Методическая разработка мероприятия "Что мы знаем об этикете?"
методическая разработка (5 класс) на тему
Данная разработка может быть использована при проведении классного часа на тему "Этикет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что мы знаем об этикете? | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Что мы знаем об этикете?
Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.
Цели: 1. Привить учащимся правила хорошего тона
2. Помочь научиться жить в социуме;
3. Пробуждать и укреплять у учащихся внимательное с
и бережное отношение к окружающим людям.
Оборудование: книги с басней И.А.Крылова «Зеркало и Обезьяна», иллюстрации к этой басне и басне С.Я. Маршака «Урок вежливости»
Ход занятия:
Что такое этикет?
Это можно,
Это нет...
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике,
У людей на языке…
Очень просто жить культурно.
Все прекрасно,
Что не дурно.
(А. Степанов)
Что же такое этикет? Умение себя вести. И не только. Этикет – это еще и умение общаться. Общаться так, чтобы ни в коем случае не оскордить и не обидеть собеседника.
Известный восточный поэт XIIIв. Саади прожил очень долгую жизнь и многое повидал на своем веку. Его стихи полны мудрости.
Дорогу правды сам найти старайся,
К ошибкам ближнего не придирайся
И о чужих пороках не кричи.
Сам на себя взгляни и замолчи…
Некоторые ребята очень любят поговорить о недостатках своих товарищей. Иногда заносчиво, насмешливо, хотя сами далеки от совершенства. И кто захочет с таким насмешником дружить? Недаром говорят в народе: «Скалозубы не бывают любы!»
Такому «разоблачителю» вряд ли поможет обиженный в трудную минуту!
На эту тему известный баснописец Иван Андреевич Крылов написал басню «Зеркало и Обезьяна». Давайте прочитаем эту басню.
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборатиться?».
А вспомните-ка стихотворение Бориса Заходера «Очень вежливый Индюк». (Учитель читает стихотворение). Как этот Индюк высмеивает всех! А в результате – в гости к нему «так никто и не пришел – ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осел!».
В старину наши предки строго следили, чтобы домашние не осуждали других людей, хозяевам рекомендовалось и от слуг того же требовать: «Слугам своим накажи не осуждать тех людей, у которых они были на людях, и что нехорошее видели – о том бы дома не сказывали. И о том, что случается дома, тоже бы людям не сказывали: с чем послан, о том и помни, а станут о чем ином спрашивать, не отвечай, и не знай, и не ведай того…» (Домострой).
Для наших предков и нормы морали имели силу божественных заповедей: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерой мерите, такою и вам будут мерить.» (Библия. Ев. Мф 7,2.).
В старину, вообще боялись очернить человека, нанести «урон чести и славе» другого. В общении всегда нужно быть тактичным, а к себе в десять раз требовательным, чем к другим.
- Так что ж, теперь и замечание никому не сделай, на недостатки не укажи!?
- Замечания делать можно, но лучше наедине, а не прилюдно. А если какой-то неэтичный поступок обсуждается в коллективе, то сначала нужно отметить хорошие, добрые поступки этого человека, а затем указать на его недостатки. Этим вы смягчите его вину. Нужно всегда поступать в соответствии с золотым правилом: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Одно дело – сделать замечание по поводу неэтичного поступка (тактично и уместно), другое – иметь привычку осуждать других, сплетничать или просто упражняться в остроумии по адресу робких, безответных ребят.
Вот такой совет Честерфилд давал своему сыну: «Ты должен тщательным образом скрывать свое презрение к человеку, каким бы справедливым оно не было, если не хочешь нажить в нем непримиримого врага…. Если ты наделен остроумием, то употреби его на то, чтобы понравиться, а не на то, чтобы кого-то обидеть». И далее отец сыну советует придерживаться проверенного опытом жизни библейского изречения: «Не делай другому того, чего себе не желаешь».
Поэт и переводчик Борис Заходер в стихотворении «Сова» тактично намекает:
Мудрейшая птица на свете – Сова!
Все слышит, но очень скупа на слова.
Чем больше услышит –
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает!
Выучите, пожалуйста, наизусть эти мудрые стихи и вспоминайте их, когда вам захочется посудачить «о пороках ближнего своего».
А можно ли оскорбить поведением? Конечно!
Урок вежливости
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести :
– В гостях, медведь,
нельзя реветь,
Нельзя грубить и чванится.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старость уважай.
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал, куда не надо нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
Так как же должен вести себя культурный человек?
Ребята предлагают свои варианты ответа. Затем вместе с учителем составляются правила хорошего тона.
Для закрепления услышанного можно прочитать стихи:
Приветствия
Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
"Добрый день!" и "Добрый вечер!",
"До свиданья!", "Будь здоров!",
"Я вас рада видеть очень",
"Мы не виделись сто лет",
"Как дела?", "Спокойной ночи",
"Всем пока", "Прощай", "Привет",
"Буду рад вас видеть снова",
"Не прощаюсь!", "До утра!",
"Всем удачи!", "Будь здорова!"
И "Ни пуха, ни пера!".
(А. Усачёв)
Прощание
Нам желают:
Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
(А. Кондратьев)
Для того, чтобы быть успешным и уважаемым человеком, нужно уметь себя вести, уважать собеседника, и тогда получишь ответное уважение, расположение, и тебе будет намного легче достичь жизненных вершин! Удачи! А теперь поблагодарим друг друга за внимание, пожелаем удачи и скажем напоследок друг другу добрые слова!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью
Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Методическая разработка к уроку "Теперь я знаю!" в 3 классе по учебнику Spotlight (Английский в фокусе)
Технологическая карта к уроку по повторению 2 модуля по теме "Семья"...
методическая разработка Знаем ли мы химию?
Методическая разработка предназначена для использоваения при проведении внеклассных мероприятий...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Знай, люби и изучай славный город Алзамай!"
Методическая разработка по краеведению, направленная на привлечение интереса к изучению своего города, формирование патриотизма и любви к малой родине....
Методическая разработка "Интеллектуальная игра "Знай наших!"
Интеллектуальная игра для учащихся 7-8 классов по культуре,географии, истории, культуре Удмуртии...
Методическая разработка "Что мы знаем о православной книге"
Методическая разработка "Что мы знаем о православной книге"...