Роль студенческого самоуправления в ССУЗах
методическая разработка по теме

Доклад на тему:

«Роль студенческого самоуправления в ССУЗах»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korshun_doklad.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Роль студенческого самоуправления в ССУЗах»

Автор: преподаватель ГОУСПО «Балаковское училище искусств» Коршун Марина Юрьевна

Современная модернизация образования придает огромную значимость воспитательной функции образовательных учреждений. Одной из главных отличительных особенностей профессионального образования становится повышенное требование социального общества к раскрытию творческих способностей будущих специалистов, к воспитанию социально-активной личности, гражданственности, патриотизма, готовности к ответственности за решение профессиональных проблем, стремления к самосовершенствованию и самообразованию, росту профессионального мастерства. Основную роль в воспитательной работе каждого студента играет студенческий коллектив. Студенческая молодежь всегда стремилась к коллективному самоуправлению, однако в современных реалиях смысл самоорганизации молодежного коллектива приобретает социально-практический характер, направленный на сознательное, ответственное отношение к перспективам профессиональной деятельности, принципиальной позиции в социальном управлении, культурно-нравственной самоорганизации, развитие коммуникативных компетенций.

Таким образом, студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов студенческой деятельности, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив. Студенческое самоуправление – это не самоцель, а лучшее средство осуществления задач по подготовке молодых специалистов с функциональным образованием, которое отвечает современным требованиям ситуации на рынке труда, где востребованными, безусловно, окажутся специалисты с определенным набором личностных качеств, таких как: компетентность, инициативность, коммуникабельность, толерантность, креативность, адаптивность, доброжелательность, работоспособность. Выступая одним из мощных стимулов повышения социальной активности студенческих коллективов образовательных учреждений среднего профессионального образования, самоуправление является специфическим демократическим институтом, ориентированным на совместную с администрацией и общественными организациями задачу оптимизации всей жизнедеятельности образовательного учреждения. При этом студенческое самоуправление представляет собой внутренне мотивированное и творческое решение самими студентами проблем управления учебным и внеучебным процессом в образовательном учреждении.

В качестве стратегической цели студенческого самоуправления может выступать подготовка гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения, реализовывать в полной мере свое право избирать и быть избранным в различные органы государственного управления и местного самоуправления.

Целями студенческого самоуправления являются осуществление гуманистического воспитании студентов в духе толерантности и нетерпимости к проявлениям экстремизма, утверждение демократического образа жизни, взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата, укрепление нравственных основ молодой студенческой семьи, утверждение на основе широкой гласности нравственных принципов, нетерпимости к антиобщественным проявлениям в быту и т. д.

Стимулирование активных действий органов студенческого самоуправления по вовлечению молодежи в общественную деятельность, активизация деятельности администраций образовательных учреждений среднего профессионального образования, направленной на поддержку разнообразных форм студенческой активности, формирование системного подхода к определению стратегии государственной поддержки студенчества на этапе жизненного старта, координация процессов регулирования политики государства в отношении студенчества, формирование общественно-государственного характера реализации государственной молодежной политики в настоящее время является необходимым условием развития профессионального образования в Российской Федерации.

Студенческое самоуправление играет особую роль в совершенствовании учебной, научно-исследовательской и воспитательной работы со студентами. Она прямо вытекает из требований гуманизации и демократизации внутриучилищной деятельности в соответствии с традициями Российского образования. Актуальность развития студенческого самоуправления особенно возросла в последние годы в связи с естественным ослаблением официального государственного и общественного воздействия на студенческую среду и, соответственно, необходимостью более активного подключения самого студенчества к вопросам совершенствования всех сторон его жизнедеятельности. В последнее время органами государственной власти уделяется немало внимания вопросам студенческого самоуправления.

17 февраля 2009года в Государственной Думе прошел круглый стол на тему «Развитие студенческого самоуправления в учреждениях высшего и среднего профессионального образования в России. Роль студенческого самоуправления в воспитании молодого специалиста». По мнению участников «круглого стола», студенческому самоуправлению отводится следующая роль в воспитании молодого специалиста:

-представлять права и интересы студентов перед руководством учебного заведения;

-вносить предложения и участвовать  в совершенствовании учебного процесса и организации научно-исследовательской и воспитательной работы со студентами;

-ходатайствовать перед руководством учебного заведения о поощрении студентов;

-налаживать контакты с органами студенческого самоуправления других учебных заведений;

-содействовать администрации и воспитательным структурам образовательного учреждения в создании необходимых условий, способствующих активному вовлечению студенческой молодежи в различные сферы жизнедеятельности образовательного учреждения и повышения ее социальной активности;

-участвовать в разработке, принятии и реализации нормативно-правовой основы различных сторон жизнедеятельности студенческой молодежи;

-прогнозировать ключевые направления развития событий в студенческой жизни образовательного учреждения;

-осуществлять  информационное обеспечение студенческой молодежи по различным вопросам жизнедеятельности учреждения профессионального образования и реализации молодежной политики;

-содействовать  утверждению здорового образа жизни в образовательном учреждении и профилактике правонарушений и вредных привычек у студенческой молодежи;

-организовывать разнообразные виды социально значимой деятельности студенческой молодежи в образовательном учреждении и проведение различных дел и мероприятий, способствующих развитию личности, формированию гражданственности и патриотизма студенчества, реализации его социальных и трудовых инициатив;

-усиливать роль студенческих общественных формирований в гуманистическом воспитании студентов, в формировании их мировоззрения, идейной убежденности и социальной активности;

-повышать эффективность и успешность учебы, активизировать самостоятельную творческую деятельность студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования;

-воспитывать ответственность студенческих коллективов за дисциплину, труд, за утверждение идейно-нравственных позиций личности и коллектива;

-развивать и углублять инициативы коллективов в организации гражданского воспитания;

-осуществлять  дальнейшее утверждение демократического образа жизни, высокой взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата, высоких нравственных основ молодой студенческой семьи, утверждение на основе широкой гласности принципов гуманистической нравственности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям в быту.

По результатам «круглого стола» его участники разработали пакет рекомендаций. В частности, Государственной Думе рекомендуется  учесть важную воспитательную составляющую органов студенческого самоуправления при разработке федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», а Министерству образования и науки РФ - разработать и утвердить типовое положение о студенческом совете в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования. Министерству спорта, туризма и молодежной политики, в частности, рекомендуется разработать комплексную программу привлечения  молодежи, прошедшей школу студенческого самоуправления, к работе в органах государственной власти.

    27апреля 2009года депутатами Государственной Думы Г.А. Балыхиным, В.В.Володиным, Т.Л. Воложинской и М.Н.Мищенко в Государственную Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 50 Закона Российской Федерации «Об образовании» и в статью 16  Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании».

Разработка проекта Федерального закона «О внесение изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» вызвана необходимостью более широкого привлечения учащихся, как участников образовательного процесса, к управлению образовательными учреждениями.

    В частности, статьей 1 законопроекта вносится дополнение в пункт 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «Об образовании». Этим дополнением предусматривается фиксация в уставе образовательного учреждения компетенции, порядка  формирования и организации деятельности в образовательном учреждении органов самоуправления обучающихся (для учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования).

Если студентов объединить и организовать, и всю их энергию направить на решение проблем налаживания жизни внутри учебного заведения, что и определяет основную роль студенческого самоуправления, то в выигрыше все:

-  государство, т.к. в этом случае наиболее общественно-активная часть студенческой молодежи занята делом, причем, учится решать собственные проблемы конструктивно.  Уже  в  свои   15-20 лет  молодые  люди начинают понимать, что не так уж и легко «решать проблемы», что для этого нужно терпение и упорство, желание и трудолюбие.

- администрация учебного заведения, т.к. налаживается жизнь внутри учреждения, выделяется лидер и его  команда,  желающие  сделать  жизнь  в училище    интересной  и  увлекательной, способные повести за собой остальных. Администрация училища получает обратную связь со студенчеством, а значит и гибкость в управлении. Контроль и влияние возможно только на организованные структуры, управлять же неорганизованной массой трудно, а, порой, и невозможно. 

Студенческое самоуправление это не самоцель, а лучшее средство осуществления задач по воспитанию молодых специалистов, что означает определение круга прав и обязанностей, ответственности, способности всесторонне охватить деятельность, касающуюся всех сторон студенческой жизни.

Студенческое самоуправление в том виде, в каком оно сформировалось сейчас, это реальная сила, способная решать многие задачи, оперативно реагировать на вызовы времени. Каждая студенческая организация, при всем их разнообразии, создает естественную благоприятную среду, в которой молодые люди могут максимально полно реализовать свои организаторские способности и таланты. Студенческие организации, объединяющие десятки и тысячи талантливых и активных молодых людей занимают лидирующее место в формировании социально-активной личности будущего специалиста.

Литература

  1. Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации (Приказ Минобразования России от 21.06.2002г. №2329).
  2. Письмо МО РФ от 02.10.2002 г. №15-52-468/15-01-21 «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации».
  3. Савченко И.В. Роль студенческого самоуправления в воспитании социально- активной  личности специалистов сферы культуры и искусства.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ученического самоуправления в системе самовоспитания обучающихся

Данная работа раскрывает сущность школьного самоуправления, его основное предназначение, задачи ,принципы построения и развития,его воспитательное значение, а также какую роль играет школьное самоупра...

Роль ученического самоуправления в развитии личности

В каждой школе работает ученическое самоуправление. Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся , направленные, прежде всего, на защиту и...

Положение о Совете студенческого самоуправления

Положение о Совете студенческого самоуправления ССУЗа, опорный документ для организации самоуправления образовательного учреждения...

Положение о студенческом самоуправлении в общежитии и Положение о студенческом самоуправлении в общежитии, Положение о смотре-конкурсе на лучшую жилую комнату Положение о студенческом самоуправлении в общежитии

1.1. Высшим органом студенческого самоуправления является Общее собрание проживающих в общежитии.1.2. Совет общежития является органом самоуправления, представляющим интересы обучающихся, ...

Доклад к педсовету"Роль ученического самоуправления в организации социально – значимой деятельности образовательного учреждения"

Социально-значимая деятельность образовательной организации  - это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменен...