"Оптимизм- это сила надежды"
методическая разработка (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час «Оптимизм- это сила надежды»
Мир многогранен, многоцветен,
Порою добр, жесток подчас,
Он щедр и скуп, богат и беден:
Вглядись в него- он весь для нас!
(В. Алатырцев)
- У ребят на партах лежат два цветка- один раскрашенный в разные цвета, другой- черный.
- Возьмите в руки тот цветок, который больше соответствует вашему мироощущению (какой вам больше нравится).
- Почему вы взяли именно этот цветок? (Объясните свой выбор)
- Представьте себе, что весь мир был бы раскрашен в черные и серые тона, понравилось бы людям жить в таком мире?
«Цветной мир создает веселый человек, мрачный человек создает себе и мир мрачный» С. Смайлс
- Вы согласны с этими словами?
- Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского и приготовьтесь ответить на вопросы:
Подсолнечник во время грозы.
Тяжелые черные тучи закрыли солнце. Темно, хмуро стало в поле. Лес стоит черный, молчаливый, будто ждет чего-то настороженно. Желтое пшеничное поле посерело. Встревоженный жаворонок упал с неба в ниву и умолк.
Только поле цветущих подсолнечников горит-пламенеет. От них будто свет льется, и над землей не так сумрачно. Пылает солнечный огонь в цветках, напоминает, что за тучами солнце. Разорвут молнии тучу, выглянет голубое небо. Снова радостно засмеется поле.
- Каков смысл рассказа? Почему подсолнечник не поддался общему настроению? На что он надеялся?
«Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой» Э. Роттердамский
- Как называют человека, который радостно воспринимает жизнь?
(работа в парах)
Выберите из ряда предложенных качеств то, которое по-вашему является ответом на вопрос: эгоист, оптимист, реалист, патриот, пессимист
- Какое слово в списке является противоположным по смыслу?
- Поработайте в парах и дайте определение понятию «оптимизм»
Оптимизм- бодрое, жизнерадостное мироощущение, при котором человек видит во всем только светлые стороны; верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.
«Оптимизм- это сила надежды, не иссякающая там, где отчаялись другие»
Д. Бонхеффер
- Встречали ли вы в жизни оптимистов?
- Нравилось вам с ними общаться?
- Чем вы подзаряжаетесь от них?
- Можно ли по каким-то внешним признакам, по манере поведения определить оптимиста?
- Кого в классе или в школе вы считаете оптимистом?
- А себя вы считаете оптимистами? Если да, то поднимите разноцветный цветок.
Делают ли оптимисты жизнь светлее и счастливее для окружающих?
- Как вы считаете, оптимизм помогает при общении?
Доктор психологических наук Н.Козлов подмечает три разных способа построения контакта между людьми:
1-ый: «не жди ничего хорошего от людей», т.е. пока человек не доказал, что он порядочный, держись от него подальше.
2-ой: «Жизнь- сложная штука, люди разные. Не будь слишком доверчив», т.е. пока не разберешься, хороший это человек или плохой, «к себе близко его не подпускай»
3-ий: «Жизнь прекрасна!» Конечно, бывают и недобрые люди, но ты не ошибешься, если к каждому будешь подходить открыто. Пока он не докажет, что плохой, считай, что он хороший, добрый и порядочный.
По мнению ученого Н.Козлова, каждая из установок верна. Важно- какую жизненную установку выберете для себя вы.
- Какая из этих установок ближе всего вам?
Если вы выбрали для себя первую, будете при общении с другими подозрительными, начнете искать в поступке другого какой-то личный интерес, хитрый умысел. Себя же вы покажете человеком скрытным, недружелюбным. Согласитесь, трудно жить на свете, вечно опасаясь подвоха!
Если вы выбрали вторую, то вам придется долго разбираться в человеке, прежде чем решиться на добросердечные, приятельские отношения: будете вечно сомневаться в его искренности и бескорыстии. Разумеется, и к вам будут относиться соответственно!
А не лучше ли выбрать третью позицию? Вы будете искренне доброжелательными, потому что найдете в человеке что-то хорошее, достойное вашего уважения.
Оптимистический настрой во взаимоотношениях с другими создает положительную ауру в общении.
«Из зерна любви вырастет сад, из зерна агрессии- джунгли»
Известный педагог и писатель Антон Семенович Макаренко работал с беспризорными подростками. Среди них были воры бандиты, распутные бездельники, подобранные на вокзалах. Страна после революции страшно бедствовала. Дети и подростки собирались в группы, бродяжничали, потеряв всякий человеческий облик. В лохмотьях, грязные, отупевшие от вражды и безнадежности, они сбивались в воровские шайки и жили по своим законам. Из них предстояло воспитать новых людей: честных, трудолюбивых обладающих чувством ответственности перед коллективом и Родиной. И А.С. Макаренко с коллективом учителей и работников коммуны, где теперь жили беспризорные, это сделал. А помогло им в этом умение видеть , находить , предвидеть в каждом то хорошее, что было глубоко спрятано под воровской бравадой. Бывшие отчаянные беспризорники стали инженерами, агрономами, врачами руководителями, артистами. А главное стали хорошими людьми.
Рассмотрим ситуацию. Определите, какой из двух возможных вариантов приведет к положительному настрою в общении.
Ситуация: Летний оздоровительный лагерь. Игоря определили в 4-й корпус. С чемоданом и сумкой он остановился и заглянул в окно. В комнате, сидя на кроватях, шумно о чем-то спорили ребята.
1-й вариант поведения:
Эти мальчишки сразу же не понравились Игорю: «Вон тот, конопатый, конечно же ябеда, а тот, длинный драться будет, а толстяк будет выпрашивать сладости.
- Да ладно, - решил Игорь, - с длинным я справлюсь (приемчик знаю), а с этими двумя буду держаться построже!»
И он вошел, хмурясь и показывая гордый вид, буркнул «привет!»и стал перекладывать в тумбочку мамины «вкусненькие штучки», запоминая сколько конфеток, сколько пирожков. Затем он спрятал в карман компас (папа подарил)и спросил: «Эта кровать моя?»
2-й вариант поведения. Там же и то же. Но Игорь ведет себя иначе: заглянув в открытое окно , он весело крикнул: «привет! А меня к вам направили! Принимайте соседа!»
Ребята усмехнулись:
- Заходи, коли с нами жить будешь, вон твоя кровать и тумбочка!
Игорь зашел и представился:
- я Игорь из 6-й школы, окончил 5-й класс, а как вас зовут?
Ребята представились. Заметив в руке Игоря компас, они спросили:
- Твой?
- Мой, отец подарил! Вместе будем пользоваться, хотите посмотреть?
Он протянул мальчикам компас и сказал: «Разрешаю поносить». Улыбнулся. Затем Игорь раскрыл свою тумбочку, поставил банку с вареньем, а пирожки предложил ребятам:
- Угощайтесь! Мои любимые, бабушка напекла.
- – Просигнальте цветками (черный или разноцветный) ваше отношение к следующим событиям. Поясните. А теперь попытайтесь взглянуть на это событие глазами оптимиста. Свое мнение объясните.
«Наша сборная на олимпиаде заняла только 11 место в медальном зачете!»
«Мне выступать на сцене, а на лице синяк!»
«Я облил школьный костюм супом в столовой!»
«»
- - Как вы думаете, почему люди по-разному воспринимают один и тот же мир?
- Влияет ли возраст человека на его восприятие мира? Почему вы так считаете?
«Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней»,- сказал Марк Аврелий.
В самом деле, если мы думам о счастье, мы чувствуем себя счастливыми. Если нас посещают печальные мысли, мы грустим. Если в наших мыслях присутствует страх, мы боимся. Если думаем о болезнях, вполне возможно, мы заболеем. Наше душевное спокойствие и радость бытия зависят не оттого, что мы имеем и какое положение занимаем в обществе, а исключительно от нашего умонастроения.
Психологи считают, что мы способны изменять наши действия, а, изменяя действия, мы автоматически изменяем и чувства. Например, если вы опечалены и воспринимаете мир в черном цвете, но усилием воли заставляете себя двигаться, заниматься каким-нибудь делом, говорить с веселым видом, то невольно воспрянете духом.
- Попробуйте выработать несколько советов (2-3, можно больше), которые помогут воспринимать мир оптимистично.
(работа в группах)
- А вот, что советуют специалисты:
1. Прежде всего, улыбайтесь- широко, от всей души. Расправьте плечи. Дышите глубже. Попробуйте спеть куплет какой-нибудь веселой песни. Физически невозможно быть унылым и подавленным, если ты надел маску счастливого человека.
2. Засучите рукава и займитесь делом. Работа- дешевое и одно из самых лучших лекарств на земле.
3. Объявите войну скуке у себя дома. Пусть каждый день будет хоть самый маленький, но праздник. Скука рождается, когда умирает игра. Обратитесь к родителям с такими предложениями:
Что ты скажешь мама, если я предложу тебе стать моей младшей сестрой, а я буду твоим старшим братом.
- Снегурочкой, а я Дедом Морозом;
- Золушкой, а я твоим принцем;
А ты, папа, не желаешь ли стать новорожденным младенцем, а я буду возить тебя в колясочке;
- двоечником, а я буду директором;
- Малышом, а я буду Карлсоном.
Начните бороться за свое счастье на основе оптимистического мышления, и вы будете счастливы.
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение» Б. Спиноза
- Прочитайте высказывание А.Неверова:
«Книгу бы написать такую- солнечную. Налить ее радостью до краев и сказать сему человечеству: «Пей, страждущее!»
- Сочините солнечный рассказ???????????????????????????????????
8. Представьте, что ваши цветы- ключи в мир Оптимизма, какие черты помогут вам открыть этот замок? Напишите их на лепестках цветов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе "Глава "Два солдата". Утверждение жизнестойкости и оптимизма"
Материал содержит разработку урока литературы в 9 классе по поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин": "Глава "Два солдата". Утверждение жизнестойкости и оптимизма"....
Положение о проведении спортивного праздника "Надежда, опора, доброта и сила"
Интегрированый спортивный праздник, посвящённый дню освобождения г.Тихорецка от немецко фашистских захватчиков. Впрограмме праздника спортивные эстафеты, викторина по предмету кубановедение,...
С оптимизмом за здоровый образ жизни
Положение районного конкурса, посвящённого Международному дню борьбы с наркобизнесом и наркомафией. Интересна прежде всего руководителям школьной Службы здоровья, социальным педагогам, завучам по восп...
Сценарий флешмоба по пропаганде ЗОЖ: «Дружно, смело, с оптимизмом за здоровый образ жизни!»
Сценарий флешмоба по пропаганде здорового образа жизни по теме «Дружно, смело, с оптимизмом за здоровый образ жизни!» можно проводить как в рамках недели спорта и здоровья в общеобразовательной ш...
Оформление уголка здоровья «Дружно, смело, с оптимизмом — за здоровый образ жизни»
Оформление уголка здоровья «Дружно, смело, с оптимизмом — за здоровый образ жизни»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6715108","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height"...
Святые добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Открытый урок по православной культуре для 5 класса...
Святые добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Открытый урок по православной культуре для 5 класса...