программа индивидуального развития
рабочая программа по теме
Программа " "Успешный читатель" рассчитана на развитие творческого потенциала ребенка через формирование читательского интереса и читательской самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mou.docx | 37.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Куанпамашская основная общеобразовательная школа»
Новоторъяльского района Республики Марий Эл
Программа
индивидуального развития
ученицы 8 класса
Чемодановой Ольги
«УСПЕШНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ»
Составила:
Подрезова Алевтина Геннадьевна
классный руководитель 8 класса
д.Куанпамаш 2011 г.
Пояснительная записка
От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Чтение развивает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника. С.Я.Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы». Значение книги в жизни человека огромно. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания, применять их в разнообразной деятельности. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что, научившись читать в начальной школе, к седьмому-восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процесс интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия,о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны, неинтересны.
На одном из педагогических советов выступила школьный библиотекарь Блинова В.Ю. и объявила результаты проверки по читаемости учеников в школьной библиотеке. Результаты меня, как классного руководителя, очень встревожили. По итогам мой класс-самый «нечитающий» класс. Необходима была целенаправленная работа по развитию интереса к чтению и формированию читательской самостоятельности. Ребёнка можно заставить читать настоящую литературу, апеллируя к чувству долга и ответственности, но передо мной встала проблема: как разнообразить свою деятельность, как правильно подойти к проблеме чтения помощью каких технологий сделать так, чтобы этот процесс был интересен сам по себе.
В связи с этим я разработала индивидуальную программу развития «Успешный читатель». Участница программы – Чемоданова Ольга. Она учится хорошо, старается принимать участие во внеклассных мероприятиях школьного уровня. У Ольги есть потенциал для участия в конкурсах и районного уровня, но читает она мало, и это не способствует дальнейшему творческому развитию. Я считаю,что нужно еще целенаправленно развивать ученицу, чтобы выйти и на районный уровень. Такого результата я решила добиться с помощью чтения.
Цель программы:
Развить творческий потенциал через формирование читательского интереса и читательской самостоятельности.
Задачи программы:
1) создание условий, в которых формируется интерес к чтению;
2) способствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять и подкреплять интерес к чтению;
3) отслеживать достижения в развитии интеллектуальных и творческих способностей.
Сроки реализации:
Программа рассчитана на 2 года:
1) 8 класс - 2011-2012 учебный год;
2) 9 класс - 2012 -2013 учебный год;
Участник программы:
Чемоданова Ольга- ученица 8 класса МБОУ «Куанпамашская ООШ» Новоторъяльского района Республики Марий Эл
Автор программы:
Подрезова Алевтина Геннадьевна- классный руководитель 8 класса МБОУ «Куанпамашская ООШ» Новоторъяльского района района Республики Марий Эл
Специалисты, привлеченные к реализации программы:
1) Иванова А.Г., заместитель директора по УВР МБОУ «Куанпамашская ООШ»;
2) Блинова В.Ю., библиотекарь МБОУ «Куанпамашская ООШ».
Сроки реализации программы:
1) диагностический этап - сентябрь - декабрь 2011 г.;
2) развивающий этап - январь 2012 - февраль 2013 г.;
3) обобщающий этап - март 2013-май 2013 г.
Ожидаемые результаты:
1) повышение читательской активности;
2) формирование читательского предпочтения;
3) повышение познавательной активности и расширение общего кругозора.
Риски в процессе реализации программы:
1) утомляемость ученика;
2) ухудшение здоровья;
3) излишняя напряженность.
Стратегия устранения рисков:
1) индивидуальная работа с учеником: научить оценивать свои успехи и недостатки, повысить свою самооценку;
2) работа с учителями-предметниками;
3) использование здоровьесберегающих технологий, укрепление здоровья.
Механизм реализации программы.
Диагностический этап.
Цель - выявление индивидуальных особенностей и интересов к чтению.
Использованные методы и результаты исследования:
1)Анкетирование ребенка (см. Приложение 1.)
Результаты анкетирования показали, что Ольга недостаточно времени уделяет чтению. Книгу воспринимает не как источник знаний, а как хороший подарок. В основном читает книги, предусмотренные школьной программой. На момент анкетирования не могла вспомнить, какую книгу читала недавно. Нет любимых писателей, могла назвать тех, которые есть в учебнике литературы. Читает от случая к случаю, когда задают в школе. Библиотеку посещает по мере необходимости. Прочитанные книги ни с кем не обсуждает, просто - не с кем.
2)Анкетирование родителей (см. Приложение 2)
Результаты анкетирования родителей показали, что и они не являются примером для своего ребенка в чтении. Также не считают себя активным читателем. Книги дарили, но это было в начальных классах. Какие книги предпочитает их дочь они не смогли ответить, хотя убеждают в необходимости чтения книг. Но снова прочитанные книги в семье не обсуждаются.
3)Анализ техники чтения (см. Приложение 3)
Анализ техники чтения показал - скорость чтения в норме.
4)Анализ посещений школьной библиотеки .
Для этого был исследован читательский формуляр.
Таблица 1. Посещение школьной библиотеки.
Класс | Число книг | |
норма | фактически | |
6 | 20 | 15 |
7 | 20 | 19 |
Из таблицы 1 видно, что Диана школьную библиотеку посещает, но меньше чем хотелось бы. Сельскую библиотеку не посещает.
Таблица 2. Предпочитаемые книги.
№п/п | Виды книг | Количество | |
6 класс | 7 класс | ||
1 | Рассказы о детях | - | - |
2 | Рассказы о животных | - | - |
3 | Сказки | 4 | 4 |
4 | Приключения | 3 | 5 |
5 | Фантастика | 3 | 4 |
6 | Энциклопедии | - | - |
7 | Стихи | - | - |
8 | Детские журналы | 5 | 6 |
9 | Г азеты | - | - |
Из таблицы 2 видно, что Диана предпочитает читать сказки, приключения, фантастику и детские журналы. Хотя позитивная динамика наблюдается.
Развивающий этап.
Цель: реализация индивидуальной программы развития ребёнка на основе проведённых мероприятий.
Ребёнка можно заставить читать настоящую литературу, апеллируя к чувству долга ответственности, но передо мной встала проблема: как разнообразить свою деятельность, как правильно подойти к проблеме чтения, с помощью каких технологий сделать так, чтобы этот процесс стал для ученицы интересен сам по себе.
Необходимо создать условия, в которых формируется интерес к чтению вообще и к конкретным книгам через выявление актуального, важного, значимого.
Программа индивидуального развития заключалась в реализации 6 направлений:
1 направление: «Талантливый читатель»
Таблица 4. Развивающая программа
№ п/п | Название мероприятий | Форма | Роль участника | Ответственный |
1 | «Письмо моему ученику» | беседа за круглым столом | участник беседы | Подрезова А.Г. |
2 | «Читательские конференции» | беседа за круглым столом | участник беседы | Блинова В.Ю. |
3 | «Моя любимая книга» | беседа за круглым столом | участник беседы | Блинова В.Ю. |
4 | «Экскурсии» -в школьную библиотеку -в районную библиотеку | посещение посещение посещение | участник экскурсий | Блинова В.Ю. Подрезова А.Г. |
2 направление: «Знаток класса»
№ п/п | Название мероприятий | Форма | Роль участника | Ответственный |
Конкурсы: | ||||
1 | -на знатока русской поэзии | викторина, конкурс | участник | Подрезова А.Г. |
2 | -самого внимательного читателя | викторина, конкурс | участник | Блинова В.Ю. |
3 | -знатока программных произведений | викторина, конкурс | участник | Подрезова А.Г. |
4 | -знатока исторической литературы | викторина, конкурс | участник | Иванова А.Г. |
3 направление: «От маленького писателя к большому читателю»
№ п/п | Название мероприятий | Форма | Роль участника | Ответственный |
1 | Конкурсные сочинения на разную тематику школьного уровня | участие | индивидуал ьное участие | Подрезова А.Г. |
2 | Конкурсные сочинения на разную тематику районного | участие | индивидуал ьное | Подрезова А.Г. |
уровня | участие | |||
3 | Конкурсные сочинения на разную тематику республиканского уровня | участие | индивидуал ьное участие | Подрезова А.Г. |
4 направление: «Энциклопедист»
№ п/п | Название мероприятий | Форма | Роль участника | Ответственный |
Конкурс «Что? Где? Когда? | ||||
1 | -станция «Историческая» | интеллектуальная игра | участник игры | Иванова А.Г. |
2 | -станция «Географическая» | интеллектуальная игра | участник игры | Иванова А.Г. |
3 | -станция «Биологическая» | интеллектуальная игра | участник игры | Иванова А.Г. |
4 | -станция «Физическая» | интеллектуальная игра | участник игры | Иванова А.Г. |
5 | -станция «Химическая» | интеллектуальная игра | участник игры | Иванова А.Г. |
6 | -станция «Литературная» | интеллектуальная игра | участник игры | Иванова А.Г. |
7 | -станция «Музыкальная» | интеллектуальная игра | участник игры | Иванова А.Г. |
8 | -станция «Математическая» | интеллектуальная игра | участник игры | Иванова А.Г. |
5 направление: «Работа с родителями»
№ п/п | Название мероприятий | Форма | Роль участника | Ответственный |
1 | Рекомендации для родителей (Приложение 6) | собрание | участник беседы | Подрезова А.Г. |
2 | Рекомендации для учащихся (Приложение 7) | индивидуальная беседа | участие родителей | Блинова В.Ю. |
6 направление: «Конкурсы, олимпиады...»
№ п/п | Название мероприятий | Форма | Роль участника | Ответственный |
1 | Участие на конкурсах и олимпиадах школьного уровня | участие | индивидуал ьное участие | Иванова А.Г. |
2 | Участие на конкурсах и олимпиадах районного уровня | участие | индивидуал ьное участие | Иванова А.Г. |
Обобщающий этап.
По завершению программы учеником делается самоанализ своего развития. Классным руководителем анализируется результат всей программы.
Использованная литература.
1. Дневник классного руководителя средней школы. -М.:ВАКО, 2007.
2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 5-11 классы. -М.: ВАКО, 2007.
3. Методические рекомендации по организации деятельности класс] руководителя в общеобразовательных учреждениях. Министерство образов* РФ. кл. руководитель.-М.:2001,№ 8
4. Программа воспитания школьников // Классный руководитель. 2006. № 3.
5. Справочник заместителя директора школы по УВ работе.-М.:Просвещение, 20
6. Справочник школьного библиотекаря.-М.:Школьная библиотека, 2006.
Приложение 1. Анкета №1. «Какой ты читатель?»
1. Как ты относишься к книгам? Подчеркни варианты ответа:
1) | Книга-главный источник знаний |
2) | Это ценная вещь, лучший подарок |
3) | Во время чтения можно погрузиться в интересный мир |
4) | Чтение-это способ отдохнуть |
5) | Я читаю только для учебы |
6) | Книга для меня-скучная и ненужная вещь |
7) | Чтение-это неприятное времяпровождение |
Что тебе больше всего нравится делать с книгами? | |
1) | Раскрашивать в книгах картинки |
2) | Слушать, как мне читает мама или бабушка |
3) | Рассматривать комиксы |
4) | Листать детские журналы |
5) | Читать книги самому |
Какие книги ты любишь читать? | |
1) | Рассказы о детях |
2) | Рассказы о животных |
3) | Сказки |
4) | Приключения |
5) | Фантастику |
6) | Веселые книги |
7) | Энциклопедии |
8) | Стихи |
9) | Детские журналы |
10) Газеты
4.Какую последнюю книгу ты прочитал?
5.Кто помогает выбирать тебе книги?
1)Родители
2)Учителя
3)Друзья
4)Самостоятельно
5)Библиотекарь
6)Случайно
7)Наугад
6.С кем ты обсуждаешь прочитанные книги?
1)С друзьями
2)Родителями
3)Учителями
4)Не обсуждаю
7.Твои любимые писатели:
1)А.Пушкин
2)К.Чуковский
3)В.Бианки
4)Д.Родари
5)Н.Носов
6)Г.Андерсен
8.Твои любимые герои детских книг:
9. Всегда ли ты дочитываешь книгу до конца? Если нет, то почему
Анкета №2.
1. Как часто ты читаешь книгу?
1) Регулярно
2) От случая к случаю (когда задают в школе)
3) Очень редко
2. Как часто ты посещаешь библиотеку?
1) Каждую неделю
2) По мере необходимости
3) Редко
3. Обычно ты обращаешься в библиотеку:
1) За литературой по школьной программе
2) Просто почитать что-нибудь интересное
4. Есть ли у вас домашняя библиотека?
2) Нет
5. Сколько книг прочтено за 2009-2010 учебный год
1) Из школьной библиотеки
2) Из библиотеки по месту жительства
3) Из домашней библиотеки
6. Скорость вашего чтения
1) Ниже нормы
2) Норма
3) Выше нормы
Анкета 3. «Знаток школьных учебников»
1. Сколько учебников у шестиклассников?
2. Какой из учебников самый интересный?
3. Какой из учебников самый неинтересный?
4. Назови авторов школьных учебников по тем предметам, которые тебе нравятся:
5. Оформление какого учебника тебе нравится больше всего?
6. В каких учебниках есть интересные рубрики и задания?
7. Сколько страниц в учебнике истории, географии, литературы?
8. Какой период времени охватывает учебник истории, по которому вы учитесь?
9. О каких странах и континентах рассказывает учебник географии?
10. Какие произведения изучали по русской литературе?
Приложение №2. Анкетирование родителей.
1. Является ли чтение одним из увлечений вашего ребенка?
2. Сколько времени он проводит за книгой?
3. Убеждаете ли вы ребенка читать, или он это делает без принуждения?
4. Какие книги он предпочитает?
5. Как вы поощряете его читательские стремления?
6. Дарите ли вы ребенку книги?
7. Есть ли у вас на этот счет, какие-то свои убеждения?
8. Обсуждаете ли вы в семье прочитанные книги?
9. Советуете ли вы ребенку читать книги своего детства и юности?
10. Считаете ли вы себя активным читателем?
11. Являетесь ли вы для своего ребенка примером в чтении?
Приложение №3. Примерные количественные характеристики учебно-познавательных процессов
Процессы | Чтение | |
Класс | Вслух | Про себя |
1 | 50 | - |
2 | 80 | 100-120 |
3 | 120 | 120-140 |
4 | 120 | 140-170 |
5 | 140 | 170-210 |
6 | 150 | 210-250 |
7 | Не менее 140-150 | 250-260 |
8 | Не менее 150 | 260-280 |
9 | Не менее 150 | 290-310 |
10 | Не менее 150 | 310-330 |
Приложение №4. Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса.
Уважаемые папы и мамы!
Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали?
Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся!
• Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
• Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.
• Систематически читайте сами. Это сформирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу ежедневно.
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение не понравилось.
• Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной им книги.
• Если вы сами о нём ничего не знаете, поинтересуйтесь, никогда не поздно получить новые знания и впечатления.
• Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.
• Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатления от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
• Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
• Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
• Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, традициях, дорогих и близких людях.
Приложение №5. Правила чтения для учащихся.
• Если хочешь развить свой интеллект, кругозор, старайся читать каждый день.
• Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
• Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты это сделаешь, твой труд не будет напрасен.
• Читая, не торопись, обращай внимание на детали текста, интересные фразы, сравнения. Они помогут лучше запомнить содержание книги.
• Если будешь обращать внимание на время при чтении, скоро забудешь смысл читаемого текста.
• Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, а затем продолжи чтение.
• Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
• Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
• Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку, книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям.
• Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
• Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задания учителя или по собственному желанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального развития ребенка.
Программа индивидуального развития ребенка....
Программа индивидуального развития ученика 9 класса
Для классного руководителя. Программа индивидуального развития ученика 9 класса....
Программа индивидуального развития ученика
Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культур...
Программа индивидуального развития.
Цель: формирование коммуникативных навыков у детей....
Презентация программы индивидуального развития
Программа индивидуального развития ученицы 7 класса ...
Программа индивидуального развития. Скажи «НЕТ!» курению
Данная программа рассчитана на ученика старших классов по борьбе с табакокурением. Настоящая программа направлена на формирование здорового образа жизни, осознания последствий употребления табака....
Программа индивидуального развития обучающегося
Паспорт ПрограммыНаименование программыПрограмма индивидуального развития воспитанниковАвторНовоселова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования МОУДОД СЮНЦель программыИзыскать...