Слайд 10

Здание Ростовского музея изобразительных искусств на Пушкинской.

Слайд 11

Ростовский театр. Кроме театральных постановок, театр является местом проведения различных праздников и юбилеев крупнейших предприятий Ростова.

Слайд 14

463 муниципальных образования 12 городских округов 43 муниципальных района 18 городских поселений 390 сельских поселений

Слайд 21

Герб Флаг

Слайд 22

Всколыхнулся , взволновался Православный Тихий Дон. И послушно отозвался На призыв свободы он. Зеленеет степь донская, Золотятся волны нив. И с простора, слух лаская, Вольный слышится призыв. Славься, Дон, и в наши годы В память вольной старины, В час невзгоды — честь свободы Отстоят твои сыны . ПРАВОСЛАВНЫЙ ТИХИЙ ДОН

Слайд 23

Викторина Коренной житель донского края? Назовите главный город Ростовской области? Главная река нашего края ? В какое море она впадает? В каком году образована Ростовская область? Назовите символы Ростовской области? Что символизируют на флаге все три цвета? Кто является губернатором Ростовской области? казак Ростов-на-Дону Дон Азовское море 1937 г. флаг, герб, гимн цвета флага символизируют единство трёх народов, живших на Дону. Синий – донских казаков, жёлтый – калмыков, красный – русских. В 1996 году добавлена белая вертикальная полоса – символ единства области с РФ Василий Голубев

Слайд 24

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Классный час «Я и мои права»

   Цели: углубить первоначальные представления ребят об основных правах человека; помочь осознать взаимосвязь прав и обязанностей человека; формировать стремление активно содействовать защите прав человека.

   Девиз: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

 ( Всеобщая Декларация прав человека. Статья 1)

                                  Ход классного часа

   Ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о том, что нас волнует, высказать свое мнение и узнать что-то новое и интересное.

                         Человеку много нужно,

                          Чтобы счастливо прожить.

                          Нужен дождь и даже лужи,

                          Нужно с кем-нибудь дружить.

                          Нужен ветер, нужно море,

                          Нужно солнце и леса,

                          Нужно счастье, нужно горе

                          И родные голоса.

                          Невозможно без природы,

                          Без синеющих небес.

                          Хорошо иметь свободу,

                          Мир загадок и чудес.

                          Чтобы жить на белом свете,

                          Чтоб остался рядом друг,

                          Надо главное заметить,

                          Все почувствовать вокруг.

   Жизнь не может быть счастливой и интересной, если человек не обладает правами, не может ими пользоваться или не знает их. Поэтому одним из направлений нашей работы является изучение прав человека.

   Да, часто в нашей жизни мы слышим такую фразу: «Имею право».

   А что же это такое - право?

   Права - это правила, по которым живут люди в нашей стране.

   В словаре русского языка С.И.Ожегова право определяется как совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе.

   Я хочу добавить, что это еще и свобода, это узаконенная возможность что– нибудь делать, осуществлять. И все это охраняется государством и законами.

   Именно права человека делают нас людьми. Наши права – это те принципы, благодаря которым мы ощущаем свое человеческое достоинство.

   Ребята, а все ли  вы хорошо знаете, что такое право и какие права у вас есть? Я предлагаю вам заполнить следующую анкету.

                                      Анкета

   1. Что такое право?

   2. Какие права есть у ребят?

   3. Достаточно ли прав у детей? (да, нет, не знаю)

   4. Какую роль играют права в жизни человека? (очень большую, не очень большую, маленькую, никакой, не знаю)

   5. Можешь и ты добиться, чтобы твои права уважали? (да, нет, не всегда, не знаю)

   6. Какие черты характера помогают человеку добиться уважения своих прав?

   7. Как защищают права ребенка в нашей стране? (хорошо, плохо, никак, не знаю)

   8. Какие права ты считаешь самыми важными для человека?

   9. Кто больше всего нуждается в защите своих прав?

   10. Как ты считаешь, в каком возрасте надо говорить детям о правах ребенка?

   Права ребенка выделены в конвенции  ООН и Законе нашей стране «О правах ребенка».

   Ребята, конвенция (от латинского «соглашение») международный договор, устанавливающий взаимные права и обязанности государств по определенному специальному вопросу. (№7-28)

В 1923 году неправительственной организацией "Международный союз спасения детей" была разработана первая Декларация о правах ребенка, содержащая основные условия, которым должно следовать общество, чтобы обеспечить соответствующую защиту детей и заботу о них. Декларация была одобрена в 1924 году Ассамблеей Лиги Наций и получила название Женевской. "Быть объектом особой заботы и помощи со стороны общества и государства», - такое отношение к детям провозгласила «Всеобщая декларация прав человека", принятая ООН 10 декабря 1948 года. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН принимает новую Декларацию прав ребенка, содержащую 10 принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.

        20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка единогласно принимается Генеральной Ассамблеей ООН. Государства, подписавшие Конвенцию, приняли на себя правовую ответственность за действия в отношении детей, обязались пересмотреть свое национальное законодательство в соответствии с положениями этого международного документа.

        На территории нашей страны Конвенция о правах ребенка вступила в законную силу 15 сентября 1990 года.

   ООН – Организация Объединенных Наций.

   Дети слабее взрослых, поэтому им нужна особая защита. И эта защита должна исходить от взрослых. А чтобы взрослые имели возможность защищать детей от других взрослых и от неприятностей, понадобились специальные законы. Закон и наказание за его нарушение удерживает многих людей от плохих поступков. А я думаю, что для того, чтобы все люди имели семьи, чтобы в семьях были хорошие отношения, чтобы каждый человек имел нормальные условия для жизни, одних законов мало. Есть ещё так называемые неписанные законы. Это нормы морали.

  Мы – школьники. Класс – это наша школьная семья, в которой мы должны достойно жить, а это значит, не только иметь  права, но и обязанности. Классный коллектив живет по своим определенным законам.

   Есть ли у нас такие законы и как они называются? (УСТАВ)

 (предлагаются и обсуждаются правила поведения, обязательные для всех учащихся класса)

   Если вы  в классе соблюдаете установленные нормы школьной жизни, то коллективные ситуации очень редки. А как дома?

   Конфликтных ситуаций дома в семье помогают избежать взаимоуважение и взаимопонимание членов семьи. Взрослые сильнее вас. Некоторые родители дергают своих детей за уши. А это так больно. Иногда дают подзатыльники, а это больно и обидно. Называют своих детей разными кличками, это обижает и вызывает обратную реакцию. Все это неприятно. Но даже в таких ситуациях надо уметь входить в положение других людей. Возможно, вы своим поведением провоцируете взрослых на подобные поступки. Ведь мы говорим о взаимопонимании. Понимаете ли вы своих родителей в их стремлении дать вам хорошее образование, вырастить здоровыми? Так что терпимость и милосердие друг к другу должны быть взаимными. Постарайтесь понять чувства родителей. Их настроение, мотивы поведения. Хотя, конечно, унижать ваше человеческое достоинство, не позволено никому – даже вашим родителям.

   Ребята, ваш жизненный опыт ещё невелик. Часто вы просто не знаете, как вести себя в разных ситуациях. Я говорю о ваших взаимоотношениях с вашими родителями, учителями, друзьями – всеми людьми, которые вас окружают. Чтобы не было конфликтов, надо знать, как поступать в определенный момент вашей жизни, а для этого я предлагаю, чтобы каждый из вас определил, конфликтная ли вы личность.

Зная это, вы сможете корректировать свое поведение.

                    Анкета «Умеем ли мы общаться?»

   А. В классе начался спор на повышенных тонах.

   Ваша реакция:

        1. Не принимаю участие.

        2. Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной.

        3. Активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

   Б. Часто ли вы спорите с друзьями?

       1. Только в шутку и то, если это люди необидчивые.

       2. Лишь по принципиальным вопросам.

       3. Споры – моя стихия.

   В. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша Реакция?

       1. Не буду поднимать бучу из –за  пустяка.

       2. Молча возьму солонку.

       3. Не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

   Г. На улице или в транспорте наступили вам на ногу…

       1. С возмущением посмотрю на обидчика.

       2. Сухо, без эмоций сделаю замечание.

       3. Выскажусь, не стесняясь в выражениях.

  Д.  Кто- то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

       1. Промолчу.

       2. Ограничусь коротким, но тактичным комментарием.

       3.Выскажу все, что я думаю.

Оценки: ответ 1-4 балла; ответ 2- 2 балла; ответ 3- 0 баллов.

   15-20 баллов. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от  конфликтов, избегаете критических ситуаций. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, не взирая на лица.

  10-15 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать своё мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не выходите за рамки, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

  До 10 баллов. Споры и конфликты - это ваша стихия, ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – вы можете «съесть человека живьем». Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли нет у вас настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

                   Давайте будем жить, друг другу уступая,

                   Тем более что жизнь короткая такая.

   Подумайте об этом, ребята, и скажите сегодня друг другу хорошие слова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История создания книги

Слайд 2

История создания книги

Слайд 3

История книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по –разному пришли к письменности, используя для письма разный материал: камень, кость, дерево, металл, шелк, кожу, кукурузные стебли. Слово «книга» происходит от церковно – славянского выражения «кънигы», что означает буквы или вообще письмо.

Слайд 4

Как делали книгу. В седой древности материалом для письма служил КАМЕНЬ. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. Впоследствии на скалах, на каменных плитках и столбах высекали законы, имена царей, памятные события.

Слайд 5

ГЛИНЯНЫЕ КНИГИ – самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечку сушили и обжигали в печах, как горшки. По размеру глиняные плитки были 32х32 см и толщиной в 2,5 см – настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавалась книга. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.

Слайд 6

А в соседнем Египетском государстве книги делали из ПАПИРУСА – речного тростника с высоким и толстым стволом, разрезанным на полосы и высушенным. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка. Обычно длиной около 6 м. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре.

Слайд 7

Много веков люди пользовались папирусом.До нас дошли египетские, еврейские, греческие, персидские папирусы, которые хранятся в крупнейших музеях мира. В Британском музее в Лондоне хранится папирус длиной 40 метров, но встречались и свитки 45-метровой длины. Свиток – это одна сплошная страница. На свитках записаны исторические документы, научные труды, литературные произведения народов Древнего Востока, Греции и Рима.

Слайд 8

На смену папирусу пришел новый писчий материал – ПЕРГАМЕНТ. В древнем Пергамском государстве его выделывали из шкур животных.На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Четвертинка по-гречески называлась « тетрадос », а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивалось и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать, и называлась она кодексом . По внешнему виду кодекс напоминает современную книгу.На написание одной книги уходило целое стадо баранов.Книга писалась от руки несколько лет.

Слайд 9

В Древней Руси писали на березовой коре – БЕРЕСТЕ. Знаки на кору наносили костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которую продергивалась тесемка. Стерженёк подвешивали к поясу. Новгородская берестяная грамота. Конец письма Есифа к Фоме. Конец XIV – начало XV века. Берестяная грамота. XIV век.

Слайд 10

Во 2 в.н.э. в Китае изобрели БУМАГУ. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Китайцы 800 лет хранили тайну производства бумаги. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага.

Слайд 11

В разных странах стали создавать целые мастерские по изданию книг. Работа эта считалась очень важной и почетной. Первыми создателями рукописных книг были монахи. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. А художники заполняли страницы рисунками. Причудливым штрихом писали заголовок. Затем книгу «одевали» в переплет, украшали серебром и драгоценными камнями. Книги были подлинными произведениями искусства.

Слайд 12

Интересное о книге . Деревянная книга появилась примерно в I веке нашей эры. Она изготавливалась так:на страницы – дощечки наливали расплавленный воск и, пока он был мягким, разглаживали его. По застывшему воску писали острой палочкой. Несколько дощечек соединяли шнурком в книжечку. Каменная книга высечена на стенах храма в Фавах. Это древняя летопись, каменные страницы которой достигают 40 метров в ширину.

Слайд 13

Самой дорогой книгой мира ныне считается «Библия» Гутенберга, изданная в 1455 году. За один экземпляр ее, напечатанный на пергаменте, американец Уоллбер заплатил в 1926 году 350000 долларов. Ныне она находится в Вашингтоне, в Библиотеке конгресса. Золотую книгу обнаружили американские археологи, проводившие раскопки в Шри- Ланке. Страницы ее изготовлены из чистого золота. На драгоценных листах выгравирован текст одной из древне-индийских поэм. Кузнец из болгарского селения Враца, Ангел Костов, изготовил металлическую книгу весом в 4 кг, форматом 18х22 см. На двадцати двух её страницах знаменитые на весь мир габровские шутки, афоризмы и пословицы.

Слайд 14

Первый печатный станок Иоганн Гутенберг , немецкий мастер, изобретя первый печатный станок, открыл новую эру в книжном деле. Меньше,чем за год было напечатано 300 книг Библии, а раньше на переписку книги уходило до 10 лет.

Слайд 15

В 1563 г. Царь Иван Грозный учреждает в Москве первую государственную типографию и первые русские печатные книги творили Иван Федоров – дьякон церкви Николы Гостужского и его сподвижник Петр Тимофеевич Мстиславец. В Москве, у стены Китай-города, где был первый Печатный двор, стоит памятник Ивану Федорову.

Слайд 16

Первая русская печатная книга 1 марта 1564 года появилась первая русская печатная книга «Апостол»

Слайд 17

Хорошая книга, мой спутник, мой друг, С тобой интересным бывает досуг. Мы время отлично проводим вдвоем И наш разговор потихоньку ведем. Ты мне говоришь про дела смельчаков, Про тайны Земли и движенье планет – С тобой ничего непонятного нет. Ты учишь правдивым и доблестным быть, Природу, людей понимать и любить. Тобой дорожу я, тебя берегу, Без книги хорошей я жить не могу. Б. Раевский

Слайд 18

1. Хлеб питает тело, как на крыльях летаешь. 2. Золото добывают из земли, а к себе манит. 3. Неграмотный, как слепой, а книга – разум. 4. Книга в счастье украшает, ума набраться. 5. Книга не пряник, а книга глаза открывает. 6. Книга не самолет, ярче звездочки светит. 7. Хорошая книга а несчастье – утешает. 8. С книгой знаться а за тридевять земель унесет. 9. Книгу читаешь а знания из книг . Конкурс «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

Слайд 19

1. Хлеб питает тело, а книга – разум. 2. Золото добывают из земли, а знания - из книг. 3. Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает. 4. Книга в счастье украшает, а в несчастье – утешает. 5. Книга не пряник, а к себе манит. 6. Книга не самолет, а за тридевять земель унесет. 7. Хорошая книга ярче звездочки светит. 8. С книгой знаться – ума набраться. 9. Книгу читаешь, как на крылья летаешь. Конкурс «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»



Предварительный просмотр:

                                                          


        Классный час "Книги в нашей жизни " в 6 классе

Цели: расширить кругозор детей;

формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция;

 воспитывать уважение к книге, знаниям;

 побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию;

 познакомить с историей создания книг;

 уточнить представление учащихся о значении книги  для человека;

Форма проведения: час общения.

Оснащение: видеоролик  на песню В. Высоцкого «Книжные дети», видеоролик об электронных книгах, аудио рассказ Н. Н. Носова «Находчивость», выставка книг художественной и справочной литературы, раздаточный материал

                                Ход классного часа

  1. Вступительное слово “Самая лучшая система информации”

Мы живем в век знаний. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Политика, наука, финансы, бизнес, техника, строительство, сельское хозяйство - ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают. Чтобы не утонуть в этом океане знаний, ученые всего мира ищут универсальную форму для хранения и поиска информации. Компьютерные специалисты постоянно проводят конференции по этой проблеме. На одной из таких конференций выступил знаменитый американский писатель-фантаст Айзек Азимов. Он заявил, что уже нашел самую лучшую, просто идеальную систему информации. Вот как он описал ее свойства:

первое: доступность - пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;

второе: портативность - для ее использования не нужны никакие дополнительные устройства;

третье: надежность - информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.

Слушатели терялись в догадках: что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнес: “Надеюсь, вы понимаете, что речь идет о...”. Как выдумаете, что имел в виду Айзек Азимов?

(Дети высказывают предположения: компьютер, телевизор, радио и т.п.)

Да, речь шла о самой простой книге. На сегодняшний момент это самый доступный, простой и надежный источник информации.

Классный руководитель: Книга - это еще и очень древний источник информации. Ему около 2,5 тыс. лет.

Как  появились первые книги?

Презентация «История возникновения книги»

II. Проблемный вопрос: “Станет ли книга пережитком прошлого? ”

В начале прошлого века стали появляться новые источники информации - кино, радио телевидение, И люди стали меньше читать. Тут и появились пророчества о том, что книга становится пережитком прошлого и вот-вот умрет. С появлением Интернета любителей книжек стало еще меньше, кажется, еще чуть-чуть - и книгу окончательно похоронят. Но... Как вы думаете, грозит ли книгам скорая смерть? И если нет, то почему?

Примерные ответы детей:

Кино, радио телевидение могут дать быструю, понятную информацию. Но научные знания все равно будут распространяться только через книги.

Книги будут жить вечно. Над книжкой можно подумать, читать не спеша.

Книжки - это информация, которую ты сам выбираешь - хочешь - читаешь, хочешь - нет, а телевизор навязывает информацию.

Компьютер тоже не заменит книгу. Книгу можно читать и при свечах, а для компьютера нужно электричество, монитор, клавиатура, мышка.

Если ученый напечатает свой труд в книге, ее прочитают и через 1000 лет, а с компьютера информация постоянно теряется портится из-за вирусов и “глюков”.

Книжку можно просто положить в карман и читать, где придется.

Современный  КПК тоже можно положить в карман и читать, где хочешь.

А вдруг у него закончится питание? А книгам питания не требуется.

Сейчас очень модно слушать аудио книги. Едешь в машине и слушаешь - и не надо ни листать, ни глаза портить. Скоро все книги будут такими - электронными, на лазерных дисках.

Когда все научатся обращаться с компьютерами, тогда, может быть, и перестанут читать книги.

Классный руководитель: Что бы там ни говорили, но книга жила, живет и еще будет жить очень долго.

III. Книжная мозговая атака

Классный руководитель: Книга - это такой предмет, который все знают с детства. Для одних она стала близким другом, а для других до сих пор остается таинственной незнакомкой.

Предлагаю вам несколько испытаний, которые покажут, насколько хорошо вы знакомы с книгой.

 1.Викторина

     Вместо вопросов я буду читать предложения и подсказки. Вы должны угадать, о чем я говорю.

Так называют заглавие книги, а также страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания. (Титул, титульный лист)

Точное воспроизведение книги, которая была издана много лет назад. (ФаксИмиле)

Количество экземпляров книги, выпущенное издательством. (Тираж)

Двойные листы плотной бумаги, расположенные между обложкой и титульной страницей. (Форзац)

Материал, который придумали для книжек арабы. Без этого материала книги бы и дальше печатали на папирусе и пергаменте. (Бумага)

Край книжного блока, место, где скреплены все элементы книги: листы, марля и др. (Корешок)

Сотрудник, который исправляет ошибки и опечатки в книге. (Корректор)

Бумажная дополнительная обертка поверх переплета, которая украшает книгу и защищает ее от загрязнения. (Суперобложка)

Картонная коробка, предназначенная для защиты ценных изданий. (Футляр)

Человек, который коллекционирует старые книги. (Букинист)

В XV в. в Европе появилась первая печатная книга. Кто был ее создателем? (Иоганн Гуттенберг)

Кто в 1564 г. издал первую печатную книгу России?  (Иван Федоров)

Первые печатные книги стоили дорого, тиражи были небольшими - 2-5 тыс. экземпляров. Но техника развивалась, и тиражи возрастали. И вдруг в 1814 г. за один день продали 10 тыс. экземпляров одной книги - это была поэма Байрона “Корсар”! Как сейчас называют книги, которые продаются лучше других? (Бестселлер)

Что ж, приятно было убедиться, что большинство из вас знакомо с книгой, знает ее биографию и строение.

IV. Круглый стол  “Круг чтения”

Ребята, я предлагаю, так как мы сидим в кругу, провести такой блиц- опрос, вы отвечаете на мои вопросы по очереди:

  1. Какое место занимает книга в твоей жизни?
  2. Сколько ты посвящаешь времени чтению в неделю?
  3. Твой любимый писатель?
  4. Как ты считаешь, что лучше -  посмотреть или прочитать?
  5. Твой любимый литературный герой?
  6.  О чем ты читаешь наиболее охотно?
  7. Ведешь ли ты читательский дневник?
  8. Ходишь ли ты в библиотеку?

Классный руководитель: У многих читателей есть какие-то стойкие интересы: одни любят фантастику, другие увлекаются детективами, третьи предпочитают любовные романы, а четвертым подавай классику. Есть еще любители поэзии, сатиры, философской литературы. Но О. Уайльд, английский писатель, считает, что показателем культуры являются именно те книги, которые мы не читаем. Как вы это понимаете?

Примерные ответы детей:

У людей, которые читают только фантастику или детективы, низкая культура, потому что они не читают классику, серьезную литературу.

Те, кто любит классику, философию, - люди высокой культуры, они не станут тратить время на детективы и дамские романы.

В общем, те, кто не читает анекдоты и всякие приколы, - культурные люди, а те, кто не читает классику и философию, некультурные.

Классный руководитель: А как вы формируете круг своего чтения? Как вы решаете, что нужно читать, а чего читать не стоит?

Примерные ответы детей:

На уроках литературы дают список книг - еле-еле успеваю его читать.

Книги по программе вообще не читаю. Если о какой-то книге говорят, прочту, чтобы не считали отсталым.

Прихожу в библиотеку, говорю: “Дайте что-нибудь почитать” И мне дают.

Читаю то, что приносит с работы мама, - она называет это жвачкой и читает, чтобы отвлечься от работы.

Пролистала Детскую энциклопедию, выписала названия книжек и, когда прихожу в библиотеку, прошу дать мне именно эти конкретные книги, а не что попало.

Классный руководитель: Круг чтения действительно имеет очень большое значение для человека. А цитату Оскара Уайльда можно заменить другой фразой: “Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты”.

V. Современные книги

Ребята, в наш век компьютерных технологий изменились виды и форматы книг. Давайте посмотрим видеоролик о книгах, только недавно изобретенных.

Просмотр видеоролика об электронных книгах.

А также вы можете не только читать, но и слушать книги в наши дни. Они называются...

Учащиеся- аудио книги!

Кто знаком с аудио книгами?

Вы можете закачивать аудио файлы, например, на мобильный телефон или в MP3 плейер и слушать повести и рассказы, когда вы в дороге.

И также книги могут быть отсканированы и помещены на определенные сайты в интернете, где их можно читать он- лайн или скачивать, вдруг вам задали прочитать книгу, у вас ее дома нет, а бежать в библиотеку уже поздно.

VI. Заключительное слово “Самая читающая страна”

Классный руководитель: Одна американская компания недавно провела исследование, чтобы выяснить, какая страна самая читающая в мире. И оказалось, что самый читающий народ - это индийцы, которые проводят за книгами больше 10 часов в неделю. За ними идут таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи. Россия занимает всего лишь седьмое место. Мы тратим в среднем 7 часов в неделю на чтение. Интересно, что жители Таиланда и Филиппин, входящие в первую пятерку “книжных червей”, оказались и чемпионами по просмотру телепередач. А вот россияне по этому показателю занимают 15-е место. Это лишний раз доказывает, что ни телевидение, ни Интернет не являются врагами книг. Те, кто почувствовал удовольствие от чтения, не променяют его ни на что.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель: Какое настроение осталось после классного часа? Изменилось ли ваше отношение к чтению?

Учащиеся выражают свое мнение.

  Я, ребята, надеюсь, что после сегодняшнего обсуждения те, кто не дружил с книгой,  смогут по- новому взглянуть на литературу, а  те, кто, хорошо с ней знаком, еще больше будут читать.



Предварительный просмотр:

История книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по –разному пришли к письменности, используя для письма разный материал: камень, кость, дерево, металл, шелк, кожу, кукурузные стебли.

Слово «книга» происходит от церковно – славянского выражения «кънигы», что означает буквы или вообще письмо.

 Как делали книгу.

В седой древности материалом для письма служил КАМЕНЬ. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. Впоследствии на скалах, на каменных плитках и столбах высекали законы, имена царей, памятные события.

ГЛИНЯНЫЕ КНИГИ – самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечку сушили и обжигали в печах, как горшки. По размеру глиняные плитки были 32х32 см и толщиной в 2,5 см – настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавалась книга. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.

А в соседнем Египетском государстве книги делали из ПАПИРУСА – речного тростника с высоким и толстым стволом, разрезанным на полосы и высушенным. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка. Обычно длиной около 6 м. После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре.

Много веков люди пользовались папирусом.До нас дошли египетские, еврейские, греческие, персидские папирусы, которые хранятся в крупнейших музеях мира. В Британском музее в Лондоне хранится папирус длиной 40 метров, но встречались и свитки 45-метровой длины. Свиток – это одна сплошная страница. На свитках записаны исторические документы, научные труды, литературные произведения народов Древнего Востока, Греции и Рима.

На смену папирусу пришел новый писчий материал –ПЕРГАМЕНТ. 

В древнем Пергамском государстве его выделывали из шкур животных.На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Четвертинка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивалось и получалась книга, в которой можно было писать и рисовать, и называлась она кодексом. По внешнему виду кодекс напоминает современную книгу.На написание одной книги уходило целое стадо баранов.Книга писалась от руки несколько лет.

В Древней Руси писали на березовой коре – БЕРЕСТЕ. Знаки на кору наносили костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которую продергивалась тесемка. Стерженёк подвешивали к поясу.

Во 2 в.н.э. в Китае изобрели БУМАГУ. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Китайцы 800 лет хранили тайну производства бумаги. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага.

В разных странах стали создавать целые мастерские по изданию книг. Работа эта считалась очень важной и почетной. Первыми создателями рукописных книг были монахи. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. А художники заполняли страницы рисунками. Причудливым штрихом писали заголовок. Затем книгу «одевали» в переплет, украшали серебром и драгоценными камнями. Книги были подлинными произведениями искусства.

 Интересное о книге.

- Деревянная книга появилась примерно в I веке нашей эры. Она изготавливалась так:на страницы – дощечки наливали расплавленный воск и, пока он был мягким, разглаживали его. По застывшему воску писали острой палочкой. Несколько дощечек соединяли шнурком в книжечку.
- Каменная книга высечена на стенах храма в Фавах. Это древняя летопись, каменные страницы которой достигают 40 метров в ширину.

- Золотую книгу обнаружили американские археологи, проводившие раскопки в Шри- Ланке. Страницы ее изготовлены из чистого золота. На драгоценных листах выгравирован текст одной из древне-индийских поэм.

- Кузнец из болгарского селения Враца, Ангел Костов, изготовил металлическую книгу весом в 4 кг, форматом 18х22 см. На двадцати двух её страницах  знаменитые на весь мир габровские шутки, афоризмы и пословицы.

- Самой дорогой книгой мира ныне считается «Библия» Гутенберга, изданная в 1455 году. За один экземпляр ее, напечатанный на пергаменте, американец Уоллбер заплатил в 1926 году 350000 долларов. Ныне она находится в Вашингтоне, в Библиотеке конгресса

Первый печатный станок

Иоганн Гутенберг, немецкий мастер, изобретя первый печатный станок, открыл новую эру в книжном деле. Меньше,чем за год было напечатано 300 книг Библии, а раньше на переписку книги уходило до 10 лет.
В  1563 г. Царь Иван Грозный учреждает в Москве первую государственную типографию и первые русские печатные книги творили Иван Федоров – дьякон церкви Николы Гостужского и его сподвижник Петр Тимофеевич Мстиславец. В Москве, у стены Китай-города, где был первый Печатный двор, стоит памятник Ивану Федорову.

 Первая русская печатная книга

1 марта 1564 года появилась первая русская печатная книга «Апостол»

                     Хорошая книга, мой спутник,  мой друг,
                     С тобой интересным бывает досуг.
                     Мы время отлично проводим вдвоем
                     И наш разговор потихоньку ведем.

                     Ты мне говоришь про дела смельчаков,
                     Про тайны Земли и движенье планет –
                     С тобой ничего непонятного нет.

                     Ты учишь правдивым и доблестным быть,
                     Природу, людей понимать и любить.
                     Тобой дорожу я, тебя берегу,
                     Без книги хорошей я жить не могу.
                                                          Б. Раевский

                               Конкурс «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

1. Хлеб питает тело,                   как на крыльях летаешь.
2. Золото добывают из земли,    а к себе манит.
3. Неграмотный, как слепой,      а книга – разум.
4. Книга в счастье украшает,     ума набраться.
5. Книга не пряник,                    а книга глаза открывает.
6. Книга не самолет,                  ярче звездочки светит.
7. Хорошая книга                      а несчастье – утешает.
8. С книгой знаться                   а за тридевять земель унесет.
9. Книгу читаешь                      а знания из книг.

                             Конкурс «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

1. Хлеб питает тело, а книга – разум.
2. Золото добывают из земли, а знания  - из книг.
3. Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
4. Книга в счастье украшает, а в несчастье – утешает.
5. Книга не пряник, а к себе манит.
6. Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
7. Хорошая книга ярче звездочки светит.
8. С книгой знаться – ума набраться.
9. Книгу читаешь, как на крылья летаешь.



Предварительный просмотр:

  1. Классный час: «Как мы относимся друг к другу».

ЦЕЛЬ: Содействие оптимизации общения учащихся друг с другом и с окружающими.

Задачи: 1.  Выяснить взгляды учащихся на дружеские взаимоотношения.

2. Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.

3. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.

4. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.

5. Повысить самооценку обучающихся.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Анализ учащимися своих отношений друг с другом и с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения. Осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотношений.

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Проектор, экран.
  2. Поговорки и пословицы о дружбе.
  3. Кодекс дружбы.

В беседе участвует весь класс без предварительной подготовки.

  1. ХОД БЕСЕДЫ
  1. Знакомство

Постановка проблемы.

Сейчас мы прослушаем с вами небольшой отрывок из песни. Вам нужно будет догадаться, о чём мы сегодня будем говорить на классном часе.  (Как мы относимся друг другу). И конечно, говорить мы сегодня будем о дружбе. [1 слайд]

Обсуждение по теме занятия

Вопрос: Что такое дружба?

«Дружба» (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

«Дружба» (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.

«Дружба» (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии. [2 слайд]

        Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.

Вопросы: - Чем приятели отличаются от друзей?

                  - Сколько у человека может быть настоящих друзей? [3 слайд]

Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1 – 3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

        Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.

Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?

  1. Упражнение «Мой идеальный друг»

Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.

Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе.

Инструкция: Учащимся предлагается дополнить предложение качествами, которые необходимы другу. «Друг – это тот, кто…» [4 слайд]

Совместное обсуждение результатов.

  1. Проблемная ситуация

А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм, посвященный теме дружбы.

Вопросы: - о чем этот мультфильм? (о том, как важно беречь и не обижать своих друзей, и никогда не использовать дружбу в корыстных целях, иначе можно потерять настоящего друга.)

- в каких целях поросенок использовал слоненка, кем он представлял? (Спрятался поросенок под деревом, а мимо пробегает Белка под зонтиком, она очень спешила в гости, и Поросенка с собой не взяла. Тут мимо дерева, под которым прятался Поросенок, проходил Слоненок, радуясь дождику и разбрызгивая лужи, и Поросенок представил Слоненка зонтиком, из-за больших ушей, под которым можно было спрятаться от дождя. Слоненок был добрым, поэтому, ради дружбы с Поросенком он согласился провести его к Зайцу. Придя, в гости, все только готовились пить чай, но Поросенок не назвал Слоненка своим другом, а сказал всем, что это зонтик, и поставил его в углу. Когда все собрались играть, Слоненку тоже очень хотелось присоединиться, но его Поросенок поругал, опять назвав зонтиком, и тот ушел домой. Он долго не мог понять, кто слоненок для него: зонтик или лейка. Только в конце он понимает, что встретил настоящего друга.)

- почему распадается дружба?

- что же нам делать, если мы обидели друга? (Очень просто. К другу надо идти)
- чему учит данный мультфильм? (
доброте и взаимопониманию, а этого так не хватает в нашей жизни.)

Знакомство с кодексом дружбы (правилами дружбы). [5 слайд]

Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:

  1. Делитесь новостями о своих успехах.
  2. Высказывайте эмоциональную поддержку.
  3. Добровольно помогайте в случае нужды.
  4. Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.
  5. Возвращайте долги и оказанные услуги.
  6. Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.
  7. Защищать друга в его отсутствие.
  8. Быть терпимым к остальным его друзьям.
  9. Не критиковать друга публично.
  10. Сохранять доверенные тайны.
  11. Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга
  12. Не быть назойливым, не поучать.
  13. Уважать внутренний мир и автономию друга.

Вопросы:  - Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: « У меня нет настоящего друга», «Не могу найти друзей», «Мне сложно дружить» и так далее?

  1. Где человек может найти себе друзей?

 Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.

  1. Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?

Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений

нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.

  1. Песня

А что иногда происходит с дружбой? Как мы теряем друзей? Давайте послушаем песню о дружбе. [6 слайд] (Обсуждение ценности дружбы).

В заключение несколько полезных советов:

  1. Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.
  2. Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.
  3. Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.
  4. Стройте своё отношение и общение с другими «на равных», не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности.
  5. Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.
  6. Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны.
  7. Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.

 И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить Вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.

А теперь посмотрите друг на друга и скажите «Я желаю тебе…»

РЕЗЕРВНОЕ:

О дружбе много говорят. Давайте вспомним с вами известные пословицы о дружбе.

  1. Дружбу топором не разрубишь
  2. Дружба от недружбы близко живёт
  3. Для друга нет круга. Для друга семь вёрст не круг.
  4. Для друга всё не туго (не тяжело, не  скучно)
  5. Без друга – сирота, с другом – семьянин
  6. Нет друга, так ищи; нашёл, так береги
  7. Без беды друга не узнаешь.  Друг познаётся в несчастии.
  8. Не узнавай друга в три дня, узнай в три года.
  9. Старый друг лучше новых двух.
  10. Новых друзей наживай, а старых не утрачивай
  11. Не держи сто рублей, держи сто друзей.
  12. Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь.

Краткий список художественных литературных произведений, которые можно использовать для выставки или обсуждения в ходе беседы:

  1. Фраерман Р. И. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви».
  2. Алексин А. Г. «Прости меня, мама…»
  3. Голявкин В. В. «Тетрадки под дождём»
  4. Железников В. К. «Чучело»
  5. Осеева В. А. «Динка», «Динка прощается с детством».
  6. Гайдар А. П. «Чук и Гек»
  7. Драгунский В.Ю. «Тайное становится явным»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...