Классный час "Любовь и уважение к Отечеству. 1812 год:200лет спустя"
классный час (5 класс) по теме

Учайкин Сергей Викторович

Вашему вниманию предлагается классный час, в основе которого театрализованное предствление учеников 5 класса. В конспект входит конспект и 2 презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №38

Сценарий внеклассного мероприятия

Учайкин Сергей Викторович,

Преподаватель курса ОРКСЭ

  1. Пояснительная записка.

Класс – 5.

Название модуля – «Основы светской  этики»

Тема мероприятия – «Любовь и уважение к Отечеству. 1812 год: 200 лет спустя»

Для проведения мероприятия отводится 1 урок (45 мин.)

Цели и задачи мероприятия:

  1. Воспитательные.

Воспитывать патриотизм, гордость за свою страну и преклонение перед подвигом нашего народа в годы Отечественной войны 1812 г.; воспитывать уважение к своим предкам и пожилым людям.

  1. Познавательные.

Знакомство с героическими страницами истории нашей страны и её отражении в литературе, музыке, живописи.

  1. Практические.

Формирование самостоятельности, умение найти выход из сложной ситуации;

Формирование умения войти в образ;

Формирование навыков взаимопомощи;

Развитие трудовых навыков.

Используемые методы и технологии:

- театрализованное представление класса;

- информационно-коммуникационные технологии;

 - метод объяснения материала

 - звуковое сопровождение мероприятия

 -  переносная доска

-  карта «Наступление французской армии в 1812 г.»

 - амуниция солдат и генералов Отечественной войны;

 - орудия сельскохозяйственного труда (грабли).

Интернет-ресурсы:

 - портреты Наполеона , Кутузова, Крылова, Толстого, картина «Совет в Филях», «Смоленская» икона Пресвятой Богородицы – ЯНДЕКС. КАРТИНКИ;

 - музыкальное сопровождение – различные музыкальные сайты.

  1. Конспект мероприятия.

  1. Оргмомент
  2. Начало театрализованного мероприятия

      Внучка (ученица) с дедушкой (учитель)возвращаются из прогулки. Во время движения внучка поддерживает дедушку. Присаживаются.

Начинают заниматься своими делами (вязание и чтение). Вздох внучки. Смотрит устало.

В. – Дедушка, а что ты читаешь?

Д. – Священную книжку читаю, Настенька, Евангелие.

В. – Понятно. (опять вздыхает, продолжает вязать).

Психует, бросает вязание, начинает читать книжку.  Задумывается.

 В. – Дедушка, а что значит служба в радость?

Д. – Когда солдат не только радуется своей жизни, но и тому, что в стране спокойно.

В. – а что, когда война, все солдаты служат не с радостью? Вот я читала недавно стихотворение «Бер…..Бор…Бородино», вот. Там описывается война. И что, тогда все воевали с плохим настроением? Почему же тогда придумали это стихотворение?

На доске - Портрет Кутузова.

Д. – Да, когда идёт война, ни у кого нет хорошего настроения. Все думают о том, как выстоять и победить. А то стихотворение непростое. И в нём говорится не только про войну, но и про весь народ, всю нашу страну на той войне. Я знаю очень много про эту войну, потому что мне о ней говорил мой дедушка. Моему дедушке очень повезло, потому что он слушал про эту войну от своего дедушки, который сам воевал простым солдатом и даже был на Бородино и, быть может, видел самого Кутузова.

В. – деда, расскажи мне, а? Что ты помнишь? Расскажи, пожалуйста!

Д.(откладывая Евангелие) – Ну так и быть. Слушай, внучка, эту непростую историю…..

Музыка марша , портрет Наполеона.

Д – война началась для нас очень плохо. Мы постоянно отступали, хотели в бой, но приказ «назад» был очень частым. Как мы слышали, французская армия Наполеона была огромной. Всего там было столько же солдат, сколько живёт людей в Туле – полмиллиона. Это была лучшая армия мира. И мы этой армии проигрывали. Отступали солдаты, злились на своих генералов и императора Александра.

Занавес открывается. Бивак. 3 солдата.

  1. Что мы – зайцы трусливые?
  2. Что – кровь в нас лягушиная?
  3. Где это видано – русский спиной к неприятелю?
  1. Как будто сил в нас нет! Женщины вон, я слышал, и то хотят воевать!
  2. Да ладно женщины, нас, что ли, мало? Армия-то не меньше чем у Бонапарта! Силища!
  3. Обидно, братцы, обидно. Землю, дома, врагу оставляем. И что потом будет?

(разговаривают между собой дальше вполголоса). Через минуту занавес закрывается.

Д. – Обидно было солдатам отступать. Но деваться некуда – приказ такой. А приказ надо исполнять всегда и везде, где бы ты не находился – в армии, или дома, на работе или в школе.

В. – дедушка, так дома приказывают, чтобы чисто было, чтобы я помогала по хозяйству – и это всё хорошо. Зачем же плохие приказы отдавать?

Д. – плохих приказов не бывает. Каждый приказ – это мудрость, которую порой тяжело понять. Тот был приказ продуманный, неслучайный. Приказ, над которым долго думали.

Занавес. Штаб русской армии. Кутузов сидит, адъютант около него. Карта.

Кутузов. – плохи, плохи наши дела. Нехорошо, когда армия отступает. Для русских  солдат такое непривычно

Адъютант – Может, в наступление, в бой?

К. – силы пока слабы. Армию сберегать надо. Но и солдат понимать нужно. Душу русскую понимать. Едем в войска!

(за кулисами – солдаты: Кутузов!Кутузов! Кутузов едет!Приехал Кутузов бить французов! Ура!)

К. – Ну, братцы, как настроение?

1. – веди нас, батюшка, в бой!

2. Утомились, заждались.

К. – будет бой, орлы мои, будет Что ж мы не русские!? Что ж нам – храбрости не хватает!?

  1. Солдат – вот это слова!
  2. Солдат А когда же бой?
  3. Солдат Побыстрее бы, надоело отступление!

К – (хитро) – кто сказал отступление? (торжественно) Сие есть военный маневр.

Занавес закрывается

Портрет Кутузова.

Дедушка – о Кутузове ходили легенды! Его имя знали все. И любили его не только как фельдмаршала, но и как отца. Он был отцом всех солдат.

Внучка – а правда, что его чуть не убили на войне? Я слышала это в школе.

Д. – да, только не на этой войне, а раньше. Пуля 2 раза в 1 бою почти попала ему в один и тот же глаз. Кутузов чуть не умер с такой раной, но наши врачи ему помогли.

В. – а ещё я знаю, что Кутузов был очень старый. Почему же его взяли в армию? Наши военные вон молодые какие служат!

Д. – Чем старше человек, тем он опытнее. Кутузов многое повидал на своём веку, был очень мудрым.

Портрет И.А.Крылова.

В. – а ещё я знаю, что про Кутузова даже написал басню Крылов. Там Кутузова он описал как ловчего. И ему понравились слова «…ты сер, а я, приятель, сед».

Д. – верно ты говоришь. Ещё Кутузов наклонил голову в знак благодарности и уважения, когда ему прочитали эти строки. Кутузов был благодарен не только Крылову за его бессмертные слова. Он прекрасно знал, что на борьбу с врагом поднялся весь народ и даже женщины не остались в стороне.

Занавес. 3 женщины работают, потом выбегает ещё одна.

  1. Эй, родненькие, война, война с французами, слышали?
  2. Ой, горе, горе!!!
  3. Что ж таперича будет?
  1. Побегли к Василисе Кожиной, старостихе нашей!

(подбегают)

  1. Василиса, Василиса, война!
  2. Как же нам быть?

В. – да знаю, я, знаю. Что делать, говорите? Бить их, бить непрошеных!

Солдаты  переглянулись

  1. Шутишь, Василиса?
  2. Что ж мы, войско?
  1. А где ружья?
  2. Где сабли?
  1. – и придёт же бабе такое в голову!

Василиса. – Эх, вы!!!ну-ка, бабы!Собирайтесь в отряд. Пойдём без ружей, без сабель. Я их голыми руками!!!!

  1. Женщина – берите вилы, рогатины
  2. солдат. Аники – воины!

3 солдат – Бонапарту схватите в плен!

Дедушка. – как я слышал, женщинам удалось взять в плен француза, который отстал в лесу. Женщины нам очень здорово помогли, и поэтому их заслуги тоже надо помнить.

Занавес закрывается

Д. – манёвр Кутузова всё продолжался. До Москвы оставалось чуть больше 100 км. Отступать дальше было нельзя и Кутузов решается дать бой у села, название которого ты знаешь – Бородино.

В. – деда, а как думаешь, Кутузов и солдаты боялись, что они уме…

Д. – Очень боялись, внученька. Жить-то всем хочется. Для кого-то этот день был последним в жизни. И солдатам, и генералам помогали не только сила, находчивость, выдержка. Все молились Богу.

С армией всегда находилась икона Богородицы «Смоленская». Был специальный молебен. Икона Богородицы «Смоленская»

(стоят солдаты  крестятся, смотрят на икону вдруг расступаются, появляется Кутузов)

Д. – Сам Кутузов застал этот момент, как молятся его дети. И он тоже молился, забыв свои важные дела.

А потом, 26 августа 1812 года, произошло  сражение.

Бивак. Чтение «Бородино» наизусть

На  переносной доске – презентация – фото боя + «Марш»

В. – а кто победил, дедушка?

Д. – потери были огромные с обеих сторон. Убитых было так много, что они лежали на земле несколько дней – сразу всех похоронить было невозможно. Как я помню, дедушка говорил о 40 тыс. убитых французов и 30 тыс. русских солдат. О победе говорить  было рано. Оставались огромные силы о французов, но Наполеон побоялся их бросить в бой: мы стояли насмерть.

В. Ведь французы всё-таки  захватили Москву. Получается, мы отступили. Неужели после такого сражения мы опять отступили?

Д. – помнишь, я говорил тебе о приказе? Кутузов отдавал мудрые приказы. И все его понимали.

Картинка совета в Филях. Все садятся располагаются так же, как на картине.

  1. Генерал – Думаю, Москву отдавать нельзя.
  2. У Бородина ведь не осилили нас французы, и здесь выстоим.
  1. Но и мы не осилили французов.
  2. Наполеон впервые потерпел неудачу. Мы первыми в мире не отступили Наполеону. Наполеон слаб духом. Надо дать новый бой.
  1. На помощь Наполеону торопятся новые войска. У французов по-прежнему много сил.
  2. Мы потеряем Москву, если не дадим бой.

Кутузов (встаёт) – с потерей Москвы не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнет и Москва, и Россия.

 – властью, данной мне государем и Отечеством, повелеваю….(помолчал), повелеваю… - отступление.

Все генералы опускают головы.

Д. – многие восприняли отступление как слабость Кутузова. Кто-то плакал. Кто-то не хотел уезжать, кто-то вообще не верил, что такой приказ есть. А он был.

В. – что же творилось в Москве? И вся Москва уезжала? Как же так!?

Портрет Л.Н.Толстого.

Д. – это невозможно пересказать. Но один писатель очень хорошо это описал. Это наш земляк Л.Н. Толстой. У него в романе «Война и мир» есть описание этого отъезда из Москвы и других историй этой войны.

Французы вошли в Москву 2 сентября. Французы радовались, как дети, и хлопали в ладоши. Но потом радость сменилась отчаянием и тревогой. Они были в абсолютно пустой, холодной и негостеприимной Москве. Французам стало страшно (звучит трек 052 Верди - начало)

А Наполеон не торопился. Он стоял на Поклонной горе и ждал, когда ему принесут ключи от города, которые  означали бы, что русские сдались.

Но он дождался другой новости.

Занавес. Наполеон на сцене.

Портрет Наполеона

Наполеон – наконец-то я в Москве, в сердце России. Мои войска уже в городе. Да, город красивый. Отсюда, с Поклонной горы, он виден как на ладони. Но где же капитуляция? Уже смеркается,

Адъютант(подходит) – Прошу прощения, мой сир. Город пуст. Все ушли из города. Ещё в Москве начался пожар, который невозможно потушить.

Наполеон – я никогда не понимал русских!!!Они ведут войну не по правилам!Они должны цветами и пирогами встречать победителей. Едем в город!Я сам хочу всё увидеть!

Д. – но Наполеон ничего не увидел. Город встретил его безжизненными домами, улицами. Наполеон понял, что русские не собирались сдаваться даже после оставления Москвы.

7.Бегство Наполеона

При отступлении армия Наполеона теряла огромные потери – солдаты страдали от холода, голода. Люди бросали ружья, оставляли пушки и буквально бежали из России.

Звук метели.

Наполеон стоит одинокий, думает. Падает снег.

Н – этот народ понять действительно невозможно. Русские для меня навсегда останутся загадкой.

Каждый участник выходит и произносит 1 предложение.

- Русские остаются загадкой на протяжении всей своей истории. Загадкой, которую не удалось разгадать ни Наполеону,  ни остальным генералам и  императорам, нападавшим на нашу страну. Наша армия верна традициям своих отцов, дедов, прадедов и их родителям, которые помогали оставаться русской армии и всему народу сильным духом и телом. Даже спустя сотни и сотни лет мы будем помнить странички нашей славной истории. Истории, которая  позволяет нам оставаться (все вместе) сильным единым народом.

2.Заключительная часть – подведение итогов. Вопросы к зрителям. Приветствие участников театрализованного представления.

Оценка  действующих лиц и спектакля.

Помощь учащихся в уборке декораций.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Любовь и уважение к Отечеству. 1812 год: 200 лет спустя.

Слайд 2

Михаил Илларионович Кутузов

Слайд 3

Наполеон Бонапарт

Слайд 5

Иван Андреевич Крылов

Слайд 6

Смоленская икона Пресвятой Богородицы

Слайд 7

Совет в Филях

Слайд 8

Лев Николаевич Толстой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бородинское сражение 26 августа 1812 года

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Основы светской этики по теме "Любовь и уважение к Отечеству" 4 класс.

Презентация к уроку Основы светской этики по теме "Любовь и уважение к Отечеству" для 4 класса помогает эмоциональному восприятию и лучшему раскрытию темы урока....

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Любовь и уважение к Отечеству"

Сценарий урока литературы призван познакомить обучающихся с христианским отношением к родине и гражданскому долгу, усвоить, какие действия, качества свойственны православным людям, прививать любовь к ...

технологическая карта к уроку ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству"

Практический урок  ОРКСЭ "Любовь и уважение к Отечеству" для 4-5 классов...

презентация "Любовь и уважение к Отечеству"

Данная презентация может использоваться на уроках ОРКСЭ,ОДНКНР или как классный час....

презентация "Любовь и уважение к Отечеству"

Данная презентация может использоваться на уроках ОДНКНР,ОРКСЭ или как классный час....

Урок-викторина "Любовь и уважение к Отечеству"

Тема урокаЛюбовь и уважение к ОтечествуТип урокаУрок-викторинаДата урока19.04.2017 г.ОбразовательныересурсыУчебник Основы светской этики М.: - Просвещение, 2012г. Презентация. Фотографии школьного муз...