Воспитательная система 5 класса
методическая разработка (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Характеристика классного коллектива.
Всего в классе 27 учащихся из них 18 мальчиков и 9 девочек. В основном это учащиеся 11 лет.
Уровень учебных возможностей разнообразный. В основном это учащиеся со средними учебными возможностями. Некоторые из них не умеют их правильно применить, поэтому не все имеют соответствующий уровень ЗУН.
В прошлом учебном году из этих учащихся 4 закончили начальную школу на хорошо .Это7 учащихся из 27. Отличница 1 . Слабо занимаются 4 учеников.
Отношения в классе дружеские. В классе выделяются несколько микрогрупп. Это девочки и мальчики. Новенькие ребята тоже хорошо влились в коллектив. Отношения между группами хорошие, конфликты бывает редко. Ребята даже пытаются защищать друг друга, но дружить не хотят.
Основная задача классного руководителя объединить их в один коллектив.
Эмоциональный настрой класса положительный. Отношения с учителями положительные.
Степень вовлеченности в жизнедеятельность класса различный.
Уровень воспитанности класса средний.
Уровень сплоченности средний.
Воспитательная система класса
Воспитательная система класса - это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.
Целесообразность создания воспитательной системы класса
- Ребенок – сложная целостная система, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты взаимосвязаны.
- Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка.
- Рациональное распределение усилий при организации воспитательного процесса.
- Расширение диапазона педагогического влияния на детей.
Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого члена класса и формированию коллектива в данном классе.
Любая воспитательная система должна
- Обеспечить безопасность детей
- Сохранить здоровье детей
- Помогать детям, учиться
- Сделать посещение школы для каждого достаточно приятным
Принципы:
- Заботливое отношение друг к другу
- Совместная деятельность детей и взрослых
- Все делать с пользой
- Творческое отношение к делу.
Компоненты воспитательной системы класса
1.Индивидуально-групповой (сообщество детей и взрослых) | 2. Ценностно-ориентированный | 3. Функционально-деятельностный | 4. Пространственно-временной | 5. Диагностно - результативный |
|
|
|
|
|
Цель: обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности учащихся.
Задачи:
- Создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации.
- Обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся.
- Помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей личной и школьной жизни.
- Содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело.
- Помочь каждому ученику обрести свой образ посредством творческой активности в разрабатываемых и реализуемых проектах классного общества.
Формы и методы: тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения, игры, брейн-ринги, КВНы, викторины, выставки, конкурсы.
Функции:
Образовательная – формирование у детей целостной и научно-обоснованной картины мира.
Воспитательная – нравственное становление личности школьника
Защитная – защита ребенка от негативных влияний среды
Компенсирующая – дополнительные условия для развития творческих способностей детей их самореализации в игре, общение познание.
Корректирующая – корректирование различных влияний, которые испытывает ребенок в классе и вне его.
Этапы решения задач:
- Изучение индивидуальных особенностей детей.
- Изучение социального заказа.
- Разработка общей программы воспитания, индивидуальных программ.
- Изучение специальной литературы.
- Создание хорошего микроклимата в классе.
- Контролировать успеваемость и посещаемость.
- Координация взаимоотношений ученикучитель.
Формы воспитывающей деятельности
Виды и формы воспитывающей деятельности:
|
Диагностика
|
Работа с родителями
|
Направление воспитательной работы
|
Структура воспитательной системы класса
Взаимозависимость
- Цели
- Субъекты
- Деятельность
- Отношения
- Среда
- Управление
Влияние на
Развитие коллектива учащихся
Развитие личности каждого ученика
Личность, способная к позитивному преобразованию мира
Субъекты воспитательной системы класса
Сотрудничество
Соучастие
Сопереживание
Взаимоуважение
Воспитанники
Педагоги, родители
Классный руководитель
Направление | Решаемые задачи | Формы работы |
1.Организационная работа с: а) учениками б) учителями в) родителями | Выработка единых требований, привлечение родителей к жизни класса. Формирование доброжелательных отношений между родителями | Распределение поручений, Работа с активом, Работа с документами анкетирование |
2. Организация учебной деятельности и самообразования | Поддержка интереса к учебе, развитие творческих способностей. Контроль за успеваемостью. Индивидуальный подход и оказание помощи в учебе. Постоянный контроль и информирование родителей. | Индивидуальная работа. Участие в олимпиадах. Участие в предметных неделях. Еженедельная проверка дневников. |
3. Здоровье | Работа по физическому самосовершенствованию. Создание условий для физического развития учащихся. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. | Спортивные кружки. Беседы с учащимися, родителями, фельдшерами. Соревнования, эстафеты… |
4.Гражданско-патриотическое | Воспитание гражданской ответственности, уважение к истории, культура своей страны, села. Сохранение традиций народа. | Классный час. Уроки мужества. Встречи с участниками ВОВ, с участниками военных действий в Афганистане, Чечне. Охрана и уход за памятником. |
5. Познай самого себя | Развитие творческих способностей каждого ребенка с учетом его наклонностей. Работа над собой, развитие самооценки. Содействие процессам самопознания и само совершенства. | Анкетирование. Индивидуальная работа. Беседы с учащимися и их родителями Внеурочная работа |
6. Работа с родителями | Привлечение родителей к организации жизни класса | Родительские собрания. Совместные праздники. Родительский лекторий. |
Результатом работы по данной программе должно быть:
- Развитие личности учащихся
- Формирование классного коллектива
- Наличие учащихся и их родителей, чувство удовлетворенностью жизнедеятельности в классе
В работе по моделированию воспитательной системы класса можно выделить два направления:
1. «Давайте познакомимся».
Цели и задачи первого направления.
а) Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.
б) Познание личности каждого ребёнка, его особенностей, склонностей.
в) Их ознакомление друг с другом.
2. «Давайте жить дружно».
Цели и задачи второго направления:
а) Сплочение и развитие классного коллектива.
б) Создание условий для безболезненного вливания каждого учащегося в классный коллектив.
в) Создание развивающей среды личности ребёнка.
г) Формирования атмосферы взаимопонимания, доброжелательности, готовности помочь друг другу, сделать приятно одноклассникам.
Циклограмма классного руководителя.
В начале учебного года | Каждый день | Каждую неделю | Каждую четверть | В конце учебного года. |
Проверка личных дел учащихся. Отчет о летней занятости. Проверка практики. Оформление классного журнала. Помощь учащимся в выборе профиля. Составление плана воспитательной работы. Вовлечение учащихся в кружки и секции. Распределение обязанностей, выбор старосты, актива класса. Вовлечение учащихся в горячее питание. Составление социального паспорта учащихся. | Контроль за посещаемостью, опозданиями, дисциплиной, успеваемостью. Организация питания. Организация дежурства по классу. | Контроль за дневниками. Проведение классных часов. Обсуждение успеваемости. Отчет о пропусках учащихся. Проверка посещаемости профилей Проверка досуга учащихся. Информирование родителей об успеваемости и посещаемости учащихся. | Посещение семей учащихся. Отчет об итогах четверти. Анализ воспитательной работы. Проведение родительских собраний. | Заполнение журнала и личных дел. Анализ воспитательной работы. Отчет об итогах года. Организация оплаты учебников и сдачи средств в фонд класса и школы. Организация трудовой практики. Контроль за сдачей учебников их выдачей. Организация ремонта классной комнаты.
|
Жизнедеятельность классного коллектива.
месяц | Общешкольные мероприятия | Дела с классом | срок | Корректировка плана | Отметка о выполнении |
Сентябрь Девиз: Внимание дети | 1. День знаний. 2.День Здоровья. 3.Акция»Милосердие» к Дню пожилого человека 4. Конкурс поделок из природного материала «Осенний вернисаж». 5.Акция «Сохраним Байкальские леса»-сбор макулатуры 6.Акция «Наш прекрасный школьный двор»-благоустройство территории школы. | 1.Кл. час «Мы составляем наш автопортрет» 2. «Наш класс. Законы Жизни». Выборы актива, Распределение обязанностей 3.Кл. Час «В каждом человеке есть солнце…» 4. «Заботливое отношение к пожилым-признак высокой культуры» 5. операция «Забота» 6.Операция «Уют» (озеленение класса) 7.родительское собрание «Пятиклассники и их адаптация» 8.Кл.час «О профилактике наркомании и алкоголизма» 9.Беседы о поведении в ЧС,ППБ,ТБ. | 1 11 18 25 20-31 В течение месяца | ||
Октябрь Девиз: Дорогие мои старики | 1. День Учителя 2. Акция «Живи источник» 3.Рейд «Живи книга» 5 Субботник 6.Утепление кабинетов. | 1. Участие в проведении дня Учителя 2.Кл. час (Анти-наркотическую тема)» Мы выбираем здоровый Образ жизни» 3.Правила поведения в школе. 4.Мир наших увлечений. 5.итоги 1 четверти 5.Оформление классного уголка 6.Кл.час .«Гражданские права и уголовная ответственность». 7.Беседа «Права и обязанностичеловека и гражданина». | 4 10 3 17 28 В течении месяца течении месяца | ||
Ноябрь Девиз: За здоровый образ жизни | 1.Интелектуальная игра «Что? Где? Когда?» 2.Концерт к «Дню Матери». 3.Конкурс «Кормушка для птиц». 4.Конкурс «Зеленый оазис». 5.Ролевая игра «Здоровье-это жизнь». 6.Генеральная уборка. | 1. «Веселые старты» 2.Кл.час «Правильное питание – залог здоровья» 3.Родительское собрание «Правильное питание». 4.Кл. час «Знания – мой капитал». 5.Кл.час «День народного единства» 6.Анкетирование «Отношение к курению» 7.Инструктаж на каникулы | 1 14 28 21 С 23 течении месяца | ||
Декабрь: Девиз: Новый год у ворот | 1.Смотр-конкурс уголков по ПДД 01. 2.Конкурс украшения кабинетов,новогодних открыток,масок. 3.Операция «Кормушка». 4.Первенство школы по баскетболу. 5.Операция «Снежная горка». 6 Соревнования на коньках. 7.Тематическая линейка,посвященная дню борьбы со СПИДом 8.Новогодний праздник | 1 Классный час «Как развивать внимание, мышление, улучшать память» 2. Поездка в кинотеатр 3 Классный час «Как правильно общаться» 4.Родительское собрание «Проблемы в учебе. Как помочь своему ребенку учиться» 5. Подготовка к новогоднему вечеру 6. Кл. час «итоги 2 четверти» 7.Тренинг «Я и мое место в жизни» 8.Тренинг «Я -будущее». 8.Генеральн. уборка | 5 В конце месяца 12 27 28 | ||
Индивидуальное воздействие.
Задачи.
Воздействие на личность уч-ся, способствовать исправлению или внесение корректив в развитие, закрепление позитивных или исправление негативных качеств личности.
Формы работы.
Согласование воспитательных целей с учителями, психологом.
Осуществление постоянного контроля за посещением, успеваемостью, поведением.
Вовлечение в кружки, секции.
Приглашение на профсовет.
Индивидуальные беседы.
Фамилие, имя | Негативные качества | Позитивные качества | Индивидуальная работа |
Пропуски без причин, не выполнение домашних заданий. Прогулы уроков, опоздания. Обман. | Посещение семьи, постоянный контроль, вовлечение в дела класса. Контроль текущих оценок с подписью родителей Посещение уроков с целью наблюдения подготовки домашних заданий | ||
Прогулы уроков, опоздания. не выполнение домашних заданий | Активен в делах класса. | Постоянный контроль, информированность родителей. Контроль текущих оценок с подписью родителей |
Работа с одаренными.
Задачи:
Создание условий для реализации способностей учащихся
Формы работы
- Участие во внутри школьных и районных спортивных соревнованиях
- Участие в предметных декадах
- Участие в олимпиадах
- Участие в НОУ
5)Участие во внутри школьных и районных конкурсах творческого характера
Занятость учащихся и результаты достижений учащихся.
список | занятость | Школьный уровень | Районный уровень | Областной уровень |
1.А | Секция «Таэквондо » | |||
2.А | Кружок «Авиамодельный» | |||
3.Б | «Картинг » школа №51 | |||
4.Г | Кружок «Изобразительное искусство» | |||
5.Г | Кружок «Танцевальный» | |||
6.Д | Секция «Таэквондо» | |||
7.Д | «Озорняшки» Школа искусств №3 | |||
8.Е | Кружок «Авиамодельный» | |||
9.З | Кружок «Изобразительное искусство» | |||
10.З | «Бокс» ДЮСШ-16 | |||
11.К | «Бокс» ДЮШС-16 | |||
12.М | «Бокс» ДЮСШ-16 | |||
13.Н | Кружок «Авиамодельный» | |||
14.Ж | «Скрипка» музыкальная школа №3 | |||
15.Н | Кружок «Танцевальный» клуб «Буревестник» | |||
16.Н | Кружок «Авиамодельный» | |||
17.С | Кружок «Изобразительное искусство» | |||
18.Т | Кружок «Плавание» бассейн | |||
19.Т | «Бокс» ДЮСШ | |||
20.Ф | «Аккордеон»музыкальная школа №3 | |||
21.Ф | Секция «Таэквондо» | |||
22.Ф | Кружок «Изобразительное искусство» | |||
23.Х | Кружок «Узелок» | |||
24.Ц | Кружок «Авиамодельный» | |||
25.Ш | Кружок «Авиамодельный» | |||
26.Ю 27.Я | Кружок «Авиамодельный» Кружок «Изобразительное искусство» |
Изучение учащихся
Задачи:
Изучение индивидуальных , психологических особенностей учащихся, их склонностей, интересов, их семей
Содержание работы | Сроки проведения |
Социометрия «определение лидера» | Начало иконец года |
Анкерирование «Моя семья» «Мир моих увлечений» «Мое мнение о классе» | Сентябрь, октябрь,май |
Тест «определение уровня своего физического развития» «Хороший ли ты друг» «Ваша воля и внимание» | декабрь |
Работа с малым педколлективом
Задачи:
Вовлечение учителей предметников в воспитательный процесс
Формы работы:
1.Посещение уроков
2)Беседы с учителями об успеваемости дисциплине учащихся
3)Совмесные индивидуальные беседы с учащимися,их родителями и учителями
4)Приглашение учителей на родительские собрания
Методическая работа
Задачи:
1)повышения уровня профессионального мастерства
2)овладение новыми педагогическими технологиями воспитательного процесса
3)обмен опытом
Формы работы:
1)Участие в МО классных руководителей
2)участие в семинарах, педагогических советах, психолого-педагогических консилиумах
3)Изучение литературы
4)участие в конкурсах методических разработок
5) Повышение квалификации за счет средств сетевого педагогического взаимодействия Являюсь участником Интернет-портала «Про школу»; Сетевого сообщества «Методисты.ру"; Социальной сети работников образования nsportal.ru
Организация и сплочение коллектива
Задачи.
1)создание дружного коллектива
2)воспитание дружеского отношения друг к другу
3)формирование органов самоуправления
Актив класса.
Командир:
Староста:
Учебный сектор:
Культмассовыйсектор:.
Трудовой сектор:
Спортивный сектор
Ред.коллегия:
Работа с родителями.
Задачи.
1)изучение семей
2)Вооружение некоторыми педагогическими знаниями.
3)Вовлечение родителей в воспитательный процесс.
,Формы работы
1) знакомство с семьями, состоянием жизни
2)Систематически информировать родителей
3) По необходимости посещение семей
4)Вовлечение родителей в организацию мероприятий и ремонт кабинета
5)Систематическое проведение родительских собраний
Сентябрь.
«Знакомство»
Октябрь . « Здоровье детей - в ваших руках »
Ноябрь «Трудности адаптации ребёнка к обучению в пятом классе».
Декабрь «Проблемы в учебе. Как помочь своему ребенку учиться»
КТД «Новый год»
Январь «Учебные способности ребёнка.
Пути их развития на уроке и во внеурочное время».
Февраль
КТД «Роль общения в жизни школьника»
Март КТД « Мамы разные нужны»
Апрель « О поощрении и наказании».
Май . Итоги за год. «Вот и стали мы на год взрослей».
Июнь . Ремонт класса.
Родительский комитет
Председатель:
Члены :
6) Систематически проводить заседание родительского комитета
Сентябрь. Выборы и распределение обязанностей.
Ноябрь . Обсуждение поездки с учащимися.
Декабрь. Обсуждение и проведения КТД «Новый год» .
Январь . Обсуждение ремонта класса.
Сбор средств.
Февраль.
Подготовка к проведению КТД « Роль общения в жизни школьника».
Пропаганда ЗОЖ.
Март , Обсуждение и проведение КТД «Мамы разные нужны».
Апрель. Обсуждение проведения поездки с учащимися. Май . Обсуждение проведения праздника» Вот и стали мы на год взрослей».
Июнь. Ремонта класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...
Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов
Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее время, когда практические не существует...
Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)
Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...
Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)
Программа воспитания охватывает два года школьной жизни (10 и 11 классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...