Классный час "Толерантность"
классный час (8 класс) по теме
Классный час нацелен на формирование правильного представления о толерантном поведении и расчитан на учащихся 8 класса. Основные этапы знаятия включают разнообразные виды деятельности: работу в группах, работу с понятиями, прослушивание и обсуждение легенды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
toleratnost.docx | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Разработка классного часа в 9 классе «Толерантность»
Разработал:
Кузиков Владимир Аркадьевич, учитель истории и обществознания
с.Панаевск, 2012
Цели:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с понятием «толерантность»;
- выявить основные черты толерантности;
- сформировать правильное представление о толерантном поведении.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
- Развивающие:
- продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
- развивать терпимость к различиям между людьми.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.
Ход классного часа
Приветствие.
Вводное слово.
В современное время мало кто из нас задумывается о добре и зле, о чести и бесчестии. Для многих эти слова стали лишь пустым звуком. Мы много раз за день говорим друг другу «Здравствуйте!», но не задумываемся над тем, какой смысл несёт в себе это слово. Мы даём обещания и забываем о них. Мы ставим перед собой цели и со временем меняем их. Можно с уверенность сказать, что наше общество представляет собой оплот эгоизма. Мы грубим друг другу, чтобы возвысить себя. Мы унижаем друг друга, чтобы сделать себе легче, избежать проблем, оторваться на ком-то.
Цель нашего сегодняшнего классного часа – показать, что, не смотря на огромные различия, имеющиеся у людей, каждый из нас может стать примером для подражания на основе доброго отношения друг к другу, взаимопонимания и толерантности.
Сегодня мы собрались на очередной классный час в преддверии значимого праздника…Полагаю, вы не догадываетесь, о чём речь…Дело в том, 16 ноября –
отмечается Международный день толерантности. Он был провозглашён согласно «Декларации», принятой странами-членами Юнеско 16 ноября 1995 года в Париже. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.
Итак, толерантность – сегодня поговорим о ней!
Работа с легендой «Старинная легенда».
В начале я хотел бы рассказать вам легенду.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:
- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. выслушал их мудрец и сказал белому:
- Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его…
Затем мудрец обратился к чернокожему:
- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина. Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывают звуки музыки и песен чей-то молодой голос:
-Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы скучно!
Обсуждение:
-Вам понравилась эта легенда?
-А о чем она? Чему учит?
Работа с понятием толерантность.
Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность.
-Что такое толерантность?
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии. И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?
Когда и при каких обстоятельствах возник в мировой культуре термин «толерантность»?
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решения проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
- В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения, нежели ты сам.
- В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
- В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
- В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим.
В русском языке слово «толерантность» существует сравнительно недавно, и однозначного толкования этот термин не имеет. Чаще всего вместо слова «толерантность» используют слово «терпимость», что означает «быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным».
Работа над понятием «проявления нетерпимости»
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
Причина конфликтов в обществе – взаимоотношения между людьми, обидные слова, поступки, действия, оскорбляющие достоинства других людей, намёки или прямые оскорбления.
Давайте посмотрим каковы же проявления нетерпимости:
1) оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
2) игнорирование (отказ в беседе, в признании);
3)негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
4)этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
5)поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
6) преследования, запугивания, угрозы;
7)дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
8)расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
9) ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия), мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);
10) национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
11) фашизм(реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
12) империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
13) эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
14) осквернение религиозных или культурных символов;
15) религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
16) изгнание (официальное или насильственное);
17) репрессии (насильственное лишение возможности реализации
прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
Толерантность — активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этническими, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
У каждого из нас свои особенности, разные характеры, взгляды, так давайте относиться друг к другу толерантно!
Работа учащихся по группам
После всего, что было сказано, мне хотелось бы теперь проверить вас, как вы поняли, что такое «толерантность»?
Есть два пути развития личности:
- Толерантный
- Интолерантный
Сейчас мы с вами разделимся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.
Толерантная личность | Интолерантная личность |
уважение мнения других гуманизм | непонимание |
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Практическая работа в группах.
Толерантность выражает готовность к взаимодействию между людьми, придерживающихся различных точек зрения. Давайте ребята вспомним и определим, какая именно была описана проблема в следующих баснях знаменитого русского баснописца Крылова.
3 команды. Каждой команде раздается листок с басней. Цель – определить проблему сложившейся ситуации и как ее можно было бы избежать.
Команда 1: Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс, так и не могут закончить начатое дело: «…А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…».
Команда 2: В басне «Волк и ягненок», волк не хочет мирно сосуществовать со слабеньким ягненком, придумывает разные придирки, чтобы найти в нем изъян, а причины того проста: «…У сильного всегда бессильный виноват…».
Команда 3: В басне «Слон и моська» маленькая собачка, раздраженная присутствием мирно гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того, чтобы спокойно пропустить его.
Вывод: Необходимость толерантности, Иван Андреевич Крылов обосновывает так: «…Когда в товарищах согласья, на лад их дело не пойдет…» Эта цитата наглядно иллюстрирует другую сторону толерантности: согласие, во всех его проявлениях, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, то устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.
Наша класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. Давайте выведем для себя формулы толерантного общения:
Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе
Уважай собеседника
Отстаивай свое мнение тактично
Поставь себя на место того, кого ты осуждаешь
Стремись учитывать интересы других
Заключительная часть. Подведение итогов.
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные!
Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
Мне хотелось бы верить в то, что вы будете постоянно дарить окружающим только самые тёплые чувства, не смотря на то, что мы все такие разные. Мы разные, но в этом наша сила.
Спасибо за внимание и участие!
Литература
1. Драч В.Г. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. 570 с.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2005.
Интернет ресурсы
http://podstil.ru/b-1856782.xhtml
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://1september.ru/
http://www.lokot-lichnost.ru/klassniy-chas/klassniy-chas-tolerantnost.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...