Педагогический совет "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества"
методическая разработка по теме
Разработка педсовета "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества". Примеры мониторинга по теме педсовета. Памятка для учителей: «Какие факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?», анкета для родителей «Ваше отношение к школе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet.docx | 37.14 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 964.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества»
Шарина Инесса Богдановна-заместитель директора по ВР
Дети – не только наше будущее,
дети – наше настоящее,
которое не может ждать
Н. Федоров
Из высказывания Президента РФ Д.А. Медведева: "Национальные проекты - это не разовая мера. Это наша долгосрочная политика. Инвестиции в человека, в его образование, здоровье, в качество жизни стали ключевой идеей развития страны. И сейчас мы вплотную подошли к формированию на базе национальных проектов новой социальной политики - политики развития человеческого потенциала, такой, которая должна открыть широкие и равные возможности для самореализации наших граждан".
В современных условиях образование должно и может стать источником личного успеха, ресурсом общественного развития, инструментом реализации важнейших общечеловеческих ценностей. Школа и государство имеют возможность влиять на родительский спрос и воспитывать его. Тем более что многие родители к тому готовы.
Работая над формированием структуры образования XXI века, имея в перспективе задачу воспитания “человека и гражданина”, необходимо делать ставку на воспитательный потенциал семьи . Надо отдавать себе отчет в том, что трудно добиться успеха, если в своей практической деятельности не сделать родителей своими настоящими помощниками, проявляющими к школе искренний и деятельный интерес и оказывающими ей поддержку.
Учитывая все это приоритетными направлениями деятельности нужно определить следующее:
а) здоровье,
б) образование,
в) социализация,
г) готовность жить в семье и обществе XXI века.
Школа как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих учащихся. Повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и школы. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка.
Однако надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и школы встречается такое мнение: родители – это "помощники", "подсобная сила" при школе. Таким образом, семье отводится роль объекта педагогического воздействия, а школе – роль доминанта. Реально же взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается.
Более эффективным будет взаимодействие, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно. Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально- педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.
Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Определённую роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успех одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого.
Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь многие родители не совсем чётко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов.
И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
Обеспечить её реализацию можно с помощью обновления системы семейно – общественного воспитания. Основными условиями её реализации может быть:
- родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;
-переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;
-осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям; систематическая и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;
-установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.
Существуют и факторы, оказывающие наибольшее влияние на воспитание в семье:
-эмоциональная поддержка, вера, выраженные родителями в своей любви к детям, причём в любви не за что-то конкретное, а просто за то, что они – дети, самое лучшее, что есть у родителей;
-способы отношений родителей с детьми, суть которых состоит в совместных действиях, заботах, содержательном времяпрепровождении;
- родительские обоснованные требования, способствующие развитию ребёнка, его самостоятельности и пониманию самоценности;
-родительский контроль – активный, творческий, ненавязчивый, демонстрирующий уважительное отношение к ребёнку.
Любая работа начинается с диагностики. Именно диагностика позволяет определить проблемы, стоящие перед школой.
Социальный паспорт школы.
годы | Полные семьи | Неполные семьи | Неполные по потере кормильца | Многодетные | Малообеспеченные | Под опекой |
2008-2009 | 172 | 26 | 4 | 12 | 11 | 2 |
2009-2010 | 169 | 26 | 7 | 14 | 13 | 2 |
2010-2011 | 174 | 25 | 9 | 16 | 15 | 2 |
Уровень образования родителей
годы | высшее | н/высшее | Ср/спец | среднее | основное | Без/обр. |
2008-2009 | 157 | 6 | 184 | 25 | 2 | - |
2009-2010 | 112 | 7 | 219 | 27 | 4 | 3 |
2010-2011 | 118 | 6 | 224 | 26 | 4 | 5 |
Мониторинг посещения общешкольных родительских собраний
годы | 1 полугодие | 2 полугодие |
2008-2009 | 68% | 53% |
2009-2010 | 80% | 60% |
2010-2011 | 82% | 77% |
Мониторинг эффективности образовательного процесса
№ | Вопросы | Дети | Родители | ||
+ (4-5) | - (1-2) | + (4-5) | - (1-2) | ||
1 | Школа даёт хорошие прочные знания по основным предметам | 93% | 0,6% | 93% | 0% |
2 | В школе действуют кружки, факультативы, где можно расширить свои знания по предметам | 83% | 6% | 89% | 3% |
3 | Школа хорошо готовит своих выпускников к поступлению в ВУЗы и ССУЗы | 87% | 2% | 86% | 1% |
4 | В школе достаточно кружков, секций, где можно развить свои способности | 73% | 7% | 71% | 8% |
5 | В школе проводятся конкурсы, смотры, соревнования, где можно реализовать свои умения, навыки, проявить свою индивидуальность. | 84% | 5% | 89% | 1% |
6 | Школа имеет свои прочные традиции. | 75% | 6% | 91% | 3% |
7 | В школе действует самоуправление. | 75% | 5% | 87% | 2% |
8 | В школе царит доброжелательная атмосфера, ученики и учителя вежливы, внимательны друг к другу. | 50% | 17% | 67% | 6% |
9 | В трудный момент всегда придут на помощь учителя, родители, товарищи. | 88% | 6% | 93% | 0,6% |
10 | В школе интересно находиться, в школу идёшь с удовольствием. | 64% | 14% | 87% | 0,6% |
11 | В другую школу я бы не перешёл (не перевёл своего ребёнка) | 84% | 8% | 84% | 0% |
Не для кого не секрет, что эффективное развитие образовательного процесса в школе возможно, если осуществить комплексный подход к организации учебно-воспитательного процесса на основе партнерства с родителями и общественностью и сформировать устойчивое положительное отношение к школе у учащихся и их родителей посредством участия в различных формах учебно-воспитательной деятельности.
Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро! (В.А. Сухомлинский).
Выступают учителя:
- духовно-нравственное воспитание,
- гражданско-патриотическое воспитание.
-воспитание здорового образа жизни.
В ситуации перемен в сфере образования резко усиливается потребность значительной части родителей в повышении уровня их информированности по вопросам развития системы образования в целом, и по вопросам деятельности конкретного образовательного учреждения.
В школе создана информационная базы различных документов о деятельности школы. Эти документы представлены не только в электронном виде на сайте школы, но и в бумажном (традиционном) варианте. Использование компьютеров и сетей даст дополнительные возможности для взаимодействия субъектов образовательного процесса. Здесь не следует также забывать об информационных стендах в вестибюлях. обеспечение родителей необходимой, полной, достоверной информацией о деятельности школы путем создания системы информирования, которая позволяет родителям почувствовать, что они являются полноправными субъектами образовательного процесса.
Родителям (будущим родителям) школа представляет информацию о правилах зачисления в школу; режим работы школы; школьные программы, включая программы дополнительного образования; образовательные результаты; план развития школы; достижения школы; публикации о школе в СМИ и в школьной газете.Для родителей может быть интересна информация о профессиональном развитии учителей, различные детали образовательной программы. В школе должна быть продумана система информирования родителей о пропуске занятий учениками, а также о результативности обучения- электронные дневники!
Еще не так давно родительские собрания имели статус совещаний при классных руководителях и школьной администрации. Сегодня технология проведения родительских собраний и их роль в управлении школой постепенно меняется. Время требует существенно разнообразить формы проведения родительских собраний (“круглый стол”, “конференция”, тематические дискуссии с приглашением специалистов и др.) большой положительный отклик среди родителей получило сентябрьское общешкольное собрание с показом презентаций о достижениях учащихся, о школьной жизни в 2009-2010 году.
Новая форма- общешкольный день открытых дверей- посетило школу, к сожалению, лишь 28 родителей!
Ни одно большое мероприятие немыслимо в настоящее время без участия родителей. Необходимо повышать уровень подготовки внеклассных мероприятий, привлекать родителей к участию в них!
Мы должны понимать, что школе необходима более значительная общественная поддержка, чтобы сохраниться в качестве приоритетного образовательного учреждения. Родительская общественность представляет собой доступную и единственную в ближайшей перспективе возможность не только для развития, но и для выживания школы в сложившейся экономической ситуации.
Памятка для учителя
«Какие факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?»
По данным исследований, прежде всего это:
- активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьей, хорошо продуманная и спланированная политика (активность школы играет более важную роль, чем социальный статус, уровень образованности или этническое происхождение родителей);
- понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребенка);
- установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;
- создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе.
Среди других факторов, способствующих привлечению родителей к участию в обучении детей, выделяют:
- информацию об успехах детей;
- уровень заинтересованности учителей в успехах детей;
- позитивный климат в школе и усилия всей школы (не только отдельных учителей) развивать работу с родителями;
- уровень, на котором родители чувствуют свою заинтересованность в успехах детей и воспринимают себя как учителя для своего ребенка.
Кстати: школа существует для детей и родителей, а не наоборот!
Задайте себе несколько вопросов!
- Доброжелательны ли мы по отношению к родителям?
- Легко ли им попасть в школу?
- Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход?
- Легко ли родителям найти учительскую, кабинет завуча и директора (понятны ли указатели к ним)?
- Гостеприимны ли люди, встречающие родителей, есть ли место, где родители могут посидеть?
- Открыта ли школа для встреч, организации форм дополнительного образования для родителей и жителей и др.?
- Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?
- Весь ли персонал школы доброжелателен по отношению к родителям?
- Проводим ли мы обучение родителей?
- Проводим ли мы консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др.?
- Есть ли у нас группы родителей, выполняющие функции наблюдателей (за качеством обучения, отношениями учеников и учителей и др.) в школе?
- Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы?
- Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей и представителей общественности в школу были регулярными?
- Пожелали бы мы себе таких учителей (такой школы), как мы сами?
Анкета для родителей «Ваше отношение к школе»
Уважаемые родители!
Каждое из положений анкеты просим вас оценить, выбрав одно из утверждений:
да, нет, трудно сказать:
Вопросы | Да | Нет | Трудно сказать |
Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы: - уровнем преподавания; - организацией школьного быта; - питанием в школе; - состоянием школьных помещений; - оформлением классов; - материально-техническим обеспечением школы; - отношениями между школьниками в классе; - вашими отношениями с педагогами и администрацией; - отношениями вашего ребенка с педагогами; - отношением вашего ребенка к школе в целом | |||
В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов. Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню? | |||
Получаете ли вы достаточную информацию об успехах, неудачах вашего ребенка в школе? | |||
Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами? | |||
Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в городе»? | |||
Имеется ли у вас возможность участвовать в делах школы? | |||
Что, по вашему мнению, школа делает хорошо? | |||
А что, по вашему мнению, ей следовало бы делать лучше? |
Эффективное развитие образовательного процесса в школе возможно, если осуществить комплексный подход к организации учебно-воспитательного процесса на основе партнерства с родителями и общественностью и сформировать устойчивое положительное отношение к школе у учащихся и их родителей посредством участия в различных формах учебно-воспитательной деятельности.
Поэтому предлагаю:
- Разработать комплексную программу взаимодействия: «Семья-школа-социум». Внести это предложение в решение педагогического совета и создать рабочую группу по разработке программы.
- Для составления программы по внеурочной деятельности школы и определения направлений провести диагностику среди учащихся и родителей.
- Запланировать педагогический совет по стилям педагогического общения.
«Прежде чем убеждать других, убедись в этом сам», считал Станиславский, а я действительно убеждена, что «учитель - профессия дальнего действия, главная на Земле!» Я думаю, что и все присутствующие разделяют мою уверенность, что мы – педагоги, люди самой гуманной профессии на Земле. В наших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Только мы, имеем возможность, направлять “семейные кораблики” по реке с названием “Жизнь”. Поэтому нам необходимо крепко держать штурвал, чётко знать маршрут, уметь вовремя помочь своим подшефным корабликам обогнуть и “подводные камни”, и миновать бурю, и пройти все пороги горной реки, и просто уверенно направляться к цели, в солнечную погоду.
И тогда хорошее образование XXI века сможет сделать Россию процветающей не на одно столетие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети – не только наше будущее, дети – наше настоящее, которое не может ждать. Н.Ф. Федоров (философ XIX века)
«Национальные проекты - это не разовая мера. Это наша долгосрочная политика. Инвестиции в человека, в его образование, здоровье, в качество жизни стали ключевой идеей развития страны. И сейчас мы вплотную подошли к формированию на базе национальных проектов новой социальной политики - политики развития человеческого потенциала, такой, которая должна открыть широкие и равные возможности для самореализации наших граждан» Д.А. Медведев
При формировании структуры образования XXI века, имея в перспективе задачу воспитания “человека и гражданина”, необходимо делать ставку на воспитательный потенциал семьи. Приоритетными направлениями деятельности определены: а) здоровье, б) образование, в) социализация, г) готовность жить в семье и обществе XXI века.
ребенок Объект педагогического воздействия
ребенок Равноправные субъекты воспитания
Критерии взаимодействия семья школа
2008-2009 2010-2011 Социальный паспорт семей
год высшее н/ выс . Ср/спец среднее основное Без/образ 2008-2009 157 6 184 25 2 - 2009-2010 112 7 219 27 4 3 2010-2011 118 6 224 26 4 5 Уровень образования родителей
Мониторинг посещения Общешкольных родительских собраний год I полугодие II полугодие 2008-2009 205 (68%) 158 (53%) 2009-2010 253 (80%) 191 (60%) 2010-2011 246 (82%) 230 (70%)
Эффективное развитие образовательного процесса в школе возможно, если осуществить комплексный подход к организации учебно-воспитательного процесса на основе партнерства с родителями и общественностью и сформировать устойчивое положительное отношение к школе у учащихся и их родителей посредством участия в различных формах учебно-воспитательной деятельности.
Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как достичь взаимопонимание с ребенком?
Как достичь взаимопонимания с ребенком? В работе можно найти ответ на этот вопрос; также родителям предлагаются различные методы и средства воспитания собственных детей....
Родительское собрание «Пойми меня правильно. Как достичь взаимопонимания с ребенком?»
ü способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми;ü способствовать формированию доверительных и доброжелательных от...
Педагогический совет "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества"
Разработка педагогического совета "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества". Представлены примеры мониторинга по данной теме. Памятка для учителя "Какие факторы способствуют привле...
методическая разработка педагогического совета "Семья и шкрола: как достичь взаимопонимания и сотрудничества"
Педагогический совет «Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества». Примеры диагностики и мониторинга воспитательного процесса по теме педсовета.Памятка для учителя «Какие фактор...
Родительское собрание "Как достичь взаимопонимания?"
Родительское собрание "Как достичь взаимопонимания?"...
Родительское собрание «Как достичь взаимопонимания с ребенком?»
Данный материал предстовляет методическую разработку родительского собрания по теме «Как достичь взаимопонимания с ребенком?»Задачи:помочь родителям в выборе методов и средств воспитания собствен...
Родительское собрание "Как достичь взаимопонимания с ребенком"
методический материал...