Программа развития классного коллектива "Ступенька в будущее"
методическая разработка по теме
Методическая помощь классному руководителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_klassnogo_kollektiva.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития классного коллектива
«Ступенька в будущее»
в 11 классе на 2012-2013г.
Паспорт Программы
Наименование Программы | - Программа воспитательной работы в 11 классе «Путь к успеху» на 2012-2013г. (далее - Программа) |
Девиз Программы | «Нельзя достичь успеха раз и навсегда, успех достигается ежедневно!» |
Цель Программы | Воспитание и развитие успешной, творческой и высоконравственной ЛИЧНОСТИ в каждом выпускнике, формирование основных жизненных взглядов, стойких принципов, обеспечивающих их личностное саморазвитие, формирование способности к самореализации. |
Задачи программы | Создание благоприятных условий для развития успешной, творческой и высоконравственной ЛИЧНОСТИ, способной мыслить и понимать окружающий мир. |
Основные разработчики Программы | Игнатьева Людмила Витальевна, классный руководитель 11 класса |
Заказчики Программы | - ученическая и родительская общественность 11 класса; - администрация школы; |
Сроки реализации Программы | - 2012-2013 год |
Исполнители основных мероприятий Программы | - классный руководитель; - ученическая и родительская общественность 11 класса; - |
Объемы и источники финансирования Программы | Не предусмотрено |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Воспитание и развитие УСПЕШНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ, высоконравственной ЛИЧНОСТИ, способной мыслить и понимать окружающий мир. |
Система организации контроля за исполнением Программы | - Контроль за исполнением Программы осуществляется классным руководителем; |
I. Пояснительная записка
Воспитывать…В самом корне этого слова заложен глубокий и мудрый смысл: питать, подкреплять юное подрастающее существо, заботиться не только о хлебе насущном, но и о пище духовной, впитывая которую дитя взрастет гармоничным и полезным для общества.
Сегодня воспитание - это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Все мы сегодня находимся в открытой информационной среде, в среде конкуренции мировоззрений, взглядов на ключевые нравственные проблемы, видений целей развития России и оценки российской истории.
А потому изменился и подход к воспитанию, он стал личностно-ориентированным. Сегодня ценятся такие личностные качества как инициатива, предприимчивость, уверенность в себе, широта взглядов, мышления, способность к диалогу и сотрудничеству. В воспитательном процессе, который организует современный педагог, взаимодействуют, обогащая друг друга, два начала: момент самореализации, самоосуществления личности и момент ее социализации, обеспечения таких отношений с социумом, которые способствовали бы максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала.
Обязанность педагога в этом процессе - вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого возможно комфортные условия для их реализации в социуме.
В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным “ полигоном” радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано.
Школа – место, где дети проводят большую часть времени - это своего рода большой открытый институт детства, это открытая социально-педагогическая система, благодаря которой выявляется все лучшее индивидуальное в каждом ученике, его способности, таланты, здесь идет сближение детей и взрослых.
Следовательно, главная воспитательная задача заключается в том, чтобы создать ребенку условия для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей. В то же время на основе определения ведущих жизненных ценностей в старших классах школы происходит выявление той сферы профессиональной деятельности, которая в наибольшей степени соответствует склонностям индивида, потребностям страны, региона, конкретных предприятий, организаций в специалистах разного профиля и уровня подготовки. Задача воспитателей - помочь обучающимся в профессиональном самоопределении.
II. Этапы реализации программы:
1 этап – организационный
Анализ воспитательной работы, разработка программы - сентябрь 2012 года
2 этап – практический
Реализация основных направлений программы – октябрь 2012г.- апрель2013года
3 этап: аналитический:
Анализ реализации программы, обсуждение достигнутых результатов. Выводы - май- июнь 2013 года
III. Принципы воспитательной работы Программы
принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;
принцип культуросообразности воспитания;
принцип целесообразности и природосообразности;
принцип креативности, творческого начала в воспитании;
принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;
принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса;
принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса.
IV. Направления воспитательной работы Программы
Интеллектуально-познавательная деятельность
гражданско-патриотическое воспитание;
физкультурно-оздоровительное воспитание;
экологическое воспитание;
трудовое воспитание;
работа с родителями;
работа с учителями, работающими в классе, социальным педагогом.
V. Задачи воспитательной работы и технологии их решений по направлениям:
1. Интеллектуально-познавательная деятельность
Воспитывает интерес к знаниям, прививает желание постоянно повышать свой интеллектуальный уровень;
Решаемые задачи:
определить круг реальных учебных возможностей ученика;
создать условия для поддержания интереса к знаниям;
формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования
Технология:
работа над проектами;
организация познавательных классных часов;
участие в интеллектуальных конкурсах;
участие на олимпиадах;
2. Гражданско-патриотическое воспитание
способствует социализации школьников, содействует формированию у детей демократической культуры отношений, правового самосознания, навыков общественной жизни
Решаемые задачи:
воспитание любви к Родине, ее истории, культуре, традициям;
воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства;
воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни;
воспитание правовой культуры.
Технология:
организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, поселка, государства;
организация и проведение тематических классных часов и бесед;
· организация и проведение встреч с интересными людьми;
организация и проведение встреч с участниками Великой отечественной войны;
подготовка и проведение походов, посвященных изучению родного края, его истории и культуры;
организация и проведение конкурсов творческих работ, газет, презентаций к праздничным датам
3. Физкультурно-оздоровительное
способствует здоровому образу жизни, формирует силу, выносливость, красоту человеческого тела.
Решаемые задачи:
создание условий для физического развития учащихся;
воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
Технология:
организация и проведение спортивных соревнований, игр, Дней здоровья;
организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций;
организация и проведение походов, поездок на природу;
организация и проведение прогулок, трудовых десантов по уборке и озеленению территории
4. Экологическое воспитание
содействует формированию ответственности за природу, окружающий мир.
Решаемые задачи:
воспитывать любовь к природе;
бережно относится к окружающей среде.
Технология:
организация и проведение тематических классных часов, бесед;
организация и проведение походов, поездок на природу;
организация и проведение прогулок, трудовых десантов по уборке и озеленению территории
5. Трудовое воспитание
способствует формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивает организаторские способности.
Решаемые задачи:
воспитание потребности трудиться;
воспитание ответственности за выполненную работу.
Технология:
организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов;
организация и проведение дежурства по классу, по школе;
организация и проведение встреч с интересными людьми;
организация и проведение экскурсий на производство;
организация и проведение трудовой практики
6. Работа с родителями
Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Решаемые задачи:
обращение к чувству родительской любви и воспитание уважения к ней;
установление доброжелательности и дипломатичности в общении с родителями;
установление сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Технология:
изучение условий семейного воспитания;
посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенностями семейного воспитания;
беседы, анкетирование родителей, конкурс творческих работ учащихся “Формула семейного успеха ”, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании;
информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе.
проведение родительских собраний (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблемой начальной профориентации).
информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах;
приглашение родителей на уроки и внеурочные мероприятия;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
взаимодействие с управляющим советом класса;
оказание помощи в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями дополнительного образования;
совместная деятельность родителей и учащихся.
Формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные .
7. Работа с учителями, работающими в классе, социальным педагогом
Решаемые задачи:
изучение совместно с учителями, работающими в данном классе, учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
организация сотрудничества педагогов школы с обучающимися класса во внеурочной деятельности;
организация помощи учителей предметников обучающемуся по ликвидации пробелов в знаниях.
Технология:
индивидуальная работа с каждым учителем, привлечение учителей к участию в классных родительских собраниях, подготовка информации к заседаниям совета профилактики школы
VI. Основные мероприятия по реализации программы
Сентябрь
Основные направления | Мероприятия |
Интеллектуально-познавательная деятельность | День Знаний Классный час Права и обязанности ребенка Классный час «Как помочь учащимся организованно начать учебный год» |
Гражданско-патриотическое воспитание | Классный час «Сочи 2014.». Классный час «Мы все разные – и в этом наше богатство..». |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | Беседа по ПДД Беседа по пожарной безопасности, безопасности во время с/х работ. |
Трудовое воспитание | Организация дежурства по классу, по школе |
Досуг | Час общения. Избрание актива класса Подготовка в Дню учителя, к Осеннему балу |
Работа с родителями | Заполнение соц. паспорта класса Индивидуальная беседа с родителями |
Индивидуальная работа | Наблюдение за характером взаимоотношений учащихся класса на уроке. Наблюдение за характером взаимоотношений учащихся класса на уроке, перемене, в досуговой деятельности. Беседа с проблемными учащимися о профилактике правонарушений |
Октябрь
основные направления | Мероприятия |
Интеллектуально-познавательная деятельность | «День Учителя» Участие в школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады. Участие в школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады. Классный час «ЕГЭ. Как противостоять стрессу» |
Гражданско-патриотическое воспитание | День пожилого человека Кл час «Мои права» Участие школьников в заседаниях ученического совета. |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | Круглый стол «Умею ли я отдыхать? Формирование целесообразного расходования времени на учебу и отдых». Беседа по ПДД , о правилах поведения на осенних каникулах. |
Трудовое воспитание | Организация дежурства по классу, по школе Классный час «ВУЗы Чувашии» Классный час «Новое время, новые профессии» |
Экологическое воспитание | «Чистота необходима всем». Субботник (уборка территории школы). |
Досуг | День учителя(поздравления учителей) Выпуск газеты ко Дню Учителя. |
Работа с родителями | Родительское собрание №1 Выборы родительского комитета Индивидуальные беседы с родителями. |
Индивидуальная работа | Беседа по пропускам за сентябрь Наблюдение за выполнением учащимися правил культуры поведения. |
Ноябрь
Основные направления | Мероприятия |
Интеллектуально-познавательная деятельность | Классный час. «Почему трудно, но нужно быть толерантным?». |
Гражданско-патриотическое воспитание | Беседа о Дне народного единства. Беседа по ПДД |
Физкультурно-оздоровительное воспитани | Классный час «Роль физической культуры для организма учащихся» |
Трудовое воспитание | Организация дежурства по классу, по школе Встречи с выпускниками прошлых лет. |
Экологическое воспитание | Классный час «Земля – наш дом родной!» |
Досуг | Классный час «Женщина-мать. Высокое предназначение». Выпуск рисунков ко дню борьбы со СПИДом. |
Работа с родителями | Консультирование родителей по вопросам обучения Род. Собрание № 2 |
Индивидуальная работа | Работа по предупреждению неуспеваемости |
Декабрь
Основные направления | Мероприятия |
Интеллектуально-познавательная деятельность | Итоги первого полугодия. |
Гражданско-патриотическое воспитание | Урок конституции Беседа по ПДД |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | Международный день профилактики СПИДа Классный час « Наркомания – что это? Встреча с врачом-наркологом Инструктаж по правилам поведения в общественных местах и во время зимних каникул. |
Трудовое воспитание | Организация дежурства по классу, по школе |
Досуг | День вежливости Подготовка к новогодним праздникам. Новогодний вечер |
Работа с родителями | Индивидуальная работа с родителями по подготовке к итоговой аттестации |
Индивидуальная работа | Работа по просьбам учителей-предметников Контроль за посещаемостью и успеваемость |
Январь
Основные направления | Мероприятия |
Интеллектуально-познавательная деятельность | Анкетирование по итогам полугодия Классный час «О вкусах не спорят, но о манерах надо знать» |
Гражданско-патриотическое воспитание | Классный час. «Малая Родина – гордость моя» Беседа по ПДД |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | Участие в спортивных состязаниях |
Трудовое воспитание | Работа с родителями класса по вопросам профориентации |
Экологическое воспитание | Беседа «Охрана природы – всенародное дело.» |
Досуг | День блинов |
Работа с родителями | Информирование по итогам полугодия |
Индивидуальная работа | Работа учащихся с учителями-предметниками |
Февраль
Основные направления | Мероприятия |
Интеллектуально-познавательная деятельность | Знакомство с обучающими Интернет-ресурсами Классное собрание «Быть как все и не быть как все» |
Гражданско-патриотическое воспитание | Уроки мужества «Солдат войны не выбирает» |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | Конкурс «А ну-ка , парни» |
Трудовое воспитание | Диагностика Беседа «Как выбрать профессию» |
Экологическое воспитание | Классный час «Кто несёт ответственность за чистоту вокруг нас?» |
Досуг | Вечер встречи выпускников Вечер к 23 февраля |
Работа с родителями | Родительское собрание № 3 |
Индивидуальная работа | Работ по предупреждению попусков Изучение взаимоотношений «Учитель – ученик» |
Март
Основные направления | Мероприятия |
Интеллектуально-познавательная деятельность | Классный час «Что такое настоящая дружба» Диспут «Учение: наши возможности и наше будущее в наших руках» |
Гражданско-патриотическое воспитание | Классный час «Семейная реликвия» Беседа по ПДД |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | Классный час «Здоровье – это здорово!» |
Трудовое воспитание | Классный час «Рынок профессии» |
Экологическое воспитание | Беседа «Экология начинается с личной гигиены.» |
Досуг | Вечер к 8 марта Конкурс «А ну-ка, девушки!» |
Работа с родителями | Встреча с родителей с социальным педагогом «Психологическая поддержка в период сдачи экзаменов» Инд. Работа с родителями |
Индивидуальная работа | Работа с неуспевающими |
Апрель
Основные направления | Мероприятия |
Интеллектуально-познавательная деятельность | Классный час. «День космонавтики Час общения «Что мы читаем сегодня?» |
Гражданско-патриотическое воспитание | Беседа по ПДД |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | Беседа «Эмоции в жизни старшеклассника» |
Трудовое воспитание | Субботник по благоустройству |
Экологическое воспитание | Месячник по благоустройству «Чистая природа, экология и охрана природы» |
Досуг | «День юмора и улыбки» |
Работа с родителями | Посещение родителей на дому |
Индивидуальная работа | Работа учащихся с учителями-предметниками |
Май
Основные направления | Мероприятия |
Интеллектуально-познавательная деятельность | Итоговый классный час «Подведем итоги…» |
Гражданско-патриотическое воспитание | Классный час «Победе посвящается…» День Памяти, посвященный воинам, погибшим в горячих точках. |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | Беседа «Всемирный День борьбы с курением» |
Трудовое воспитание | Генеральная уборка в кабинете |
Экологическое воспитание | Классный час «Научно-технический прогресс, цивилизация и человек» |
Досуг | День мороженого Праздник Последнего звонка |
Работа с родителями | Родительское собрание № 4 Информация по итогам года |
Индивидуальная Работа | Работа учащихся с учителями-предметниками Работа с родителями по подготовке к празднику «Последний звонок», к выпускному вечеру |
VII. Ресурсное обеспечение программы:
Ресурс | Состав |
Кадровый | Заместитель по воспитательной работе Классный руководитель Учителя – предметники Библиотекарь Социальный педагог Родители |
Методический | Специальная литература, Интернет- ресурсы |
VIII. Ожидаемые результаты реализации программы и индикаторы ее эффективности:
№ | Ожидаемый результат | Индикатор |
1. | Повышение качества познавательной деятельности обучающихся | Мониторинг успеваемости Количественный и качественный мониторинг участия обучающихся в интеллектуальной деятельности |
2. | Позитивная динамика роста количества обучающихся, занимающихся в кружках (от 50% до 100%) | Мониторинг занятости обучающихся во внеурочной деятельности |
3. | Позитивная динамика роста количества обучающихся, принимающих участие в общественной жизни класса, школы (от 40% до 80%). | Мониторинг участия в общественной жизни класса, школы |
4. | Позитивная динамика роста количества обучающихся, занятых в творческой деятельности (от 40% до 80%) | Мониторинг участия в творческой деятельности |
5. | Повышение уровня воспитанности обучающихся | Диагностика уровня воспитанности |
6. | Выработка коммуникативных навыков | Тестирование на бесконфликтность и коммуникабельность «Любят ли вас» |
7 | Повышение заинтересованности родителей в реализации школьных программ и проектов | Анкетирование «Методика изучения удовлетворенности родителей школьной жизнью. Лист учета посещаемости родителей на родительские собрания |
8 | Положительная тенденция в личностном росте обучающихся | Тестирование «Оценка социально- психологических свойств личности |
9. | Сознательный выбор направления будущей профессиональной деятельности | Тестирование «Готов ли ты к выбору профессии?» |
Модель выпускника 2013 года
Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
- интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;
- быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
- инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека;
- потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании;
- умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;
- мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;
- высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).
Риски в реализации программы и стратегии их устранения:
Риски | Стратегии |
1. Некомпетентность участников программы в вопросах профориентации. Отсутствие знаний по специальным технологиям (тренингам, деловым играм, круглым столам и т.д.) | Создание комплексно-целевой программы для участников Изучение специальной литературы, знакомство с современными методиками и технологиями |
2. Отсутствие научно-методической базы | Научно- методическое обеспечение программы. Создание электронной базы по темам программы |
3. Недостаточное межведомственное сотрудничество | Введение в планы структурных подразделений мероприятий по реализации программы |
4. Низкий уровень мотивации обучающихся к реализации направлений программы | Разработка системы стимулирования участников программы. |
5. Отсутствие необходимого взаимопонимания с семьями | Организация лектория для родителей |
Список использованной литературы:
1.Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (10-11 классы).-М.: ВАКО, 2006г.
2. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 9-11 классы.-М.: Глобус, 2008.
3. Инновационная деятельность классного руководителя и воспитателя. Методические рекомендации. – Автор-составитель Э.В.Соловьева.- Издательство Чувашского республиканского института образования.- Чебоксары, 2004г.
4.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 1979.
5.Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать.- М., 1991.
6.Донцов И.А. Самовоспитание личности.- М., 1984.
7. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление.- М., 1991.
8.Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием.- Минск, 1991.
9.Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1986.
10.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М., 1987.
12.Формы воспитательной работы классного руководителя / Научные редакторы Шнекендорф 3.К., Елизаров А.А.- М., 1987.
13.Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем.- М., 1986
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Моя будущая профессия"
В мире существует более 50 тысяч профессий. Как отыскать посреди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» - ...
Классный час "Турнир будущих воинов"
Предлагаемый сценарий классного часа "Турнир будущих воинов" - это ролевая игра, построенная на игровых ситуациях, в которых могут себя проявить все мальчики класса и девочки.Девочки выступают в...
Классный час "Мы - будущие защитники Отечества" 8-9 класс
Классный час направлен на формирование патриотического отношения ко Дню Защитника Отечества. Классный час проходит в форме командного соревнования....
классный час "Вектор - будущее"
В потоке преобразований современного общества, смены ценностей и приоритетов, запросов, предъявляемых молодому гражданину необходимо помочь ребенку определить собственный вектор развития. Эта пр...
Классный час "Турнир будущих воинов"
Главная задача данного классного часа – не выявить победителя, а помочь детям сдружиться, побудить к взаимопомощи, сотрудничеству....
Классный час "Твоя будущая профессия"
Классный час на тему: "Твоя будущая профессия" можно провести в 8-11 классах, помочь ученикам разобраться в своих желаниях, способностях и стремлениях получить ту или иную профессию. Предлагается пров...
Классный час: "Моё будущее – какое оно?"
Моё будущее – какое оно? Моя картина мира. Презентация с заданием для детей разного возраста....