Педагогический совет "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества"
методическая разработка по теме

Шарина Инесса Богдановна

Разработка педсовета "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества". Примеры мониторинга по теме педсовета.  Памятка  для учителей: «Какие факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?», анкета для родителей «Ваше отношение к школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet.docx37.14 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx964.71 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества»

Шарина Инесса Богдановна-заместитель директора по ВР

Дети – не только наше будущее,

дети – наше настоящее,

 которое не может ждать

Н. Федоров

Из высказывания Президента РФ Д.А. Медведева: "Национальные проекты - это не разовая мера. Это наша долгосрочная политика. Инвестиции в человека, в его образование, здоровье, в качество жизни стали ключевой идеей развития страны. И сейчас мы вплотную подошли к формированию на базе национальных проектов новой социальной политики - политики развития человеческого потенциала, такой, которая должна открыть широкие и равные возможности для самореализации наших граждан".

 В современных условиях образование должно и может стать источником личного успеха,  ресурсом общественного  развития, инструментом реализации  важнейших общечеловеческих ценностей. Школа и государство имеют возможность влиять на родительский спрос и воспитывать его. Тем более  что многие родители к тому готовы.

Работая над формированием структуры образования XXI века, имея в перспективе задачу воспитания “человека  и  гражданина”, необходимо делать ставку на воспитательный потенциал  семьи . Надо отдавать  себе отчет в том, что трудно добиться успеха, если в своей практической деятельности не сделать родителей своими настоящими помощниками, проявляющими к школе искренний и деятельный интерес и оказывающими ей поддержку.

  Учитывая все это приоритетными направлениями деятельности нужно определить  следующее:

а) здоровье,
б) образование,
в) социализация,
г) готовность жить в  семье   и  обществе XXI века.

 Школа как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих учащихся. Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и школы. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка.

Однако надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и школы встречается такое мнение: родители – это "помощники", "подсобная сила" при школе. Таким образом, семье отводится роль объекта педагогического воздействия, а школе – роль доминанта. Реально же взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается.

Более эффективным будет взаимодействие, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно. Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально- педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Определённую роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успех одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого.

         Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь многие родители не совсем чётко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов.

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Обеспечить её реализацию можно с помощью обновления системы семейно – общественного воспитания. Основными условиями её реализации может быть:

- родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;

-переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;

-осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям; систематическая и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;

-установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

Существуют и факторы, оказывающие наибольшее влияние на воспитание в семье:

         -эмоциональная поддержка, вера, выраженные родителями в своей любви к детям, причём в любви не за что-то конкретное, а просто за то, что  они –  дети, самое лучшее, что есть  у родителей;

        -способы отношений родителей с детьми, суть которых состоит в совместных действиях, заботах, содержательном времяпрепровождении;

       - родительские обоснованные требования, способствующие развитию ребёнка, его самостоятельности и пониманию самоценности;

       -родительский контроль – активный, творческий, ненавязчивый, демонстрирующий уважительное отношение к ребёнку.

Любая работа  начинается  с диагностики. Именно диагностика  позволяет определить проблемы, стоящие перед школой.

Социальный паспорт школы.

годы

Полные семьи

Неполные семьи

Неполные по потере кормильца

Многодетные

Малообеспеченные

Под опекой

2008-2009

172

26

4

12

11

2

2009-2010

169

26

7

14

13

2

2010-2011

174

25

9

16

15

2

Уровень образования родителей

годы

высшее

н/высшее

Ср/спец

среднее

основное

Без/обр.

2008-2009

157

6

184

25

2

-

2009-2010

112

7

219

27

4

3

2010-2011

118

6

224

26

4

5

Мониторинг посещения общешкольных родительских собраний

годы

1 полугодие

2 полугодие

2008-2009

68%

53%

2009-2010

80%

60%

2010-2011

82%

77%

Мониторинг эффективности образовательного процесса

Вопросы

Дети

Родители

+ (4-5)

- (1-2)

+ (4-5)

- (1-2)

1

Школа даёт хорошие прочные знания по  основным предметам

93%

0,6%

93%

0%

2

В школе действуют кружки, факультативы, где можно расширить свои знания по предметам

83%

6%

89%

3%

3

Школа хорошо готовит своих выпускников к поступлению в ВУЗы и ССУЗы

87%

2%

86%

1%

4

В школе достаточно кружков, секций, где можно развить свои способности

73%

7%

71%

8%

5

В школе проводятся конкурсы, смотры, соревнования, где можно реализовать свои умения, навыки, проявить свою индивидуальность.

84%

5%

89%

1%

6

Школа имеет свои прочные традиции.

75%

6%

91%

3%

7

В школе действует самоуправление.

75%

5%

87%

2%

8

В школе царит доброжелательная атмосфера, ученики и учителя вежливы, внимательны друг к другу.

50%

17%

67%

6%

9

В трудный момент всегда придут на помощь учителя, родители, товарищи.

88%

6%

93%

0,6%

10

В школе интересно находиться, в школу идёшь с удовольствием.

64%

14%

87%

0,6%

11

В другую школу я бы не перешёл (не перевёл своего ребёнка)

84%

8%

84%

0%

  Не для кого не секрет, что эффективное развитие образовательного  процесса в школе возможно, если осуществить комплексный подход к организации учебно-воспитательного процесса на основе партнерства с родителями и общественностью и сформировать устойчивое положительное отношение к школе у учащихся и их родителей посредством участия в различных формах учебно-воспитательной деятельности.

Семья  - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро! (В.А. Сухомлинский).

Выступают учителя:

- духовно-нравственное воспитание,

- гражданско-патриотическое воспитание.

-воспитание здорового образа жизни.

В ситуации перемен в сфере образования резко усиливается потребность значительной части родителей в повышении уровня их информированности по вопросам развития системы образования в целом, и по вопросам деятельности конкретного образовательного учреждения.

В школе создана информационная базы различных документов о деятельности школы. Эти документы представлены не только в электронном виде на сайте школы, но и в бумажном (традиционном) варианте. Использование компьютеров и сетей даст дополнительные возможности для взаимодействия субъектов образовательного процесса. Здесь не  следует также забывать   об информационных стендах в вестибюлях. обеспечение родителей необходимой, полной, достоверной информацией о деятельности школы путем создания системы информирования, которая позволяет родителям почувствовать, что они являются полноправными субъектами образовательного процесса.

Родителям (будущим родителям)  школа  представляет информацию о правилах зачисления в школу; режим работы школы; школьные программы, включая программы дополнительного образования; образовательные результаты; план развития школы; достижения школы; публикации о школе в СМИ и в школьной газете.Для родителей может быть интересна информация о профессиональном развитии учителей, различные детали образовательной программы. В школе должна быть продумана система информирования родителей о пропуске занятий учениками, а также о результативности обучения- электронные дневники!

Еще не так давно родительские собрания имели статус совещаний при классных руководителях и школьной администрации. Сегодня технология проведения родительских собраний и их роль в управлении школой постепенно меняется. Время требует существенно разнообразить формы проведения родительских собраний (“круглый стол”, “конференция”, тематические дискуссии с приглашением специалистов и др.) большой положительный отклик среди родителей получило сентябрьское общешкольное собрание с показом презентаций о достижениях учащихся, о школьной жизни в 2009-2010 году.

Новая форма- общешкольный день открытых дверей- посетило школу, к сожалению, лишь 28 родителей!

 Ни одно большое мероприятие немыслимо в настоящее время без участия родителей. Необходимо повышать уровень подготовки внеклассных мероприятий, привлекать родителей к участию в них!

Мы должны понимать, что школе необходима более значительная общественная поддержка, чтобы сохраниться в качестве приоритетного образовательного учреждения. Родительская общественность представляет собой доступную и единственную в ближайшей перспективе возможность не только для развития, но и для выживания школы в сложившейся экономической ситуации.

Памятка для учителя

 «Какие факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?»

По данным исследований, прежде всего это:

- активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьей, хорошо продуманная и спланированная политика (активность школы играет более важную роль, чем социальный статус, уровень образованности или этническое происхождение родителей);

- понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребенка);

- установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;

- создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе.

Среди других факторов, способствующих привлечению родителей к участию в обучении детей, выделяют:

- информацию об успехах детей;

- уровень заинтересованности учителей в успехах детей;

- позитивный климат в школе и усилия всей школы (не только отдельных учителей) развивать работу с родителями;

- уровень, на котором родители чувствуют свою заинтересованность в успехах детей и воспринимают себя как учителя для своего ребенка.

Кстати: школа существует для детей и родителей, а не наоборот!

Задайте себе несколько вопросов!

- Доброжелательны ли мы по отношению к родителям?

- Легко ли им попасть в школу?

- Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход?

- Легко ли родителям найти учительскую, кабинет завуча и директора (понятны ли указатели к ним)?

- Гостеприимны ли люди, встречающие родителей, есть ли место, где родители могут посидеть?

- Открыта ли школа для встреч, организации форм дополнительного образования для родителей и жителей и др.?

- Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?

- Весь ли персонал школы доброжелателен по отношению к родителям?

- Проводим ли мы обучение родителей?

- Проводим ли мы консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др.?

- Есть ли у нас группы родителей, выполняющие функции наблюдателей (за качеством обучения, отношениями учеников и учителей и др.) в школе?

- Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы?

- Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей и представителей общественности в школу были регулярными?

- Пожелали бы мы себе таких учителей (такой школы), как мы сами?

Анкета для родителей «Ваше отношение к школе»

Уважаемые родители!

Каждое из положений анкеты просим вас оценить, выбрав одно из утверждений:

да, нет, трудно сказать:

Вопросы

Да

Нет

Трудно сказать

Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:

- уровнем преподавания;

- организацией школьного быта;

- питанием в школе;

- состоянием школьных помещений;

- оформлением классов;

- материально-техническим обеспечением школы;

- отношениями между школьниками в классе;

- вашими отношениями с педагогами и администрацией;

- отношениями вашего ребенка с педагогами;

- отношением вашего ребенка к школе в целом

В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов.

Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню?

Получаете ли вы достаточную информацию об успехах, неудачах вашего ребенка в школе?

Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами?

Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в городе»?

Имеется ли у вас возможность участвовать в делах школы?

Что, по вашему мнению, школа делает хорошо?

А что, по вашему мнению, ей следовало бы делать лучше?


Эффективное развитие образовательного  процесса в школе возможно, если осуществить комплексный подход к организации учебно-воспитательного процесса на основе партнерства с родителями и общественностью и сформировать устойчивое положительное отношение к школе у учащихся и их родителей посредством участия в различных формах учебно-воспитательной деятельности.

Поэтому предлагаю:

  1. Разработать комплексную программу взаимодействия: «Семья-школа-социум». Внести это предложение в решение педагогического совета и создать рабочую группу по разработке программы.
  2. Для составления программы по внеурочной деятельности школы  и определения направлений провести диагностику среди учащихся и родителей.
  3. Запланировать педагогический совет по стилям педагогического общения.


«Прежде чем убеждать других, убедись в этом сам», считал Станиславский, а я действительно убеждена, что «учитель  - профессия дальнего действия, главная на Земле!»  Я думаю, что и все присутствующие разделяют мою уверенность, что мы – педагоги,  люди самой гуманной профессии на Земле. В наших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Только мы, имеем возможность, направлять “семейные кораблики” по реке с названием “Жизнь”. Поэтому нам необходимо крепко держать штурвал, чётко знать маршрут, уметь вовремя помочь  своим подшефным корабликам обогнуть и “подводные камни”, и миновать бурю, и пройти все пороги горной реки, и просто уверенно направляться к цели, в солнечную погоду.

И тогда хорошее образование XXI  века сможет сделать Россию процветающей не на одно столетие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет: «Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества»

Слайд 2

Дети – не только наше будущее, дети – наше настоящее, которое не может ждать. Н.Ф. Федоров (философ XIX века)

Слайд 3

«Национальные проекты - это не разовая мера. Это наша долгосрочная политика. Инвестиции в человека, в его образование, здоровье, в качество жизни стали ключевой идеей развития страны. И сейчас мы вплотную подошли к формированию на базе национальных проектов новой социальной политики - политики развития человеческого потенциала, такой, которая должна открыть широкие и равные возможности для самореализации наших граждан» Д.А. Медведев

Слайд 4

При формировании структуры образования XXI века, имея в перспективе задачу воспитания “человека и гражданина”, необходимо делать ставку на воспитательный потенциал семьи. Приоритетными направлениями деятельности определены: а) здоровье, б) образование, в) социализация, г) готовность жить в семье и обществе XXI века.

Слайд 5

ребенок Объект педагогического воздействия

Слайд 6

ребенок Равноправные субъекты воспитания

Слайд 8

Критерии взаимодействия семья школа

Слайд 12

2008-2009 2010-2011 Социальный паспорт семей

Слайд 13

год высшее н/ выс . Ср/спец среднее основное Без/образ 2008-2009 157 6 184 25 2 - 2009-2010 112 7 219 27 4 3 2010-2011 118 6 224 26 4 5 Уровень образования родителей

Слайд 14

Мониторинг посещения Общешкольных родительских собраний год I полугодие II полугодие 2008-2009 205 (68%) 158 (53%) 2009-2010 253 (80%) 191 (60%) 2010-2011 246 (82%) 230 (70%)

Слайд 16

Эффективное развитие образовательного процесса в школе возможно, если осуществить комплексный подход к организации учебно-воспитательного процесса на основе партнерства с родителями и общественностью и сформировать устойчивое положительное отношение к школе у учащихся и их родителей посредством участия в различных формах учебно-воспитательной деятельности.

Слайд 17

Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как достичь взаимопонимание с ребенком?

Как достичь взаимопонимания с ребенком? В  работе можно найти ответ на этот вопрос; также  родителям предлагаются различные   методы и средства воспитания собственных детей....

Родительское собрание «Пойми меня правильно. Как достичь взаимопонимания с ребенком?»

ü     способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми;ü     способствовать формированию доверительных и доброжелательных от...

Педагогический совет "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества"

Разработка педагогического совета "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества". Представлены примеры мониторинга по данной теме. Памятка для учителя "Какие факторы способствуют привле...

методическая разработка педагогического совета "Семья и шкрола: как достичь взаимопонимания и сотрудничества"

Педагогический совет «Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества». Примеры диагностики и мониторинга воспитательного процесса по теме педсовета.Памятка для учителя  «Какие фактор...

Родительское собрание "Как достичь взаимопонимания?"

Родительское собрание "Как достичь взаимопонимания?"...

Родительское собрание «Как достичь взаимопонимания с ребенком?»

Данный материал предстовляет методическую разработку родительского собрания по теме «Как достичь взаимопонимания с ребенком?»Задачи:помочь родителям в выборе методов и средств воспитания собствен...